Пандемия COVID-19 выявила необходимость подготовки студентов к онлайн образованию.
Смешанное обучение, включающее онлайн обучение и очное преподавание теоретических
модулей по направлению подготовки «Социальная работа», показало свою эффективность.
Но применение смешанного обучения в практических модулях требует дальнейшего иссле-
дования. Цели настоящей работы – во-первых, изучить опыт студентов бакалавриата, обуча-
ющихся по направлению «Социальная работа», и их кураторов в использовании ИКТ-тех-
нологий во время практики первого курса; во-вторых, выяснить их мнение о том, как это
повлияло на опыт онлайн работы во время пандемии. Теория деятельности используется
в качестве теоретической рамки. Качественный подход определил поисково-описательный
характер работы. Участники были отобраны с помощью целевой детерминированной вы-
борки. Сбор данных осуществлялся с помощью рефлексии в письменной форме. Для анали-
за данных был использован тематический контент-анализ. Этические аспекты проведения
исследования (добровольное участие в исследовании, информированное согласие, защита
личной информации, конфиденциальность и анонимность) были соблюдены. Полученные
результаты содержали все компоненты теории деятельности. Среди сложностей, которые
участники испытывали до и во время пандемии, было отмечено следующее: недостаток
опыта в использовании изучаемых технологий, отсутствие доступа к техническим ресурсам,
социально-экономические проблемы, необходимость приобретения специальных навы-
ков исследовательской работы, потребность в организации прямого взаимодействия меж-
ду студентами, между студентами и научными руководителями / преподавателями, а также
определение роли участников образовательного процесса в поддержке обучения. Результаты
исследования позволили дать рекомендации относительно того, что необходимо для эффек-
тивного использования компонентов теории деятельности в практических модулях при под-
готовке студентов к обучению и преподаванию.
Количество Объем : 16
Дидактические особенности формирования корпоративной культуры у выпускников магистратуры автотранспортного профиля
В рамках постиндустриального развития автотранспортного производства новая управлен-
ческая культура, основанная на корпоративных ценностях, стимулирует изменения в систе-
ме инженерного образования. В процессе развития автосервисных предприятий выпускники
второй ступени высшего образования (магистры инженерии) часто занимают должностные
позиции линейных руководителей. Результаты многопанельного академического исследова-
ния с участием основных стейкхолдеров показали необходимость активного участия выпуск-
ников магистратуры в развитии корпоративной культуры и приобщении к ней производ-
ственного персонала. Это выявило новую компетенцию линейного руководителя, которой
не уделялось должного внимания прежде, – подготовку к образовательной деятельности как
части деятельности по оперативному управлению. Это инновационная особенность процес-
са подготовки магистров инженерных специальностей. В данной статье анализируется про-
грамма обучения производственного персонала корпоративной культуре, уточняется роль
фасилитатора, заменяющего преподавателя-эксперта, и формулируется академическая про-
блема обучения магистрантов конкретным дидактическим средствам, способствующим раз-
витию корпоративной культуры.
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей
Уровень образования родителей существенным образом отражается на результатах пси-
хического развития детей и является значимым предиктором формирования взглядов
и представлений о воспитании, которыми они руководствуются во взаимодействии с деть-
ми. Однако исследований, которые были бы направлены на изучение роли уровня образо-
вания российских родителей в формировании их взглядов на вопросы воспитания детей,
практически нет. По этой причине в настоящей работе была поставлена цель изучить роль
уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий вос-
питания с учетом возраста и пола ребенка и регионов, где проживают семьи. Интуитив-
ные теории воспитания российских родителей изучались с помощью пунктов опросника
Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ). Выборку составили 995 родителей детей от
1 до 7 лет, проживающих в г. Москве, Республике Саха (Якутия) и Республике Северная
Осетия. Выявлены два профиля во взглядах родителей на воспитание детей в зависимости
от уровня образования. Определены различия и сходства в представлениях о воспитании
детей с точки зрения географии проживания семей при контроле уровня образования ро-
дителей. Результаты исследования освещают вопросы современного родительства в трех
регионах страны и могут быть полезны для понимания профиля современного родителя,
а также для разработки просветительских программ, направленных на саморазвитие и по-
вышение компетентности российских родителей.
Многоязычие в детском возрасте: взгляды родителей и размышления педагогов
Вопросы сверхразнообразия языков и культур, множественность идентичности и вариа-
тивность культурных практик, многоязычие, изучение языков и мультикультурность, меж-
культурное взаимодействие в группах дошкольных учреждений и в начальной школе имеют
принципиальное значение для понимания и оценки современной ситуации существования
русского языка за рубежом. Учителям приходится принимать во внимание лингвистические
и художественные ресурсы и обзаводиться особым методологическим репертуаром. Целью
исследования является показать, какие основные темы затрагиваются родителями и педа-
гогами многоязычных детей при обсуждении трудностей, возникающих при организации
многоязычного образования, какие пути они предлагают для их преодоления. В исследова-
нии, проводившемся в разных странах (Германия, Россия, Финляндия, Франция), родители
и педагоги отвечали на анкету по поводу их установок по отношению к двуязычному обра-
зованию дошкольников и младших школьников. Характеризовались семьи и образователь-
ные учреждения. Дополнительно анализировались интернет-дискуссии на международных
платформах на русском языке. Существующие практики демонстрируют, что разнообразие
подходов к раннему двуязычному воспитанию ограничено материальными и человеческими
ресурсами и потенциалом детского развития. Лучшие результаты требуют большего инпута,
преданных делу родителей и педагогов, большего финансирования, жестких правил языко-
вого употребления и подлинной преемственности двуязычного образования в качестве цели
на всех этапах детского развития. Неодинаковые результаты при разных педагогических под-
ходах связаны не только с языком самим по себе, но и с политическими и экономическими
обстоятельствами и когнитивными способностями детей.
Психобиографические факторы и предикторы формирования индивидуально-психологических и личностных характеристик (обзор зарубежных исследований)
В статье обосновывается важность психобиографического подхода в оценке личности и про-
водится обзор зарубежных исследований влияния психобиографических факторов на раз-
витие и формирование индивидуально-психологических и личностных характеристик.
Описывается роль гендерных признаков, порядка рождения, жизненных событий и ранне-
го периода воспитания в семье в формировании индивидуальных особенностей личности.
Отмечается тенденция смещения такого анализа от единичных случаев к сравнительным
исследованиям. Анализируются наиболее популярные подходы и процедуры оценки лич-
ности лидера. Обосновывается необходимость комплексного анализа психобиографических
факторов и взаимосвязей их влияния на формирование индивидуально-психологических
и личностных характеристик, что представляет новизну работы, поскольку исследователи
в основном фокусируются на изолированных эффектах и коротких промежутках време-
ни, игнорируя то, что кумулированные эффекты, эмоции, мысли в период лидерства могут
фундаментально изменить лидера (его личностные качества, стиль и поведение) и в целом
повлиять на его дальнейшую биографию. Результатом исследования является совокупность
подходов к оценке персонала, которые внедрены в практику личностно-профессиональной
диагностики руководителей государственной службы.
Образовательные стандарты и запросы современности: противоречия или возможности
Целью данной работы является эмпирическое исследование профессиональных компетен-
ций. В соответствии с указанной целью в работе поставлены две основные задачи: оценить за-
просы рынка труда, предъявляемые к специалистам в сфере торговли и маркетинга; выявить,
какие профессиональные компетенции формирует стандарт подготовки ФГОС ВО 3+ и от-
вечает ли он современным требованиям, предъявляемым работодателями. Исследуются две
проблемы: могут ли компетенции, заложенные в образовательный стандарт, сформировать
необходимые навыки, которые предъявляются к данной профессии на современном рынке
труда; формируют ли профессиональные компетенции необходимые личностные качества,
которые будут востребованы работодателями. Анализ показывает, что образовательный
стандарт ФГОС ВО 3+ довольно слабо адаптирован к современным требованиям рынка тру-
да, а профессиональные компетенции, заложенные в нем, формируют, как правило, специ-
алиста, готового заниматься собственной предпринимательской деятельностью, в то время
как подготовка подобных кадров осуществляется за счет государственного бюджета, а зна-
чит, подразумевает необходимость работы в крупных организациях и обладание более ши-
роким набором навыков, включающих способности к экспертной и аналитической работе,
системному мышлению и т.д. Увеличение числа инноваций в высокотехнологичные отрасли
по мере продвижения России к цифровой экономике будет увеличивать спрос на маркето-
логов, владеющих дизайном, проектированием, визуализацией и навыками работы с BigData.
Именно эти навыки и должны быть интегрированы в новый ФГОС ВО 3++ для подготовки
специалиста, соответствующего требованиям ХХI века.
О формировании способности восприятия глубины, объема, пространственной перспективы образов плоскостных изображений как базовой составляющей технологии развития креативного потенциала человека
Целью работы является попытка выявить новые возможности инициации творческих спо-
собностей человека на основе активации зрительного восприятия. В работе рассмотрено по-
вышение уровня креативности через опосредованное формирование зрительных конструк-
тов при обращении к ассоциативному мышлению обучающихся. Обосновано, что развитие
креативного потенциала обусловлено уровнем развития субъекта и способностью воспри-
нимать любые плоскостные изображения с эффектами глубины, объема, пространственной
перспективы (далее 3D-феномен). Представлены результаты обучения студентов, тестирова-
ния обучающихся 7-11 классов одного из среднеобразовательных заведений (далее Гимна-
зия) г. Казани. На технологию обучения, опросы получены патенты на изобретения. По опро-
сам учащихся Гимназии с наивысшими показателями по эффекту рельефного восприятия
образов плоскостных изображений впервые представлены результаты, что до 97,5% выборки
имеют показатели по тесту Д. Торренса от значений «выше нормы» до «отличный уровень».
Для тех же учащихся проведена регистрация активности движения глаз.