Содержание
Роза А. Валеева, Айдар М. Калимуллин, Татьяна А. Баклашова
От редактора: страны БРИКС на пути совершенствования педагогического образования 9
Фариба Хагиги Ирани
Путь к инновационному дизайну педагогического образования: Профессиональная идентичность учителей как центральное понятие 12
Интахаб Алам Хан
Инновационные педагогические технологии и роль преподавателей в обеспечении качественного педагогического образования в Саудовской Аравии 28
Лусио Альваро Маркес
Образование как отражение традиций 44
Ирина А. Нигматуллина, Вероника В. Васина, Лилия Д. Павлова, Виолетта В. Гаращенко, Куен Фунг Син
Компетенции специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, в системе непрерывного образования 56
Конгман Рао
Создание системы обеспечения качества педагогического образования в Китае на основе стандартов: Ретроспектива и перспектива 72
Людмила В. Байбородова, Ирина В. Иванова, Михаил И. Рожков
Нравственный идеал современного ребенка: педагогическое сопровождение выбора 84
Алексей В. Босов, Наталия Л. Селиванова, Юлия Ю. Пустыльник
Цифровой образовательный контент для современного урока: технология экспертизы качества 98
Роза А. Валеева, Гульфия Г. Парфилова, Фаина М. Кремень, Сергей А. Кремень, Любовь Г. Пак, Надежда А. Иванищева, Любовь А. Кочемасова, Анастасия П. Еремина, Ирина Д. Демакова, Елена И. Адамян, Луиза И. Адамян, Ольга И. Михайленко, Римма Х. Багова, Галина Н. Скударева, Мария Н. Усцева
Динамика карьерных ориентаций будущих педагогов: результаты межвузовского исследования 114
Александр О. Прохоров, Алла В. Климанова, Альберт В. Чернов
Динамика взаимосвязи ментальных структур и эффективности саморегуляции положительных состояний в ходе учебных занятий студентов 134
Марина В. Ростовцева, Олеся В. Волкова
Современная российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития 149
Роман В. Тихомиров, Сергей М. Гузь
Влияние физической нагрузки различной интенсивности на когнитивные способности студентов 165
Вера Ю. Хотинец, Евгения О. Шишова, Юлия О. Новгородова, Дарья С. Медведева, Оксана В. Кожевникова
Связь функций регуляции активности и управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов и монолингвов на ранних этапах изучения английского языка 181
Номер выпуска : 3
От редактора: страны БРИКС на пути совершенствования педагогического образования
Международная интеграция и глобализация оказывают серьезное влияние на систему подготовки учителей как в России, так и во всем мире. В эти процессы включаются новые агенты, повышается его универсификация, трансформируется содержание, разрабатываются новые образовательные технологии, создаются инновационные системы оценки и аккредитации будущих и работающих учителей, постепенно осуществляется цифровизация педагогического образования. Такие тенденции являются вызовами для систем педагогического образования во всех странах мира, включая страны БРИКС, требуют создания новых алгоритмов деятельности, усложняют процессы коммуникации участников процесса подготовки учителей. Кроме того, актуализируются вопросы повышения профессиональных компетенций педагогов. При этом каждая национальная система образования имеет специфические и типичные, вариативные и инвариантные подходы в решении этих задач.
При проведении сравнительных исследований на основе противопоставления уникального и общего приоритетом является поиск универсальной методологии, которая позволит эффективно действовать в разных контекстах, обеспечит качество современного педагогического образования (Menter et al., 2017).
Путь к инновационному дизайну педагогического образования: Профессиональная идентичность учителей как центральное понятие
Программы педагогического образования как основной инструмент формирования идентичности учителя широко изучаются в последнее время. В настоящем исследовании рассматривается эффективность модели педагогического образования Engage, Study, Activate (ESA) в развитии профессиональной идентичности учителя. Содержание и дизайн программы ESA были проанализированы с помощью модели Фримана (Freeman, 2020). Качественное исследование с привлечением одного участника проводилось на протяжении года, при этом использовались письменные данные, интервью и демонстрационные ролики. Тематический анализ и анализ документов выявили 93% совпадений с базой знаний Фримана и определили три ключевых направления: формирование личных убеждений, преодоление неуверенности в себе и развитие глобальной гражданственности. Исследование обосновывает необходимость включения межкультурной тематики, вопросов искусственного интеллекта и цифровых инструментов в программу ESA, подчеркивая ее ценность для будущих учителей, педагогов, разработчиков учебных программ и исследователей.
Инновационные педагогические технологии и роль преподавателей в обеспечении качественного педагогического образования в Саудовской Аравии
Сектор образования в Саудовской Аравии переживает значительный рост, при этом немалое внимание, а вместе с ним и инвестиции направлены на педагогическое образование. Данное качественное исследование посвящено тем требованиям и проблемам, с которыми сталкиваются учителя в Саудовской Аравии. Работа имеет целью обосновать необходимость разработки комплексных программ педагогического образования. До сих пор педагогические колледжи Саудовской Аравии готовили будущих школьных учителей по всем предметам, особенно по английскому языку как второму иностранному. Однако в настоящее время произошли изменения в учебном плане педагогического образования, и на должность преподавателей английского языка (особенно для школ) в основном набирают тех, кто имеет степень бакалавра или магистра по английскому языку/литературе. Многие исследователи и педагоги придерживаются того мнения, что подготовка эффективного учителя должна быть достойной, поскольку школьное образование является фундаментом профессионального роста и всей дальнейшей деятельности человека. Это, безусловно, относится и к учителям английского языка. В связи с этим педагогическое образование должно готовить учителей к цифровому образованию в дополненной или виртуальной учебной среде, что стало необходимостью в постковидном мире. В исследовании использовался метод целенаправленной выборки, в которую вошли 20 опытных школьных учителей и 5 преподавателей английского языка из Университета короля Абдулазиза (Джидда, Саудовская Аравия). Участники дали полуструктурированные интервью, из которых исследователями были получены критические наблюдения и замечания учителей, выявлены их потребности, опыт и ожидания в рамках образовательного ландшафта. С помощью тематического анализа были определены те области педагогического образования, которые особенно нуждаются в совершенствовании. Результаты исследования убедительно доказывают острую необходимость разработки специализированных программ педагогического образования для лучшей подготовки учителей английского языка, что в конечном итоге повысит качество преподавания английского языка в школах Саудовской Аравии.
Образование как отражение традиций
История Бразилии делится на три периода: колониальный (1500-1822), имперский (1822-1889) и республиканский (с 1889 года по настоящее время). С 2015 по 2024 год в Бразилии существовали различные определения того, что такое «образование». Данное исследование обращено к концепциям образования, представленным Дилмой Русеф в ее Послании Национальному конгрессу (2015) и в Национальной общей базе учебных программ (BNCC, 2017), а также Жаиром Болсонару в его Послании Национальному конгрессу (2019), то есть к формам гуманистического, техницистского и элитарного образования. Кроме того, в работе представлен анализ двух бразильских «неопубликованных документов» – «Compendium Philosophicum» (1756) и «Offended and defended Slavery» (1840) – как примеров образования, основанного на инновациях и социальных обязательствах. Автор даёт критическое прочтение элитарных и техницистских форм, обосновывает преимущества критического и эмансипаторного образования, которые способны удовлетворить потребности современного мира [1] в производстве знаний в глобальном масштабе с симметрией, взаимностью и признанием; [2] в образовании как действии, преобразующем человека; [3] в знаниях и образовании как основе для включения в общество и для преодоления социального неравенства.
Компетенции специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, в системе непрерывного образования
В данной статье выявлены компетенции специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), с использованием модульного компетентностного подхода в системе непрерывного образования. В рамках исследования было организовано дополнительное обучение специалистов в Татарстане и проведен онлайн-опрос 104 участников, прошедших повышение квалификации. Исследование выявило неравномерность формирования компетенций у специалистов: учителя и воспитатели оказались менее подготовлены к взаимодействию с детьми с расстройствами аутистического спектра, чем логопеды и психологи. Недостатки были выявлены во всех группах компетенций, особенно в диагностике и применении технологий. Для специалистов системы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра разработана модель дополнительного образования, которую необходимо расширить, включив в нее учителей и воспитателей инклюзивного образования.
Создание системы обеспечения качества педагогического образования в Китае на основе стандартов: Ретроспектива и перспектива
В XXI веке был разработан ряд стандартов для создания специальной системы обеспечения качества педагогического образования в Китае. Построение системы обеспечения качества педагогического образования достигло определенных успехов, но сталкивается с некоторыми проблемами. В настоящее время создание высококачественной системы педагогического образования определено как самая важная задача в реформе и развитии педагогического образования в Китае. Это требует от нас совершенствования системы обеспечения качества педагогического образования на основе анализа существующей системы. В статье на основе документального анализа рассматривается процесс создания и состав системы обеспечения качества педагогического образования в Китае на основе стандартов, анализируются проблемы и задачи существующей системы, выдвигаются предложения по созданию системы обеспечения качества педагогического образования на основе профессиональных стандартов учителя, ориентированных на развитие.
Нравственный идеал современного ребенка: педагогическое сопровождение выбора
Цель исследования: на основе изучения и анализа нравственных идеалов современных подростков определить факторы, влияющие на определение этих идеалов, и особенности педагогического сопровождения нравственного выбора школьников. Ведущие методы представлены авторскими опросниками «Мой идеал», «Прошел год», «Диагностика готовности подростков к саморазвитию». В общей сложности исследованием (2017–2023 гг.) было охвачено 3443 подростка 11–14 лет. Кроме опросных методов авторами проводилась многолетняя опытная работа.
В результате исследования выявлено, что, прогнозируя свой идеал, дети ориентируются на личности, которые являются успешными, умными, целеустремленными, добрыми, талантливыми и готовыми к преодолению препятствий на пути достижения цели; качества, представляющие собой ценность в представляемом идеале, несколько разнятся у подростков из сельской и городской местности, что важно учитывать при организации сопровождения выбора; в качестве примеров для подражания подростки называют тиктокеров, блогеров, стримеров, ютуберов, программистов, геймеров, киберспортсменов, что демонстрирует активное влияние виртуального пространства на нравственный выбор подрастающего поколения.
Определено влияние факторов (интеллектуального, мотивационного, эмоционального, волевого, предметно-практического, экзистенциального и фактора саморегуляции), которые позволяют человеку сформировать своё представление о нравственном идеале. Выявлены риски формирования недостойных ценностных ориентиров и нереалистичного, идеального представления о себе. Сформулирован вывод о целесообразности педагогического сопровождения процесса нравственного выбора, ориентированного на осознание ребёнком взаимосвязи между моральными установками и результатами жизнедеятельности.
Цифровой образовательный контент для современного урока: технология экспертизы качества
Электронные обучающие системы (ЭОС) остаются предметом пристального внимания исследователей. Неотъемлемой и наиболее ответственной частью ЭОС является цифровой образовательный контент – ключевой элемент как дистанционного, так и очного общего и профессионального образования. Оценка его качества для экспертного сообщества –деликатный вопрос, сложность которого обусловлена субъективностью экспертизы. Подойти к его решению с новой позиции позволяют современные средства автоматизации, развиваемые в рамках парадигмы искусственного интеллекта.
Цель статьи состоит в представлении результатов предварительного исследования подходов к повышению точности и объективности экспертизы качества цифрового образовательного контента за счет частичной автоматизации экспертных процедур.
Ведущими методами исследования являются анализ, экспертиза, моделирование, констатирующий эксперимент, описание.
В результате представлено теоретическое обоснование автоматизации экспертизы качества цифрового образовательного контента как нового междисциплинарного направления научных исследований, поставлены задачи, определены цели, методы, представлены первые результаты, полученные в рамках данного направления. Показано, что целью развития этого направления будет формирование расширенного описания процесса экспертизы качества цифрового образовательного контента, включая предложения по экспертным процедурам, реализуемым только средствами автоматизации, описание информационной модели экспертизы и интерпретации результатов автоматической экспертизы.
Новизна полученных результатов заключается в формировании теоретических основ автоматического анализа качества цифрового образовательного контента, в получении принципиально нового качества оценочных процедур контента ЭОС, опирающегося на объективные и измеримые качественные характеристики и показатели, формализованные этапы (процессы) экспертизы, количественно квалифицируемые результаты оценивания.
Динамика карьерных ориентаций будущих педагогов: результаты межвузовского исследования
Одной и причин дефицита педагогических кадров в самых разных странах мира является проблема привлечения в школу молодых кадров и их скорый отказ от профессии. Данная ситуация актуализирует вопросы изучения мотивационных оснований выбора педагогической профессии. Отслеживанию изменений в предпочтениях профессионального выбора студентов служит мониторинг их карьерных ориентаций на разных этапах обучения.
Цель исследования: изучение динамики карьерных ориентаций студентов – будущих учителей в вузах различных типов за трехлетний период обучения.
В качестве метода повторного исследования использовалась методика определения карьерных ориентаций Э. Шейна (в адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер). Был проведен анализ учебных планов вузов для определения особенностей организации учебного процесса. С помощью анкетирования выявлены социально-демографические и мотивационно-профессиональные характеристики студентов. 504 студента 3 курса, обучающиеся по программам педагогического образования в шести университетах разного типа, которые уже принимали участие в первом этапе исследования в 2022 году, стали участниками данного исследования.
Анализ полученных данных позволил выявить сохранение у студентов ведущих карьерных ориентаций (служения, стабильности места работы и интеграции стилей жизни). Установлено сближение показателей карьерных ориентаций у студентов разных вузов.
Динамика взаимосвязи ментальных структур и эффективности саморегуляции положительных состояний в ходе учебных занятий студентов
В данной статье приведены результаты исследования, которое посвящено динамике изменений положительных психических состояний в ходе учебной деятельности студентов высшего учебного заведения, их взаимосвязи с ментальными структурами и эффективностью саморегуляции состояний. Взаимосвязи ментальных структур (рефлексивных, смысловых, системы Я) с положительными психическими состояниями исследовались и впоследствии анализировались в ходе учебного занятия (начало занятия, середина, где прослеживается пик активности студентов, и конец занятия). Целью исследования был анализ взаимосвязи структур сознания с эффективностью саморегуляции положительных состояний в динамике учебной деятельности студентов. Исследование особенностей психических состояний и эффективности их саморегуляции осуществлялось в ходе выполнения студентами группового задания на семинарском занятии. В работе использовались известные методики диагностики ментальных структур и психических состояний, а также специально разработанный инструментарий изучения эффективности саморегуляции и выраженности положительных состояний. Выявлено, что к середине учебного занятия интенсивность положительных состояний усиливается, а к завершению – происходит снижение активности переживаний студентов. Показана связь положительных состояний с активностью ментальных структур на занятии и высоким уровнем эффективности саморегуляции. Обнаружено, что эффективность саморегуляции состояний в начале занятия связана со смысловыми структурами, в середине – со смысловыми структурами и с самооценкой, в конце занятия особое значение приобретают рефлексивные структуры. Полученные результаты обладают новизной и могут быть использованы для разработки методов актуализации и поддержания положительных состояний в ходе учебной деятельности.
Современная российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития
Статья посвящена ключевым вопросам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. На сегодняшний день существует ряд противоречий, которые связаны с необходимостью разработки целостной концепции для определения места и функций аспирантуры в современном обществе.
Цель статьи – изучение основных трудностей и проблем, с которыми сталкиваются соискатели ученой степени в процессе обучения в аспирантуре.
Методы исследования: анкета «Основные проблемы обучения в аспирантуре», разработанная и апробированная авторами; метод статистического анализа данных.
Выявлено, что основные цели поступления в аспирантуру для большинства обучающихся связаны с получением ученой степени, более 50% опрашиваемых считают научную деятельность своим призванием. Основная трудность, которую отмечают аспиранты, связана с отсутствием возможности проведения научно-исследовательской работы и апробации ее результатов. Среди других факторов выделяют необходимость совмещения основного места работы с обучением, но при этом почти 77 % не планируют прерывать обучение.
Сделан вывод о том, что аспиранты Сибирского федерального университета отличаются высокими мотивационно-целевыми установками, позволяющими успешно обучатся в аспирантуре, заниматься научной деятельностью и получать учёную степень. Результаты исследования помогут разработать комплекс мер, связанных с правовой, организационной поддержкой государства не только РФ, но и дружественных зарубежных стран, что позволит создавать коллаборации, отстраивать междисциплинарные связи между специальностями для получения качественного, востребованного научного исследования, а также привлекать иностранных абитуриентов для обучения в аспирантуре РФ.
Влияние физической нагрузки различной интенсивности на когнитивные способности студентов
В течение последних лет широко обсуждается вопрос о влиянии двигательной активности на когнитивные способности студентов. Показано, что физические упражнения активируют молекулярные системы, участвующие в метаболизме и синаптической пластичности, а взаимодействие между этими системами связано с интеллектуальными показателями.
Перед научным сообществом стоит задача найти оптимум физической активности, который будет способствовать гармоничному развитию и повышению эффективности академической деятельности. Цель исследования заключалась в изучении влияния различных режимов физической активности на динамику показателей когнитивных способностей у студентов мужского и женского пола.
В процессе педагогического эксперимента студенты были распределены на 2 группы в соответствии с определённым режимом физической активности: занятия в экспериментальной группе включали упражнения высокой интенсивности, а занятия в контрольной группе включали в основном упражнения низкой интенсивности. Измерение когнитивных способностей производилось до и после двух месяцев педагогического эксперимента. Для оценки когнитивных способностей использовался тест «Стандартные матрицы Равена» (SPM).
Результаты исследования показали, что прирост показателей когнитивных способностей у студентов экспериментальной группы статистически достоверен, в отличие от контрольной группы. В то же время не удалось выявить достоверных различий влияния А-режима и B-режима физической нагрузки на динамику изменения переменных теста SPM. Полученные данные в первую очередь полезны в контексте дальнейших исследований, так как показывают специалистам, занимающимся изучением и развитием интеллектуальных способностей обучающихся, возможность воздействия на них и направление дальнейших исследований.
Связь функций регуляции активности и управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов и монолингвов на ранних этапах изучения английского языка
Исследование призвано ответить на вопрос о преимуществах и трудностях, отличающих сбалансированных билингвов в условиях языковой энтропии. Целью проведенной работы является выявление связи функций регуляции активности с функциями управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов на раннем этапе изучения английского языка в условиях языковой энтропии. В диагностических целях использовалось программное обеспечение психолога «Практика – МГУ», результаты которого обрабатывались с применением U-критерия Манна-Уитни, Т-критерия Вилкоксона, моделирования структурными уравнениями. Получены данные, подтверждающие синкретический эффект билингвизма в образовательной ситуации. Установлено, что изучение английского языка билингвами младшего школьного возраста характеризуется продуктивностью аттенционных действий, что оказывает эффекты на другие управляющие функции, в частности на тормозный контроль и когнитивную гибкость. Это объясняется тем, что двуязычие усиливает процессы контроля внимания, поскольку развивающаяся полилингвальная система вызывает повышенную ресурсность внимания для осуществления контроля целевого языка. Формулируется вывод о том, что активизация полилингвального ментального поля в образовательной ситуации обеспечивает активацию системы регуляторных процессов когнитивного уровня в младшем школьном возрасте.
Полученные результаты направлены на решение вопросов о психолого-педагогических условиях образовательной среды, способствующих повышению эффективности педагогического процесса на ранних этапах изучения английского языка младшими школьниками с разным языковым статусом.
Образование и Саморазвитие Том 18 Выпуск 3 Сентябрь 2023
Содержание
Айдар М. Калимуллин
От редактора: Качество педагогического образования
в международных исследованиях 8
Александр Г. Бермус, Роза А. Валеева, Татьяна А. Баклашова
Трансформация поля исследований и инноваций в сфере педагогического образования (по итогам IX Международного форума по педагогическому образованию) 10
Манприт Каур Багга
Быть, становиться и принадлежать: профессиональная идентичность педагогов высшей школы 38
Хелена Шлебир Лекан, Андреа Истенич
Коучинг в управлении развитием образовательной организации в условиях кризиса 50
Лоредана Перла, Лаура Сара Аграти, Вивиана Винчи
Документация для оценки школьной системы и профессионального развития учителей: Совместное исследование университета и школы в Италии 69
Мария Алзира де Алмейда Пимента
Компетентность современного педагога: в поисках ценностей (кейс Бразилии) 92
Валерьян Ф. Габдулхаков
Билингвальное образование в Татарстане 100
Михаил Е. Гошин, Дмитрий С. Григорьев, Павел С. Сорокин
Родительские стратегии и агентность детей, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии 116
Владимир Г. Маралов, Марина А. Кудака, Адлет Д. Кариев, Ольга В. Крежевских, Елена Н. Агранович, Лариса Е. Агеева
Роль самоэффективности и психологического благополучия в выборе студентами стратегий самосовершенствования 135
Ирина А. Нигматуллина, Эльвира А. Садретдинова, Вероника В. Васина, Валерия А. Степашкина, Наталья В. Крюковская, Оксана В. Фомина, Наталия А. Медова, Евгения В. Дергачева, Галия А. Абаева, Мейрбек Ж. Токтабаев
Особенности образовательного потенциала дошкольников с РАС 152
Валентина А. Соловьева, Наталья П. Иноземцева
Оценка уровня эмоционального интеллекта студентов-медиков для определения потребности в совершенствовании образовательного процесса 168
Гузалия Ж. Фахрутдинова, Зарина Р. Ибраева, Кульжанат Н. Булатбаева
Развитие поликультурного образования в Татарстане и Казахстане 184
Руслан Н. Хакимзянов
Формирование идентичности студентов вузов, подверженных отклоняющемуся поведению 202
Вера Ю. Хотинец, Евгения О. Шишова, Юлия О. Новгородова, Оксана В. Кожевникова, Дарья С. Медведева
Когнитивная регуляция младших школьников-билингвов в процессе изучения третьего языка 215
Надежда А. Цветкова, Павел А. Кисляков, Кира Е. Лагвилава, Наталья А. Семенова
Региональная специфика пcихологического благополучия студентов выпускных курсов факультета психологии 230
От редактора: Качество педагогического образования в международных исследованиях
В данном спецвыпуске журнала «Образование и саморазвитие» представлены статьи, подготовленные на основе докладов отечественных и зарубежных коллег на IX Международном форуме по педагогическому образованию, проведенном 24–26 мая в Казанском федеральном университете.
Одной из основных миссий КФУ является объединение усилий российских и зарубежных ученых в исследовании актуальных проблем подготовки педагогических кадров. К сожалению, в силу ряда причин российская система педагогического образования была лишь фрагментарно представлена в международном научно-педагогическом сообществе. Между тем историческое прошлое, традиции, особенности политического и социально-экономического развития сформировали в России достаточно интересную систему образования. Поэтому основной философией нашей научной деятельности, важным элементом которой является Международный форум по педагогическому образованию IFTE, было и остается сотрудничество с учеными всего мира, изучение лучших образовательных практик, объективное освещение истории и современного состояния подготовки учителей в России, сопоставление их с мировыми тенденциями и процессами, происходящими сейчас или происходящими на том или ином историческом этапе.
Трансформация поля исследований и инноваций в сфере педагогического образования (по итогам IX Международного форума по педагогическому образованию)
Целью исследования стала организация рефлексивного понимания проблематики и тенденций развития поля исследований в педагогическом образовании России посредством аналитики некоторых аспектов Международного форума по педагогическому образованию на базе Казанского федерального университета (https://ifte.kpfu.ru/). В этом контексте решались три задачи: развитие концептуального аппарата «полевого описания» конференционной деятельности; формирование предварительного «полевого образа» Форума IFTE-2023, выявление ведущих тенденций и актуальных задач в организации конференционных мероприятий в ближайшей перспективе. Методология исследования включала три компонента: проведение массового анкетирования среди участников Форума, ориентированного на выявление имеющихся приоритетов, установок в сфере педагогического образования; анализ тематики «ключевых докладов»; анализ высказываний экспертов-участников Панельной дискуссии по проблемам педагогического образования, состоявшейся 25 мая 2023 в рамках IX Форума. Полученные результаты позволяют сделать выводы об использовании «полевых» представлений для изучения исследовательской и инновационной деятельности в сфере образования; об обобщенных требованиях к проектированию мероприятий конференционной направленности в сфере педагогического образования; о предварительной оценке востребованности и значимости событий; об условиях повышения качества и эффективности конференционных обсуждений; о приоритетных направлениях исследований в области практической педагогики; об активизации общественного участия в междисциплинарных и межинституциональных проектах; о приоритетах трансформации системы педагогического образования.
Быть, становиться и принадлежать: профессиональная идентичность педагогов высшей школы
Педагогическое образование играет важную роль в формировании качественного образования, и преподаватели высшей школы занимают центральное место в этом процессе. В статье рассматриваются личностные и профессиональные аспекты профессиональной идентичности педагогов высшей школы, их профессиональный путь от классного руководителя до фасилитатора.
В статье анализируется сложная модель профессиональной идентичности преподавателя через призму «бытия», «становления» и «принадлежности». Понятие «быть» включает в себя разные роли и функции, которые выполняет педагог. Аспект «становления» сосредоточен на переходе педагога от классного руководителя до педагога высшей школы. В исследовании рассматриваются два основных пути перехода на эту роль – академический (с акцентом на научные исследования) и практический. Второй вариант выбирают опытные педагоги, желающие перейти из школы в высшие учебные заведения. Изучается понятие «шок идентичности» при переходе на новую роль, а также повышенная интеллектуальная активность, возникающая по мере того, как преподаватель решает новые задачи и использует новые возможности.
Аспект «принадлежность» раскрывает включение педагогов в различные сообщества, которые формируют их профессиональную идентичность. В статье исследуется роль трудовых отношений внутри коллектива в формировании методов преподавания, исследовательской деятельности и подходов к управлению.
Коучинг в управлении развитием образовательной организации в условиях кризиса
Кризисная ситуация, а именно пандемия, сопровождающаяся закрытием образовательного пространства, стимулировала интеграцию виртуальной среды и цифровых технологий в образовательное пространство и поставила перед руководством новые задачи. Мы исследовали опыт сотрудников образовательного пространства (школы с адаптированными программами, начальные и средние школы) в период пандемии. Было обнаружено, что сотрудники испытали негативный опыт, связанный с выполнением требований к виртуальной рабочей среде. Работникам пришлось обращаться за помощью. Кроме того, у них были проблемы с эффективностью, мотивацией и удовлетворенностью удаленной работой. Нас интересовали следующие вопросы: реакция руководителей школ на изменившиеся условия работы, роль руководства в процессе адаптации сотрудников, использование коучинга как инструмента развития при работе в виртуальной среде. Инструмент развития – это вспомогательное средство повышения эффективности труда. Исследование подтвердило, что рабочий процесс зависит от уровня полезности коучинга, от положительной реакции сотрудников на использование цифровых технологий, от поддержки руководителей в этом вопросе. Подготовленные таким образом сотрудники более позитивно реагировали на новые условия работы, которые требовали перехода в режим онлайн. Позитивная реакция наблюдалась и там, где поддержка со стороны руководителя была более регулярной, где сотрудники выразили мнение о большей полезности коучинга в процессе работы. Мы обнаружили, что реакция сотрудников на онлайн-технологии была достаточно позитивной, их отношение к виртуальному рабочему процессу было положительным, они были открыты к использованию онлайн-технологий, если работодатель оказывал им поддержку. Это делает более эффективным рабочий процесс, ориентирует его на развитие.
Документация для оценки школьной системы и профессионального развития учителей: Совместное исследование университета и школы в Италии
Непрерывное профессиональное развитие учителей (НПР) давно считается необходимым условием успешной карьеры и экономического прогресса. НПР должно быть сопоставлено со стандартами, на которых основаны системы проверки навыков учителей. Вопрос профессионализма учителей обсуждается в Италии на законодательном уровне. В настоящей статье представлены результаты исследования «Непрерывное профессиональное развитие учителей: от плана совершенствования до оценивания», проведенного в 33 школах на юге Италии, совместно с университетом Бари и итальянским Союзом учителей (UCIIM). Исследовательский проект был направлен на изучение документации, связанной с самооценкой школы, процедурами оценки и аттестации учителей. Такая работа необходима для повышения качества преподавания и профессионального роста учителей. Исследовательская работа проходила в три этапа. На первом этапе был проведен анализ документов Rav и PdM (Отчет о самооценке и План совершенствования). Эти документы были представлены преподавательскому составу и послужили основными материалами для самооценки и принятия решений. На втором этапе – «Профессиональное развитие» – были разработаны совместно с преподавателями стандарты и процедура проверки (аудита) навыков. Эти документы легли в основу программы профессионального развития учителей. Третий этап состоял из оценки достижений. Он был посвящен отбору и анализу лучших аттестационных листов, которые являются основными документами для оценки заслуг и продвижения учителей. В исследовании приняли участие более 300 человек, включая учителей и директоров школ. Результаты исследования показали влияние практики документирования, введенной в систему школьного оценивания, на профессиональное развитие; важность сотрудничества университета и школы в поддержке школьного оценивания и профессионального развития учителей; методико-педагогический выбор директоров школ в качестве наставников учителей.