В статье приводятся данные эмпирических исследований личностной идентичности в юно-
шеском возрасте при спортивной и интеллектуальной одаренности. Работа проводилась в
два этапа: первый этап – разработка семантического дифференциала для определения ха-
рактера личностной идентичности в юношеском возрасте на основе теории Э. Эриксона и
проведение факторного анализа; второй этап – сравнительное изучение согласованности
организации личностной идентичности испытуемых при интеллектуальной и спортивной
одаренности. Факторный анализ данных, полученных в результате применения семантичес-
кого дифференциала, позволил выделить четыре фактора, определяющих характер идентич-
ности в юношеском возрасте. Выявлены достоверные различия в степени согласованности
структурной организации личностной идентичности испытуемых при интеллектуальной и
спортивной одаренности.
Номер выпуска : 1
Трансдисциплинарный подход к повышению учебной мотивации студентов технических направлений подготовки ВУЗо
Целью исследования является выявление и обоснование на основе трансдисциплинарно-
го подхода путей повышения учебной мотивации у студентов высших учебных заведений с
техническими направлениями подготовки. В образовательном процессе, где обязателен ак-
цент на самостоятельность и творчество, сложность познавательной деятельности нередко
превосходит интеллектуальные и личностные возможности обучаемых. В результате у них
снижается мотивация к учебной деятельности. А между тем в педагогике фактор мотива-
ции считается более важным, чем уровень способностей. Возникает проблема: как повы-
сить мотивацию студентов технических направлений подготовки в условиях усложнения
учебного материала, как заменить мотивацию избегания неудач (пассивное поведение) по-
ложительной мотивацией достижения (поисковой активностью) в сочетании с раскрытием
потенциала творческой, эвристической деятельности? Обеспечению мотивации обучаемых,
развитию их поисковой активности способствует создание условий для прогнозирования
субъектом обучения результатов своей деятельности и для проявления самостоятельности и
творчества. Для реализации этих условий мы предлагаем трансдисциплинарность в образо-
вательном процессе, интеграцию всех форм организации учебного процесса, установление
более тесных контактов (формальных и неформальных) между преподавателями, напри-
мер, посредством совместной учебно-методической и научной работы. Такая интеграция
основана на идеях целостности, диалектичности законов природы, общества и психической
деятельности. Мы видим её роль в объединении разнородных знаний по содержанию (обу-
чение) и методам (развитие) в сочетании с повышением качества организационно-педаго-
гического сопровождения учебных занятий (воспитание). При трансдисциплинарной ин-
теграции компонентов образовательного процесса мотивация избегания неудач заменяется
мотивацией достижения благодаря взаимосвязи содержания дисциплин, взаимопроникно-
вению разнородных методов познания, совершенствованию форм обучения на основе IT.
Разнородные по своей сути гуманитарные и технические знания воспринимаются целостно,
без лоскутного деления на отдельные дисциплины. Благодаря взаимообогащению методов,
присущих техническим и гуманитарным предметам, совершенствуются умения поисковой
деятельности. Более эффективное изучение содержания разнородных дисциплин, развитие
эвристических способностей, эмоционально-волевой сферы способствуют формированию
перекрёстных компетенций, общих для группы дисциплин, навыков совместной работы,
что позволяет обучаемому выбирать более трудные, но социально значимые цели, связан-
ные с получением профессии.
Шкала культурной интернализации: измерение внутренних и внешних причин для одобрения своей культурной идентичности
Конструкты «культуры» и «культурной идентичности» издавна признавались исследователя-
ми важными, но традиционно рассматривались с точки зрения их статических характерис-
тик, а не степени и качества интернализации. В соответствии с более динамичным взглядом
на интернализацию, предлагаемым Выготским и теорией самодетерминации (SDT), было
проведено два исследования с целью проверки измерительных свойств шкалы культурной
интернализации (ШКИ). Шкала оценивает внутренние и внешние причины одобрения чело-
веком окружающей его культуры. Первое исследование было проведено в США и получило
доказательства надежности, факторной структуры и прогностической валидности шкалы.
Второе исследование позволило воспроизвести полученные результаты на второй выборке
из США и на выборке из Китая. Кроме того, второе исследование показало, что большая ин-
тернализация окружающей культуры связана с удовлетворением основных психологических
потребностей в компетентности, связанности и автономии. Обсуждение результатов фоку-
сируется на потенциальном применении методики ШКИ в исследованиях, связанных с воп-
росами социализации, культурной адаптации иммигрантов и приезжих, а также студентов
высших учебных заведений.
Роль технического университета в создании региональной системы целевой подготовки специалистов для предприятий радиоэлектронного профиля
В статье обосновываются некоторые теоретические и практические положения, составляю-
щие методологическую основу разработки модели региональной системы целевой подготов-
ки кадров для предприятий радиоэлектронного профиля и ее реализации на базе техническо-
го университета как системообразующего компонента этой системы; приведены результаты
экспертной оценки проблем профессиональной деятельности специалистов предприятий
радиоэлектронного профиля, сформулированы условия повышения эффективности работы
этих предприятий при наличие существующих требований выполнения госзаказов оборон-
ной промышленности. Кроме того, определяется структура и содержательное наполнение
компетенций выпускника технического университета, готового к разрешению проблем про-
изводства радиоэлектронной продукции в условиях инновационного развития отрасли на
основе интеграции науки и производства; анализируется методика оценки и результаты фун-
кционирования конкретной системы в течение нескольких последних лет.
Глобальное мировоззрение как условие становления у будущих педагогов культуры трансляции знаний и способов познавательной деятельности
Работа направлена на определение сущности понятия «глобальное мировоззрение» и его
влияния на становление культуры трансляции знаний и способов познавательной деятель-
ности у будущего педагога. Глобальное мировоззрение рассматривается авторами как созна-
тельное отождествление человеком себя с биосферой, планетой в целом и космосом, то есть
с обстоятельствами, естественно возникшими на Земле. Обосновывается предположение,
что глобальное мировоззрение выступает определяющим условием становления у педагогов
культуры трансляции знаний и способов познавательной деятельности. При этом культура
трансляции знаний и способов познавательной деятельности понимается как качество лич-
ности, проявляющееся как совокупность содержательных, деятельностных и личностных
самопрезентаций. В культуре трансляции выделены аксиологическая, интеллектуально-лич-
ностная, деятельностно-методологическая составляющие. Выделены синергетические при-
нципы, на которых на основе глобального мировоззрения строится транслирующая функция
педагога.
Анализ практики частных вспомогательных занятий с сельскими школьниками
статье проводится анализ результатов исследования практики частных вспомогательных
занятий с сельскими школьниками. Актуальность исследования данной проблемы обуслов-
лена высокой популярностью занятий с частными педагогами среди современных школьни-
ков. В Российской Федерации более половины школ находятся в сельской местности. Пос-
кольку сельские образовательные организации существенно отличается от городских рядом
характеристик, то исследования педагогических явлений целесообразно проводить не только
в городских, но и в сельских школах.
Цель исследования – выделить основные черты вспомогательных занятий с обучающими-
ся в сельской местности. Ведущим методом исследования является анкетирование. В опросе
приняли участие 210 педагогов сельских школ из шести регионов Российской Федерации.
Также применялись методы: беседы, наблюдения, анализ литературы и Интернет-ресурсов,
интервьюирование, контент-анализ и метод анализа случая.
В результате исследования выявлены причины, по которым данные занятия практикуются на
селе меньше, чем в городе. Определено отношение педагогов сельских школ к частным вспо-
могательным занятиям. Результаты исследования отражают уверенность педагогов сельской
школы в том, что практика репетиторских занятий по предметам школьной программы сти-
мулирует саморазвитие обучающихся. Сделан вывод о том, что педагоги сельских школ вы-
ражают положительное отношение к практике репетиторства, в том числе применительно к
своим детям. Проведено сравнение популярных направлений частных вспомогательных за-
нятий с сельскими и городскими школьниками. Выводы авторов в статье подкреплены ком-
ментариями педагогов, участвующих в опросе, выражающих личное отношение к проблеме
частных вспомогательных занятий.
Данное исследование позволило установить, что практика частных вспомогательных заня-
тий по предметам школьной программы распространена не только в городских школах, но
и в сельской местности, а значит, не является частным случаем. Основные задачи, решаемые
частными педагогами, не зависят от места проживания и обучения.
Философские идеи постмодернизма и их влияние на систему образования в России и США
Актуальность исследования влияния философских идей постмодернизма на системы обра-
зования России и США обусловлена требованиями времени к современной образовательной
системе, такими как гибкость, пластичность, непрерывность, устойчивость к кризисам и рис-
кам. В данной статье выявляются основные черты современной социокультурной ситуации,
которая диктует запросы к образовательной системе, определяются те стратегии и направле-
ния в образовании, которые базируются на идеях постмодернизма и позволяют образованию
соответствовать времени. Ведущими методами исследования стали концептуальный анализ,
позволяющий выявить влияние постмодернистских идей на системы образования России и
США, и сравнительно-сопоставительный метод, дающий возможность сравнить выявленные
стратегии и тенденции. В статье определены основные постмодернистские тенденции и пока-
зана их экспликация в современных системах образования России и США. Представленные
в статье материалы могут служить основой для дальнейших исследований в области срав-
нительной педагогики и философии образования, изучающих влияние постмодернистских
идей на образование в соответствии с «духом времени».
Феномен понятия «виктимизация» в современных отечественных и зарубежных исследованиях
Процесс виктимизации детей и подростков, а также других групп общества – актуальная
современная проблема. Возникает она в силу сложности данного процесса, необходимости
его комплексного научного исследования и принятия кардинальных как общественных, го-
сударственных, так и специальных психолого-педагогических и социально-медицинских мер
по его предупреждению и коррекции.
В связи с этим авторами была поставлена цель теоретически определить и подвергнуть ана-
лизу феномен виктимизации на основе научных публикаций. Методом исследования явился
прежде всего библиометрический анализ актуальных научных трудов, размещенных в круп-
нейших мировых базах данных «Web of Science», «Scopus», «eLIBRARY». Это позволило оце-
нить данный феномен по работам российских и зарубежных ученых и провести качествен-
ный анализ их выводов.
Проведенный анализ свидетельствует о разнообразии точек зрения, о расширении понятий-
ного аппарата виктимологии, о наличии нескольких теорий виктимизации и подходов к ней.
В отечественной социально-педагогической виктимологии определены система специфичес-
ких и междисциплинарных понятий, основные категории жертв, виктимогенные факторы.
Зарубежные исследователи с целью предотвращения виктимизации конкретизируют аспек-
ты предупреждения, минимизации, коррекции и индивидуальной помощи. Большое коли-
чество публикаций посвящено взаимосвязи виктимизации и других социальных явлений,
особенно в школьной среде.
Несмотря на многогранность научного поля исследования феномена виктимизации, выявле-
ны различия в характеристиках данной дефиниции в мировых и российских базах данных.
Отмечена тенденция к росту публикационной активности как среди зарубежных, так и среди
российских исследователей по данной проблеме. Очевидно, что этот феномен требует более
глубокого изучения, причем междисциплинарного, а также разработки и конкретизации ус-
ловий, моделей и способов девиктимизации на различных уровнях.
Образование и Саморазвитие Том 14 Выпуск 1 Содержание
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие Volume 14(1)
Ник Рашби
От редактора: Все новое – это хорошо забытое старое! 8
Втягивание 10
Найджел Фанкорт
Дети, находящиеся на попечении государства: внедрение теории привязанности в школы 11
Шалини Диксит
Организация саморефлексии: результаты мастер-классов по саморазвитию в рамках программы педагогического образования 20
Мурат Чошанов, М. Круз Куинонез, Елена Ибрагимова, Лилиана Шакирова, Кадрия Шакирова
Предметно-тематические знания учителей математики средней школы в США и России 31
Миляуша В. Габдулхакова
Соотношение толерантности к неопределённости, мотивации к успеху, мировосприятия и тревожности у студентов мужского и женского пола в высших учебных заведениях г. Казани 45
Инна И. Голованова, Надежда В. Телегина, Ольга И. Донецкая
Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформированности компетенций 57
Анатолий Каспржак, Анна Кобцева, Маргарита Шишкина
Педагогическое лидерство как инструмент управления школой и объект измерения 68
Инна В. Кротова, Анна И. Ахметзянова
Психологическая модель готовности к профессионально-акмеологическому развитию специалиста-дефектолога 80
Людмила Александровна Мосунова, Елена Васильевна Динер, Юлия Вячеславовна Булдакова и Светлана Николаевна Русских
Развитие интереса к филологическому знанию в социокультурной среде региона 95
От редактора: Все новое – это хорошо забытое старое!
Я был шокирован событием, которое произошло в прошлом месяце. Сорок
лет назад я написал книгу под названием «Вводный курс по применению ЭВМ в
образовании», а недавно со мной связалось издательство, которое сообщило, что
хочет переиздать мое пособие в его первоначальном виде в рамках программы по
возрождению некоторых знаменательных, по их мнению, книг. Свое желание изда-
тельский дом объяснил тем, что данные работы «прекрасно отражают дух времени,
в котором они были опубликованы». Современные библиотеки, не испытывающие
особых финансовых трудностей, могут расширить свой библиотечный фонд благо-
даря книгам, которые на протяжении 50 лет по разным политическим или эконо-
мическим причинам не были в широком доступе.
Дети, находящиеся на попечении государства: внедрение теории привязанности в школы
Образовательный потенциал многих детей, находящихся под опекой государства в домах-
интернатах, а также приемных и усыновленных детей не раскрыт. Одним из возможных фак-
торов, влияющих на плохую успеваемость таких детей, является то, что школы не решают
проблемы неуверенности и нестабильности у таких детей. Теория привязанности (attachment
theory) была адаптирована в разных образовательных районах, регулируемых местными ор-
ганами власти в Англии, и данная статья представляет результаты исследования подобной
подготовки с использованием смешанных методов. Статья также теоретически разрабатыва-
ет вопрос вовлечения школ в исследовательские процессы. Наши результаты продемонстри-
ровали, что разработанная программа оказала значительное влияние на преподавательский
состав и их понимание теории привязанности. Учителя и другие сотрудники школы проком-
ментировали значение программы в позитивном ключе, но общий уровень влияние програм-
мы на образовательные результаты детей было сложно замерить в количественных показа-
телях. Однако качественные показатели демонстрируют, что общий уровень благополучия
детей повысился. Усилия руководящей команды, поддержка и ресурсы сыграли важную роль
в процессе организации образовательных мер, и были выявлены разные структурные воп-
росы. В статье обсуждаются возможности и последствия внедрения теории привязанности
в различных школах.
Организация саморефлексии: результаты мастер-классов по саморазвитию в рамках программы педагогического образования
Сегодня рефлексивные методики активно внедряются в педагогическое образование и в раз-
вивающиеся практики по всему миру. Принимая во внимание, что рефлексивные практики
берут свою основу в психологии, ученые соглашаются, что студентам – будущим педагогам –
должна быть доступна возможность самообучения, основанная на рефлексии и восприятии
новых идей. В то же время, саморазвитие – это субъективный концепт, и поэтому отсутству-
ют общепринятые методы, которые бы обучали учителей рефлексивной методике, ведущей
к саморазвитию. Мастер-классы, направленные на поощрение саморазвития, были недавно
внедрены в программу педагогической подготовки в Индии. Данная статья оценивает эф-
фективность таких мастер-классов в педагогическом процессе. При анализе полученных ре-
зультатов, основанных на подходе Карла Роджерса, был отмечен внутриличностный и меж-
личностный рост участников.
Предметно-тематические знания учителей математики средней школы в США и России
Данное исследование проводилось в США и в России и сравнивало знания учителей по ма-
тематике на уровне средней школы. Всего восемь учителей из США и восемь учителей из
России были выбраны с помощью детерминированной выборки. Педагоги заполняли опрос,
состоящий из вопросов с несколькими вариантами ответа. Этот опрос был создан для выяв-
ления объема знаний преподавателей с использованием категории когнитивных процессов
(знание, применение и рассуждение). Дополнительно с учителями проводилось интервью на
тему деления дробей, чтобы определить их понимание и объем знаний. Для анализа качест-
венных данных мы кодировали основные идеи, а также проводили лингвистический анализ
высказываний педагогов.
Анализ данных показал, что существует четкая зависимость между объемом знаний и ког-
нитивными способностями учителей из этих стран. Результаты основаны на суждениях пе-
дагогов и на формулировках, использованных при ответах на вопросы про деление дробей.
В итоге можно предположить, что знания учителей зависят от учебного плана и социально-
культурных особенностей изучения и преподавания математики.
Результаты исследования вносят вклад главным образом в развитие межнациональных ис-
следований и в меньшей степени в область математических знаний педагогов. На приме-
рах России и США осуществляется детальное осмысление проблем, связанных со знаниями
учителя, потенциально акцентируется внимание на пересмотре методик профессиональной
и педагогической подготовки учителя.
Соотношение толерантности к неопределённости, мотивации к успеху, мировосприятия и тревожности у студентов мужского и женского пола в высших учебных заведениях г. Казани
В статье приводится описание актуальности изучения и исследования толерантности к не-
определенности как важнейшего механизма для эффективного функционирования чело-
века в повседневной, учебной и профессиональной деятельности. Представлены данные о
выраженности толерантности/интолерантности к неопределенности, мотивации к успеху,
мировосприятия и тревожности у студентов мужского и женского пола высших учебных
заведений г. Казани. Также показаны взаимосвязи между указанными психологическими
параметрами. Цель исследования –выявить выраженность и взаимосвязи между толерант-
ностью к неопределенности, тревожностью, мотивацией к успеху, мировосприятием у сту-
дентов мужского и женского пола высших учебных заведений. В исследовании использован
метод тестирования. Обнаружены психологические различия между студентами мужского и
женского пола по показателям тревожности, мотивации к достижению успеха, убеждения в
доброте Мира. Выявлено, что у представителей мужского и женского пола преобладает инто-
лерантность к неопределенности над толерантностью. Показаны источники интолерантнос-
ти неопределенности. Также выявлены взаимосвязи интолерантности к неопределенности
с мотивацией к достижению успеха (у представителей мужского пола). У испытуемых жен-
ского пола, напротив, мотивация к достижению успеха напрямую связана с особенностями
мировосприятия. При этом тревожность у студентов обеих исследуемых групп остается на
низком уровне. Незначительное повышение уровня тревожности у студентов женского пола
сопровождается снижением уровня самоценности. Результаты данного исследования могут
быть использованы в целях создания модели личностных особенностей саморегуляции учеб-
ной деятельности, тренингов.
Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформированности компетенций
В настоящее время, в условиях модернизации педагогического образования, система профес-
сиональной подготовки педагога сконцентрирована на изменении подходов к организации
практической составляющей. Компетентностный подход предполагает оценку образова-
тельных результатов с точки зрения развития компетенций. Целью данной статьи является
определение уровней сформированности компетенций студентов-будущих педагогов для
выявления основных компетентностных составляющих дальнейшего профессионального
развития. Ведущим методом в исследовании данной проблемы стала оценка 132 отчетных
работ магистрантов по итогам прохождения педагогической практики. Анализ и системати-
зация образовательных результатов обучающихся позволили определить проблемные зоны
в сформированности компетенций будущих педагогов. В статье представлена разработанная
авторами система оценки компетенций, формируемых у магистрантов во время педагогичес-
кой практики. Представленные в статье материалы позволяют совершенствовать основные
профессиональные образовательные программы, вносить изменения как в структуру самого
модуля, так и в порядок освоения модулей.
Педагогическое лидерство как ресурс развития системы образования и объект измерения
В статье рассматривается инструмент оценки педагогического лидерства – опросник Ф. Хал-
лингера. Многочисленные международные исследования показывают, что директор и его
управленческая команда, определяя образовательную стратегию школы, содействуют ее не-
прерывному и устойчивому развитию, обеспечивают высокие образовательные результаты
учащихся. В связи с этим целью исследования являлось обоснование возможности использо-
вания данного диагностического инструмента в работе директора. В статье оказана объектив-
ность полученных результатов, их полнота, удобство применения инструмента. Представле-
ны кейсы, полученные в результате применения инструмента и их обсуждения с экспертами.
Психологическая модель готовности к профессионально-акмеологическому развитию специалиста-дефектолога
В данном исследовании авторский подход исходит из предположения о том, что профессио-
нальная компетентность специалиста, работающего с лицами с ограниченными возможнос-
тями здоровья, базируется на психологической готовности как интегральном личностном
качестве специалиста помогающих профессий, которые напрямую связаны с готовностью
субъекта профессиональной деятельности к профессионально-акмеологическому развитию.
В частности, специалист-дефектолог должен, во-первых, обладать психологической готов-
ностью к работе в условиях отсутствия готовых алгоритмов по оказанию помощи; во-вто-
рых, уметь прогнозировать в условиях дефицита информации из-за высокой степени диф-
ференциаций психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;
в-третьих, постоянно аккумулировать наблюдения и использовать увеличившийся объем
информации с целью его оптимальной адаптации и развития, как главного критерия эффек-
тивности коррекционно-педагогического процесса.
В качестве экспериментальной группы эмпирического исследования выступили дефектоло-
ги-слушатели курсов повышения квалификации, как группа специалистов, принявших реше-
ние о необходимости освоения дополнительного образовательного пространства.
Исследование проводилось с использованием психодиагностических инструментов: валид-
ных и надежных опросников, компьютерной программы для статистической обработки дан-
ных SPSS. Интерпретация данных проводилась согласно их соответствию N (0.1) и высокому
уровню достоверности: р≤0.001*** и р≤0.01**.
Таким образом, в рамках психологической модели готовности были определены потенциаль-
ные факторы расширения зоны профессиональной компетентности дефектолога, такие как
«самоуважение» и «адаптивность», и системообразующий показатель с высокой факторной
нагрузкой (из блока мотивационных личностных характеристик психологической готовнос-
ти) – «мотивация достижения успеха».
Развитие интереса к филологическому знанию в социокультурной среде региона
Проблема развития при помощи культурно-просветительских проектов интереса к фило-
логическим знаниям как базовой ценности актуальна, так как образование сегодня уже не
является замкнутой сферой. Разработка концепции такой формы просветительского досуга
и исследование её эффективности обусловлены потребностью в обновлении путей и средств
пополнения речевых, риторических, историко-литературных и историко-культурных зна-
ний, составляющих комплекс филологического знания. На основе комплексного примене-
ния фундаментальной методологии (деятельностный, личностно ориентированный подходы
к обучению, концепция развития воображения, теория функциональных систем) разрабо-
тан современный формат социально-культурной деятельности «Открытый университет»,
в рамках которого реализован проект «Русская среда». На этой содержательной и экспе-
риментальной основе сформулирована эффективная концепция развития филологических
знаний в регионе, которую авторы видят как систему содержательно-методических и ин-
формационно-технологических компонентов, обеспечивающих удовлетворение потребнос-
тей и запросов социокультурной среды. Филологическое знание при этом мыслится также
инструментом становления национальной идентичности, воспитывающим толерантность и
терпимость, уважение к ценностям национальной культуры.
Образование и Саморазвитие Том 13 Выпуск 1 Содержание
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие Volume 13 (1)
Ник Рашби
От редактора: Сокращая параграфы в предложения: как написать хорошую аннотацию 8
Колин Лачем
Обучение в 21 веке, новые технологии и профессиональное развитие учителей 10
Лизль Леонард, Каролинн Киес, Норина Брааф
Размышления о том, как коллоквиум по электронному обучению обогащает деятельное сообщество 19
Иэн Ментер
Определение профессиональных знаний учителя: взаимодействие глобальных и национальных влияний 32
Кристин Слитер
Концепция улучшения процессов обучения в мультикультурных контекстах 43
Анна И. Ахметзянова, Лира В. Артищева
Значимые ситуации взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья 55
Пегги Гермер
Развитие компетенций у L2 преподавателей во время студенческих стажировок (область компетенции: язык преподавателя на занятии) 65
Гюрова Вяра Тодорова
Роль институтов неформального образования для повышения квалификации учителей в Болгарии 75
Сергей А. Седов
Детерминанты качества высшего профессионально-педагогического образования 83
Информация для авторов 105
От редактора: Сокращая параграфы в предложения: как написать хорошую аннотацию
Процессы написания исследовательской статьи и подготовки учебных матери-
алов имеют ряд сходств.
Учебные материалы должны привлекать и удерживать внимание обучающих-
ся. Когда вы начинаете представлять ваши материалы, у вас есть примерно 15 се-
кунд для того, чтобы привлечь внимание аудитории и убедить ее в том, что вас
стоит слушать. Многие преподаватели (возможно, большинство преподавателей)
по личному опыту знают, как легко можно потерять интерес аудитории. Мне пред-
ставляется уместным провести параллель между представлением учебных матери-
алов и исследовательских разработок.