Содержание
Динара К. Бисимбаева
От редактора: Следуя инструкциям журнала или как избежать отказа на этапе предварительного рассмотрения 8
Ерхан Абдулдаев, Талгат Жусипбек, Едил Нурымбетов, Акмаржан Ногайбаева
Восприятия учителей о факторах, влияющих на использованиеанглийского языка в классе по естественнонаучным предметам c английским языком как средством обучения (EMI): Качественное исследование 10
Новита Деви, Юстина Деви Ардиани, Эмануэль Сунарто, Анне Шакка
Отношения между научным руководителем и студентом во время написания магистерской диссертации: мнения студентов 23
Муса Нуши, Вида Хазаи
Серьезность грамматических ошибок, совершаемых учащимися курсов английского языка как иностранного (EFL): Опрос мнения преподавателей 38
Ирина В. Иванова, Михаил И. Рожков
Преодоление как фактор саморазвития 54
Лера А. Камалова
Формирование эмоционального благополучия младших школьников через сказкотерапию 70
Оксана И. Кокорева, Наталья А. Пешкова, Светлана Н. Башинова, Венера А. Хамдамова
Обусловленность понимания социальной причинности глухими младшими школьниками особенностями семьи 85
Сергей А. Михеев
Влияние online-дискуссий на формирование навыков аргументации у будущих инженеров 100
Мария В. Прохорова, Лия А. Козлова, Валентина С. Кравченко
Разработка и апробация методики диагностики способности студентов к инновационной предпринимательской деятельности «СИНПРЕД» 116
Маргарита Р. Хуснутдинова, Александра Г. Филипова
«Распаковка» агентности в школьном проекте: перспективы участвующего подхода 139
Номер выпуска : 2
От редактора: Следуя инструкциям журнала или как избежать отказа на этапе предварительного рассмотрения
При поступлении новой статьи редакция журнала «Образование и саморазвитие» рассматривает материал на соответствие определенным критериям. В случае успешного прохождения первого этапа рукопись направляется на рецензирование. К сожалению, процент статей, которые отсеиваются редакторской командой, довольно высокий. Из-за чего это происходит и как избежать отказа на предварительном этапе рассмотрим в данной редакторской статье.
Одна из очевидных причин, по которой статьи не допускаются до рецензирования – это несоответствие научной сфере журнала. Когда редакция сталкивается с подобными случаями, это свидетельствует о том, что автор не провел подготовительную работу и не ознакомился с целями и задачами журнала. Перед подачей материала обязательно изучите сайт научного издания, ознакомьтесь с миссией журнала, узнайте его целевую аудиторию, посмотрите опубликованные статьи. Работу по подбору журнала рекомендуем начинать заблаговременно, и при выборе важно ориентироваться исключительно на тематику.
Второе основание для отказа – несоответствие требованиям журнала к структуре и содержанию статьи. Как и с тематическим профилем, файл с требованиями можно найти на сайте журнала. Напоминаю, что рекомендации для авторов по подготовке и оформлению статей в журнал «Образование и саморазвитие» размещены на сайте во вкладке «Подать статью» (Информация для авторов).
Восприятия учителей о факторах, влияющих на использование английского языка в классе по естественнонаучным предметам c английским языком как средством обучения (EMI): Качественное исследование
Эта статья исследует факторы, влияющие на степень использования английского языка студентами в классах по естественным наукам, где используется английский язык как средство обучения (EMI). Были проведены полуструктурированные интервью с семью преподавателями естественных наук частных и государственных школ города Астаны, а для анализа качественных данных был использован тематический анализ. Результаты исследования выявили несколько факторов, которые влияют на степень использования английского языка в ходе изучения естественных наук, в том числе личностный фактор преподавателя. Уровень владения английским языком и методы его преподавания влияют на использование этого языка учащимися, негативным фактором можно считать использование в обучении казахского/русского языков. Важным является начальный уровень английского языка: количество лет изучения английского языка, подготовка к международным экзаменам и др. Эти результаты помогут разработке стратегий и корректив, направленных на совершенствование английского языка у всех, кто изучает естественные науки, что в конечном итоге улучшит их подготовку и академическую успеваемость.
Отношения между научным руководителем и студентом во время написания магистерской диссертации: мнения студентов
Один из вопросов, с которым сталкиваются магистранты во время написания диссертации, – это их взаимоотношения с научными руководителями. Цель настоящего исследования – получить представление об отношениях между научным руководителем и студентом во время написания диссертации. Задачи исследования – изучить практики научного руководства студентами магистратуры: характер взаимоотношений выпускников с руководителями и их влияние на гуманистическое образование и целостное развитие личности студента. Студенты частного университета в Джокьякарте приняли участие в онлайн-опросе, содержащем вопросы о процессе написания выпускной работы. Данные, полученные от 35 участников через Google формы, были проанализированы с помощью качественного контент-анализа и нарративного анализа Полкингхорна. В качестве теоретической рамки использовалась интерсекциональность. Было выявлено, что участники воспринимали научных руководителей как (1) приветливых и профессиональных академических наставников, (2) интеллектуальных партнеров и (3) личных доверенных лиц. Ответы участников дают представление об идеальных отношениях между научным руководителем и студентом. По мнению респондентов, многофункциональная роль руководителей помогает студентам управлять отношениями и способствует развитию личности в целом. В работе подчеркивается влияние данного опыта на укрепление гуманистического характера образования и саморазвитие учащихся, определяются обязанности научного руководителя, необходимость его заботы и эмоциональной поддержки, его всестороннего развития. Работа вносит вклад в существующий корпус исследований высшего образования, прежде всего магистрантов из Индонезии.
Серьезность грамматических ошибок, совершаемых учащимися курсов английского языка как иностранного (EFL): Опрос мнения преподавателей
В настоящем исследовании 110 преподавателей EFL анализировали серьезность десяти типов грамматических ошибок, допущенных учащимися. Оценки педагогов образовали иерархию, в которой ошибки располагались на разных уровнях в соответствии со степенью их приемлемости. Авторами исследовалась связь возраста, пола, ученой степени, стажа и уровня преподавания – с оценками преподавателей. Результаты показали, что три переменные – ученая степень, стаж и уровень преподавания – положительно коррелируют с оценками преподавателей. Полученные данные предполагают, что оценивание должно носить систематический характер, рассматривать ошибки в соответствии с их приоритетом и учитывать факторы, которые способствуют адекватной оценке грамматических ошибок.
Преодоление как фактор саморазвития
В статье проводится анализ результатов исследования, направленного на изучение преодоления как ведущего фактора, обеспечивающего саморазвитие личности и актуализирующего необходимость применения в современной образовательной практике педагогических средств, содействующих формированию у детей и молодежи восприятия преодоления трудностей как возможности для личностного роста. Актуальность изучения проблемы саморазвития и его процессуальной составляющей обусловлена разными причинами: новой социокультурной реальностью, предопределившей быстрый темп саморазвития как условия конкурентоспособности личности; высоким уровнем мотивации подрастающего поколения к достижению успеха как результату саморазвития; неготовностью современных детей и молодежи к преодолению препятствий на пути к достижению цели; наличием психологических барьеров, блокирующих готовность к саморазвитию. Выводы опираются как на результаты теоретического анализа современной научной литературы, так и на результаты проведенных нами опросов. Эмпирическими методами исследования явились опросные методы, представленные авторским инструментарием. В исследовании приняли участие 2474 обучающихся в возрасте 11-16 лет, проживающих в Московской, Ярославской, Костромской и Калужской областях. Исследование включало в себя проектирование и апробацию технологии педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей, воплощение которой позволяет формировать готовность подростков к саморазвитию, содействует наращиванию индивидуального опыта успешного преодоления через целенаправленное формирование адаптивных копинг-стратегий. Сделан вывод об эффективности реализации технологии в условиях дополнительного образования, а также возможности диссеминации полученного педагогического опыта в образовательных организациях разных типов и видов.
Формирование эмоционального благополучия младших школьников через сказкотерапию
Психологическое, эмоциональное благополучие детей – одна из самых обсуждаемых проблем в современных научных исследованиях.
В исследованиях отечественных психологов было установлено, что 37% детей обладает повышенной и 16% детей высокой общей школьной тревожностью. Обучение в школе, переживания по поводу оценок и успеваемости являются главной причиной повышенного беспокойства школьников.
Одним из условий развития личности ребенка является эмоциональное благополучие, которое можно развивать через сказкотерапию. Метод сказкотерапии позволяет развивать эмоциональное благополучие детей, поскольку использует метафорические ресурсы сказки, создает условия для поддержания устойчивого эмоционально-положительного состояния и удовлетворенности жизнью.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность использования сказкотерапии в формировании эмоционального благополучия школьников.
Выбраны диагностики: 1) тестовые задания «Волшебная страна чувств» (авторы: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, Д. А. Фролов); 2) тестовый опросник САН (методика В. А. Доскина).
Создана программа сказкотерапии «Мои эмоции» для развития эмоционального благополучия учащихся начальной школы. Исследование показало положительную динамику роста числа детей в экспериментальной группе, демонстрирующих эмоциональное благополучие, чувство радости, мотивацию к учебе и общению со сверстниками. Разработанная программа по сказкотерапии «Мои эмоции» может быть использована учителями начальной школы для развития эмоционального благополучия детей во внеурочной деятельности, для профессиональной подготовки педагогов и психологов.
Обусловленность понимания социальной причинности глухими младшими школьниками особенностями семьи
Социальное развитие детей в значительной степени детерминировано качеством межличностного взаимодействия. Чтобы ребенок мог участвовать в ситуациях общения как полноценный субъект, ему необходимо иметь представления о социальной причинности и практические навыки определения причинно-следственных связей между действиями участников коммуникации. Для глухих детей установление логики социальных отношений, их адекватная оценка представляют значительные трудности. Прослеживается зависимость между эмоциональным и социальным развитием глухих детей и особенностями родительской семьи. Если эмоциональные отношения между глухими детьми и глухими родителями похожи на отношения в слышащих семьях, то взаимодействие глухого ребенка и его слышащих родителей не отличается успешностью и пониманием. Целью статьи является анализ влияния особенностей семьи с глухими и слышащими родителями на общий уровень развития понимания ребенком социальной причинности, что позволит оптимизировать данный процесс в условиях семьи и образовательной организации.
Представлены результаты экспериментального исследования, содержащие качественный анализ эмпирических данных. Установлено, что обедненность понимания социальной причинности у глухих детей, имеющих слышащих родителей, в значительной мере обусловлена неумением взрослых вызвать ребенка на эмоциональное общение. Глухие младшие школьники, имеющие глухих родителей, демонстрируют более высокий уровень понимания социальной причинности по сравнению с глухими сверстниками, родители которых не имеют патологии слуха.
Результаты исследования можно использовать в качестве основы для коррекционно-развивающей работы с глухими младшими школьниками и их семьями по развитию понимания социальной причинности.
Влияние online-дискуссий на формирование навыков аргументации у будущих инженеров
В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению результативности online-дискуссий (ОД) в качестве инструмента формирования аргументационных навыков у студентов технических вузов. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, значимостью дискуссионной подготовки современных технических специалистов в условиях сетевизации и социотехнической трансформации инженерной деятельности. С другой – неразработанностью данной проблемы в отечественной педагогической науке, противоречивостью и наличием слабо изученных аспектов в зарубежной. Результаты настоящего исследования важны для научно обоснованного методического внедрения новых подходов к подготовке инженерных кадров в условиях цифровизации образования и повышения требований к дискуссионной и информационной компетентности современного технического специалиста. Исследование проводилось на базе двух новосибирских вузов и охватывало 350 студентов 2-3 курса, обучающихся по специальностям бакалавриата «строительство» и «автоматика и вычислительная техника». Анализ результатов ОД, которые проводились в VLE «Moodle» с использованием методов «дебаты» (синхронная дискуссия) и «форум» (асинхронная дискуссия) показал, что включение online-дискуссий в образовательный процесс технических вузов способствует улучшению аргументационных навыков будущих инженеров на 20-30 %. Полученные на стадии формирующего и контрольного эксперимента данные позволили выявить более высокую результативность асинхронных форм online-дискуссий по сравнению с синхронными. Их преимущество для аргументации высшего уровня составляет до 29% в зависимости от формируемого компонента. По итогам исследования были даны рекомендации преподавателям для повышения результативности социального взаимодействия обучающихся в ходе OД, включая целесообразность замены дебатов синхронными дискуссионными методами, в большей степени ориентированными на совместный поиск решений.
Разработка и апробация методики диагностики способности студентов к инновационной предпринимательской деятельности «СИНПРЕД»
В связи с необходимостью обеспечения экономического роста и конкурентоспособности России актуальным для страны является развитие молодёжного инновационного предпринимательства. Это требует не только реализации соответствующих образовательных программ, но и отбора в них молодых людей на основании эффективной оценки способностей и готовности к созданию бизнеса. Цель исследования – разработать и апробировать психодиагностическую методику, решающую проблему оперативной диагностики способности студентов к инновационному предпринимательству. Тест построен на основе предложенной М. В. Прохоровой, О. Л. Белоконь модели психических детерминант эффективной предпринимательской деятельности, связанной с инновациями. Методика включает в себя: инструкцию; 56 утверждений, согласие с которыми испытуемый выражает по 7-балльной шкале; ключ для обработки первичных данных, нормированные баллы (стены), разработанные для двух групп испытуемых (женщины и мужчины); руководство по обработке и интерпретации результатов диагностики. Для эмпирического обоснования методики использовались выделенные экспертами индикаторы поведения студентов. Проверка дискриминативности, трудности, внутренней согласованности, надёжности теста осуществлялась на выборке из 180 студентов. Выборку для оценки валидности методики составили 152 студента. Для определения факторной структуры теста и его стандартизации использовались результаты опроса 308 студентов. Установлено, что разработанная методика имеет высокий уровень дискриминативности и ретестовой надёжности. Все задания теста согласованы между собой. Шкалы методики имеют достаточный уровень валидности. В ходе апробации теста выявлены значимые различия между женщинами и мужчинами по четырём первичным шкалам: лидерство, креативность, нонконформизм, ранний предпринимательский опыт. Полученные различия дополнительно подтверждают дискриминативную способность и критериальную валидность теста, а также задают перспективы научных исследований, выявляющих особенности детерминации и формирования склонности к инновационному предпринимательству, обусловленные полом.
«Распаковка» агентности в школьном проекте: перспективы участвующего подхода
Проектная работа стала неотъемлемым атрибутом школьной повседневности. Она обладает большим потенциалом для развития агентности учащихся. Несмотря на декларацию значимости прав ребенка в отношении действий в своих интересах, малоизученно как именно они воплощаются. В статье исследованы возможности участвующего подхода социологии детства в раскрытии агентности участников проектной деятельности в школе.
Агентность понимается как составляющая социальных отношений, посредством которой субъекты достигают поставленной цели в рамках существующих структур, трансформируют эти структуры и создают новые социальные нормы, культурные практики. Исследовательская модель сформирована на основе принципов участвующей методологии и концепции интерпретирующего воспроизводства У. Корсаро. Выделены три группы переменных: субъектность ребенка, баланс власти между ребенком и взрослым, совместное творчество участников.
Эмпирической основой является кейс «Зеленая школа», реализованный онлайн с участием пяти школьников и одного учителя из Хабаровского края. Использован подход монографического анализа «случая» (case-study), применена стратегия смешивания методов: наблюдение, интервью, фокус-группа, анализ текстов.
Раскрытие агентности ребенка возможно в пространстве «равного участия», где учащийся и учитель являются соучастниками, соисследователями. Ребенок максимально проявляет себя в свободном выборе, получает личный опыт в процессе принятых решений. Ответственность возникает не как «должное», а как мотивация к познанию: «как можно сделать, чтобы получилось лучше».
Результаты работы могут быть использованы педагогами в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с применением социологических методов, адаптированных к исследованию детей.
Образование и Саморазвитие Том 18 Выпуск 2 Июнь 2023
Содержание
Динара К. Бисимбаева
От редактора: Процесс подачи рукописи в журнал «Образование и саморазвитие» через систему Editorial Park 8
Приятно Арди, Титик Лина Видьянингсих, Утами Видиати
Групповая рефлексия, направленная на позитивные изменения
в формировании идентичности учителя английского языка как иностранного и их отражение в программе профессионального развития педагога 10
Ана Каролина Порто, Рикардо Славов, Мария Алзира Пимента
Профессиональное развитие учителей и медиаобразование в виртуальной среде обучения 27
Анастасия К. Белолуцкая, Светлана Н. Вачкова, Евгений Д. Патаракин
Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного
и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик 37
Александр Н. Веракса, Дарина М. Нечаева, Анастасия А. Якушина
Влияние занятий музыкой на регуляторные функции и языковые способности детей 5-12 лет: обзор исследований 56
Любовь Г. Возелова, Евгения Н. Моргун
Кочевое образование в Ямало-Ненецком автономном округе: проблемы и потенциал 69
Антон А. Коновалов
Дефициты методической компетентности педагогов профессионального обучения 81
Диана О. Королева, Анастасия А. Андреева, Татьяна Е. Хавенсон
Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии 100
Наталия В. Лебедева
Стереотипы как возможный предиктор непредставленности женщин в STEM: разработка и апробация опросника «Стереотипные представления в отношении STEM» 118
Роман С. Наговицын
Прогнозированиe трудоустройства студентов педагогического вуза на основе использования алгоритмов машинного обучения 133
Екатерина П. Пономаренко, Юлия В. Красавина, Ольга В. Жуйкова, Илья А. Охотников
Особенности электронного обучения иностранному языку студентов с нарушением слуха в формате онлайн-марафона 149
Галина И. Симонова, Анастасия О. Лучинина, Надежда Ю. Костюнина, Лилия А. Латыпова
Творческая активность студентов: возможности смешанной модели консорциума 164
От редактора: Процесс подачи рукописи в журнал «Образование и саморазвитие» через систему Editorial Park
В деятельности любого научного издания могут происходить изменения. Обновления могут быть масштабными и касаться стратегии журнала, редакционной политики или структуры, а могут затрагивать технические вопросы. Какие бы трансформационные процессы ни происходили, деятельность журнала невозможна без них. В этой редакторской статье я расскажу о переходе на новую платформу и о процессе подачи заявок через нее.
Около десяти месяцев журнал работает на платформе Editorial Park. За это время накоплен опыт, выявлены особенности работы в новой системе. Как и система OJS, Editorial Park позволяет регулировать все редакционные процессы, начиная с момента поступления рукописи до этапа публикации. Интерфейс Editorial Park довольно простой. Однако программное обеспечение не локализовано, поэтому выбор русского языка не предусмотрен. В целом процесс подачи не вызывает особых трудностей. Но есть нюансы, на которые я хотела бы обратить внимание авторов. Процесс подачи рукописи состоит из пяти шагов или этапов, которые требуют последовательности. Прежде всего авторам предлагается заполнить чек-лист. Важно понимать, что, заполнив чек-лист формально, вы рискуете получить отказ в рассмотрении статьи. Редакция настоятельно рекомендует авторам внимательно ознакомиться с требованиями журнала перед отправкой материалов на рассмотрение.
Групповая рефлексия, направленная на позитивные изменения в формировании идентичности учителя английского языка как иностранного и их отражение в программе профессионального развития педагога
Данное исследование посвящено организации групповой рефлексии, направленной на позитивные изменения в формировании профессиональной идентичности учителей английского языка как иностранного, которые в течение пяти недель обучались по специальной программе для педагогических работников в Индонезии. В исследовании приняли участие три учителя английского языка как иностранного. Все они были участниками программы обучения педагогических работников и принадлежали к одной группе, в которой осуществлялась рефлексия. Данные в виде нарративов были получены от участников исследования в ходе работы фокус-группы. В результате анализа были выявлены темы для проведения рефлексии, способствующей формированию профессиональной идентичности учителей. Результаты исследования показали, что групповая рефлексия, основанная на обмене профессиональным опытом, на равной вовлеченности, взаимосвязи и доброжелательности, способствовала позитивным изменениям в формировании идентичности учителей. Основанная на анализе данных, индивидуальных и коллективных формах работы, направленная на позитивные изменения, рефлексия способствовала проявлению лучших качеств личности учителя. Внедрение в программу профессионального развития педагога рефлексий, ориентированных на идентичность, несомненно, будет способствовать формированию специалиста, действующего в соответствии с истинным призванием педагога.
Профессиональное развитие учителей и медиаобразование в виртуальной среде обучения
Цифровая и медийная среда требуют развития определенных навыков. В связи с этим учителю необходимо поощрять критическое мышление учеников, направлять их обучение и творчество на способность анализировать контент и адекватно выполнять задания. Учителя осознают важность использования современных технологий и социальных сетей в обучении. Однако многие педагоги не чувствуют себя готовыми к переходу на медиаобразование. Воспитанию культуры поведения в медиапространстве по-прежнему уделяется мало внимания, вероятно, из-за сложности и многогранности этой работы. Цель нашего исследования – разработать программу профессионального развития учителей (TPD), которая подготовит участников к процессу медиаобразования, ориентирует их на вопросы идеологии и ценностей. Разработка TDP в системе управления обучением (LMS) потребовала: 1) дать определение образовательным целям; 2) изучить медиапродукты, которые будут преобразованы в Цифровые обучающие объекты (DLO); 3) определить дидактические стратегии, включающие кейсы, форумы и разработку новых медиапродуктов. Выводы и рекомендации: дизайн программы в LMS позволяет организовать занятия и задания с использованием различных ресурсов в виде объектов обучения.
Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик
Актуальность исследования обусловлена распространением онлайн-обучения и отсутствием научно обоснованных критериев для анализа и конструирования новых образовательных программ. В статье представлен обзор международных исследований, посвященных следующим темам: влияние интернета на психическое развитие и академические результаты детей 5-12 лет; взаимосвязь использования инструментов цифрового обучения и формирования компонентов развития когнитивной и коммуникативной сферы; влияние цифрового компонента обучения на академические достижения учащихся; обучение детей основам программирования с целью формирования у них вычислительного мышления. В результате библиометрического анализа баз научного цитирования были выделены статьи, связанные с цифровой трансформацией дошкольного и начального обучения. Число таких статей за период с 2000 по 2020 г. для Scopus составило 1709, а для Web of Science 984. На основе анализа встречаемости ключевых слов в записях были выделены кластеры взаимосвязанных понятий. Три кластера для Web of Science связаны с сетью интернет, игровыми обучающими приложениями и вычислительным мышлением. В дальнейшем мы проанализировали 60 источников, наиболее полно представляющих указанные три кластера. Выводы: большинство исследований строится на сравнении значимости психолого-педагогического эффекта традиционного обучения и обучения с использованием цифровых технологий. Противоречивые данные о влиянии цифровых сред на образовательные результаты говорят о том, что разработка психолого-педагогической типологии механизмов онлайн-обучения, которая бы учитывала особенности взаимодействия ребенка, учителя и цифровой среды, носит актуальный характер.
Влияние занятий музыкой на регуляторные функции и языковые способности детей 5-12 лет: обзор исследований
В современном мире большинство детей посещают дополнительные занятия. В данном обзоре предпринята попытка рассмотреть и обобщить результаты 14 зарубежных исследований, посвященных изучению влияния на детей 5-12 лет занятий музыкой. В статье отражено влияние музыкальных занятий на развитие регуляторных функций и языковые способности. Были сделаны выводы о значимом влиянии занятий музыкой на регуляторные функции детей, в особенности на торможение и рабочую память. В работе обсуждается взаимосвязь между языковыми и музыкальными занятиями, которая была подчеркнута множеством исследователей. При длительных ежедневных занятиях музыкой у детей может развиваться словарный запас и фонологическая осведомленность.
Кочевое образование в Ямало-Ненецком автономном округе: проблемы и потенциал
В Ямало-Ненецком автономном округе с 2010 года реализуется проект «Кочевое образование», направленный на решение вопросов доступности образования детей в условиях семейного, производственного кочевья. За 10 лет отношение к кочевому образованию кардинально изменилось, в связи с чем в работе представлен выполненный на основании изучения мнений кочующего населения анализ эффективности кочевого образования в округе. Представленная информация может стать импульсом для повышения качества образования на местах кочевий.
Цель публикации – выявить проблемные вопросы кочевого образования и определить перспективы реализации проекта.
Методология и методика. Исследованием охвачены 622 респондента из числа коренных жителей 7 муниципальных образований (районов) Ямало-Ненецкого автономного округа. Статистический анализ проводился с использованием пакетов прикладных программ Statistica 10 и SAS JMP 11.
Результаты и новизна. Представлены результаты опроса кочующего населения об эффективности обучения детей в системе кочевого образования. Дана оценка кочевому образованию, определены его риски и потенциал. Самыми активными сторонниками кочевого образования оказались оленеводы, что связано прежде всего со спецификой их кочевой жизни. Среди основных факторов, влияющих на качество образования детей кочующего населения, выделена нехватка квалифицированных педагогов, владеющих родными языками и согласных работать в экстремальных условиях кочевой жизни.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны методистам и педагогам, реализующим проект «Кочевое образование» как в Ямало-Ненецком автономном округе, так и на других территориях Арктической зоны РФ.
Дефициты методической компетентности педагогов профессионального обучения
Рынок труда сегодня остро нуждается в эффективных высококвалифицированных кадрах, готовых к работе в условиях турбулентности и неопределенности, а значит, и в педагогах, способных обеспечить соответствующую подготовку таких кадров. Однако не всегда уровень профессионального мастерства педагогов профессионального обучения позволяет обеспечивать требуемое качество. Поэтому важной становится организация непрерывной системы мониторинга образовательной сферы и рынка труда, позволяющей своевременно диагностировать существующие и прогнозировать возможные профессиональные дефициты педагогов, организовывать образовательные мероприятия по их устранению.
Цель статьи – определить причины возникновения профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования, предложить способы преодоления данных дефицитов на основании выявленных образовательных потребностей.
Методология и методика. Исследование профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования реализовано с опорой на компетентностный подход, концепцию профессионального образования и теории профессиональных дефицитов. Основным методом сбора первичных данных выступал анкетный опрос (n=589).
Результаты. Выявлены группы профессиональных дефицитов педагогических работников системы профессионального образования в области методической компетентности (использование современных форм и методов организации профессионально-педагогического обучения; применение современных педагогических, в том числе цифровых технологий; создание условий для личностного и профессионального развития обучающихся; контроль и оценка).
Новизна и практическая значимость. Материалы исследования иллюстрируют первые опыты организации мониторинга образовательной сферы. Выявленный уровень профессиональной компетентности педагогов профессионального образования и конкретные дефициты в методической грамотности окажутся полезными для государственных органов и других профессиональных образовательных организаций при разработке комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии
Данная статья рассматривает процесс перехода на дистанционное обучение в контексте пандемии COVID-19 как инновацию и показывает, что экстремально быстрый характер распространения инноваций в контексте перехода на дистанционное обучение не соответствует классической модели диффузии инноваций Э. Роджерса. По результатам анализа авторы дополняют теорию инновации специфической моделью шоковых инноваций, описывающей феномен одномоментных трансформаций. Для этого подробное описание процесса диффузии инноваций было сужено до трех основных характеристик и разложено на трехуровневую модель (микро-, мезо- и макроуровень). Выделенные из собранных интервью (N=10) нарративы директоров российских школ, раскрывающих инновационные процессы в момент перехода на дистанционное обучение, сопоставлены со свойствами этой трехуровневой модели. Было выявлено, что шоковая инновация характеризуется тем, что 1) изначальный импульс имеет внешний для системы источник, 2) требует обязательной реакции (вынужденного изменения); 3) проявляется в инновационном «рывке» за счет экстремальной мобилизации ресурсов и 4) в «уплотнении» традиционных инновационных процессов распространения инновации на трех уровнях – индивидуальном (микро), групповом (мезо) и системном (макро). Раздел дискуссии раскрывает аспекты, в которых выявленные характеристики инновационного процесса в момент экстренного перехода на дистанционное обучение должны быть учтены при планировании развития школ и заполнении дефицитов образовательной системы, порожденных вызовами пандемии.