В нашем исследовании мы исходим из того, что красота книги раскрывается не только в том, каким языком она написана, но и в еѐ форме, эмоциональной окраске повествования, индивидуальном и непо-вторимом видении мира автором и его героями. Поэтому мы считаем, что психологический анализ яв-ляется эффективным способом развития эстетических чувств учащихся, приобщения их к глубокому восприятию произведения, пониманию характеров героев и философии жизни. Он позволяет постигать и подтекст произведения, объяснять причины событий или явлений, причины поступков героев, их ду-шевных переживаний, находить то, что обращает читателя к анализу собственного внутреннего мира и философии жизни. Задача этой статьи заключается в том, чтобы на примере фрагментов разбора художественных про-изведений Л.Толстого, М.Шолохова и др., романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» с помощью пси-хологического анализа показать, как приѐмы анализа, такие, как: составление психологической парти-туры переживаний героя (см. график переживаний Понтия Пилата, который позволяет одновременно анализировать чувства Пилата, самого читателя и автора произведения); составление психологического досье; словаря описаний голосов, жестов, мимики, взглядов; цветового спектра чувств, психологиче-ского комментария – помогают познавать не только характеры героев-персонажей, мотивы их по-ступков, индивидуальный стиль писателя, но и вырабатывать собственную систему отношений к миру, людям, себе.
Номер выпуска : 47
Кросскультурное исследование национального самосознания в условиях межэтнической напряженности
В статье приводятся результаты кросскультурного исследования в России и странах Западной Европы: Беларуси, Польше, Германии, Франции, Великобритании. Исследование проводилось в 2013-2016 гг. при поддержке научных центров университетов Беларуси, Польши, Великобритании и др. Использова-лись следующие методы: теоретические (анализ и обобщение философской, психологической и педаго-гической литературы по проблемам этнической идентичности); эмпирические (методы измерения и сравнения); методы обработки результатов исследования (качественный анализ, однофакторный дис-персионный анализ). Исследовалось национальное самосознание иммигрантов-мусульман и коренных жителей в возрасте от 17 до 30 лет. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: 1) проявления экстремизма у иммигрантов-мусульман связаны не с правильностью (или неправильностью) политики государства или кросскультурного образования в принимающей иммигрантов стране, а с положением (политическим, экономическим, социальным и др.) их соотечественников на этнической родине; 2) концептуальные, стратегические и технологические структуры кросскультурного образования должны учитывать эту ин-терференцию (отрицательное влияние этнической ситуации одной страны на подсознание субъектов кросскультурного образования другой страны), эти структуры должны быть направлены не на ассими-ляцию иммигрантов, а на преодоление выявленной у них в этническом сознании интерференции; 3) практика кросскультурного образования должна использовать методы транспозиции (положительного переноса культурных компонентов этнической родины на культуру страны проживания иммигрантов), направленных на формирование позитивного межкультурного общения с представителями разных эт-носов.
Воспитание духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи средствами музыкального искусства
В статье рассматривается проблема воспитания духовно-нравственных ценностей школьников средствами музыкального искусства с целью формирования и развития в них гуманного отношения к людям, обществу, Родине, к своему и другим народам, к их культуре и духовным традициям. Дается понятие категорий:«духовность», «нравственность», «духовно-нравственное качество личности» «духовно-нравственное воспитание»; анализируются психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного школьного образования. Рассматривается практика школьного музыкального образования как воспитание музыкальной культуры учащихся. Анализируются авторские программы и методики современного музыкального воспитания по направлениюразвития духовности и нравственностиучащейся молодежи. Определяются профессиональные качества и функции в педагогической деятельности учителя музыки. Исследуется воспитательное значение музыкального искусства в развитии патриотизма и толерантной культуры учащейся молодежи. В статье доказывается, что воспитательный потенциал музыкального искусства способствует формированию духовно-нравственных ценностей личности учащегосякак основу ее внутреннего мира,готовит к активному участию в жизни страны. Присущая предметам искусства вариативность мировосприятия, разнообразие и активность форм деятельности способствуют воспитанию открытости, толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству и мирному сосуществованию социальных групп различных рас, религий, этносов, способствует воспитанию человеческого достоинства и высоких нравственных качеств.
Педагогические условия патриотического воспитания студентов на основе традиций физического развития казахской народной педагогики
Исследователями разных стран и этносов достаточно основательно изучены роль и значение традиций народной педагогики в воспитании детей. Целью данной статьи является обоснование того, чтотради-ции физического развития казахской народной педагогики обладают большим воспитательным потен-циалом, реализация которого позволяет формировать у человека, особенно у подрастающего поколения, патриотические ценности. В статье рассматриваются компоненты профессионального качества будущих учителей (эмоционально-мотивационный, содержательный, оценивающий, деятельностный), уровни формирования исследуемого качества (высокий, достаточный, средний, низкий) патриотического воспитания студентов на традициях физического развития казахской народной педаго-гики, процесс патриотического воспитания студентов (содержательный, организационный, методическый). На убедительных примерах казахского народного опыта воспитания показывается, как традиционная физическая подготовка для развития здоровья и силы людей применяется в современной образовательной организации; как использование традиций казахской народной педагогики в физиче-ском развитии человека позволяет повысить эффективность патриотического воспитания молодѐжи. Методика включает в себя учебный процесс и внеурочную работу. Такой подход оказывает влияние на реализацию традиций физической подготовки казахской народной педагогики. Результативность патриотического воспитания студентов с помощью традиций физической подготовки казахской народной педагогики обусловлена правильным выбором используемых в учебной деятельности форм и методов работы
Специфика технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы
В статье раскрывается специфика технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы, выделяются особенности их применения, отвечающие ценностям гуманистической ориентации, учиты-вающие специфические особенности урока в малокомплектной школе и соответствующие положениям стратегии индивидуализации обучения. Рассмотрена сущность понятия «технологический подход» у разных методистов и педагогов, отмечено, что достаточно глубоко раскрыто это понятие на основе разработки определенной схемы алгоритма построения отдельного обучающего цикла, включающего совокупность всех необходимых компонентов (цель обучения, способ действия и достигаемый резуль-тат обучения). Проведен анализ эффективности технологий коллективных способов обучения (КСО) в ряде школ Республики Татарстан. Для данной технологии характерны принципы: завершенности, непрерывной передачи полученных знаний друг другу, сотрудничество учащихся, разнообразие тем и разделение труда, разновозрастности участников педагогического процесса, обучение по способностям, педагоги-зация деятельности каждого участника. Получены результаты, доказывающие значение данной техно-логии в современных условиях реализации стандартов второго поколения и достижения учащимися требований основных образовательных результатов предметных, метапредметных и личностных. Необходимо сохранять и развивать малокомплектные школы. Это обусловлено рядом демографиче-ских, природно-географических, социально-экономических и социально-культурных факторов. Совре-менное образование в основной и средней общеобразовательной школе не может дать результата без новых личностно-ориентированных педагогических технологий. В сельской малокомплектной школе одна из наиболее эффективных – это технология коллективных способов образования: эта технология формирует познавательные интересы и навыки самостоятельной работы у учащихся; групповая работа способствует реализации познания на разных уровнях сложности, настраивает школьников на соперни-чество, вносит необходимый для процесса познания элемент соревнования; технология дает хорошие результаты в классах с малой наполняемостью.
Об академической мобильности студентов в условиях сетевого взаимодействия
В рамках проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образова-тельной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» (Номер открытого конкурса: 2014-04.03-05-043-Ф-91.055) одним из необходимых условий было создание пакета учебно-методической документации для преподавателей, участвующих в реализации проекта. В основной образовательной программе главной составляющей яв-ляется программа учебной дисциплины. Для осуществления анализа программы учебной дисциплины и учебно-методического комплекса нами была предложена Экспертная карта оценивания. Использование данной карты позволяло преподавателям и руководителям проекта более детально осуществить анализ выполненной работы и повысить качество разработки программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов. Если программа учебной дисциплины выполнена на низком уровне, то она не проходит экспертизу и не допускается к реализации. Если программа учебной дисциплины имеет допустимый уровень, то она может быть допущена к реализации, но преподавателю необходимо внести уточнения или дополне-ния. Если программа учебной дисциплины выполнена на достаточном уровне, она допускается к реали-зации с рекомендациями, которые преподаватель может по желанию учесть. Высокий уровень может быть у программы учебной дисциплины, которая полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к разработке программы по учебной дисциплине и учебно-методического комплекса.
Предпосылки к профессионально-личностному становлению учителя
Актуальность темы обусловлена стремительным развитием системы образования, его новыми этапами развития, вве-дением новых методов в образовательную деятельность. Соответственно и в работе учителя должны происходить пе-ремены. В статье приводятся необходимость профессионально-личностного развития учителя, рассматриваются не-которые подходы к профессионально-личностному развитию учителя, такие, как исторический, философский. Личность учителя очень важна в современном образовании. Вопросы развития и становления учи-теля как личности находили свое отражение в идеях известных педагогах прошлого. Многие из них менялись с течением времени. Учитель современной школы должен уметь обеспечивать условия для развития личности, делать этот процесс управляемым; он должен быть компетентным, хорошо подго-товленным профессионалом. Работа учителя никогда не кончается. Она всегда должна совершенство-ваться. Если учитель останавливается на достигнутом, он перестает быть учителем. Учитель должен находиться в постоянном движении, развивать себя как личность и только тогда он сможет приложить все свои знания и умения для вовлечения учащихся в процесс взаимодействия, в творческую деятель-ность и повысить уровень образования.
Организация процесса обучения студентов высших учебных заведений физкультурно-спортивной направленности в США
Настоящая статья посвящена организации процесса обучения студентов в высших учебных заведениях физкультурно-спортивной направленности США. В процессе интеграции российского образования в общемировое сообщество важно понимать все компоненты структуры и содержания зарубежного опы-та, а так же внедрять его положительные стороны в систему российского образования. В процессе ана-лиза подробно рассмотрена американская система кредитных единиц (USCS–UnitedStatesCreditSystem), которая является особенностью всего высшего образования в США. Уникальность данной системы на-прямую позволяет студентам-спортсменам обучаться именно по той программе, которая действительно подходит индивидуально для каждого отдельно взятого спортсмена, так и для отдельного вида спорта, или уровни подготовки студента. Так же отличительной чертой является система поощрения спортив-ными стипендия, характерная лишь для американской системы подготовки спортивного резерва страны.
Творческая эколого-педагогическая деятельность в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин
Целью статьи является обобщение творческой эколого-педагогической деятельности на примере твор-ческого союза коллектива сельской малокомплектной школы — учреждений повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин. Образование для устойчивого развития требует обо-гащения опыта творческой деятельности учителя ключевыми компетенциями, формирование которых рассматривается на примере экологической тропы в условиях сельской школы. Концептуально исследо-вание строилось на отработке корпоративной культуры учителей в рамках одного коллектива, разреше-нии проблем разорванности предметного усвоения знаний и умений, обобщении знаний с целью фор-мирования единой научной картины мира, формировании непрерывного экологического образования. Международные исследования состояния биосферы земли; Конференция ООН по окружающей среде свидетельствуют том, что решение глобальных экологических проблем должно начинаться с локально-го уровня. Многолетний опыт работы по данной проблеме позволяет обобщить теории, иерархии (в на-шем случае учреждения среднего, высшего и постдипломного образования) в рамках теоретической концепции творческой педагогической системы. Проблема образования для устойчивого развития тре-бует обогащения опыта творческой деятельности учителя естественно-географических дисциплин клю-чевыми компетенциями. Проблема включения экологии в структуру и содержание российского школь-ного образования не решена. Актуальной является разработка методики экологического образования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, вклю-чѐнной в систему непрерывного экологического образования. В основу исследования положен интерес к знаниям, имеющимся в предметных и смежных областях; изучение теоретических и методологиче-ских основ эколого-педагогических знаний; владение аналитико-оценочными методами педагогической работы; знание основных психолого-педагогических закономерностей воспитания и обучения и умение их применять. Рассмотрены историко-педагогические предпосылки развития экологического образования, как в учениях великих педагогов-просветителей, так и в образовательных системах; системно-структурный анализ содержания экологического образования; взаимодействие образовательных структур с использо-ванием экологической тропы; педагогические условия повышения качества экологической образованно-сти детей школьного возраста; организация взаимодействия школьников с природой как условие эколо-гического воспитания; структура компетенций учителя естественно-географических дисциплин; реали-зация преемственности в условиях учебной и внеаудиторной деятельности в общеобразовательных и постпрофессиональных учебных заведениях; проблемы научного обобщения сельской среды как педаго-гического условия формирования экологической культуры школьников; развитие исследовательских учений и навыков в процессе выполнения эколого-ориентированных работ на экологической тропе, ра-ционализация учебного времени, овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навы-ками по оптимизации воздействия на природную и преобразованную среду. Разделяем точку зрения Л.В.Поповой о том. что творческая деятельность в профессиональном экологическом образовании, это спланированная научно-исследовательская работа, опирающаяся на комплекс изученных дисциплин и направленная на изучение нового знания. Организационно-деятельностные компетенции учителя про-явились на этапе создания экологической тропы: соблюдение организационно-методических требова-ний к собственно тропе, нормативно-правовому поведению участников, эмоциональной насыщенности и информационной ѐмкость маршрута, развитию коммуникативной культуры, адресности тропы. Кон-структивно-методические компетенции учителя концептуально рассматривались с точки зрения уни-версальности и междисциплинарности экологических проблем; возможности разрешения проблем разо-рванности предметного усвоения знаний, возможности формирования универсальных, обобщенных знаний и умений с целью формирования единой научной картины мира, перевода режима обучения с пассивного на интерактивное.
Конструктивно-методические компетенции учителя по организации учебного процесса в «природ-ном» кабинете потребовали разработку новых форм содержательного и пространственного перестраи- вания учебного процесса. В общей иерархии рассмотренных компетенций учителя проектно-исследова-тельские компетенции являются кумулятивными, представляя отработку корпоративной культуры учи-телей в рамках одного коллектива, попытку разрушить традиционную изоляцию учителей, способность к сотрудничеству в процессе решения ими профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. В ходе исследования в программу повышения квалификации учителей естест-венно-географических дисциплин включен спецкурс «Методика создания и использования авторской программы».
Выявлены барьеры по использованию экологической тропы в образовательном процессе, а также условия полноценного формирования и функционирования творческой эколого-педагогической дея-тельности с использованием экологической тропы.
Особенности развития профессиональной, билингвально-коммуникативной компетенции учителя
Статья посвящается характерным особенностям профессионально-коммуникативной компетенции учи-теля в условиях билингвального обучения. В настоящее время у общества возникла насущная потреб-ность выйти за рамки парадигмы образования, расширить еѐ содержание не в количественном, а в ка-чественном отношении. Актуальность данной работы связана с недостаточной степенью разработанно-сти вопроса выявления технологии совершенствования профессионально-коммуникативной компетен-ции учителя в условиях билингвизма. Цель исследования: определить и систематизировать на основе функционального анализа знаниево-ресурсного потенциала профессиональной полифункциональной деятельности учителя приоритетные компоненты билингвальной компетенции, которые можно рас-сматривать как показатели качества и результативности обучения. В статье дается краткая характери-стика коммуникативно-билингвальной культуры педагога, рассматриваются показатели билингвальной компетенции, а также наиболее целесообразные средства еѐ использования для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущими технологиями исследования данной проблемы выступа-ют технологии овладения видами билингвальной речевой деятельности, принципы аспектно-комплексного обучения, самоактивизации, личностно-ориентированного общения билингвального ха-рактера. В статье нашли отражения результаты проделанной работы, в процессе которой педагоги по-этапно овладевали основами профессионального билингвального обучения как важными показателями качественного уровня профессионального мастерства. Материалы статьи могут быть полезны для прак-тической профессиональной деятельности учителей средних школ.
Клиника психического развития ребенка и технология подготовки педагогов к работе в поликультурной среде
Изъятие статьи (Ретракция)
Статья «КЛИНИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ» (2016). E&SD, 11(1), С. 27-35. (Авторы: Валерьян Фаритович Габдулхаков, Алла Ибрагимовна Рафф, Евгения Александровна Сунцова) отзывается главным редактором журнала и издательством Казанского Федерального Университета в виду того, что в ней были обнаружены существенные некорректные заимствования (плагиат) из диссертации Тютюнник В.И.
Ссылки
Валерьян Фаритович Габдулхаков, Алла Ибрагимовна Рафф, Евгения Александровна Сунцова (2016) КЛИНИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. E&SD 11(1), С. 27-35.
Тютюнник В.И. (2004) Психология труда (Tyutyunnik V.I. Labor psychology)
Тютюнник В.И. (2008) Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология».
Проблема исследования заключается в противоречии, которое обнаруживается, с одной стороны, в на-личии многочисленых клинических диагностик психического развития ребенка, а также технологий подготовки педагогов к работе с детьми, а с другой стороны, в отсутствии корреляции (зависимости) между закономерностями психического развития детей и технологиями, в которых эти закономерности детерминируют содержание и систему подготовки педагогов в поликультурной среде. Неготовность пе-дагогов учитывать клинику ведет к развитию у детей самых разнообразных патологий. В поликультур-ной среде эти патологии приобретают осложненный характер. На основе анализа данных 456 испытуемых показаны закономерности психического развития детей от 1 года до 7 лет, доказано, что каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом ста-новления. У детей 1-2 лет речь, память и мышление являются одним целым, в то время как с возрастом эти три функции локализуются. Эта тенденция является одной из основных в процессе развития цен-тральной нервной системы. Одновременно происходит становление символизации и ассоциации. Для того чтобы объединить все функции в единое целое педагог должен инициировать участие более глу-бинных нервных образований, которые рассредоточены в разных структурах. Например, в первые меся-цы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируют-ся предметные действия. Соответственно технология подготовки педагогов для работы с детьми до-школьного возраста должна предусматривать пропедевтику вербально-семантического характера, по-зволяющую устанавливать контакт с ребенком на его родном языке общения, а также рефлексивный компонент, ориентированный на поддержку чувственных, а позднее предметных действий. На следую-щем этапе выделяется антиципационный компонент, который помогает прогнозировать у ребенка взаи-модействие восприятия, памяти, мышления, поведения, возможные проявления психопатии: память вы-деляется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. На третьем этапе выделяется когнитивный компонент: познавательные процессы у ребенка, пройдя период дифферен-циации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком уровне и в определенной степени нейтрализуют возможные проявления психопатии. Было доказано, что учет взаимосвязи памяти с речью и мышлением помогают педагогам обеспечить интеллектуализацию этой взаимосвязи. В результате проведения срезов и математической обработки данных было установлено, что технология обеспечива-ет достаточно высокую готовность педагогов к работе с клиническими особенностями детей дошколь-ного возраста.
Трудности психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов
Анализируются трудности психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, классифицируемые автором как связанные с организационными факторами и факторами со-противления-непринятия. В качестве центральных причин трудностей сопровождения описываются наиболее выраженные личностные особенности, свойственные педагогам (ригидность, пессимистич-ность, социальная интровертированность, эмоциональная лабильность). Эти свойства оцениваются как порождающие сопротивление педагогов оказанию им психологической помощи. Делается вывод о целесообразности встраивания психологической работы в общую систему профес-сионально-личностного развития педагогов на основе признания целей такой работы объективной цен-ностью образовательного учреждения. Отмечается, что преодоление трудностей, связанных с сопротив-лением педагогов, — длительный и деликатный процесс, диктующий как стратегическую необходимость дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки педагогов-психологов, ориентирован-ных на практику работы со взрослыми участниками образовательного процесса, так и реализацию усло-вия непрерывного самостоятельного повышения педагогом-психологом соответствующей компетентно-сти.
О структуре многомерного мышления
Актуальность работы обусловлена тем, что в современных условиях необходимо у студентов высших учебных заведений развивать такое мышление, которое будет способствовать становлению личности, готовой в короткие сроки находить эффективные и разнообразные способы решения профессиональных и жизненных задач. Цель статьи заключается в характеристике особенностей многомерного мышления, а также раскрытии его структуры.
В статье представлены современные условия, в рамках которых проходит процесс развития и ста-новления профессиональной личности, даны определения понятий: «критическое мышление», «рефлек-сивное мышление», «творческое мышление», «прогностическое мышление», «системное мышление». Далее из указанных понятий сформировано определение «многомерное мышление» и структура. Пред-ставлены результаты исследования среди аспирантов первого года обучения, которое заключалось в выявлении различных видов мышления, а также разработке приемов и методов их развития.
Дидактика Махмутова
Цель статьи показать вклад Махмутова в теорию обучения. В результате анализа научной литературы и передового педагогического опыта показано, что М.И.Махмутов сформулировал типы обучения от дог-матического, объяснительно-иллюстративного до проблемного и показал диалектику перехода количе-ства усвоенных знаний учащихся в качество их осознания, он показал их диалектическую взаимосвязь, он доказал: учащегося как субъекта учения надо готовить. М.И.Махмутову принадлежит идея различе-ния мастерства учителя по степени освоения им системы методов проблемного обучения. Казань и республика в целом стали основным плацдармом перехода к проблемному типу обучения. Это очень существенно отразилось на результатах образования. Об этом свидетельствовали призовые места учащихся в Татарии и Советском Союзе. Научная школа Махмутова имела продолжение в работе учителей-практиков. Поэтому многие учителя до сих пор используют методы проблемно-развивающего обучения. Они считают эти методы обязательным атрибутом качественного образования.
АКАДЕМИК МАХМУТОВ – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Цель статьи – показать место проблемного обучения в современной теории образования. Создателем целостной концепции проблемного обучения в 60-80-е годы ХХ века был академик Мирза Исмаилович Махмутов. По М.И.Махмутову, проблемное обучение представляет собой дидактическую систему. Эта система основана на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включает определенное сочетание приемов и методов преподавания и учения. Приемы и методы напоминают научный поиск.
М.И.Махмутов выделял проблемное преподавание и проблемное учение. Проблемное преподавание определяется как деятельность преподавателя по обеспечению условий проблемного учения путем преднамеренного создания системы последовательных проблемных ситуаций и управления процессом их разрешения самими обучаемыми. Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности анализа проблемных ситуаций, формулировке проблем и их решению посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказатель-ства, а также путем проверки правильности решения. Создание системы проблемных ситуаций и управ-ление деятельностью обучаемых по самостоятельному решению учебных, а иногда и научных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения. Основным понятием теории проблемного обуче-ния является проблемная ситуация. Условием возникновения такой ситуации являются противоречия между фактами, явлениями в науке, жизни или между знанием и незнанием обучаемых.
Современные теории образования (дошкольного, школьного, высшего) учитывают теоретический и практический опыт реализации проблемного обучения. Это обнаруживается и в технологиях развития дошкольного детства, и в технологиях модульного, концентрированного обучения, развития критиче-ского мышления и в современных технологиях дистанционного обучения, и в разнообразных формах учебного сетевого взаимодействия, и в общих направлениях развития цифровой педагогики. Теория проблемного обучения М.И.Махмутова – это теория перспективного развития современного образова-ния.
Индивидуальный подход при обучении химии
В статье приведен опыт разработки дифференцированного сборника задач по химии для студентов тех-нических университетов. Задания, дифференцированные по степени сложности, могут использоваться на практических занятиях, лабораторных, контрольных работах и при самостоятельной работе студен-тов. Показано, что основное назначение дифференцированного подхода в обучении состоит в создании оптимальных условий обучения для студентов с различным начальным уровнем знаний по дисциплине, индивидуализации обучения и в выравнивания уровня знаний в группах. Разработанный сборник задач по химии относится к методическим пособиям нового поколения и может быть использован в различных видах учебной деятельности. На основе дифференциации заданий и задач по темам дисциплины «Химия» по степени сложности и наличию творческого аспекта возмож-но достичь: повышения эффективности и качества обучения за счет быстрого выравнивания уровня теоретических знаний и умений решать задачи в академических группах; оптимальных условий позна-вательной деятельности студентов; индивидуализации обучения, обеспечивающей глубокие знания; развитых навыков самостоятельной деятельности.
Университетский центр превосходства
Для проектирования эффективной модели центра превосходства необходимо учитывать, что в них важ-ную роль играют внешние источники (связи с источниками компетенций), взаимодействие внутри биз-нес-единицы, эффективность деятельности центра (прибыльность и конкурентоспособность, инноваци-онность, трансферт знаний) и инвестиции материнской компании. В статье актуализируется проблема соотношения науки и образования в них. Доказывается, что образование в центрах должно иметь стра-тегический характер (от дошкольного звена до высшего): опережающее обучение и обучение на высо-ком уровне трудностей (при одновременном создании психолого-педагогических условий личностного роста учащихся) позволяет выпускникам школ побеждать на всероссийских олимпиадах, организуемых рейтинговыми вузами и, соответственно, поступать в эти вузы вне конкурса. Поэтому современные ли-цеи для одаренных могут быть средоточием вовсе не одаренных: в них в подавляющем большинстве оказываются более или менее способные ученики. А станут ли они одаренными, зависит от многих причин, в том числе и причин, связанных с подготовкой для них специальных педагогических кадров. Тем более что повседневная практика показывает, что одаренными становятся часто не благодаря, а во-преки тому образованию, которое рассматривается как профильное или углубленное (только для ода-ренных).
Cоздание центров превосходства как инновационных структур науки и образования университета должно включать: разработку и обоснование собственой структуры развития, а затем уже поиск и обос-нование идеи новшества; создание новшества, готового для продажи; продвижение инноваций в эконо-мике и на рынке образовательных услуг. Особое значение при этом должны иметь механизмы и спосо-бы обоснования идей, экономической оценки инноваций, изучения рынка, оценки инновационных про-ектов, мотивации творчества и экономическое стимулирование инициативности персонала, управления целевыми программами, продвижения новшеств на рынок. Для руководящего персонала университетов приоритетным должно стать стратегическое проблемно-ориентированное управление, которое направ-лено на выявление и ранжирование конкретных проблем, определение масштаба и направлений их воз-действия, возможных последствий и стратегии поведения в стандартных условиях.
Содержание и сущность смарт-технологий как дидактического понятия
Актуальность исследования обусловлена педагогическими потребностями в повышении эффективности обучения по установленным дисциплинам, которые реализуют основные требования стандартов третье-го поколения. В статье раскрывается актуальность применения информационно-коммуникативных тех-нологий в образовательном процессе. Автор раскрывает понятие «технология» на этимологическом уровне, затрагивается вопрос появления «технологии» в практике обучения учащихся. В статье пред-ставлен каждый вид технологий, относящиеся к типу информационных технологий в дидактике и также акцентируется внимание на содержании и сущности смарт – технологий как дидактического понятия. Целью статьи является представление понятия «смарт-технологии», как дидактическое понятие и вы-деление его сущности и содержания. Автор рассматривает разные точки зрения относительно интерак-тивных средств обучения, но внимание читателя хотелось бы остановить на инновационных средствах. Приведены примеры средств обучения, которые относятся сегодня к «смарт-технологиям» и являются актуальными в использовании на занятиях с учащимися.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
В зависимости от того, какое понятие кладется в основание (компетенция, исследование, деятельность) выделено два подхода к определению понятия «исследовательская компетенция»; опираясь на основные положения системно-динамической теории деятельности обоснована структура исследовательской компетенции, включающая последова-тельность четырех взаимосвязанных компонентов (ориентировочный, творческий, преобразовательный, контрольный); выделены основные свойства (универсальность, полифункциональность, надпредметность, многомерность, превентив-ность, инновационность) и определены ведущие функции (методологическая, развивающая, ценностная, культурологиче-ская) исследовательской компетенции.