Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возросшими требованиями государст-
ва и общества к профессиональному развитию педагога. Цель статьи – обосновать новый
формат педагогического краеведения как стратегического ресурса профессионального роста
учителя будущего. В статье представлен сопоставительный анализ научных подходов к поня-
тию «педагогическое краеведение» в российской и зарубежной исследовательской практике.
Уточнена дефиниция «педагогическое краеведение». На основе обобщения и генерализации
источников, уточнения и интерпретации формулировок предложен новый подход к осмы-
слению педагогического краеведения как основы профессиональной готовности учителя бу-
дущего управлять собственной карьерой, определять траекторию своего профессионально-
го и культурного роста. Проведена экспликация культурного наследия Оренбургского края
с целью его возрождения в современной школе с использованием цифровизации. Выявле-
ны региональные аспекты профессионального роста учителя будущего. Дана аналитическая
оценка влияния педагогического краеведения на становление стиля учителя нового поколе-
ния и обогащение историко-педагогического наследия. Представлена оценка стратегических
ресурсов педагогического краеведения, которые способны сделать более эффективной дея-
тельность учителя по освоению традиций и исторического опыта региона и осмыслению сов-
ременных проблем его развития. Представлены результаты онлайн-анкетирования 235 учи-
телей с помощью приложения Google Forms.
Номер выпуска : 2
Модели управления образовательным процессом в современной школе
До настоящего времени инструмент Ф. Халлингера (PIMRS) использовался для выявления уровня вовлеченности директора школы и его управленческой команды в управление образовательным процессом. Данный инструмент помогает увидеть, какие вопросы директор делегирует своей команде, решение каких вопросов оставляет за собой, какие направления деятельности стоят в приоритете при вырисовывании управленческого профиля школы. Однако не было проведено исследований, направленных на выявление моделей управления образовательным процессом, основанных на управленческих профилях, полученных в результате применения PIMRS. С целью выявления моделей управления был проведен кластерный анализ управленческих профилей 120 школ одного из мегаполисов России методом Д. Варда. В результате кластерного анализа были выявлены четыре модели управления и представлены рекомендации.
Образование и Саморазвитие Том 16 Выпуск 2 июнь 2021
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 16 (2)
Ник Рашби
От редактора: Форма научной статьи 8
Амера Сейфу Белайнех
Интеграционные практики преподавателей естественных наук в области образования, исследований и общественной работы:
Кейс трех университетов Эфиопии 10
Раед Зедан
Оценка учебного процесса учащимися как предиктор учебной мотивации, академической успеваемости и климата в классе 27
Айеша Хатун, Бабу Джордж, Саджад Наби Дар
Практика управления знаниями в секторе высшего образования с акцентом на бизнес-школы 47
Андреа Истенич, Иван Братко, Виолета Розанда
Отношение учителей к социальным роботам в образовании: Модель развития 60
Али Наваб, Насима Зайнулабидин
«Утоление голода водой»: Особенности профессионального развития учителей в сельских районах Пакистана 88
Ольга А. Романова
Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: систематический обзор российской литературы 105
Надежда А. Авдеенко
Представления учителей о креативности и ее развитии в школе 124
Елена В. Кузнецова
Каково отношение к учебе студентов-математиков? Исследование индивидуальных и мотивационных факторов 139
Татьяна П. Будякова, Анжелика Н. Пронина
Проблемы формирования экологического сознания современных школьников 153
Дания З. Ахметова, Илона Г. Морозова, Максим А. Сучков
Этнокультурные аспекты развития инклюзивного образования в призме глобализационных процессов и цифровизации 165
От редактора: Форма научной статьи
Члены редакционной коллегии и редакторская группа обсудили формат ру- кописей, поступающих на рассмотрение в журнал «Образование и саморазвитие», и выступили с предложениями.
Признано, что стандартная структура исследовательской статьи включает шесть основных разделов: введение, обзор литературы, методология, результаты, обсуждение и заключение. Помимо этого, статья содержит заголовок, аннотацию, ключевые слова и библиографический список. Такая структура, с одной стороны, позволяет автору следить за тем, чтобы ни один ключевой момент не был упущен, а с другой – помогает читательскому восприятию. Эта форма идеально подходит статьям исследовательской направленности, а «Образование и саморазвитие» но- сит в целом именно такой, исследовательский, характер.
Интеграционные практики преподавателей естественных наук в области образования, исследований и общественной работы: Кейс трех университетов Эфиопии
В статье рассматриваются интеграционные практики преподавателей естественных наук в области образования, исследований и общественной деятельности в университетах Бахир- Дар, Дыре-Дауа и Уолкайт. Исследование проводилось посредством анкетирования и интервью, участниками которых были учителя и менеджеры, составившие целевую выборку. Т-тест для одной из выборок показал, что, за исключением образовательной деятельности, преподаватели естественных наук демонстрировали низкие результаты в исследовательской деятельности, общественной работе и интеграционных практиках. Множественный регрес- сионный анализ показал, что вклад преподавания, исследований и общественной работы в интеграционные практики составил 44,12%, причем исследования составили основную долю (34,56%). Анкетирование выявило институциональные факторы (в частности, жесткие фи- нансовые условия), препятствующие проведению исследований и выполнению обществен- ной нагрузки. В ходе интервью выявлены личные проблемы, например отсутствие интереса и слабая мотивация. Определено, что руководство университетов оказывает поддержку пе- дагогам в проведении исследований и общественной работы, что содействует повышению качества преподавания и интеграционным практикам в рамках миссии педагога. Преподава- телям естественных наук рекомендовано не ссылаться на институциональные факторы, а по- стараться справиться с внешними проблемами. Это приведет к улучшению интеграционных практик и создаст условия для более эффективной работы академического подразделения.
Оценка учебного процесса учащимися как предиктор учебной мотивации, академической успеваемости и климата в классе
Настоящее исследование было проведено с целью установления взаимосвязи между пред- ставлениями учащихся об учителях, достижениями учеников и общей атмосферой в классе. В исследовании приняли участие 2599 учащихся начальных, средних и старших классов. Дан- ные были собраны с помощью структурированного опроса. Были получены следующие ре- зультаты. Для развития учеников очень важна оценка, которую они дают своим учителям, их педагогической и дидактической квалификации. Эта оценка (в целом положительная) кор- релирует с оценкой общего климата в классе (средняя и выше среднего). У девочек восприя- тие более позитивное, чем у мальчиков, во всех возрастных группах. У учащихся начальной школы – более позитивное, чем в средних и старших классах. Преподавание математики оценивается выше других предметов. Педагоги-женщины – выше педагогов-мужчин. Молодые учителя – выше опытных. Положительная оценка учительского труда приводит к высокому уровню мотивации и улучшению успеваемости, к благоприятному психологическому клима- ту в классе.
Практика управления знаниями в секторе высшего образования с акцентом на бизнес-школы
Высшие учебные заведения аккумулируют и распространяют знания. В исследовании анали- зируется практика управления знаниями, свойственная бизнес-школам, выделяются ключе- вые факторы, способствующие и препятствующие развитию обучающихся. В бизнес-школах, по сравнению с остальной частью экосистемы высшего образования, существует особая по- требность в управлении знаниями. Это объясняется различиями в ценности разных видов знаний, в их хранении и поиске. В данном исследовании приведены основные параметры управления знаниями, актуальные для высшего образования. Представлена структура управ- ления знаниями в качестве стратегического инструмента развития и сохранения конкурент-
ного преимущества бизнес-школ. В работе отмечается, что бизнес-школы в большей сте- пени ценят современные прикладные, практические и контекстуальные знания, в то время
как другие университеты ценят менее транзиентные виды знаний. Знания, необходимые в бизнес-школах, нередко встречаются в информационных сетях, и их эффективное исполь- зование требует специальных стратегий. Интеграция с экосистемами знаний за пределами институциональных библиотек играет важную роль. Природа знаний, актуальных для биз- нес-школ, двойственна: они носят научный характер, но имеют практическую основу. Пред- ставленные контексты учитывают глобализацию и интернационализацию высшего образова- ния, что немаловажно для управления знаниями.
Отношение учителей к социальным роботам в образовании: Модель развития
Социальные роботы в сфере образования тестируются в двух направлениях: одно ориентиро- вано на учителя и подчеркивает их эффективность – второе, ориентированное на студентов, выражает обеспокоенность обезличенным характером подобного обучения. В данной статье представлено качественное исследование отношения словенских студентов – будущих учите- лей дошкольного образования и начальных классов – к роботизированной образовательной технологии, в которой они по своему усмотрению должны были выделить положительные, нейтральные и отрицательные аспекты. Студенты выразили преимущественно обеспокоен- ность. Нами была разработана трехкомпонентная модель исследования, включающая учеб- ные, социально-эмоциональные и правовые стороны проблемы. Результаты выявили нега- тивное отношение участников к роботам с внешностью человека и социальными навыками и полный отказ от их использования в классе. Участники исследования, не отвергая социаль- ных роботов как таковых, отказывают им в статусе социального субъекта, способного учиты- вать индивидуальность учащихся и адекватно заботиться о благополучии и развитии детей. Результаты исследования призывают к осознанному созданию роботов с привлечением учи- телей в качестве со-дизайнеров.
«Утоление голода водой»: Особенности профессионального развития учителей в сельских районах Пакистана
Данная работа направлена на осмысление того, какие программы профессионального раз- вития учителей являются наиболее эффективными. Исследованы представления об этом работников образования в сельских районах Пакистана. Качественный подход, реализованный в форме кейс-стади, был использован для изучения опыта ключевых стейкхолдеров, вклю- чая провайдеров профессионального развития, сотрудников отдела образования, директоров школ и учителей. Метод фокус-групп применялся в качестве основного инструмента сбора данных. Результаты показали, что в большей степени ценятся такие программы професси- онального развития, которые отвечают запросам учителей, уделяют внимание содержанию и педагогическим методам, предлагают активное обучение, рассчитаны на длительный срок и предусматривают последующую поддержку. Установлено, что в основном программы про- фессионального развития не отвечают этим требованиям, разработаны с учетом лишь внеш- них факторов и недостаточно учитывают мнения, потребности и опыт учителей из сельских районов Пакистана. В статье подчеркивается, что контекст должен стать определяющим фак- тором при разработке программ профессионального развития учителей конкретного региона.
Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: систематический обзор российской литературы
Статья посвящена анализу отечественной литературы, связанной с реализацией компетент- ностного подхода в среднем профессиональном образовании (СПО). Целью работы является систематизация имеющихся публикаций по данной проблематике и формирование актуаль- ной повестки для будущих исследований. Статья представляет систематический литератур- ный обзор: единообразное описание выборки публикаций из наиболее авторитетных россий- ских изданий за период 2005-2019 гг. в рамках предварительно сформулированной системы категорий. Кроме того, исследование включает углубленное изучение проработанности от- дельных аспектов реализации компетентностного подхода с помощью контент анализа.
Ключевыми результатами исследования являются основные понятийные признаки кон- структа, лежащего в основе компетентностного подхода в России. Суммированы данные о понятийно-терминологическом аппарате, используемом при обсуждении компетентност- ного профобразования. Получены данные о доминирующих методах исследования выбран- ной проблематики и целевой аудитории большинства опубликованных работ. Представлены свидетельства наличия дефицитов проработанности внедрения компетентностного подхода в российском СПО. В частности, в литературе практически отсутствуют суждения, которые свидетельствуют о понимании или изучении специфики оценки результатов профобразова- ния, сформулированных в терминах компетенций.
Практическое использование полученных результатов позволит восполнить пробелы в на- учной поддержке внедрения компетентностного подхода в российском СПО. Статья будет полезна представителям исследовательского сообщества, педагогическим и управленческим кадрам профессиональных образовательных организаций, а также лицам, принимающим ре- шения в области образовательной политики.
Представления учителей о креативности и ее развитии в школе
В статье раскрывается понятие обыденных представлений учителей. Описывается актуаль- ность изучения имплицитных теорий о креативности и ее развитии в школе, свойственных учителям. Цель исследования – выявить, насколько представления учителей о креативности и ее развитии соответствуют пониманию креативности, характерному для принятых в ис- следованиях, и оценить, какие представления могут явиться препятствием для внедрения в образовательный процесс практик, способствующих развитию креативности. С помощью ан- кетного опроса 115 учителей Калужской и Ярославской областей, прошедших двухдневный тренинг по развитию креативности в школе, установлено, что представления учителей, про- шедших предварительное обучение, становятся согласованными с современными научными концепциями, лишь на базовом уровне. Однако у учителей остается достаточно много неуве- ренности в том, с помощью каких инструментов можно встраивать развитие креативности в учебный процесс, можно ли согласовать это с приобретением предметных знаний. Результа- ты исследования могут быть использованы для формирования образовательной политики.
Каково отношение к учебе студентов-математиков? Исследование индивидуальных и мотивационных факторов
На сегодняшний день известно достаточно много публикаций, посвященных исследованию отношения школьников и студентов к математике. В них обсуждаются средства и методы, по- зволяющие учащимся справиться с негативными переживаниями и тревожностью при ее из-
учении. А как относятся к обучению в университете те студенты, для кого математика – часть жизни и будущая профессия? Целью работы является исследование отношения студентов- математиков к учебе и выявление влияния на них мотивационных и индивидуальных фак- торов. В опросе принимали участие студенты направления Прикладная математика. Резуль- таты анкетирования изучались посредством корреляционного, факторного, регрессионного и кластерного анализа. В процессе исследования было выявлено, что на отношение студен- тов-математиков к учебе влияет такая характеристика целостной индивидуальности, как пла- нирование деятельности, в то время как характеристики, отражающие особенности темпера- мента, не оказывают влияния. Посещаемость занятий большей частью зависит от внутренней мотивации (осознание своих способностей и важности учебы) и в меньшей мере – от оценки уровня преподавания, объективности выставления оценок и ощущения сложности изучае- мого материала. Проведенное исследование показало, что студенты в целом имеют положи- тельное отношение к учебе, учебный процесс соответствует ожиданиям студентов с высокой мотивацией и оценкой уровня своих способностей. Тем не менее, кластерный анализ выявил наличие проблемной группы студентов, которые нуждаются в поддержке преподавателей. Полученные результаты позволяют сформулировать направление дальнейших исследований и наметить меры по устранению имеющихся недостатков.
Проблемы формирования экологического сознания современных школьников
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания школьников, в частности, формирование экологического сознания и экологической компетентности. Анализ теорети- ческих и прикладных исследований привел авторов к выводу о том, что концепция эколо- гического сознания и формируемая на ее основе экологическая компетентность являются неполными. В ней недостает элемента, отражающего безопасность субъекта экологической деятельности. Критически оцениваются зарубежные концепции экологического сознания, включающие в качестве необходимого элемента такого сознания «комплекс вины» за преж- нее неэкологичное поведение. Доказывается вред таких концепций для психологического здоровья обучающегося. Эмпирически показывается, что проблема безопасности субъектов экологической деятельности особенно актуальна в отношении школьников. Не обладая до- статочной экологической компетентностью в области гигиены и оценки опасности бытовых отходов, они являются незащищенными в экологическом аспекте. Приводятся данные ан- кетирования школьников, доказывающие это положение. Делается вывод о том, что совре- менные программы экологического воспитания должны включать в качестве необходимого элемента положения о разумных запретах при осуществлении экологической деятельности. В программы экологического воспитания школьников должны быть также включены разде- лы по обучению безопасному поведению при участии в экологических акциях.
Этнокультурные аспекты развития инклюзивного образования в призме глобализационных процессов и цифровизации
Возрастающие глобализационные процессы и развитие цифровых технологий приводят к формированию образовательного пространства, в котором встречаются люди разных культур и менталитетов, традиций и мировоззрений, возможностей и способностей. Необ- ходимо найти такие пути и стратегии в развитии образования, которые бы способствова- ли поддержанию подобного разнообразия во всех его проявлениях. Актуальность исследо- вания обусловлена необходимостью учета этнокультурных факторов с целью построения инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию уважения к другим культурам при сохранении собственной этнокультурной идентичности. Цель исследования – теоретически обосновать модель развития инклюзивного профессионального образования с учетом этнокультурной специфики стран (на примере России и Кыргызстана), провести экспериментальную апробацию данной модели на базе Кыргызского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Казанский национальный ис- следовательский технологический университет» (г. Кант, Кыргызстан) и Казанского иннова- ционного университета им. В.Г. Тимирясова (г. Казань, Россия). Методология исследования основана на концепции географического детерминизма (Ш. Монтескье), принципе единст- ва сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), культурно-исторической теории развития личности (Л.С. Выготский), теории диалога культур (М. М. Бахтин и В.С. Библер). Новизна исследования заключается в разработке модели развития инклюзивного профессионального образования для России и Кыргызстана с учетом их этнокультурной специфики; определе- на система повышения психолого-педагогической и межкультурной компетенций студен- тов и преподавателей. Результаты исследования внедрены в практику профессиональных образовательных учреждений России и Кыргызстана в форме технологий, методов и средств обучения в инклюзивной образовательной среде, элективного курса для студентов по теме «Этнокультурные аспекты инклюзивного образования» и методологических семинаров и тренингов для педагогов и руководителей учебных заведений на тему «Инклюзивное обра- зование в этнокультурной призме».
Образование и Саморазвитие Том 15 Выпуск 2 июнь 2020
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 15 (2)
Динара Бисимбаева
От редактора. Обзор литературы: Легкая задача может оказаться непростой? 8
Ирина Е. Абрамова, Анастасия В. Ананьина, Ольга М. Шерехова, Елена П. Шишмолина
Преодоление коммуникативных барьеров в процессе обучения английскому языку студентов нелингвистических специальностей 10
Нгуен Тхи Ким Дунг, Нгуен Хоанг Доан Хуй, Нгуен Тхи Ханг, Дуонг Тхи Туи Ха
Эффективность форм профессионального развития образовательной системы Вьетнама в самооценке учителей среднего звена 21
Юлия А. Сидоренко
Проблема восприятия старшеклассниками художественных произведений с мифологическими структурами 31
Марина Е. Валиуллина, Алиса Р. Халфиева
Динамика аффективно-когнитивных аспектов переживания в процессе изучения новой информации у старшеклассников и студентов 42
Ренад И. Жданов, Роман В. Куприянов, Джамиля Р. Нугманова, Миляуша Я. Ибрагимова, Владимир Г. Двоеносов
Взаимосвязь стратегий совладания с экзаменационным стрессом и тревожности: роль пола, физиологических показателей и занятий спортом 57
Яна Б. Емельянова
Преодоление трудностей чтения научных публикаций на иностранном языке: опыт разработки и внедрения обучающего семинара 74
Инна Б. Авакян
Cтремление к саморазвитию как фактор инновационной готовности преподавателей вузов 88
Ирина В. Арендачук
Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи 103
От редактора. Обзор литературы: Легкая задача может оказаться непростой?
Что отличает хорошую научную статью? Полагаю, на этот вопрос у каждого свой ответ или, по крайней мере, предположение. Он зависит от личного опыта. В случае подачи рукописи в журнал отзывы рецензентов и редакторов могут изме- нить наше мнение. Что для нас наиболее важно, когда специалисты рассматривают статьи или когда мы сами выступаем рецензентами? Как правило, мы обращаем основное внимание на такие разделы, как методология, результаты исследования и
дискуссионные вопросы. Поэтому авторы стараются точно описать методы иссле- дования, представить надежные и достоверные результаты, ясно сформулировать вопросы для научной дискуссии. Но что насчет обзора литературы? Достаточно ли мы критичны в этом вопросе?
Преодоление коммуникативных барьеров в процессе обучения английскому языку студентов нелингвистических специальностей
Задача эффективно и массово обучать английскому языку студентов-нелингвистов остро стоит перед профессиональным сообществом, нацеленным на воспитание нового поколе- ния специалистов для нового типа экономики – экономики знаний. Способ решения этой проблемы – внедрение современных оригинальных и продуктивных подходов, способных повысить у учащихся интерес к иностранному языку, укрепить их желание активно им поль-
зоваться и снизить коммуникативные барьеры.
В данной статье описан эксперимент по внедрению устойчивой системы мер, направлен- ной на развитие англоязычной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных нелингвистических направлений подготовки. Методики, включающие экспериментальное обучение, опрос и статистическую обработку данных, позволили видеть, что комплекс таких мер, как расширение арсенала нестандартных учебных ситуаций и заданий, упор на соци- ализацию обучающихся, применение междисциплинарного подхода и формирование гете- рогенных учебных групп, способствует формированию внутренней мотивации к общению на неродном языке, устойчивому снижению коммуникативных барьеров при говорении на языке, выученном в условиях искусственного билингвизма, а также к повышению потребно- сти углубленно изучать иностранный язык и применять его на практике.
Эффективность форм профессионального развития образовательной системы Вьетнама в самооценке учителей среднего звена
Профессиональное развитие учителей является обязательным требованием качественной образовательной системы, о чем свидетельствуют и глобальное инновационное образование, и тенденции развития образования во Вьетнаме. Целью статьи является прояснение текущей ситуации в сфере профессионального развития школьных учителей Вьетнама, а также анализ их самооценки, связанной с эффективностью форм профессионального развития. Для этого нами проведен опрос 293 школьных учителей и администраторов. Результаты исследования позволяют утверждать, что учителя средних школ в настоящее время чаще всего вовлечены
в такие формы профессионального развития, как самостоятельное чтение, самостоятельное изыскание и участие в научных семинарах. Тогда как сами учителя предпочитают создавать сообщества внутри школ, считая их более эффективными, чем другие формы профессио- нального развития.
Проблема восприятия старшеклассниками художественных произведений с мифологическими структурами
Исследование посвящено вопросам восприятия художественных произведе- ний с мифологической структурой эксплицитного типа на уроках украинской литературы в старших классах общеобразовательных школ. Обращение к данной проблеме вызвано тем, что целостное восприятие учащимися художественного текста в большой степени зависит от понимания или непонимания его мифологической образности. Целью исследования стала уровневая классификация текстов подобного типа и дальнейшее совершенствование путей их изучения. Использовались следующие методы: анализ учебных планов и текстов худо- жественной литературы, анкетирование учащихся и обобщение наблюдений. Исследование проводилось в течение 2017-2018 учебного года среди учащихся (208) трех общеобразова- тельных учреждений. Анализ результатов эксперимента подтвердил рабочую гипотезу о том, что изучение в школе художественных текстов с мифологической структурой представля- ет сложность, так как требует специальных знаний о специфике этих произведений, а это, в свою очередь, диктует характер изменений в традиционной методике преподавания.
Динамика аффективно-когнитивных аспектов переживания в процессе изучения новой информации у старшеклассников и студентов
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества усвоения новой информации во время учебных занятий учащимися. Обучение чему-либо всегда по- дразумевает актуализацию целого ряда познавательных и эмоциональных состояний, кото- рые в совокупности представляют аффективно-когнитивную сферу переживаний различных учебных ситуаций.
В процессе исследования были выявлены статистически достоверные данные, касающи- еся динамики степени выраженности познавательных и эмоциональных состояний. Для определения специфики аффективно-когнитивных переживаний проводилось анкетиро- вание. Учащихся просили оценить, насколько сильно проявляется ряд характеристик по- знавательных состояний и базовых эмоций в начале, в середине и в конце занятия. В од- ном случае предлагалось представить занятие, на котором новая учебная информация воспринимается как лёгкая для понимания, в другом – как сложная. Выборка состояла из школьников выпускных классов в количестве 60 человек и студентов третьего курса КФУ в количестве 45 человек. В статье раскрыты общепсихологические закономерности дина- мики отдельных познавательных состояний и эмоциональных переживаний. Установле- на связь фактора времени, субъективной оценки качества восприятия новой информации и общего эмоционального самочувствия у старшеклассников и студентов. Статистически доказан тот факт, что эффективность усвоения новой информации падает, если на легко понимаемую тему выделяется слишком много времени для ее изучения. Представленные в статье данные позволяют стать основой для разработки новой стратегии подачи учебной информации учащимся.