В дидактике высшей школы недостаточно исследованным остается вопрос о формировании
профессионального мышления студентов, ориентированных на педагогическую деятель-
ность, так называемого педагогического мышления. Вместе с тем, феномен педагогического
мышления, способы его формирования и диагностики могут дать четкие ориентиры для реа-
лизации механизмов индивидуализации и коррекции обучения, направленных на оптималь-
ное развитие профессиональных качеств личности будущего педагога.
Цель публикации – описание авторской методики диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, пред-
усматривающей использование метода групповых экспертных оценок.
Методология и методики исследования. Исследование выполнялось на базе компетентност-
ного подхода, позволяющего согласовать компетентностно-ориентированные цели профес-
сиональной подготовки будущих педагогов с уровнями формирования их педагогического
мышления. Для обоснования структуры, содержания и уровней формирования педагогиче-
ского мышления студентов использовался метод групповых экспертных оценок с привлече-
нием в качестве экспертов квалифицированных преподавателей вузов и действующих педа-
гогов дошкольных организаций.
Результаты. Определены базовая структура педагогического мышления и уровни его
формирования у студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, позволяющие
аргументировать выбор средств обучения и адресной помощи обучающимся в рамках ин-
дивидуальных образовательных траекторий. Показана взаимосвязь и взаимозамисимость
компонентов педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных орга-
низаций со структурными компонентами профессионально-педагогической компетентности
выпускника бакалавриата.
Научная новизна. Предложена авторская методика диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, согла-
сованная с компетентностно-ориентированными целями их профессиональной подготовки,
определенными федеральным государственным образовательным стандартом высшего об-
разования и Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны администрации и
преподавателям вузов при проектировании индивидуальных образовательных траекторий
студентов бакалавриата – будущих педагогов дошкольных организаций, также аспирантам,
изучающим проблемы современного дошкольного образования.
Номер выпуска : 1
Влияние письменной корректирующей обратной связи и исправлений на использование грамматических структур учащимися EFL
Исследование посвящено тому, каково влияние письменной корректирующей обратной связи на использование грамматических структур иранскими учащимися, владеющими английским языком на среднем уровне. Из 260 человек по результатам теста Oxford Quick Placement Test отобраны 180 участников, которые распределены в шесть групп по 30 человек. В группах была внедрена обратная связь одного из трех типов: прямая (DCF), косвенная (ICF) и металингвистическая (MCF), – а также через ответы с исправлениями и без. Работа проводилась в ходе изучения студентами тем, посвященных грамматическим временам – настоящему и прошедшему совершенному. На этапе предварительного тестирования участники написали сочинение, позволяющее судить об уровне их знаний по изучаемой теме. После внедрения предлагаемой технологии был проведен пост-тест. Результаты пост-теста показали, что у студентов всех экспериментальных групп увеличилось количество правильных ответов. Учащиеся в группе «DCF с исправлениями» показали самый лучший результат. Оценки студентов, где ошибки исправлялись («DCF / ICF / MCF с исправлениями») были выше, чем в группах, где ошибки не исправлялись. Оценки учащихся группы «MCF с исправлениями и без» показали наибольшую динамику между пре- и пост-тестом. Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности разных типов обратной связи при изучении иностранного языка, в частности при изучении грамматических времен. Полученные результаты свидетельствуют о значимости письменной корректирующей обратной связи для улучшения письменных навыков студентов, изучающих английский язык как иностранный.
Изучение коллигаций и коллокаций с помощью Instagram на примере учащихся английского языка как иностранного
Популярная социальная сеть Instagram позволяет делиться фотографиями и видео с другими пользователями. Настоящая работа посвящено использованию Instagram для усвоения коллокаций и коллигаций студентами Ирана, изучающими английский язык как иностранный. В исследовании приняли участие 15 студентов, отобранных на основе теста на знание языка. Те коллокации и коллигации, на которые было получено неверных ответов от 50 и выше процентов, использовались в дальнейшей работе. Авторы подготовили девять видеороликов, содержавших 41 коллокацию и коллигацию, после чего на протяжении пяти недель публиковали их в сети Instagram. Участникам предлагалось посмотреть видео и выполнить сопутствующие упражнения, размещенные под постом, используя раздел комментариев в Instagram. После работы со всеми видеороликами было проведено повторное тестирование. Его результаты показали значительный рост средних баллов по сравнению с оценками, полученными на предварительном тестировании, что указывает на эффективность предлагаемой методики. Кроме того, с 10 участниками были проведены полуструктурированные интервью с целью определить их отношение к изучению языка посредством Instagram. Оценка учащихся была положительной. Таким образом, результаты исследования продемонстрировали, что обучение с помощью Instagram, при правильной реализации и методической разработке, может сделать изучение второго языка более эффективным.
Принципы реализации игровых технологий в условиях смешанного обучения в техническом ВУЗе
На основе обобщения описанных в литературе игровых приёмов в обучении мы сформулировали семь авторских принципов реализации учебных игровых технологий в техническом ВУЗе. В качестве примера их реализации приведена автоматизированная учебная установка (АУУ) для изучения устройства, программирования и отладки аппаратных и программных средств микроконтроллеров. Соответствие АУУ сформулированным принципам оценено количественно с помощью метода экспертных оценок (учебная технология – 43%, методика – 32%, резерв совершенствования – 25%). Соподчинение принципов между собой рассмотрено по критерию «важности» для качества игровой модели и по критерию системного влияния на обучаемого. Отмечено, что без целеполагания как осознанной цели участие субъекта в игре превращается в формальность. Также без обеспечения условий психологического комфорта, в первую очередь, без снижения уровня тревожности личности девальвируются последующие усилия по повышению мотивации к учёбе. Важное место мы отводим потребности в значимости – осознаваемому и нерефлексируемому учёту игроком-обучаемым неизбежности публичной оценки успехов и неудач и связанных с этим самооценки, мотивации (гордость или стыд) и, как следствие, – качества последующей самоподготовки. Эти три принципа определяют степень вовлечённости субъекта в игру. Дальнейшее усиление вовлечённости определяется, во-первых, эффективностью обратной связи как «эмоциональным подкреплением» очередного шага обучаемого по сценарию игры, а во-вторых, эффективностью внешнего управления как дозированной рациональной помощи в продвижении игрока. Вышеперечисленные принципы обеспечивают условия для освоения учебного материала посредством разрешения игровых проблемных ситуаций. Сделан вывод об эффективности методики, опирающейся на предлагаемые нами принципы: повышается роль эмоциональной составляющей в учебном процессе, активизируется самостоятельная работа обучаемых, повышается качество обучения, преподаватель освобождается от рутинных контролирующих операций.
Изучение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким обучающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, помощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпускников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из 16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х классов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили желание принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации: Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Оренбургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Рекомендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста.
Компетентностный Подход При Обучении Экологов на Примере Изучения Дисциплины «Радиоэкология»
Целью исследования является разработка нового методологического подхода и создание методического комплекса по дисциплине «Радиоэкология», обеспечивающих дифференциацию и практико-ориентированность обучения, возможность дистанционного обучения, самостоятельной подготовки и повышения квалификации, формирование междисциплинарных связей. Методы исследования: теоретический и методологический анализ научной и учебно-методической литературы; логико-семантическое моделирование содержания образования по дисциплине, проектирование, теоретический анализ и синтез. Решены следующие задачи: разработан новый учебный план по дисциплине «Радиоэкология», в соответствии с которым создан и внедрен теоретический курс дисциплины; разработана практическая часть дисциплины, дифференцированная по уровням сложности и направленная на решение конкретных ситуационных задач; предлагается творческая составляющая практической части в виде индивидуальных заданий, при выполнении которых необходимо разрешить конкретную производственную проблемную ситуацию; разработан лабораторный практикум с освоением современных научных методов; создан учебник «Радиоэкология» и электронная версия методического обеспечения дисциплины, облегчающие самостоятельное обучение бакалавров и делающие возможным дистанционное обучение.
Образование и Саморазвитие Том 16 Выпуск 1 март 2021
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 16 (1)
Андреа Истенич
От редактора: Обучение и развитие в постцифровую эпоху 8
Адемола Кехинде Бадру, Сака Адевале Оводунни
Влияние математических знаний и поддержки родителей на успеваемость учащихся по естествознанию (физика, химия и биология)
в средней школе в штате Огун, Нигерия 10
Мохаммад Каземиан, Мохаммад Реза Ходареза, Фатеме Хонамри, Рамин Рахими
Формирование межкультурной коммуникативной компетенции и ее применение иранскими студентами в ходе выполнения письменных работ в курсе английского языка как иностранного 21
Хамид Фархади Рад, Сакинех Шахи, Ахмад Фазели
Роль трансформационного лидерства и управления знаниями в организационной инновации школ 40
Марихен ван дер Вестхэйзен, Сибулело Гавулайо, Номвуйо Лукелело
Рефлексивный взгляд на использование ИКТ-технологий в практических модулях направления «Социальная работа» в условиях Южной Африки 54
Алексей Н. Дорофеев, Галина В. Букалова, Александр Н. Новиков
Дидактические особенности формирования корпоративной культуры у выпускников магистратуры автотранспортного профиля 74
Дарья А. Бухаленкова, Александр Н.Веракса, Маргарита Н. Гаврилова, Наталья А.Картушина
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей 82
Екатерина Ю. Протасова
Многоязычие в детском возрасте: взгляды родителей и размышления педагогов 93
Наталья Ю. Синягина
Психобиографические факторы и предикторы формирования индивидуально-психологических и личностных характеристик (обзор зарубежных исследований) 102
Ольга Б. Ярош, Игорь Ф. Зиновьев
Образовательные стандарты и запросы современности: противоречия или возможности 116
Марсель Г. Фазлыйяхматов, Леонид М. Попов, Людмила И. Овчинникова, Ольга Н. Баклашова, Павел Н. Устин, Владимир Н. Антипов
О формировании способности восприятия глубины, объема, пространственной перспективы образов плоскостных изображений как базовой составляющей технологии развития креативного потенциала человека129
От редактора: Обучение и развитие в постцифровую эпоху
Вопросы обучения и развития находятся в центре внимания журнала «Обра-
зование и саморазвитие». В эпоху компьютеризации необходимо пересмотреть
контексты и пространства обучения. На раннем этапе ребенок действует в ограни-
ченной среде, взаимодействуя с родителями и с объектами человеческой деятель-
ности. Ребенок учится посредством человеческих прикосновений, невербального
общения, а также через знакомство с окружающим его материальным миром. Вза-
имодействие в этой среде дает ребенку возможность учиться и развиваться соци-
ально. В постцифровую эпоху среда включает физическую и цифровую реальность.
Распространение цифровых технологий влияет на социализацию, восприятие ре-
альности (материальность физических, цифровых и трансмедийных практик) и де-
ятельность. То, как происходит взаимодействие с использованием набора средств
массовой информации, влияет на саморазвитие и самооценку ребенка. Окружаю-
щая среда формируется социальными практиками, которые в постцифровую эпоху
стирают границу между физическим и цифровым миром. При определении гра-
мотности вводятся понятия онлайн и офлайн деятельности (Sefton-Green, Marsh,
Erstad, & Flewitt, 2016). Границы между физическим и виртуальным стираются
(Marsh, 2010; Plowman, 2016).
Влияние математических знаний и поддержки родителей на успеваемость учащихся по естествознанию (физика, химия и биология) в средней школе в штате Огун, Нигерия
Развитие нации зависит от её научно-технического прогресса, который опирается на проч-
ную математическую основу и способствует формированию функциональных навыков
членов общества. Однако в изучении естественных наук учащиеся редко применяют мате-
матические знания. Данное исследование направлено на изучение того, как математические
знания (MLA) влияют на освоение школьниками естественнонаучных знаний и какую роль
при этом играет поддержка родителей. При планировании исследования авторы сформули-
ровали два исследовательских вопроса и выдвинули шесть гипотез. Объем выборки составил
семьсот двадцать учащихся, отобранных случайным образом, из шести средних школ в рай-
оне местного самоуправления Иджебу-Одэ, штат Огун. В качестве инструментов для сбора
данных были использованы следующие опросники: Mathematical Language Ability Test (r =
0.85), Students’ Parental Supports Questionnaire (r = 0.75) и Students’ Achievement Test (r = 0.78).
Проведенный регрессионный анализ показал значительное влияние математических знаний
на академическую успеваемость по физике, химии и биологии. Результаты также показали
значительное влияние родительской поддержки на успеваемость по учебным предметам ес-
тественных наук. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что преподаватели естествен-
нонаучных дисциплин должны быть знакомы с языком математики, поскольку числа, симво-
лы, знаки и математические выражения используются ими для решения естественнонаучным
задач.
Формирование межкультурной коммуникативной компетенции и ее применение иранскими студентами в ходе выполнения письменных работ в курсе английского языка как иностранного
Глобализация последних лет ставит новые задачи перед прикладной лингвистикой. С появ-
лением в начале XXI века межкультурной коммуникативной компетенции (МКК) многие
теоретики и практики акцентировали внимание на перспективах ее включения в обучение
языкам. Настоящее исследование проводилось с применением смешанных методов. Его
цель – проверить, насколько освоение МКК иранскими студентами, изучающими англий-
ский язык как иностранный (АКИ) на продвинутом уровне, стимулирует их включать МКК
в письменные работы. Кроме того, определялось, играют ли гендерные различия студен-
тов какую-либо роль в использовании этой компетенции. На основе результатов Oxford
Placement Test были отобраны 33 студента обоих полов, изучающие АКИ на продвинутом
уровне. В дальнейшем студенты были случайным образом распределены в два эксперимен-
тальных класса. Все участники прошли пятинедельное обучение по МКК на уроках письма
в частном языковом институте иранского города Решт. Данные, проанализированные с по-
мощью Т-тестов, контент-анализа и η, показали, что развитие МКК помогает учащимся по-
разному справляться с межкультурными проблемами при выполнении письменных заданий;
гендерные различия не играли при этом никакой роли. Данное исследование поможет улуч-
шить курс письменной речи, обучение языку в целом и обучение тому, как включить МКК
в письменную речь, в частности.
Роль трансформационного лидерства и управления знаниями в организационной инновации школ
Наиболее важными предпосылками для инновационной школы являются наличие транс-
формационных лидеров и обмен знаниями. Цель настоящего исследования – определить, ка-
кое влияние на организационные нововведения оказывают трансформационное лидерство
и управление знаниями. По социально-культурной ориентации настоящее исследование яв-
ляется прикладным, по цели – описательным, по стратегии – опросным, по своей природе –
экспериментальным. Метод сбора данных – опрос. Данные были собраны у 265 директоров
школ, экспертов и заместителей руководителей отдела образования округа Дешт-э-Азадеган
провинции Хузестан. Из-за небольшой целевой совокупности в исследовании приняли учас-
тие все 265 человек. Для сбора данных использованы опросники по многофакторному лидерст-
ву (r = 0,89), организационным инновациям (r = 0,93) и управлению знаниями (r = 0,91). Анализ
надежности выполнен по методу Кронбаха. Для оценки валидности использовался фактор-
ный анализ, для анализа данных – моделирование структурными уравнениями в программе
Amos. Результаты показали, что интеллектуальное воздействие, вдохновляющая мотивация
и индивидуальный подход как напрямую, так и опосредованно, через управление знаниями,
влияют на организационную инновацию в школах.
Рефлексивный взгляд на использование ИКТ-технологий в практических модулях направления «Социальная работа» в условиях Южной Африки
Пандемия COVID-19 выявила необходимость подготовки студентов к онлайн образованию.
Смешанное обучение, включающее онлайн обучение и очное преподавание теоретических
модулей по направлению подготовки «Социальная работа», показало свою эффективность.
Но применение смешанного обучения в практических модулях требует дальнейшего иссле-
дования. Цели настоящей работы – во-первых, изучить опыт студентов бакалавриата, обуча-
ющихся по направлению «Социальная работа», и их кураторов в использовании ИКТ-тех-
нологий во время практики первого курса; во-вторых, выяснить их мнение о том, как это
повлияло на опыт онлайн работы во время пандемии. Теория деятельности используется
в качестве теоретической рамки. Качественный подход определил поисково-описательный
характер работы. Участники были отобраны с помощью целевой детерминированной вы-
борки. Сбор данных осуществлялся с помощью рефлексии в письменной форме. Для анали-
за данных был использован тематический контент-анализ. Этические аспекты проведения
исследования (добровольное участие в исследовании, информированное согласие, защита
личной информации, конфиденциальность и анонимность) были соблюдены. Полученные
результаты содержали все компоненты теории деятельности. Среди сложностей, которые
участники испытывали до и во время пандемии, было отмечено следующее: недостаток
опыта в использовании изучаемых технологий, отсутствие доступа к техническим ресурсам,
социально-экономические проблемы, необходимость приобретения специальных навы-
ков исследовательской работы, потребность в организации прямого взаимодействия меж-
ду студентами, между студентами и научными руководителями / преподавателями, а также
определение роли участников образовательного процесса в поддержке обучения. Результаты
исследования позволили дать рекомендации относительно того, что необходимо для эффек-
тивного использования компонентов теории деятельности в практических модулях при под-
готовке студентов к обучению и преподаванию.
Дидактические особенности формирования корпоративной культуры у выпускников магистратуры автотранспортного профиля
В рамках постиндустриального развития автотранспортного производства новая управлен-
ческая культура, основанная на корпоративных ценностях, стимулирует изменения в систе-
ме инженерного образования. В процессе развития автосервисных предприятий выпускники
второй ступени высшего образования (магистры инженерии) часто занимают должностные
позиции линейных руководителей. Результаты многопанельного академического исследова-
ния с участием основных стейкхолдеров показали необходимость активного участия выпуск-
ников магистратуры в развитии корпоративной культуры и приобщении к ней производ-
ственного персонала. Это выявило новую компетенцию линейного руководителя, которой
не уделялось должного внимания прежде, – подготовку к образовательной деятельности как
части деятельности по оперативному управлению. Это инновационная особенность процес-
са подготовки магистров инженерных специальностей. В данной статье анализируется про-
грамма обучения производственного персонала корпоративной культуре, уточняется роль
фасилитатора, заменяющего преподавателя-эксперта, и формулируется академическая про-
блема обучения магистрантов конкретным дидактическим средствам, способствующим раз-
витию корпоративной культуры.
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей
Уровень образования родителей существенным образом отражается на результатах пси-
хического развития детей и является значимым предиктором формирования взглядов
и представлений о воспитании, которыми они руководствуются во взаимодействии с деть-
ми. Однако исследований, которые были бы направлены на изучение роли уровня образо-
вания российских родителей в формировании их взглядов на вопросы воспитания детей,
практически нет. По этой причине в настоящей работе была поставлена цель изучить роль
уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий вос-
питания с учетом возраста и пола ребенка и регионов, где проживают семьи. Интуитив-
ные теории воспитания российских родителей изучались с помощью пунктов опросника
Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ). Выборку составили 995 родителей детей от
1 до 7 лет, проживающих в г. Москве, Республике Саха (Якутия) и Республике Северная
Осетия. Выявлены два профиля во взглядах родителей на воспитание детей в зависимости
от уровня образования. Определены различия и сходства в представлениях о воспитании
детей с точки зрения географии проживания семей при контроле уровня образования ро-
дителей. Результаты исследования освещают вопросы современного родительства в трех
регионах страны и могут быть полезны для понимания профиля современного родителя,
а также для разработки просветительских программ, направленных на саморазвитие и по-
вышение компетентности российских родителей.
Многоязычие в детском возрасте: взгляды родителей и размышления педагогов
Вопросы сверхразнообразия языков и культур, множественность идентичности и вариа-
тивность культурных практик, многоязычие, изучение языков и мультикультурность, меж-
культурное взаимодействие в группах дошкольных учреждений и в начальной школе имеют
принципиальное значение для понимания и оценки современной ситуации существования
русского языка за рубежом. Учителям приходится принимать во внимание лингвистические
и художественные ресурсы и обзаводиться особым методологическим репертуаром. Целью
исследования является показать, какие основные темы затрагиваются родителями и педа-
гогами многоязычных детей при обсуждении трудностей, возникающих при организации
многоязычного образования, какие пути они предлагают для их преодоления. В исследова-
нии, проводившемся в разных странах (Германия, Россия, Финляндия, Франция), родители
и педагоги отвечали на анкету по поводу их установок по отношению к двуязычному обра-
зованию дошкольников и младших школьников. Характеризовались семьи и образователь-
ные учреждения. Дополнительно анализировались интернет-дискуссии на международных
платформах на русском языке. Существующие практики демонстрируют, что разнообразие
подходов к раннему двуязычному воспитанию ограничено материальными и человеческими
ресурсами и потенциалом детского развития. Лучшие результаты требуют большего инпута,
преданных делу родителей и педагогов, большего финансирования, жестких правил языко-
вого употребления и подлинной преемственности двуязычного образования в качестве цели
на всех этапах детского развития. Неодинаковые результаты при разных педагогических под-
ходах связаны не только с языком самим по себе, но и с политическими и экономическими
обстоятельствами и когнитивными способностями детей.
Психобиографические факторы и предикторы формирования индивидуально-психологических и личностных характеристик (обзор зарубежных исследований)
В статье обосновывается важность психобиографического подхода в оценке личности и про-
водится обзор зарубежных исследований влияния психобиографических факторов на раз-
витие и формирование индивидуально-психологических и личностных характеристик.
Описывается роль гендерных признаков, порядка рождения, жизненных событий и ранне-
го периода воспитания в семье в формировании индивидуальных особенностей личности.
Отмечается тенденция смещения такого анализа от единичных случаев к сравнительным
исследованиям. Анализируются наиболее популярные подходы и процедуры оценки лич-
ности лидера. Обосновывается необходимость комплексного анализа психобиографических
факторов и взаимосвязей их влияния на формирование индивидуально-психологических
и личностных характеристик, что представляет новизну работы, поскольку исследователи
в основном фокусируются на изолированных эффектах и коротких промежутках време-
ни, игнорируя то, что кумулированные эффекты, эмоции, мысли в период лидерства могут
фундаментально изменить лидера (его личностные качества, стиль и поведение) и в целом
повлиять на его дальнейшую биографию. Результатом исследования является совокупность
подходов к оценке персонала, которые внедрены в практику личностно-профессиональной
диагностики руководителей государственной службы.
Образовательные стандарты и запросы современности: противоречия или возможности
Целью данной работы является эмпирическое исследование профессиональных компетен-
ций. В соответствии с указанной целью в работе поставлены две основные задачи: оценить за-
просы рынка труда, предъявляемые к специалистам в сфере торговли и маркетинга; выявить,
какие профессиональные компетенции формирует стандарт подготовки ФГОС ВО 3+ и от-
вечает ли он современным требованиям, предъявляемым работодателями. Исследуются две
проблемы: могут ли компетенции, заложенные в образовательный стандарт, сформировать
необходимые навыки, которые предъявляются к данной профессии на современном рынке
труда; формируют ли профессиональные компетенции необходимые личностные качества,
которые будут востребованы работодателями. Анализ показывает, что образовательный
стандарт ФГОС ВО 3+ довольно слабо адаптирован к современным требованиям рынка тру-
да, а профессиональные компетенции, заложенные в нем, формируют, как правило, специ-
алиста, готового заниматься собственной предпринимательской деятельностью, в то время
как подготовка подобных кадров осуществляется за счет государственного бюджета, а зна-
чит, подразумевает необходимость работы в крупных организациях и обладание более ши-
роким набором навыков, включающих способности к экспертной и аналитической работе,
системному мышлению и т.д. Увеличение числа инноваций в высокотехнологичные отрасли
по мере продвижения России к цифровой экономике будет увеличивать спрос на маркето-
логов, владеющих дизайном, проектированием, визуализацией и навыками работы с BigData.
Именно эти навыки и должны быть интегрированы в новый ФГОС ВО 3++ для подготовки
специалиста, соответствующего требованиям ХХI века.
О формировании способности восприятия глубины, объема, пространственной перспективы образов плоскостных изображений как базовой составляющей технологии развития креативного потенциала человека
Целью работы является попытка выявить новые возможности инициации творческих спо-
собностей человека на основе активации зрительного восприятия. В работе рассмотрено по-
вышение уровня креативности через опосредованное формирование зрительных конструк-
тов при обращении к ассоциативному мышлению обучающихся. Обосновано, что развитие
креативного потенциала обусловлено уровнем развития субъекта и способностью воспри-
нимать любые плоскостные изображения с эффектами глубины, объема, пространственной
перспективы (далее 3D-феномен). Представлены результаты обучения студентов, тестирова-
ния обучающихся 7-11 классов одного из среднеобразовательных заведений (далее Гимна-
зия) г. Казани. На технологию обучения, опросы получены патенты на изобретения. По опро-
сам учащихся Гимназии с наивысшими показателями по эффекту рельефного восприятия
образов плоскостных изображений впервые представлены результаты, что до 97,5% выборки
имеют показатели по тесту Д. Торренса от значений «выше нормы» до «отличный уровень».
Для тех же учащихся проведена регистрация активности движения глаз.
Образование и Саморазвитие Том 15 Выпуск 1 марш
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 15 (1)
Ник Рашби
От редактора: Открытое рецензирование 9
Марина М. Солобутина
Исследование личностной идентичности в юношеском возрасте при интеллектуальной и спортивной одаренности 12
Всеволод В. Андреев, Владимир И. Горбунов, Ольга К. Евдокимова, Джорджия Римонди
Трансдисциплинарный подход к повышению учебной мотивации студентов технических направлений подготовки вузов 21
Мартин Ф. Линч
Шкала культурной интернализации: измерение внутренних и внешних причин для одобрения своей культурной идентичности 38
Татьяна Ю. Дорохова, Николай П. Пучков
Роль технического университета в создании региональной системы целевой подготовки специалистов для предприятий радиоэлектронного профиля 56
Анастасия С. Косогова, Нина В. Калинина
Глобальное мировоззрение как условие становления культуры трансляции знаний и способов познавательной деятельности у будущих педагогов 69
Людмила В. Байбородова, Екатерина Н. Шипкова
Анализ практики частных вспомогательных занятий с сельскими школьниками 79
Виктория Г. Малахова, Татьяна Н. Бокова
Философские идеи постмодернизма и их влияние на систему образования в России и США 93
Гульнара Ф. Биктагирова, Роза А. Валеева, Надежда Ю. Костюнина, Наталья Н. Калацкая, Альбина Р. Дроздикова-Зарипова
Феномен понятия «виктимизация» в современных отечественных и зарубежных исследованиях 104
От редактора: Открытое рецензирование
Когда я был студентом Имперского колледжа Лондона, самым ярким событи-
ем недели всегда был научно-исследовательский семинар. Из названия понятно,
что это встреча студентов, на которой мы обменивались идеями, но что важнее,
анализировали и критически оценивали собственные исследования. Существова-
ло негласное правило: ничто не могло быть опубликовано, пока не прошло внут-
реннего рецензирования на нашем семинаре. Нередко это огорчало авторов, но
рецензирование, безусловно, помогало улучшить аргументы, выявить слабости
анализа и повысить удобочитаемость. И это гарантировало, что в научном жур-
нале статья будет принята лишь с небольшими изменениями: кропотливая ре-
дакторская работа уже была проведена участниками научно-исследовательского
семинара.