Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточным объемом исследований,
посвященных потенциальным возможностям личностного развития дошкольника. Цель
статьи заключается в проверке экспериментальной программы по раннему музыкально-эс-
тетическому развитию личности дошкольника на основе интеграции искусств, с поэтапным
усложнением содержания программного репертуара у старших дошкольников. Нами было
выявлено, что у дошкольников обучающихся музыке с 3-4 летнего возраста в специализиро-
ванных центрах музыкально-эстетического образования, быстрее развиваются личностные
характеристики по сравнению с дошкольниками, обучающимися по традиционным програм-
мам в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим был поставлен эксперимент, ко-
торый проводился в обычном дошкольном образовательном учреждении по разработанной
нами программе. Особенностью нашего подхода является опора на развитие музыкального
слуха. В частности, нами использовались основные его виды: ритмический, мелодический,
гармонический. Развитие музыкального слуха мы понимаем как развитие умения к тонкой
дифференцировке слуховых ощущений, повышение слуховой чувствительности. Так как до-
школьники не знают нотной грамоты, им предъявлялся звуковой вариант теста заключаю-
щийся в предъявлении на слух двух ритмов (мелодий, аккордов), которые в одном случае
полностью повторяются, а в другом различаются. Задача испытуемых определить различие
/ повтор предъявленных вариантов. Как нам представляется, эта способность положитель-
но сказывается на развитии эмоциональной, эстетической сферы дошкольника, повышении
уровня восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, воплощению эмо-
циональных состояний, погружению в глубину образов, развитию воображения. В данном
случае умение различать незначительные изменения в мелодиях, ритме, интервалах и аккор-
дах экстраполируется на другие возможности личности, такие как различать тонкие эмоцио-
нальные состояния людей, самим воплощать эмоциональные состояния, различать тонкость
образов художественных произведений, произведений живописи. Материалы статьи могут
быть полезны для работников детских дошкольных учреждений в работе с дошкольниками.
Номер выпуска : 49
Социально-профессиональные ценности российских педагогов с различным педагогическим стажем страницы
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением восприятия образовательных
ценностей современными педагогами в условиях трансформирующегося общества и новых
вызовов развития. Цель исследования состоит в выявлении особенностей социально-про-
фессиональных ценностей и ценностных ориентаций российских учителей с учетом их педа-
гогического стажа (на примере Республики Татарстан). Ведущими подходами к исследованию
данной проблемы являются аксиологический и компетентностный подходы. Они обеспечи-
вают целостность изучения в диалектическом единстве социальных, профессиональных и
личностных ценностей педагога. В статье представлены результаты сравнительного анализа
иерархии социально-профессиональных ценностей российских педагогов, имеющих различ-
ный педагогический стаж (от 0 до 5 лет, от 6 до 20 лет и свыше 20 лет); динамики проявления
их ценностных ориентаций в восприятии социального и познавательного смысла новых об-
разовательных функций; выявлены системообразующие ценности и ценностные ориентации
в инвариантных моделях системы ценностей педагогов с различным педагогическим стажем.
Полученные результаты исследования позволяют определить перспективные направления
подготовки и переподготовки высококвалифицированных учительских кадров с учётом зна-
чимости их социально-профессиональных ценностей и качеств.
Модель формирования рискологической компетенции будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности страницы
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в подготовке будущего учи-
теля к инновационной деятельности, сопряженной многочисленными рисками, и недоста-
точной разработанностью теоретических, научно-методических и содержательно-процессу-
альных аспектов формирования его профессиональной готовности к освоению, внедрению
и распространению педагогических новшеств в учебно-воспитательный процесс общеоб-
разовательной школы. Цель статьи – разработка модели формирования рискологической
компетенции будущего учителя в контексте его подготовки к инновационной деятельности.
Ведущим методом исследования рассматриваемой проблемы является моделирование, спо-
собствующее обеспечению формирования устойчивой профессиональной направленности
студентов на развитие педагогического творчества, поиск нестандартных решений и ответс-
твенности за них. В статье представлена модель формирования рискологической компетен-
ции будущего учителя, которая носит когнитивно-ценностно-деятельностный характер и
состоит из взаимосвязанных целевого, содержательного, процессуального, результативного
компонентов; выявлены их особенности; обоснованы концептуальные положения внедре-
ния данной модели. Модель формирования рискологической компетенции будущего учи-
теля направлена на повышение эффективности профессиональной подготовки студентов к
инновационной деятельности и ориентирована на формирование личной устремленности
будущих учителей применять знания, умения, навыки, опыт внедрения педагогических ин-
новаций и профилактики педагогических рисков в процессе решения педагогических задач.
Как стать учителем в Соединенном Королевстве в 21 веке страницы
данной статье я исследую, как курс развития педагогического образования менялся под
влиянием политических вмешательств. Основной фокус статьи – Соединенное Королевство,
но я также отстаиваю позицию, что данный подход к педагогическому образованию, как к
«вопросу политики», является глобальным феноменом. При этом рассмотрение контекста
Соединенного Королевства подразумевает четкую дифференциацию разных его частей, пос-
кольку, невзирая на влияние глобализации, между четырьмя различными административно-
политическими частями страны существуют определенные расхождения в подходах к педа-
гогическому образованию. Опираясь на последние достижения в «клинической практике» в
области педагогического образования, я отстаиваю важность исследовательско-ориентиро-
ванного подхода к педагогическому образованию.
Выбор профессии учителя: обзор начального этапа подготовки учителей страницы
Статья рассматривает стадию перехода ученика школы в статус студента. Этот этап пред-
полагает выбор профессионального направления и для многих учеников, возможно, это –
первое осознанное и ответственное решение в жизни и, оно включает ответы на вопросы:
«Кем я хочу стать?», «Какая профессия является моим призванием?». Переход из школы в
университет включает и другие сомнения: «Как организовать дальнейшую жизнь?», «Что
важно для меня?». В это же время имеющийся у человека жизненный опыт, предпочтения
должны гармонично вписаться в новый этап. На этот переходный период влияют события,
произошедшее в прошлом, условия, в которых развивалась личность. В данном контексте
немногие способны легко справится с проблемами данного периода или избежать их. Этот
непростой контекст является причиной разнообразия реакций и способов реагирования на
вызовы переходного периода.
Профессиональная подготовка учителей в Германии страницы
Изменения, происходящие в глобальном мире стимулируют появление новых концепций
подготовки учителей с начала 21 века. На сегодняшний день обсуждаются следующие аспек-
ты: 1) Реформа необходима по причине изменения учебных планов и структуры обучения,
а также в связи с необходимостью развития профессиональной подготовки учителей как
части Болонского процесса; 2) во-вторых, значительный объем социально-демографических
трансформаций сдвигает фокус внимания на собственные нужды и потребности учителя в
изменяющемся в мире в контексте нехватки всех видов ресурсов. В статье рассматриваются
основные изменения и этапы развития профессионального образования учителей в Герма-
нии и Европе согласно следующим критериям: 1) университетские и другие образовательные
центры подготовки учителей в Германии; 2) усовершенствование учебного плана и дидакти-
ческих подходов в образовании учителей; 3) требования к компетенциям в процессе подго-
товки учителей.
Отношение словенских учителей к инклюзивному образованию в сравнении с результатами исследований других стран страницы
Включение детей с особенностями развития в пространство начальных классов общеобразо-
вательных школ бросает вызов учителям. Обзор опубликованных в течение последних трид-
цати лет научных статей на тему отношения учителей к инклюзии показал, что эффектив-
ность реализации инклюзии во многом зависит от отношения к ней учителей. Кроме того, в
ходе обзора литературы было обнаружено, что отношение учителей к инклюзии связно с их
полом, профессиональным стажем в области специального образования, с их квалификацией
и с разновидностью конкретно взятых особенностей развития. В рамках данного исследова-
ния был проведен опрос в 2013 году, в котором приняли участие учителя младших классов
словенских школ (репрезентативная выборка), в каждом классе которых был хотя бы один
ученик с особенностями в развитии. Результаты опроса показывают нейтральное отноше-
ние учителей к инклюзии. Учителя считают, что они недостаточно квалифицированы, чтобы
учить детей с особенностями в развитии, что в связи с этим им хотелось бы пройти соот-
ветствующие курсы повышения квалификации. Они в особенности заинтересованы и по-
ложительно настроены по отношению к инклюзии детей со специфическими нарушениями
познавательной деятельности, детей с хроническими заболеваниями и детей с нарушениями
речи. При этом учителя наименее положительно настроены по отношению к инклюзии детей
с задержками психического развития. Учителя нейтрально относятся к использованию ИКТ
в специальном образовании, а также считают, что использование ИКТ скорее способствует
когнитивному развитию детей, нежели их социальному развитию. Вместе с этим учителя не
считают себя достаточно компетентными, чтобы эффективно работать с ИКТ и специаль-
ными вспомогательными технологиями. Полученные результаты не выявили связи между
отношением учителей к инклюзии и их полом, профессиональным стажем, опытом работы с
детьми с задержками в развитии, а также не показали, что мнение о собственной компетент-
ности сказывается на отношении. Полученные результаты рассматриваются в соотношении
со схожими исследованиями, проведенными в других странах.
Образование и саморазвитие 2016 11(49)
Это полный журнал Выпуск 49 со всеми статьями и содержание страниц.
Содержание
Спела Багон, Андрея Истенич Старчич.
Отношение словенских учителей к инклюзивному образованию в сравнении с результатами исследований других стран страницы 6-27
Марианна Фризе.
Профессиональная подготовка учителей в Германии страницы 28-35
Сабине Машке, Людвиг Штехер.
Выбор профессии учителя: обзор начального этапа подготовки учителей страницы 36-44
Иен Ментер.
Как стать учителем в Соединенном Королевстве в 21 веке страницы 45-52
Наиля Н. Асхадуллина.
Модель формирования рискологической компетенции будущего учителя
в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности страницы 53-64
Альбина Р. Дроздикова-Зарипова, Наталья Н. Калацкая.
Социально-профессиональные ценности российских педагогов с различным педагогическим стажем страницы 65-76
Рамиль Ф. Сулейманов, Муршида М. Хадиуллина.
Роль музыкально-эстетического образования в развитии личности дошкольника страницы 77-90
Content
Spela Bagon, Andreja Istenic Starcic.
Attitudes towards inclusion by Slovenian teachers in the context of findings from other countries pp6-27
Marianne Friese.
Vocational Teacher Training in Germany pp28-35
Sabine Maschke, Ludwig Stecher.
Why become a teacher? Considerations on the initial study phase in teacher training pp36-44
Ian Menter.
Becoming a teacher in the United Kingdom in the 21st century pp45-52
Nailya N. Askhadullina.
The model of a future teacher’s risk-recognizing competency formation in the process of preparation for innovative educational activities pp53-64
Albina R. Drozdikova-Zaripova, Natalya N. Kalatskaya.
Social and professional values of Russian teachers having various pedagogical experience pp65-76
Ramil F. Suleymanov, Murshida M. Hadiullina.
The role of musical-aesthetic education in personality development preschool pp77-90