«Бернар Шартрский любил говорить, что мы – это карлики на плечах гигантов,
а поэтому мы можем видеть больше и дальше, чем они, однако не в силу нашей
собственной зоркости и не по причине какой-то другой нашей выдающейся черты,
а потому что гиганты подняли нас с земли и возвысили» (John of Salisbury, 1159).
Именно так обстоят дела в науке. Здесь очень важно, чтобы наши читатели знали,
как мы пришли к нашим результатам, что именно наши предшественники написа-
ли на эту тему, какие пробелы они оставили для нас.
Номер выпуска : 2
Межкультурная компетентность учителя нового типа
Актуальность исследования обуславливается необходимостью осуществлять межкультурное
общение в глобальном мире и существованием малоизученного ресурса для формирования
межкультурной компетенции учителя нового типа. Информационные и коммуникационные
технологии предоставляют хорошие возможности для решения этой задачи. Взаимодействие
формирования межкультурной компетенции с информационными и коммуникационными
технологиями направляет фокус научных исследований на переоценку роли ИКТ в области
гуманитарного познания. Авторская концепция основана на применении технологической
модели – Wiki энциклопедии – как способа реальных межкультурных взаимодействий. Воз-
можности этого ресурса для осознания детьми своей культурной идентичности и проявления
толерантности очень велики. Это способ формирования умения современного учителя об-
щаться с людьми, принадлежащими к разным культурным общностям, и способности успеш-
но осуществлять межкультурную коммуникацию. В результате предлагается включить создан-
ную модель обучения с использованием Wiki энциклопедии в учебную программу подготовки
педагогов в вузах.
Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что возвращение интереса к
проблемам воспитания в профессиональном сообществе заставляет нас обстоятельнее рас-
сматривать фигуру педагога-воспитателя. Сегодня, наряду с позитивными изменениями в
отечественном воспитании, наблюдаются и негативные явления, которые отчасти являются
следствием неудовлетворительной подготовки будущего учителя к наиболее сложной сфере
его деятельности – воспитанию. Возможные изменения в этой сфере прежде всего связаны с
определением теоретических основ подготовки будущего педагога к воспитательной деятель-
ности на основе систематизации современных научных знаний о воспитании. Это и составля-
ет цель исследования.
Методологическими основаниями исследования являются деятельностный подход, предпо-
лагающий рассмотрение феноменов воспитания сквозь призму человеческой деятельности;
системный подход, предполагающий рассмотрение воспитания как системы, связи и отноше-
ния между компонентами которой позволяют ей приобрести новое качество по сравнению
с совокупностью качеств ее частей; синергетический подход, предполагающий рассмотрение
воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося; амбивалентный под-
ход, предполагающий рассмотрение педагогического явления через «дуальную оппозицию»,
то есть двусторонне – с двух противоположных, противоречащих друг другу сторон. Также
для реализации исследования представляется важной опора на следующие методологические
принципы: феноменологичности, требующий от исследователя всестороннего описания ис-
следуемых явлений прежде их понятийного определения и междисциплинарности, предла-
гающий рассматривать воспитательную деятельность педагога, используя данные различных
научных дисциплин.
Результаты исследования позволили определить ключевые проблемы подготовки студентов
педагогических специальностей к осуществлению воспитательной деятельности в системе
образования; выявить достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день про-
граммном и учебно-методическом обеспечении подготовки студентов педагогических спе-
циальностей к осуществлению воспитательной деятельности; представить образ выпускника
педагогического вуза, востребованного руководителями российских школ; систематизировать
современные научные знания в области теории и методики воспитания; разработать теорети-
ческие основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе об-
щего и дополнительного образования.
Дидактическая модель применения информационно-коммуникационных технологий к повышению квалификации учителей в Болгарии
Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является вызо-
вом в развитии образования. Необходима адаптация существующих моделей обучения к но-
вым технологиям. В свою очередь, это требует адекватной квалификации учителей.
Цель исследования – представить результаты применения обобщенной дидактической мо-
дели управления процессом обучения путем использования специализированного програм-
много обеспечения (софтвера) Mythware Classroom Management и, в частности, результаты его
применения с целью повышения квалификации учителей.
Разработка и адаптация модели поддерживает продолжающееся обучение учителей и в этой
связи их более эффективнную работу по применению информационных и коммуникацион-
ных технологий к процессу обучения.
Образовательные кластеры – новые возможности для повышения квалификации учителей
Современные реалии развития общества ставят перед образованием новые задачи. Необходи-
мость в синхронизации образования с потребностями общества и инновационным развитием
является одной из причин возникновения новых структур – образовательных кластеров.
Цель настоящего исследования – представить результаты практического опыта работы обра-
зовательного кластера, связанного с квалификацией учителей, в Болгарии.
В статье представлен опыт создания и функционирования образовательных кластеров с це-
лью осуществления инновационной политики и практики в образовании в целом и в области
повышения квалификации учителей в частности. Указаны виды образовательных кластеров,
предложена структура образовательного кластера, продолжающего обучение и повышение
квалификации учителей на базе Департамента информации и повышения квалификации
учителей при Фракийском университете, г. Стара Загора, Болгария.
Обучение по модели: позиция учителя на практике
Роль учителя в социализации детей младшего школьного возраста уступает по степени важ-
ности только влиянию родителей. Именно социальная роль педагога определяет индиви-
дуальный рост учащихся и формирует процесс развития общества в целом. Постоянно со-
вершенствующийся, компетентный педагог является ключевой фигурой в образовательном
процессе. Под влиянием перемен в современной жизни, развития технологий и других со-
циальных подвижек роль учителя в системе образования претерпевает большие изменения,
сохраняя вместе с тем свою важность в деле образования и воспитания. Учитель остается
моделью поведения – примером для своих учеников. Эта модель меняется в соответствии с
социальным контекстом, что обуславливает многоаспектность и сложность создания новой
модели учителя – теоретической модели, модели в понимании учащихся и модели, осознава-
емой самими учителями. В данной статье рассматриваются все эти аспекты.
Существует три формы обучения по модели: идентификация, имитация и ролевое обучение.
Учитель является моделью, которая имеет большое значение для процессов формирования
социальной идентичности и личности ребенка.
Чтобы рассмотреть роль учителя и подчеркнуть важность модели учителя, мы провели опрос
в начальных школах Белграда. 253 школьника (в возрасте 13-15 лет) и 13 педагогов приняли
участие в опросе, показав широкий спектр позиций в оценке деятельности учителя. Мы при-
шли к выводу, что учащиеся уделяют больше внимания предмету, если им нравится препо-
даватель; что личные качества учителя и его компетенции очень важны для учащихся – они
определяют качество процесса обучения. Учитель – это не только субъект, занимающийся
передачей знаний, но еще и важная модель поведения и обучения.
Нарративы молодых учителей: истории о получении опыта и преодолении трудностей
Данное исследование рассматривает нарративы молодых учителей, участвующих в програм-
ме Pedagogical Residence (PR), разработанной в Университете Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Программа направлена на освещение проблем, с которыми сталкиваются молодые учителя.
Основной теоретической рамкой исследования является теория профессионального разви-
тия преподавателей (TPD), разработанная Гарсией (1992, 2009) и Деем (2001). Данные со-
бирались во время встреч в рамках программы PR, направленных на тщательное изучение
нарративов молодых учителей. На встречах обсуждались проблемы учителей и пути преодо-
ления причин, из-за которых молодые учителя принимали решение оставить педагогическую
практику. Одной из главных причин явилось отсутствие поддержки. Нарративы опыта были
проанализированы с помощью тематизации (Fontoura, 2011). Отрыв теории от практики,
недостаток уверенности, необходимость поддержки коллег были выделены нами в качест-
ве основных тем. Полученные результаты подтверждают итоги предыдущих исследований,
которые обосновывают необходимость развивать программы педагогической подготовки
с опорой на жизненные ситуации. Кроме того, данное исследование показывает важность
непрерывного образования, способного обеспечить постоянное профессиональное развитие
учителей.
Требования профессиональных стандартов как основа профессионального развития студентов
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время в системе
высшего образования в Российской Федерации осуществляется поиск оптимальных решений
по адаптации структуры и содержания высшего образования к требованиям профессиональ-
ных стандартов. Минобрнауки России уже начал утверждать новые, адаптированные к про-
фессиональным стандартам, ФГОС ВО, которые вступают в силу в конце 2017 года. В связи
с этим в образовательных организациях высшего образования предстоит большая работа,
направленная на организационное, дидактическое и методическое обеспечение перехода об-
разовательного процесса на новые ФГОС ВО. Целью настоящей статьи является обоснование
и описание модели создания пространства профессионального развития обучающихся, на-
правленного на формирование у них профессиональных компетенций в области физической
культуры и спорта. В качестве ведущего метода исследования применено моделирование,
позволяющее рассмотреть профессиональное развитие будущего выпускника в рамках спе-
циально спроектированной дидактической системы компетентностного формата. В статье
показано, что пространство профессионального развития образовывается в дидактических
системах метрического компетентностного формата между областями развития знаний и
способностей, синхронизированными с требованиями соответствующих профессиональных
стандартов.
Психологические детерминанты достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования
Главным показателем достижения первой ступени в академической карьере является при-
суждение степени кандидата наук, которое исходит из оценки научно-исследовательского
уровня соискателя. Наше исследование позволило создать психологическую модель субъекта
научно-исследовательской деятельности и выделить конкретные психологические характе-
ристики, обуславливающие формирование личности начинающего ученого. До этого описы-
вались требования и предпосылки личности, позволяющие считать ее субъектом научно-ис-
следовательской деятельности, но психологические детерминанты не определялись никогда.
Характер требований относился к общим психическим процессам, возможностям и качествам
личности, внутренняя конкретная обусловленность их проявления не раскрывалась. Отправ-
ка к профессионально ориентированной периодизации Е.А. Климова позволила нам выде-
лить две фазы освоения научно-исследовательской деятельности: «фаза интернальности –
приобретение профессионального опыта» – обучение в аспирантуре и «фаза мастерства –
квалифицированное выполнение трудовой деятельности» – выполнение требований ГОСТа
и защита кандидатской диссертации. Поиск психологических детерминант, как «внутреннего
условия» определяющего переход от фазы к фазе происходил с опорой на теоретико-методо-
логические подходы отечественной психологии: Е.А. Климова, Н.М. Пейсахова, Я.А. Поно-
марева, С.Л. Рубинштейна.
Данные положения позволили определить блок психодиагностических инструментов: валид-
ные и надежные опросники, а также методы статистической обработки данных соответству-
ющих высокому уровню достоверности: р≤0.001*** и р≤0.01**.
Психологическими детерминантами достижения первой ступени в академической карьере в
системе вузовского образования были определены показатели (при N (0.1), согласно t-крите-
рию): «критерии оценки» (4.56 (-3.428 р≤0.001***)), «планирование» (4.24 (-2.818 р≤0.01**)),
«самоценность» (10.32 (-2.695 р≤0.01**)).
Семантический анализ психических состояний студентов различных этнических групп в ситуациях с определенным и неопределенным исходом
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что неопределенность как таковая при-
суща современному миру. Глобальные проблемы современности, экологические, культур-
ные и социальные проблемы, информационная революция, проблемы межличностных
коммуникаций и взаимодействия человека с окружающей средой, все это порождает неоп-
ределенность существования человека в мире. При таких условиях существования особую
роль играет феномен толерантности к неопределенности. В этой связи, несмотря на доста-
точную сложность и актуальность феномена толерантности к неопределенности и интерес
к данной проблеме различных наук, отсутствуют теоретические и эмпирические данные об
особенностях толерантности к неопределенности и испытываемых психических состояний у
различных этнокультурных групп, в частности у русских и татар, что и определило цель на-
шего исследования. Ведущим методом в исследовании данной проблемы является методика
самооценки психических состояний (Alishev, Gabdulkhakova). С помощью данной методи-
ки мы предполагаем осуществить качественный анализ и интерпретацию психических со-
стояний, выявить перечень состояний, характерных, как для отдельного человека, так и для
целых групп, так как мы предполагаем, что именно в данных самонаблюдения проявляется
профессиональный, этнокультурный опыт исследуемых. В статье представлены и анализи-
руются результаты исследования психических состояний представителей русской и татар-
ской национальности в ситуациях с определенным и неопределенным исходом. Выявлено,
что при столкновении с неопределенными ситуациями происходит смещение качественных
характеристик состояний от положительных к отрицательным у испытуемых русской и та-
тарской национальности. Показано, что в ситуациях с определенным (негативным исходом)
и неопределенным исходом возникают негативные психические состояния, в то время как в
ситуациях с определенным исходом испытываются положительные состояния.
К вопросу об интенсификации обучения иностранному языку в неязыковом вузе
Актуальность исследуемой проблемы связана с актуализацией использования программно-
го обеспечения образовательного процесса в вузах в такой предметной области, как «инос-
транный язык». Цель статьи заключается в раскрытии значимости интеграции различных
подходов к интенсификации обучения с целью оптимизации всей системы организации поз-
навательной деятельности студентов. В предлагаемой статье рассматриваются важнейшие
аспекты интенсификации обучения иностранному языку в неязыковом вузе; возможности
ориентированности иностранного языка на будущую профессиональную деятельность; ис-
пользование определенных подходов к обучению иностранным языкам, в частности, суг-
гестопедического подхода как способа интенсификации обучения; применение принципов
интенсивного обучения; учет факторов интенсификации обучения; использование приемов
обучения иностранного языка в неязыковом вузе; создание определенных компонентов об-
разовательной среды при обучении иностранного языка. В статье анализируются возможнос-
ти использования принципа ситуативности, предполагающего изучение иностранного языка
на основе ситуаций. В статье показано, как при обучении иностранного языка в неязыковом
вузе используются определенные интерактивные формы практического занятия. В связи с
этим делается вывод о том, что обучение иноязычной речевой деятельности на основе ком-
муникативного компонента интенсификации обучения должно быть систематическим, целе-
направленным, максимально приближенным к условиям реальной действительности с тем,
чтобы достичь положительного результата в обучении иностранному языку.
Анализ потребностей студентов в информационных ресурсах для учебного процесса и научно-исследовательской деятельности
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью повышения ка- чества обслуживания пользователей библиотеки и активности использования информаци- онных ресурсов в учебном процессе. В связи с этим данная статья направлена на разработку рекомендаций по совершенствованию деятельности библиотек в электронно-образователь- ной среде университета.
Ведущим методом в исследовании данной проблемы является анкетирование, проводимое среди 1096 студентов Сибирского федерального университета. Результаты исследования оп- ределили отношение студентов к библиотечным сервисам и информационным ресурсам. На основе теоретического анализа и практического исследования проблемы формирования и развития электронной библиотеки рассмотрена стратегия развития цифровой библиотеки, определены технологии создания и внедрения информационных ресурсов в образователь- ную среду университета.
Представленные в статье рекомендации позволят повысить эффективность использования информационых ресурсов в учебном процессе.
Открытое и дистанционное неформальное обучение для саморазвития в течение всей жизни: современные практики и перспективы их использования в контексте Российской Федерации
Непрерывное неформальное обучение играет очень важную роль в процессе саморазвития и
наращивания знаний и навыков, требуемых в современном стремительно меняющемся мире.
Данная статья рассматривает использование методов и технологий открытого и дистанци-
онного образования для обеспечения неформального обучения в развивающихся странах в
целях сокращения неравенства, развития доступности образования и стимулирования ус-
тойчивого социально-экономического и экологобезопасного развития. После рассмотрения
основных тенденций статья обращается к размышлению о возможных перспективах исполь-
зования существующих методов и технологий в целях поддержания социально-экономичес-
кого развития Российской Федерации.
От редактора: этический аспект авторства
В начале любой научной статьи сразу под названием можно найти список ав-
торов. Нам всем так привычно писать наши имена и имена наших соавторов, что
мы редко размышляем над этим. В данной редакторской заметке я хотел бы объяс-
нить, почему важно задумываться над вопросом авторства и всегда корректно его
указывать.
Быть в списке авторов публикуемых статьей очень важно для вашего статуса
как ученого; вас оценивают по количеству и качеству ваших публикаций. Они ока-
зывают влияние на ваш карьерный рост, облегчают процесс получения исследова-
тельских грантов, повышают вероятность получить приглашения на конференции.
Но что же все-таки значит быть указанным в списке авторов?
Образование и Саморазвитие Том 12 Выпуск 2 Содержание
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие Volume 12 (2) (выпуск 51)
Ник Рашби.
От редактора: этический аспект авторства 9
Колин Латчем, Дарья Ханолайнен.
Открытое и дистанционное неформальное обучение для саморазвития в течение всей жизни: современные практики и перспективы
их использования в контексте Российской Федерации 12
Руслан А. Барышев.
Анализ потребностей студентов в информационных ресурсах для учебного процесса и научно-исследовательской деятельности 31
Агзам А. Валеев, Ирина Г. Кондратьева.
К вопросу об интенсификации обучения иностранному языку в неязыковом вузе 42
Миляуша В. Габдулхакова.
Семантический анализ психических состояний студентов различных этнических групп в ситуациях с определенным и неопределенным исходом 52
Инна В. Кротова.
Психологические детерминанты достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования 62
Марина Ю. Щенникова, Алмаз М. Галимов.
Требования профессиональных стандартов как основа профессионального развития студентов 73
Наши авторы 116
Информация для авторов 120
Образование и саморазвитие 2006 № 2
Это полный журнал Выпуск 2 со всеми статьями и содержание страниц.