Изучены факторы, влияющие на выбор стратегии адаптации – копинга – студентов к экза- менационному стрессу, а именно, пол, физиология, тревожность, занятия спортом. В ис- следовании принимали участие 139 здоровых добровольцев юношей и девушек, атлетов и неатлетов, студентов 1 и 2 курса в возрасте 18–22 года. Исследование проводилось во время экзаменов на основе информированного согласия в соответствии с протоколом 6.26.06.2018, утвержденным Локальным этическим комитетом.
Выявлены устойчивые взаимосвязи между тревожностью и рядом физиологических параме- тров организма: биохимией крови, гормонами и функциональным состоянием дыхательной системы. Показано, что регулярные физические нагрузки (спорт), равно как и физиологиче- ские параметры, не влияют на выбор копинг-стратегии в стрессовой ситуации экзамена и не связаны с личностной тревожностью. В то же время, обнаружены статистически значимые отличия у юношей и девушек в степени выраженности реактивной и личностной тревожно- сти, а также в использовании ряда стратегий совладающего поведения: «бегство-избегание», «принятие ответственности» и «поиск социальной поддержки». Показаны корреляционные зависимости между тревогой и физиологическими параметрами и тревогой и копинг-страте- гиями. Феномен тревоги при экзаменационном стрессе является, по-видимому, связующим звеном между физиологическими параметрами и поведением.
Номер выпуска : 2
Преодоление трудностей чтения научных публикаций на иностранном языке: опыт разработки и внедрения обучающего семинара
В настоящее время обучение в вузе предполагает активное использование научных публи- каций как на родном, так и на иностранном языках в рамках изучения учебных дисциплин и проведения собственных исследований студентов. Чтение научных статей на иностран- ном языке может быть сопряжено с определенными трудностями, в значительной степени снижающими эффективность работы с иноязычными источниками и вызывающими нега- тивное отношение студентов. В данной статье предпринимается попытка разработки типо- логии трудностей, с которыми сталкиваются студенты при чтении англоязычных научных статей, на основе анализа и систематизации результатов исследований, посвященных дан- ной проблеме. В работе описывается разработанный и апробированный автором семинар, ориентированный на преодоление трудностей процессуального характера и направленный на обучение студентов использованию комплекса стратегий эффективного чтения научной исследовательской статьи. Результаты апробации семинара свидетельствуют о повышении продуктивности работы студентов с иноязычными источниками, формировании более по- ложительного отношения к данному виду работы, а также о повышении их уверенности в своих силах.
Стремление к саморазвитию как фактор инновационной готовности преподавателей вузов
В статье представлены результаты научного исследования проблемы стремления к самораз- витию преподавателей вузов в инновационной педагогической деятельности. Цель статьи – теоретико-методологическое обоснование факторов развития инновационной готовности преподавателей вуза. В качестве гипотезы рассматривается наличие фактора стремление к са- моразвитию, влияющего на уровень развития инновационной готовности преподавателей вузов. Эмпирическое исследование проводилось с использованием математико-статистиче- ских методов обработки данных: одновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, ди- скриминантный анализ, метод линейной регрессии, метод главных компонент факторного
анализа, а также диагностических методик: оценка социально-психологического климата в коллективе А.Ю. Шалыто-О.С. Михалюк, диагностика уровня саморазвития и професси- онально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой, опросник инновационной готов- ности персонала В.В. Пантелеевой, Т.П. Кнышевой. Количество респондентов составило 2036 преподавателей из 9 высших учебных заведений России. Выявлены факторы, влияющие на динамику развития инновационной готовности преподавателей: внешний фактор – соци- ально-психологический климат, внутренний фактор – стремление к саморазвитию, которые представлены в факторной модели. Выявлена линейная связь между инновационной готов- ностью и уровнем саморазвития, инновационной готовностью и социально-психологиче- ским климатом, уровнем саморазвития и социально-психологическим климатом.
В результате проведенного исследования был выявлен достаточно благоприятный социаль- но-психологический климат во всех педагогических коллективах вузов, который рассматри- вается в качестве условия саморазвития, самореализации и самосовершенствования препо-
давателя в инновационной деятельности. Исследование таких показателей как стремление к саморазвитию, эмоциональная, мотивационная, когнитивная, личностная (инструменталь- ная), организационная готовность позволили определить уровень инновационной готовно- сти представленных педагогических коллективов. Делается вывод о том, что оптимизация социально-психологического климата в педагогических коллективах высших учебных за- ведений создает благоприятное условие для реализации инновационного потенциала вуза, развития творческого мышления, мотива к успеху, гибкости поведения в инновационной деятельности. Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами, преподавателями, руководителями кафедр в процессе организации, планирования и внедре- ния инновационных технологий в педагогическую практику вуза.
Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи
Актуальность исследования обусловлена тем, что перспективы становления современно- го общества во многом зависят от проявления подрастающим поколением своей актив- ности в плане образования и саморазвития, субъектные и деятельностные детерминанты которой еще не достаточно изучены. Цель – выявить субъектно-деятельностные харак- теристики учащейся молодежи, детерминирующие ее образовательно-развивающую ак- тивность. Исследование проводилось на выборке, включающей 229 учащихся в системе общего, среднего профессионального и высшего образования в возрасте от 15 до 25 лет. Методики: шкала самодетерминации К. Шэлдона, модификация Е.Н. Осина; опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной; методика «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной; опросник самоорганизации деятель- ности Е.Ю. Мандриковой; авторская анкета для определения уровня выраженности обра- зовательно-развивающей активности личности в характеристиках выполняемой для ее реализации деятельности. Установлено, что молодые люди с высокой выраженностью образовательно-развивающей активности в большей степени проявляют субъектность в стратегиях поведения, осознанную активность, свободу выбора и ответственность за него. У них также лучше сформированы навыки самоорганизации деятельности, обуслов- ленные целеустремленностью, и все характеристики деятельности, связанные с осуществ-
лением данного вида активности. Показано, что в разные возрастные периоды меняется соотношение субъектно-деятельностных характеристик образовательно-развивающей активности учащейся молодежи – отмечается рост одних, стабилизация других и регрес- сивные изменения третьих. Выявлено, что предикторами образовательно-развивающей активности учащейся молодежи являются характеристики связанной с ней деятельности, вклад субъектных факторов в ее детерминацию минимален. Сформулированные выводы подкреплены статистическим анализом данных. В прикладном аспекте представленные материалы могут быть использованы при организации образовательно-развивающей дея- тельности молодежи с учетом ее возрастных особенностей.
Образование и Саморазвитие Том 14 Выпуск 2 Содержание
Ник Рашби
От редактора: борьба с научным подлогом………………………………………………………………. 8
Ван Дамм Ян, Белленс Ким, Тилеманс Келлиy, Вим Ван ден Нортгейт
Объясняются ли изменения в понимании прочитанного на уровне стран
изменениями в учебном времени, профессиональном развитии учителей
и возрасте учащихся? Исследования PI RLS 2006 и 2016 ………………………………………….. 10
Ю Ченг Шен, Хай-Ян Ние, Ю Лиу
Архитектура электронного портфолио, ориетированная на образовательную
поддержку в рамках разработки проектов……………………………………………………………… 32
Виолета Данилевич, Томаш Прымак
Саморазвитие в пожилом возрасте и вызовы информационного общества:
перспектива Польши, Болгарии, Португалии…………………………………………………………. 44
Валерия А. Капустина, Юлия А. Беркасова
Интегративное бинарное занятие как пример инновационных
образовательных технологий, реализуемых в высшей школе ………………………………. 55
Гилемханова Э.Н.
Взаимосвязь социально-психологической безопасности и эффективности
обучения в контексте анализа образовательной среды муниципальных
территориальных единиц………………………………………………………………………………………… 68
Горячих М.В., Троян И.А.
Становление и развитие академической мобильности обучающихся
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
в образовательном пространстве Российской Федерации…………………………………….. 79
Алексей М. Сивинский, Камбат К. Куламбаева
Эффективность учебного процесса в школе для детей с нарушениями
слуха и технология ее оценки………………………………………………………………………………….. 92
Мезинов В.Н., Захарова М.А.
Актуализация проблемы подготовки учителя к деятельности по развитию
социального интеллекта школьников……………………………………………………………………105
От редактора: борьба с научным подлогом
Первый в мире научный журнал был издан Генри Ольденбургом в 1665 году.
Журнал Философские труды Королевского общества «позволял ученым обмени-
ваться накопленными знаниями и вносить свою лепту в становление и развитие
всех философских наук». 350 лет спустя мы по-прежнему руководствуемся осно-
вополагающими принципами Генри Ольденбурга. Это принципы популяризации
надежных научных знаний посредством экспертного рецензирования, признания
ученых и создания постоянной базы данных их исследований. Наряду с большинс-
твом зарекомендовавших себя мировых научных изданий Образование и Самораз-
витие является традиционным журналом.
Объясняются ли изменения в понимании прочитанного на страновом уровне через изменения в учебном времени, профессиональном развитии и возрасте? Исследования PIRLS 2006 и 2016
Ряд международных сравнительных исследований в образовании проводится циклами раз
в 3-5 лет. Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS прово-
дится раз в 5 лет. При рассмотрении данных только одного цикла представляется затруд-
нительным объяснить различия в уровне достижений между странами. Но также возможно
рассмотрение двух (или более) циклов и анализ изменений во времени для каждой из стран-
участниц. В таком случае рассматривается динамика по странам за определенный период, и
данный лонгитюдный подход позволяет делать каузальные выводы относительно эффектов
характеристик образовательных систем.
В данной статье рассмотрены эффекты учебного времени (изучение языка и чтение) и уров-
ня профессионального развития учителей на понимание прочитанного в 4-х классах. Так-
же изучен эффект изменения среднего возраста учащихся. При учете эффектов возраста и
обучения сформирован немного другой рейтинг стран по результатам исследования PIRLS.
Использован подход «разность разностей» с корреляционными матрицами. Один из выводов
заключается в выявлении эффекта профессионального развития учителей на уровень образо-
вательных результатов учащихся.
Архитектура Электронноего Портфолио, Ориетированная на Образовательную Поддержку в Рамках Разработки Проектов
Электронное портфолио, в основе которого лежат методы самооценки, самоанализа и само-
контроля, считается важным инструментом в создании личностно-ориентированной среды
в сфере высшего образования. В настоящей работе описан механизм разработки системы е-
портфолио, которая используется в качестве ценной базы продуктов обучения. Данная сис-
тема позволяет преподавателям следить за прогрессом педагогов дошкольного образования,
предоставлять обратную связь и развивать их навыки самооценки, самоанализа и самокон-
троля благодаря краткосрочной программе обучения, которую специалисты кафедры до-
школьного образования в университете Вэньчжоу используют в качестве комплексной меры
для определения уровня профессионализма и компетентности воспитателей. Результаты ис-
следования показали, что после прохождения курса обучения педагоги дошкольных учреж-
дений успешно выполняют практические задания, связанные с е-портфолио. Анализ данных
выявил, что преподаватели способствуют повышению квалификации дошкольных учителей,
мотивируя их на успешное завершение программы, уделяя особое внимание сплоченности
группы и положительным моментам в процессе обучения.
Саморазвитие в старости против вызовов информационного общества: Польско-болгарско-португальская перспектива
Данная статья приводит результаты исследования по диагностированию уровня интереса
пожилых людей в освоении цифровых навыков, а также представляет попытки установить,
есть ли у них желание развиваться в этом направлении, как они определяют себя в информа-
ционном обществе. Сравнительное исследование было проведено в 2017-2019 годах как часть
международного проекта Erasmus+ Adult Education «Silver Civic Education» (2017-1-PL01-
KA204-038695). Были вовлечены пожилые люди из трех стран-партнеров: Польша, Португа-
лия, Болгария. В результате, были исследованы как общие ожидания пожилых людей, так и
специфические сложности в каждой стране. Пожилые люди – это достаточно неоднородная
группа. Им нужно дополнительное обучение, особенно в сфере новых технологий. Такая
поддержка может помочь развить их любознательность, стремление к самосовершенствованию,
и как результат, улучшить качество их жизни.
Интегративное бинарное занятие как пример инновационных образовательных технологий, реализуемых в высшей школе
В данной статье авторами осуществляется теоретико-методологическое обоснование введе-
ния в оборот термина «интегративное бинарное занятие». Бинарные занятия рассматривают-
ся как вид инновационных образовательных технологий в условиях реализации компетент-
ностного подхода.
В работе представлен теоретический анализ научных источников по теме исследования.
На основе анализа научных данных отечественных и зарубежных учёных о форме и содер-
жании бинарного занятия авторами приводится классификация типов бинарных занятий,
включающая в себя проблемное бинарное занятие, междисциплинарное бинарное занятие в
форме проекта, активное бинарное занятие. Изучение имеющихся представлений о понятии,
структуре и способах реализации бинарных занятий и результатов апробации авторских би-
нарных занятий, ранее обозначенных как «бинарное практическое занятие», выявило слож-
ности определения данной технологии. В связи с этим в статье предложено и обосновано
введение понятия «интегративное бинарное занятие», определяемое как образовательная
технология, которая предполагает систематическое и последовательное применение междис-
циплинарного комплекса учебных занятий и реализуется в активной форме, которая разра-
батывается и проводится командой преподавателей в объединенной группе, состоящей из
студентов разных профилей и направлений обучения.
Взаимосвязь социально-психологической безопасности и эффективности обучения в контексте анализа образовательной среды муниципальных территориальных единиц
Целью представленной статьи является изучение на основе средового подхода взаимосвязи
двух важнейших параметров современной образовательной системы: эффективности обуче-
ния и социально-психологической безопасности. В теоретической части статьи проанали-
зировано понятие «психологическая безопасность» в контексте современных зарубежных
и отечественных концепций. Эмпирическое исследование построено на основе данных со-
циально-психологического мониторинга 2016 года, полученных с помощью методического
комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающих-
ся в потребление наркотиков (Ю. П. Зинченко, А. Ш. Тхостов) и на основе обнародованных
данных образовательного рейтинга муниципальных территориальных единиц. В исследова-
нии приняло участие 107 289 учащихся общеобразовательных организаций в возрасте от 12
до 16 лет, эмпирические данные по которым были проанализированы в соотнесении с 45
изучаемыми территориальными единицами, обладающими автономными социально-эко-
номическими, географическими, образовательными характеристиками. В качестве методов
статистического анализа применялись корреляционный анализ, сравнительный анализ с ис-
пользованием критерия U Манна-Уитни. Достоверные различия по доле учащихся группы
риска 12-13 лет на территориях с высоким и низким образовательным рейтингом определя-
ют ключевой вывод исследования о взаимосвязи рисков асоциального поведения учащихся
как индикатора психологической безопасности образовательной среды с высоким образова-
тельным рейтингом территориальных единиц.
Становление и развитие академической мобильности обучающихся Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в образовательном пространстве Российской Федерации
Предметом исследования является становление и развитие академической мобильности обу-
чающихся в образовательном пространстве Российской Федерации на примере Крымского
федерального университета им. В.И. Вернадского. Системно исследуются теоретико-методо-
логические основы становления и формирования академической мобильности обучающих-
ся, в результате чего сгруппированы критерии ее развития. На основе комплексного анализа
сгруппированы и систематизированы виды академической мобильности по шести ключевым
критериям (географическая направленность, продолжительность действия, характер реали-
зации, планируемый результат, форма реализации, способ организации). На базе эмпири-
ческих данных реализации сетевых образовательных программ выявлены положительные и
негативные факторы развития академической мобильности обучающихся Крымского феде-
рального университета им. В.И. Вернадского.
С помощью экспертной оценки и на основе метода многомерного парного шкалирования
предложено ранжирование ключевых проблем развития академической мобильности обу-
чающихся КФУ им. В.И. Вернадского. Полученные данные позволили предложить пер-
воочередные и второстепенные направления поддержки и инструменты академической
мобильности вуза. Доказывается важность и потенциальная эффективность развития акаде-
мической мобильности обучающихся для дальнейшей интеграции системы высшего образо-
вания Крымского региона в единое образовательное пространство Российской Федерации.
Результаты исследования могут стать основой совершенствования образовательной полити-
ки КФУ им. В.И. Вернадского.
Эффективность учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха и технология ее оценки
Современная система специального образования в Республике Казахстан претерпевает су-
щественные изменения. Следуя мировой практике обеспечения равного доступа к образова-
нию, школы для детей с нарушениями слуха осуществляют переход на учебные программы
обновленного содержания, тематика и требования которых приравнены к обычным школам.
Их успешное освоение неслышащими и слабослышащими детьми требует качественных
преобразований в формах и методах педагогического воздействия на обучающихся. Однако
определить эффективность учебного процесса традиционными методами в данном случае
затруднительно, так как возникает необходимость реализации коррекционного компонента
в новых условиях. В данной статье авторы раскрывают понятие эффективности обучения в
рамках школы для детей с нарушениями слуха. Определяется ряд качественных показателей,
влияющих на учебный процесс детей с особыми образовательными потребностями, в том
числе обосновывается необходимость использования современных информационных техно-
логий. Предлагается разработанная математическая модель оценки педагогической эффек-
тивности в специальной школе, описывается технология ее применения, для подтверждения
функциональности представляются результаты апробации.
Актуализация проблемы подготовки учителя к деятельности по развитию социального интеллекта школьников
Активно растущий интерес ученых к вопросу социализации личности обусловлен главной
особенностью современного мира – его высокой динамичностью и стремлением к внедрению
современных технологий. Чрезмерное включение новейших технологий в жизнь нарушает
культурные и духовные устои личности, ведет к сокращению непосредственного живого об-
щения, при этом теряется способность полноценного взаимодействия, культуры общения.
Наиболее сильно подвергается негативному влиянию социально-коммуникативное развитие
детей: появляются проблемы в коммуникации, обнаруживается дефицит речевой культуры,
отсутствие воспитанности во взаимоотношениях, что сказывается на результатах образова-
ния. Авторы ставят своей целью осуществление теоретического анализа особенностей разви-
тия социального интеллекта школьников, выявление субъективных и объективных обстоя-
тельств и социально-педагогических условий формирования готовности педагога в системе
дополнительного профессионального образования к деятельности по развитию социального
интеллекта школьников.
Образование и Саморазвитие Том 13 Выпуск 2 Содержание
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие Volume 13 (2)
Ник Рашби
От редактора: Стоя на плечах гигантов 8
Хелена Амарал да Фонтура
Нарративы молодых учителей: истории о получении опыта и преодолении трудностей 10
Милица Кривокапич
Обучение по модели: позиция учителя на практике 19
Галя Михайлова Кожухарова
Образовательные кластеры – новые возможности для повышения квалификации учителей 31
Даниела Тодорова Кожухарова
Дидактическая модель применения информационно-коммуникационных технологий к повышению квалификации учителей в Болгарии. 38
Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов
Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение 46
А.К. Ценкова, Л.К. Йорданова, Г.Г. Кирякова
Межкультурная компетентность учителя нового типа 53
Информация для авторов.
От редактора: Стоя на плечах гигантов
«Бернар Шартрский любил говорить, что мы – это карлики на плечах гигантов,
а поэтому мы можем видеть больше и дальше, чем они, однако не в силу нашей
собственной зоркости и не по причине какой-то другой нашей выдающейся черты,
а потому что гиганты подняли нас с земли и возвысили» (John of Salisbury, 1159).
Именно так обстоят дела в науке. Здесь очень важно, чтобы наши читатели знали,
как мы пришли к нашим результатам, что именно наши предшественники написа-
ли на эту тему, какие пробелы они оставили для нас.
Межкультурная компетентность учителя нового типа
Актуальность исследования обуславливается необходимостью осуществлять межкультурное
общение в глобальном мире и существованием малоизученного ресурса для формирования
межкультурной компетенции учителя нового типа. Информационные и коммуникационные
технологии предоставляют хорошие возможности для решения этой задачи. Взаимодействие
формирования межкультурной компетенции с информационными и коммуникационными
технологиями направляет фокус научных исследований на переоценку роли ИКТ в области
гуманитарного познания. Авторская концепция основана на применении технологической
модели – Wiki энциклопедии – как способа реальных межкультурных взаимодействий. Воз-
можности этого ресурса для осознания детьми своей культурной идентичности и проявления
толерантности очень велики. Это способ формирования умения современного учителя об-
щаться с людьми, принадлежащими к разным культурным общностям, и способности успеш-
но осуществлять межкультурную коммуникацию. В результате предлагается включить создан-
ную модель обучения с использованием Wiki энциклопедии в учебную программу подготовки
педагогов в вузах.
Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что возвращение интереса к
проблемам воспитания в профессиональном сообществе заставляет нас обстоятельнее рас-
сматривать фигуру педагога-воспитателя. Сегодня, наряду с позитивными изменениями в
отечественном воспитании, наблюдаются и негативные явления, которые отчасти являются
следствием неудовлетворительной подготовки будущего учителя к наиболее сложной сфере
его деятельности – воспитанию. Возможные изменения в этой сфере прежде всего связаны с
определением теоретических основ подготовки будущего педагога к воспитательной деятель-
ности на основе систематизации современных научных знаний о воспитании. Это и составля-
ет цель исследования.
Методологическими основаниями исследования являются деятельностный подход, предпо-
лагающий рассмотрение феноменов воспитания сквозь призму человеческой деятельности;
системный подход, предполагающий рассмотрение воспитания как системы, связи и отноше-
ния между компонентами которой позволяют ей приобрести новое качество по сравнению
с совокупностью качеств ее частей; синергетический подход, предполагающий рассмотрение
воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося; амбивалентный под-
ход, предполагающий рассмотрение педагогического явления через «дуальную оппозицию»,
то есть двусторонне – с двух противоположных, противоречащих друг другу сторон. Также
для реализации исследования представляется важной опора на следующие методологические
принципы: феноменологичности, требующий от исследователя всестороннего описания ис-
следуемых явлений прежде их понятийного определения и междисциплинарности, предла-
гающий рассматривать воспитательную деятельность педагога, используя данные различных
научных дисциплин.
Результаты исследования позволили определить ключевые проблемы подготовки студентов
педагогических специальностей к осуществлению воспитательной деятельности в системе
образования; выявить достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день про-
граммном и учебно-методическом обеспечении подготовки студентов педагогических спе-
циальностей к осуществлению воспитательной деятельности; представить образ выпускника
педагогического вуза, востребованного руководителями российских школ; систематизировать
современные научные знания в области теории и методики воспитания; разработать теорети-
ческие основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе об-
щего и дополнительного образования.
Дидактическая модель применения информационно-коммуникационных технологий к повышению квалификации учителей в Болгарии
Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является вызо-
вом в развитии образования. Необходима адаптация существующих моделей обучения к но-
вым технологиям. В свою очередь, это требует адекватной квалификации учителей.
Цель исследования – представить результаты применения обобщенной дидактической мо-
дели управления процессом обучения путем использования специализированного програм-
много обеспечения (софтвера) Mythware Classroom Management и, в частности, результаты его
применения с целью повышения квалификации учителей.
Разработка и адаптация модели поддерживает продолжающееся обучение учителей и в этой
связи их более эффективнную работу по применению информационных и коммуникацион-
ных технологий к процессу обучения.
Образовательные кластеры – новые возможности для повышения квалификации учителей
Современные реалии развития общества ставят перед образованием новые задачи. Необходи-
мость в синхронизации образования с потребностями общества и инновационным развитием
является одной из причин возникновения новых структур – образовательных кластеров.
Цель настоящего исследования – представить результаты практического опыта работы обра-
зовательного кластера, связанного с квалификацией учителей, в Болгарии.
В статье представлен опыт создания и функционирования образовательных кластеров с це-
лью осуществления инновационной политики и практики в образовании в целом и в области
повышения квалификации учителей в частности. Указаны виды образовательных кластеров,
предложена структура образовательного кластера, продолжающего обучение и повышение
квалификации учителей на базе Департамента информации и повышения квалификации
учителей при Фракийском университете, г. Стара Загора, Болгария.