Внутренне мотивированные учащиеся в большей степени сохраняют интерес к образованию, более настойчивы в обучении и добиваются в нем больших успехов. Согласно теории самодетерминации, для внутренней мотивации более всего необходимо удовлетворение базовых психологических потребностей человека в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Цель данного исследования – выявление специфики обеспечения базовых психологических потребностей субъектов на высшей ступени образования. Для сбора данных использовалась шкала «Поддержка психологических потребностей», которая оценивает удовлетворенность базовых психологических потребностей в контексте различных отношений. Респондентами выступили 463 аспиранта по шести направлениям образования (физика, науки о Земле, биология, химия, математика, информационные технологии). Выявлены различия в степени удовлетворенности и в особенностях поддержки базовых психологических потребностей в разных системах отношений. В целом автономия оказалась наиболее удовлетворенной потребностью, а связанность с другими людьми – наименее удовлетворенной. В системе близких отношений (друзья и мать) все три базовые психологические потребности поддерживаются в большей степени, чем во всех системах отношений в вузе. Сравнение различных систем отношений в вузе между собой показало, что потребность в связанности с другими людьми больше всего поддерживают коллеги и научный руководитель, потребность в компетентности – коллеги, менее всего потребность в компетентности поддерживает руководитель, а потребность в связанности с другими людьми менее всего поддерживается в контексте групповых занятий. Выявленные закономерности стабильны во времени. Различия в удовлетворении потребностей в зависимости от области образования не обнаружились за одним исключением: аспиранты, специализирующиеся в области физики, сообщали о более высоком уровне поддержки потребностей в компетентности и связанности с другими людьми. Результаты дают ориентиры для поддержки внутренней мотивации у субъектов на высших ступенях образования.
Номер выпуска : 1
Нарративный анализ мотивационных структур гражданской активности студенческой молодежи при создании культурно-просветительских обучающих проектов
Современный вуз – пространство профессионального обмена, духовного поиска, становления, развития и саморазвития личности и студентов, и педагогов. Изучение мотивационных структур гражданской активности студенческой молодежи помогает педагогам в поисках обучающих и коммуникативных стратегий, а также способствует проектной деятельности. Студенческая активность рассматривается как сложный процесс социального взаимодействия, включающий коммуникацию и деятельность. В статье представлено исследование мотивационных структур, стимулирующих студентов на проявление активности при участии в культурно-просветительских проектах. Эксперимент, проведенный в феврале–августе 2023 года в Казани, базировался на проведении количественных и качественных методов, включая опрос (158 человек), анализ успешных кейсов, нарративный подход к методу фокус-групп и экспертному интервью. Было выявлено, что мотивационные структуры напрямую зависят от психологического профиля поколений. Так, для поколения X наименее значим мотив «Общение» (3,17 балла) и наиболее значим мотив «Саморазвитие» (4,83 балла). Для поколения Y наименее значим мотив «Презентация, личный бренд» (2,47 балла), а наибольшее значение имеет мотив «Знание» (4,84 балла). Для поколения Z данный параметр, указанный как менее значимый, был оценен в 3,83 балла, наибольшее значение для поколения Z представляет мотив «Саморазвитие» (4,93 балла). У более возрастных респондентов структура мотивов усложняется, расширяя состав образующих мотив компонентов, что приводит к более обоснованному принятию решений. Ведущим для респондентов всех возрастов мотивом участия в культурных проектах стал мотив «Саморазвитие». Результаты исследования прошли апробацию в обучающих программах Высшей школы журналистики Казанского федерального университета при создании учебных и культурно-просветительских проектов на базе галереи современного искусства ГМИИ РТ, ориентированных на молодежную аудиторию.
Компаративный подход в лингводидактике: сущность и перспективы
Статья посвящена рассмотрению подхода, актуальность которого обусловлена современными лингводидактическими исследованиями, нацеленными на сравнение различных лингводидактических феноменов или методик, технологий и приемов, характерных для систем иноязычного образования как на международном уровне, так и в рамках одной лингвокультуры. Цель статьи – обоснование целесообразности компаративного подхода при изучении развития лингводидактики, её ретроспективного анализа и содержательной стороны, а также при анализе сменяющих друг друга ведущих парадигм системы иноязычного образования. В связи со спецификой компаративного подхода, основанного на сравнении, необходимо проанализировать особенность применения компаративного подхода для лингводидактических исследований. В результате анализа трудов по компаративистике и межкультурному общению была обоснована необходимость компаративного подхода как элемента научного познания, приобретения и обогащения методической науки в области иностранных языков. Также было показано, что компаративный подход не только не исключает существование раннее разработанных подходов, но и дополняет их и выводит лингводидактику на новый этап развития.
Стресс учебной деятельности и учебная мотивация студентов с различным уровнем нейротизма
Данное исследование позволило провести сравнительный анализ оценки студентами с различным уровнем нейротизма значимости различных стресс-факторов, воспринимаемых ими в качестве помех в учебной деятельности. Кроме того, был проведён сравнительный анализ структуры взаимосвязей между показателями субъективно оцениваемой интенсивности реагирования на факторы учебного стресса и характеристиками учебной мотивации у студентов двух исследуемых групп. В процессе работы использовалась анкета, позволяющая респондентам оценить интенсивность переживания стресс-факторов учебной деятельности, опросники: «Шкалы академической мотивации» (Т.О.Гордеева, О.А. Сычев и Е.Н. Осин), тест Айзенка (EPI). В исследовании принимали участие 156 человек. Было обнаружено, что у студентов с различным уровнем нейротизма почти нет отличий в степени выраженности различных видов учебной мотивации, но, при этом, существует ряд отличий в оценке интенсивности переживания стресса учебной деятельности при воздействии некоторых стресс-факторов. Выявлены различия и в структуре взаимосвязей между показателями учебной мотивации и стресс-факторами в зависимости от эмоциональной устойчивости респондентов. Результаты исследования могут быть полезны для создания индивидуально-ориентированных (с учётом уровня нейротизма) программ психолого-педагогической помощи студентам, стремящимся к качественному усвоению знаний и к улучшению академической успеваемости. На основании полученных данных можно говорить о необходимости формирования баланса между интенсивностью переживания стресса, возникающего в результате субъективной оценки стрессогенности тех или иных явлений в процессе учёбы в семестрах и развитием различных видов учебной мотивации, способствующих освоению профессиональных компетенций.
Внедрение адаптивного обучения в университете: кейс УрФУ реализации дисциплины «Иностранный язык»
Цифровизация образовательной среды и индивидуализация обучения являются основными мировыми трендами трансформации образования. Формирование индивидуальной траектории обучения для каждого студента и повышение эффективности его учебной деятельности с учетом входного уровня знаний и навыков, индивидуальных особенностей восприятия информации и скорости освоения новых знаний становится возможным благодаря цифровым технологиям. Инструменты учебной аналитики, используемые для анализа данных цифрового следа обучающегося, позволяют не только предсказывать успешность или неуспешность обучающегося на последующих этапах освоения курса, но и выстраивать наиболее оптимальный путь достижения обучающимся целевых результатов обучения, реализуя принципы адаптивного обучения. Целью данной работы является разработка и практическая апробация методики адаптивного обучения при реализации учебной дисциплины в университете. Разработанная методика адаптивного обучения основана на использовании инструментов анализа данных для формирования уникальной для каждого студента индивидуальной учебной траектории в рамках изучения курса «Иностранный язык». На выборке в 5 154 студента проведен сравнительный анализ различных моделей обучения. Сделан вывод о преимуществе адаптивного обучения, реализуемого в смешанной модели, которая предполагает активную роль преподавателя в части мониторинга успешности студента и принятия решений на основе рекомендаций системы. Успешный опыт апробации методики адаптивного обучения на примере реализации дисциплины «Иностранный язык» свидетельствует о практической значимости результатов исследования и возможности их использования для внедрения адаптивного обучения в вузах.
Традиционная педагогическая культура в современном мире: гуманистический феномен татарской семьи
В статье актуализирована проблема социокультурной и этнической идентичности татарского народа и необходимости сохранения традиций татарской семьи. Авторы предлагают обсудить практические аспекты развития этнических особенностей, основные направления повышения их значимости в общественном сознании, укрепления этнических позиций в жизни человека. Анализ литературы по проблемам этнической идентичности показывает, что естественное стремление народа поддержать и сохранить собственную самобытность определяет необходимость акцентировать внимание на неповторимости и уникальности социальных и гуманистических практик этнокультуры, на формах осмысления принадлежности к своему этносу, т. е. на проявлениях национального сознания и этнической общности.
Цель исследования заключалась в изучении и раскрытии диалектики динамичного развития основных направлений традиционной национальной культуры татарского народа. В современных условиях активных цифровых трансформаций общества, с помощью методов структурированного анализа, решается задача показать творческие практики воспитания детей и подростков на основе бережного отношения к национальной культуре и педагогическому опыту, представленному в семейных традициях и обрядах, в праздниках, играх и фольклоре.
В интерпретации результатов исследования обобщен опыт этнической системы воспитания в татарской семье и отражены ее особенности и социокультурные гуманистические функции; показаны сущностные характеристики гуманизации воспитания в татарском этносе, передающие феноменологию традиционной педагогической культуры в условиях цифровизации; отражены результативные формы информационного обмена между образовательным учреждением и семьей в ее этнопедагогическом пространстве.
Представления современных студентов о менторстве как виде наставнической деятельности
Рассматривается феномен «менторство», как вид наставнической деятельности. Освещается специфика представлений современной студенческой молодежи о менторстве, позициях ментора (наставника) и менти (наставляемого). Приводятся данные эмпирического исследования, полученные на основе опроса 120 студентов Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, входящим в укрупненную группу направлений и специальностей «Образование и педагогические науки». В ходе эмпирического исследования была применена авторская анкета, направленная на выявление информированности студентов о менторстве как одном из видов наставнической деятельности в педагогической сфере. Установлено следующее: студенты в разной мере осведомлены о роли менторства в педагогическом процессе; подавляющее большинство студентов хотели бы расширить опыт наставнического взаимодействия; наиболее важными характеристиками «менторства» студенты считают ответственность, педагогическую компетентность, навыки свободной коммуникации, педагогический такт, восприятие равноценности обучающихся, навыки организаторской деятельности, гибкость мышления и принятие себя. Делается вывод о том, что представления студентов о менторстве подразделяется на четыре типа: «реалистично-позитивный», «неосведомленно-оптимистичный», «неосведомленно-осторожный», «реалистично-индифферентный». Полученные данные свидетельствуют о недостаточно полном представлении студентов о роли менторства в педагогическом процессе. Подчеркивается необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вузов практико-ориентированной программы, раскрывающей сущность менторства в формате курсов дополнительного образования.
Навыки как результат обучения предпринимательству в России: спрос и предложение
Ключевая цель исследования заключается в выявлении и соотнесении навыков, необходимых предпринимателю, и навыков, которые определены ведущими образовательными программами по предпринимательству в формальном и неформальном секторах России. Авторы рассматривают навыки с помощью двух подходов: теории человеческого капитала, включая различение общего и специфического капитала, и концепции, предложенной М. Добряковой и И. Фруминым, которая предполагает различение трех типов образовательных результатов: компетентность мышления, компетентность взаимодействия с другими людьми и компетентность взаимодействия с собой. Эмпирический материал статьи базируется на выборке из 82 респондентов, имеющих опыт предпринимательской деятельности и опыт обучения предпринимательству в рамках девяти образовательных программ в России. Данные были собраны методом полуструктурированных интервью.
В результате исследования удалось выявить разрыв между навыками, которые необходимы предпринимателям, и навыками, полученными по программам обучения предпринимательству. У респондентов более выражен запрос на общий человеческий капитал, тогда как полученное ими образование фокусировалось прежде всего на развитии специфического капитала. Среди общего человеческого капитала у респондентов наиболее заметен запрос на компетентность взаимодействия с собой (навыки саморегуляции, контроля над собой и пр.). Также востребованы, как важные для практики, навыки коммуникации и навыки работы с риском. Выявленные результаты говорят о необходимости существенного совершенствования программ обучения предпринимательству с учетом спроса на навыки со стороны практики.
Образование и Саморазвитие Том 18 Выпуск 1 Март 2023
Содержание
Динара К. Бисимбаева
И снова структура! Основные заблуждения при написании раздела «Дискуссия» 8
Кристабель Одаме, Мриналини Панди
Уровни эмоционального интеллекта у индийских студентов технологического института 10
Джавад Бойер Хассани, Азизех Чалак, Хоссейн Хейдари Табризи
Исследование влияния синхронной и асинхронной компьютерной обратной связи от одногруппников на развитие письменной речи кандидатов IELTS 26
Оксана Полякова, Шона О’Каллаган
Последипломное развитие компетенций преподавателей CLIL 43
Симона Борисова, Габор Пинтес
Философско-литературный рассказ как модель развития критического мышления 60
Галина И. Чемоданова
Условия «мягкого» вхождения начинающего педагога в профессиональную деятельность 72
Вера К. Власова, Венера Г. Закирова, Лера А. Камалова, Лейсан Р. Каюмова, Эльвира Г. Сабирова, Ирина В. Хаирова
Механизмы оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей начальных классов 87
Кристина В. Гилева
Ролевая структура профессиональной деятельности педагога высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды 106
Рафина Р. Закиева, Александр В. Леонтьев, Владислав В. Сериков
Технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета 121
Наталья Н. Калацкая, Александр О. Прохоров, Марк Г. Юсупов
Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек 135
Екатерина А. Коваль, Андрей А. Сычев, Наталья В. Жадунова
Оценка качества нормотворчества в системе воспитания в современной школе 151
Светлана В. Панкова, Маргарита С. Коське, Инна В. Воюцкая, Юлия Г. Мишучкова
Профессиональные компетенции специалистов по экономической безопасности в образовательных программах вузов 168
Татьяна Гребенюк, Светлана Несына, Надежда Ермакова, Ольга Кайгородова
Исследование цифровой компетентности студентов – будущих педагогов в контексте педагогики индивидуальности 186
Наталья И. Спиридонова
Речевой портрет детей коренных малочисленных народов севера в процессе обучения математике 201
И снова структура! Основные заблуждения при написании раздела «Дискуссия»
Одно из самых частных замечаний, которые редакция журнала «Образование
и саморазвитие» делает авторам на этапе предварительного рассмотрения статей, – это слабо раскрытая дискуссионность результатов исследования. Иногда
материал, представленный в разделах «Дискуссия» или «Обсуждение», вообще
не является дискуссионным. В этой редакторской статье я покажу, как избежать
ошибок такого типа.
Если рассматривать общую структуру статьи, для эмпирических работ мы рекомендуем использовать общепринятую рамку IMRaD. Это английская аббревиатура,
которая состоит из названий основных разделов рукописи: введение, методология,
результаты и дискуссия. В рамках этой структуры возможны варианты в зависимости от специфики журнала. Например, введение может содержать анализ исследованности проблемы, результаты могут быть интегрированы с дискуссией или
дискуссия может быть объединена с заключением. Несмотря на то что подобная
практика допустима, мы не советуем нашим авторам прибегать к интеграции. Это
объясняется тем, что при объединении довольно сложно выдержать баланс и не
сместить фокус в ту или иную сторону. Когда авторы соединяют результаты с дискуссией, чаще всего центр описания смещается в сторону результатов, а обсуждение или совсем не представлено, или размыто в большом потоке авторских данных.
Дискуссия в виде отдельной рубрики исключает недостатки подобного рода.
Уровни эмоционального интеллекта у индийских студентов технологического института
Установлено, что эмоциональный интеллект (ЭИ) является важной компетенцией, помогающей людям общаться друг с другом. Человек, обладающий эмоциональным интеллектом в сочетании с высоким IQ, лучше справляется с рабочими задачами. Студенты должны развивать как ЭИ, так и IQ. По этой причине было проведено исследование для определения
уровня эмоционального интеллекта у студентов технологического института в Дханбаде,
Индия. Работа проходила в два этапа: на первом этапе оценивался уровень ЭИ участников
исследования, на втором – проводился сравнительный анализ уровней ЭИ и демографических факторов. Для отбора участников была использована целенаправленная выборка.
Участниками исследования стали 200 студентов различных инженерных специальностей.
Результаты исследования показали, что студенты технологического института в Дханбаде обладают эмоциональным интеллектом. При анализе демографических факторов было
установлено, что пол и возраст не влияют на ЭИ, но имеется статистически значимая связь
между уровнем ЭИ и опытом работы, а также доходом семьи. Если участники исследования
будут развивать ЭИ, то смогут добиться высоких результатов в работе и учебе, будут более
успешны в жизни.
Исследование влияния синхронной и асинхронной компьютерной обратной связи от одногруппников на развитие письменной речи кандидатов IELTS
В настоящем исследовании изучалось влияние синхронной и асинхронной компьютерной
обратной связи от одногруппников на развитие письменной речи кандидатов IELTS. При помощи случайной выборки были отобраны 132 студента из шести групп, проходящих обучение в английском языковом центре. Участники исследования были разделены на три равные
группы: две экспериментальные, учащиеся которых получали синхронную и асинхронную
компьютерную обратную связь, и одну контрольную. Данные были получены с помощью
пробного теста на знание английского языка и шкалы синхронного и асинхронного оценивания письменного текста. Для статистического анализа данных использовались однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) и критерий хи-квадрат. Было выявлено, что обратная
связь, полученная по компьютеру, оказалась эффективнее традиционной формы обратной
связи в виде комментариев, сделанных на полях тетради. Участники асинхронной группы
успешно справились с заданиями, чем студенты синхронной группы. Результаты также выявили, что чаще всего частники обеих экспериментальных группы использовали директивный
вид обратной связи. Однако в частоте использования различных видов директивной обратной связи были расхождения. В синхронной группе студенты, как правило, использовали
рекомендации и предложения, в асинхронной группе чаще использовалась обратная связь
в виде инструкций. С учетом полученных результатов учителям рекомендуется использовать
асинхронную обратную связь, чтобы повысить качество письменной речи учащихся.
Последипломное развитие компетенций преподавателей CLIL
Интегрированное обучение предметному содержанию и языку (CLIL) стало одним из столпов
двуязычного образования во всем мире. Его применение часто зависит от качества преподавания, а тщательная подготовка будущих CLIL-педагогов гарантирует адекватное внедрение
CLIL. Несмотря на обширные исследования этого метода, используемого с 1990-х годов, мало
что известно о процессе компетентностной подготовки учителей CLIL. С помощью разностороннего подхода, включающего качественные и количественные методы исследования, авторы демонстрируют, что компетенции CLIL могут быть хорошо развиты. С этой целью был
проведён последипломный курс «Преподавание учебной программы с помощью английского
языка» для 26 педагогов, а затем проанализировано развитие их профессиональных навыков.
Результаты пилотного исследования показали, что развитие компетенций высоко коррелирует с лингвистической подготовкой, теоретическими и прикладными знаниями о подходе
CLIL и взаимной поддержкой в педагогическом сообществе. Независимо от основной идеи
пилотного проекта, исследование представляет некоторые выводы, заслуживающие осмысления со стороны преподавателей и руководителей, применяющих CLIL.
Философско-литературный рассказ как модель развития критического мышления
Статья посвящена тому, как философско-литературные истории влияют на развитие самостоятельного мышления обучающихся. Данная методика представляет собой особое направление программы «Философия для детей», воздействие которой на критическое и творческое мышление охарактеризовано в теоретической части исследования. Философско-литературный рассказ является жанром художественной литературы. Он содержит философские категории, но характеризуется простотой тематики, содержания и языка. Роль подобных текстов
заключается в мотивации к последующему философскому обсуждению в группе, называемой
исследовательским сообществом. В интерпретации такого текста ученики демонстрируют
владение приемами критического мышления. Авторы рассматривают подобную деятельность как специфическую модель развития критического мышления.
Условия «мягкого» вхождения начинающего педагога в профессиональную деятельность
В последние годы в Казахстане принимаются системные меры по повышению статуса педагога и привлекательности педагогической профессии, созданию условий к выбору профессии
педагога выпускниками школ, удержанию начинающих педагогов в ней. Однако предпринимаемые действия не решают проблему омоложения педагогического коллектива в школах
Казахстана. В связи с этим данная статья направлена на решение такой проблемы, как создание условий «мягкого» вхождения начинающих педагогов в профессиональную деятельность. Для решения указанной проблемы предлагаются и обосновываются потенциальные
возможности неформального обучения.
Цель исследования: на основе анализа трудностей начинающего педагога разработать модель
«мягкого» вхождения в профессиональную деятельность. Ведущими методами к исследованию данной проблемы явились: изучение нормативных правовых актов в сфере образования,
анализ научно-теоретических источников, анкетирование, интервьюирование, педагогическое моделирование, позволяющие обосновать преимущества неформального образования
в совершенствовании профессиональных компетенций начинающего педагога и, как следствие, его «мягкого» вхождения в профессиональную деятельность.
Значимость результатов исследования заключается в изменении вектора выбора форм по
совершенствованию профессиональных компетенций, которые сосредоточены на месте осуществления профессиональной деятельности – по принципу «здесь и сейчас», создание условий для творческого самовыражения и самореализации как фактора успешного вхождения
в новые условия деятельности. Эмпирические данные позволили выявить трудности, с которыми встречается начинающий педагог в профессиональной деятельности, их причины
и предложить пути их разрешения. По результатам исследования были обоснованы дополнительные возможности, потенциал, ресурсы неформального образования в «мягком» вхождении в профессиональную деятельность начинающего педагога.
Механизмы оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей начальных классов
В статье представлена структурная практико-ориентированная модель подготовки будущего
учителя к активной профессиональной деятельности с учетом образовательных стандартов
начального общего образования, опирающаяся на практические формы образовательной
деятельности, обеспеченные высоким уровнем теоретического знания и владением методологией и технологиями самопознания. Модель воплощает оригинальное научно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки будущих учителей в Казанском
университете, системным приоритетом которой стала реализация личных возможностей
студента через интерактивные методы его познавательной, коммуникативной и аксиологической деятельности. Научно-методическое обеспечение рассматривается как прикладной
эмпирический механизм оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей, способных к творческой организации процесса обучения младших
школьников, к эффективной корректировке и разработке основных образовательных программ в начальной школе.
Ведущим в исследовании проблемы стал информационно-логистический подход, что важно в условиях, когда содержательные акценты образования смещаются от заучивания к поиску, выбору и осмыслению информации, а подготовка учителя осуществляется в среде,
обеспечивающей интегрированное восприятие опыта, позволяющее ему включиться в опережающее проектирование содержания образования.
В статье описывается система взаимосвязанных практико-ориентированных мероприятий,
определяемых динамикой содержательных модулей, условиями их реализации и критериями
оценивания, направленных на развитие профессиональных компетенций будущих учителей,
повышение их квалификации и профессионального мастерства в области получения личностных, метапредметных и предметных результатов. Оригинальное научно-методическое
обеспечение процесса профессиональной подготовки будущих учителей предлагает интерактивные методики, представляющие инновационные и уникальные инструменты проектирования процесса обучения и прогнозирования его эффективности, позволяющие максимально
точно определять достоинства и проблемы реального образовательного процесса подготовки
педагога при апробации новых технологий и методов обучения. Реализация предлагаемого
научно-методического обеспечения расширяет и актуализирует ресурсное наполнение образовательного процесса путем эмпирического исследования, основанного на изучении, анализе и обобщении реального инновационного педагогического опыта.
Ролевая структура профессиональной деятельности педагога высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды
В условиях изменения парадигмы профессионального обучения перед педагогами высшей
школы поставлены новые задачи, связанные с изменением содержания педагогического процесса и с новыми функциями, которые необходимо осваивать преподавателям в условиях
внедрения системных и интегрированных технологий обучения. Элементы образовательной
среды формируют комплекс новых форм активностей, которые должен реализовать современный педагог. Сложившиеся условия определяют возникновение противоречий, разрешение которых требует изучения новой ролевой структуры профессиональной педагогической
деятельности.
Цель публикации – представить результаты исследования ролевой структуры педагогической деятельности в высшей школе, определить зоны разрывов в ожиданиях и оценках существующей ролевой структуры педагогов со стороны обучающихся и в оценках самих преподавателей. Выборка составила более 70 человек респондентов-педагогов и более 200 человек
студентов различных направлений подготовки вузов г. Новосибирска.
Методологической основой проведенного исследования являются принципы субъект-субъектного подхода в педагогике, ряд разработок отечественных исследователей, посвящённых
становлению и развитию открытого образования в РФ, а также эволюции ролевого набора
педагога в связи с изменениями в педагогической парадигме высшего образования. В процессе сбора эмпирического материала использовалась авторская стандартизованная анкета
на выявление типов ролей современного педагога. В результате исследования были определены преобладающие типы ролей в профессиональной деятельности педагогов высшей школы, проведено сравнение по направлениям подготовки, в отношении существующей ролевой
структуры выявлены расхождения в представлениях педагогов и обучающихся, в ожиданиях,
которые имеют обучающиеся, и тех ролях, которые демонстрируют преподаватели.
Новизна исследования заключается в эмпирическом обосновании ролевой модели педагога
высшей школы, определении наиболее актуальных ролей и выявлении тех проблемных зон,
которые требуют системной и целенаправленной работы по саморазвитию и повышению
квалификации педагогов высшей школы.
Технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета
Ключевая идея данного исследования состоит в создании и использовании системы управления качеством образования в университете на основе критериальной оценки и мониторинга
профессионального развития студента, сличения полученной информации с требованиями
к выпускнику, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте
высшего образования (ФГОС ВО) по инженерной специальности, и корректировке с учетом
этих показателей дидактических условий профессионального и личностного развития обучающихся. Наличие такой информации позволяет сопоставлять реальное развитие студентов
с требованиями ФГОС ВО по конкретному направлению подготовки, дает возможность
корректировать образовательный процесс, определять «пробелы» в содержании, технологиях и других характеристиках образовательного процесса и вносить в них соответствующие
изменения.
Сама по себе технология оценки уровня сформированности компетентности будущего инженера не представляет анализ качества образования, но она создает постоянно обновляющуюся базу данных, позволяющую осуществить такой анализ. По ней определяется эффективность содержания, методов, средств и форм учебной деятельности и т. д. С помощью
предложенной технологии по выявленным у студентов «пробелам» осуществляется своеобразная «дешифровка», иначе говоря, распознавание упущений в организации учебного процесса. Оценивая недочеты в знаниях, умениях, мышлении студентов, можно выяснить, что
именно «не работает» в образовательном процессе, где имеются изъяны и «неисправности».
Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек
Эффективность деятельности зависит от способности достигать поставленные цели, реализовать личностный потенциал и поддерживать высокий уровень мотивации. Актуальность
исследования определяется дифференциально психологическими особенностями саморегулируемого обучения, в частности, его гендерными особенностями. Цель нашего исследования – выявить половые особенности саморегулируемого обучения. Нами было выдвинуто
предположение о том, что юноши и девушки различаются по выраженности компонентов
саморегулируемого обучения.
В исследовании принимали участие 79 студентов-математиков (38 юношей и 41 девушка).
Применялись методики саморегуляции поведения (В. И. Моросанова), академической мотивации (Т. О. Гордеева и др.), самоотношения (С. Р. Пантелеев), рельефа состояния (А. О. Прохоров).
Установлено, что для девушек с высоким уровнем саморегуляции характерны такие стилевые особенности саморегуляции, как гибкость, программирование, оценивание результатов,
планирование и моделирование. Юноши с высоким уровнем саморегуляции демонстрируют
такие её стилевые особенности, как оценивание результатов, моделирование, планирование.
Юноши и девушки достоверно различаются по шкале мотивация самоуважения – у девушек
этот показатель выше. У девушек и юношей показатели отдельных компонентов самоотношения, а также показатель «поведение» выражены на среднем уровне. Достоверных различий по диагностируемым показателям не выявлено. Показано, что к системообразующим
компонентам саморегулируемого обучения относятся: у девушек – планирование, моделирование, общий уровень саморегуляции, самоуверенность; у юношей – планирование, моделирование, гибкость, общий уровень саморегуляции, самоуверенность, самоценность, самопривязанность и поведение.
Полученные результаты помогут дифференцировать подготовку юношей и девушек математических специальностей с учетом значимости компонентов саморегулируемого обучения.
Оценка качества нормотворчества в системе воспитания в современной школе
Результаты воспитательного процесса часто вызывают критику со стороны государства, родительского и педагогического сообщества и общества в целом, поскольку нормы, создаваемые на институциональном уровне системы воспитания, не всегда позволяют достичь целей
на процессуальном уровне.
Педагог как ключевой субъект воспитательной деятельности способен дать наиболее обоснованный ответ на вопрос о том, насколько существующие нормы помогают достичь воспитательных целей. Поэтому целью исследования является оценка качества норм и нормотворческой деятельности в сфере воспитания и определение возможностей и перспектив
осознанного участия в ней педагогического сообщества.
Был проведен экспертный опрос педагогов-практиков (N = 87) с использованием сервиса
Google Forms. Респонденты оценивали нормы Конституции РФ, федеральных законов, кодексов педагогической этики и др.
Результаты исследования показали, что респонденты согласны с тем, что в нормативном
регулировании государством сферы воспитания заданы значимые приоритеты, однако имеются проблемы с их реализацией: излишняя бюрократизация; ограничение творческого потенциала педагогов; неготовность конструктивно взаимодействовать с другими субъектами
нормотворчества. Большинство педагогов на практике не может влиять на создание, изменение или отмену норм, регулирующих воспитательный процесс в школе (за исключением
локального уровня), но готово активно участвовать в публичном обсуждении таких норм.
Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения системы воспитания через призму нормотворческой деятельности и внедрения механизмов участия педагогов в определении ценностно-нормативных приоритетов воспитания.