В 1999 году в Республике Беларусь начали обучать детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМН), для этого были открыты специальные учреждения образования – Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). До 2011 года педагоги этих учреждений занимались в основном присмотром и уходом за дошкольниками с ТМН, но в 2011 году появились учебные планы для дошкольников с ТМН, а в 2014 году – учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. В настоящее время приходит понимание, что обучение воспитанников с ТМН должно быть выстроено на компетентностной основе, ведущим должно стать формирование их жизненных компетенций. Появилась потребность в оценке качества такого образования, в профессиональной подготовке специалистов ЦКРОиР по этому направлению. Цель исследования – характеристика системы повышения квалификации педагогов профильных учреждений с точки зрения оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями. Ведущими методами исследования стали анкетирование и контент-анализ (за единицу анализа текста принята тема, за единицу счета – число определенных словосочетаний). Экспериментальную базу исследования составляют 63 государственных образовательных учреждения «Центр коррекционно-развивающего обучения» Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской, Минской областей и г. Минска, а также 8 учреждений, обеспечивающих повышение квалификации сотрудников ЦКРОиР Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской областей и г. Минска. В исследовании приняли участие 345 респондентов: 334 педагога ЦКРОиР и 11 сотрудников учреждений повышения квалификации, курирующих данное направление. Изучение проводилось в 2020 году. В статье представлен авторский взгляд на оценку качества образования дошкольников с ТМН, приведены результаты эмпирического исследования, обоснованы возможные изменения подготовки педагогов ЦКРОиР в учреждениях повышения квалификации. Представленные в статье материалы позволяют увидеть целостную картину современной системы повышения квалификации специалистов по проблемам оценки качества образования воспитанников с ТМН, что в дальнейшем позволит скорректировать учебные программы повышения квалификации в профильных учреждениях (в Академии последипломного образования, Институтах развития образования), включить в их содержание наиболее востребованные темы.
Статьи журнала
Цифровые устройства в играх детей младшего возраста: цифровые технологии в первые два года жизни словенских малышей
Настоящее исследование посвящено цифровой среде, в которой растут словенские дети. В статье представлены данные о цифровых технологиях и игрушках, используемых детьми с разрешения родителей в домашней обстановке. Исследование основано на результатах онлайн-опроса родителей 26 детей в возрасте до двух лет (M = 17,8 месяцев; SD = 5,6). В среднем 9 % всех детских игрушек являются цифровыми, и дети проводят 10 % своего игрового времени с цифровыми игрушками. Среди распространенных, хотя и редко используемых цифровых игрушек или технологий – смартфоны и планшеты. Родители считают, что цифровые игрушки с монитором, по сравнению с другими видами цифровых технологий, способствуют развитию их детей. По большому счету, родители не видят положительного влияния цифровых технологий на развитие и образование детей – они считают цифровые технологии скорее источником информации и развлечений, способных занять ребенка. Тем не менее взрослые разрешают или планируют разрешать ребенку использовать цифровые технологии, поскольку они считают, что это способствует его развитию. Планируются дальнейшие исследования с целью более детального изучения того, как цифровые технологии влияют на развитие детей младшего возраста.
Аспекты профессионального развития практикующих и будущих педагогов: факторы и вызовы
В статье рассмотрены особенности профессионального развития и саморазвития педагогов и студентов педагогических направлений России, Индии, Бразилии.
Исследователи России рассмотрели аспект влияния активности будущих педагогов в цифровой среде на их профессиональное развитие и саморазвитие, а также взаимосвязь профессионального развития с самоопределением студентов, а именно с постановкой целей обучающимися. Эмпирически была выявлена взаимосвязь между цифровой активностью студентов педагогической магистратуры и стремлением к профессиональному саморазвитию, которое, в свою очередь, зависит от выраженности целей, соответствующих направленности на получение педагогической профессии.
Исследование индийских ученых направлено на изучение влияния качества жизни учителей на эффективность их профессионального развития. Было установлено, что большинство индийских учителей имеют низкий уровень профессионального развития. Были выявлены факторы, негативно влияющие на уровень профессионального развития учителей, а именно: низкий финансовый статус, неблагоприятная семейная среда, физическое и психологическое благополучие, гарантия занятости. Ученые также выделили причины низкого профессионального развития, включающие нехватку времени, отсутствие собственной ответственности за профессиональное развитие.
Бразильское исследование посвящено рассмотрению особенностей социальных представлений начинающих учителей о педагогическом образовании и профессиональном развитии в высшей школе. Авторами были выявлены социальные представления учителей об их педагогической практике с учетом четырех категорий: планирование, дидактические процедуры; оценивание и отношения учитель-ученик.
В статье также представлены рекомендации для дальнейшего совершенствования практики преподавания и создания среды для профессионального развития педагогов с учетом полученных результатов по всем трем блокам стран-участниц данного исследования.
Точки пересечения в работе образовательных и социальных учреждений с детьми группы риска: педагогический взгляд
В статье представлены результаты эмпирического исследования сотрудничества педагогов, работающих с детьми группы риска, со специалистами, осуществляющими социальную защиту и безопасность детей в Республике Болгария: в какой степени это взаимодействие осуществляется и каковы его перспективы. Дети из группы риска, с одной стороны, обучаются, воспитываются и социализируются в образовательных учреждениях, а с другой – их поддерживают учреждения социальной защиты и безопасности, и обеспечение полноценного взаимодействия между двумя социальными субъектами очень важно. Исследование осуществлено с помощью специально разработанной анкеты, в которую включены вопросы, направленные на 1) оценку педагогами работы с детьми из группы риска в школе и тех вызовов, которые возникают при этом; 2) характеристику взаимодействия педагогов с социальными работниками, подразделениями социальной защиты и социальной безопасности детей; 3) определение перемен, необходимых в деятельности образовательных учреждений и учреждений социальной работы для более эффективного взаимодействия.
Результаты показывают, что учителя в основном недовольны взаимодействием с социальными структурами из-за отсутствия информации, увеличения нагрузки при работе с детьми группы риска и отсутствия эффективной поддержки. Дети, находящиеся в группе риска, создают дополнительные проблемы в работе учителя: от него ожидают выполнения непривычных для него функций из области социальной работы, ему не предоставляется в достаточной степени информация об объемах социальных услуг и социальной работы. Педагоги обращаются к службам защиты детей только в случаях тяжелых семейных событий и серьезных проблем, так как при решении текущих проблем ребёнка целиком полагаются на социальные службы. Учителя хотят вынести эту работу за пределы образовательного учреждения и перенести эту ответственность на социальных работников. Оформление большого объема требуемой документации осложняет взаимодействие двух систем (образовательной и социальной). Учителя считают, что для улучшения взаимодействия необходимо менять работу социальных служб, а осуществлять перемены в работе учителей или школы не требуется.
Взаимосвязь предикторов иррационального поведения с индивидуально-типологическими и личностными особенностями
Ряд исследований, проведенных в русле когнитивной психологии, указывает на то, что поведение людей управляется во многом иррациональными факторами (эвристики, когнитивные искажения, установки). Данные факторы влияют на принятие жизненно важных решений, которые в последующем могут влиять на жизнь человека и на его поведение. Наблюдается недостаток исследований, позволяющих выявить индивидуально-типологические и личностные особенности, повышающие вероятность иррационального поведения. Наше исследование направлено на выявление взаимосвязей между предикторами иррационального поведения (суеверность, «пралогическая» защита, неконструктивное, категорическое, личностно-суеверное и эзотерическое мышление, наивный оптимизм) и индивидуально-типологическими и личностными собенностями респондентов. Нами использовались следующие методики: Опросник И. Р. Абитова, Шкала веры в паранормальное Дж. Тобасика в адаптации Д. С. Григорьева, Опросник верований и суеверий И. Я. Стояновой, Опросник конструктивного мышления С. Эпштейна (в адаптации С. Н. Ениколопова и С. В. Лебедева), Тест акцентуации свойств темперамента, Индивидуально-типологический опросник, Опросник психической ригидности Г. В. Залевского и Тест на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера. Было обнаружено, что снижение выраженности конструктивного мышления связано с выраженностью таких качеств, как робость, агрессивность, нейротизм (тревожность), чувствительность к внешним воздействиям, различные проявления ригидности, эмоциональная неустойчивость и пессимизм. Также было обнаружено, что выраженность данных характеристик, а также пессимизма и неприятия изменения самооценки и личностной позиции связана со склонностью проявлять категорическое («черно-белое») мышление. Наивный оптимизм чаще проявляют респонденты, имеющие такие особенности, как гипертимность и повышенная социальная активность. Была обнаружена связь личностно-суеверного мышления с пессимизмом, страхом перед новыми ситуациями, робостью, нейротизмом (тревожностью) и склонностью преувеличивать свои трудности. Новизна нашего исследования состоит в обнаружении свойств, которые могут повышать вероятность иррационального поведения. При анализе литературы по теме исследования нами не было обнаружено работ, выполненных в русле такого подхода. Выявленные в данном исследовании комплексы индивидуально-типологических и личностных особенностей могут рассматриваться в качестве «мишеней» психокоррекционного и психопрофилактического воздействия, направленного на снижение риска социально опасного поведения.
Детерминированность развития социально-бытового поведения дошкольников с расстройством аутистического спектра типом родительского отношения
Основой успешной социализации детей с РАС является достаточная для оптимального функционирования в социуме степень овладения навыками социально-бытового поведения. Процесс овладения такими детьми навыками социально-бытового поведения отличается длительностью и постепенностью, а его эффективность во многом зависит от воспитывающих ребенка взрослых, и прежде всего от родителей. Для уменьшения возможного негативизма по отношению к обучающей ситуации детям с РАС необходимо разъяснение важности задания и требований, что будет иметь больший эффект, если это будет исходить от близкого ребенку взрослого. Для постепенного овладения элементарными навыками социально-бытового поведения необходима постоянная ежедневная тренировка, которая может быть обеспечена только в условиях семейного воспитания. По степени эффективности лучшим способом обучения социально-бытовому поведению детей с РАС признано оперантное обучение, оптимальные условия для реализации которого складываются в условиях семьи.
Таким образом, центром нашего внимания становится семья и её коррекционное воздействие на ребёнка с РАС. Родительский тип отношения составляет необходимое условие для эффективного развития детей с аутизмом. При правильно выстроенных отношениях ребенку с РАС уделяется в семье значительное время, которое позволяет родителям в условиях семейного воспитания вести коррекционно-развивающую работу. В этом случае родители поощряют проявления ребенком инициативы, активности и самостоятельности. Исходя из вышесказанного, целью исследования стал анализ влияния типа родительских отношений на общий уровень развития социально-бытового поведения в целом и конкретные навыки, его составляющие.
В работе представлены результаты собственного экспериментального исследования, содержащие качественный анализ эмпирических данных. Показано, что дети с РАС, воспитывающиеся в семьях с родительскими отношениями по типу «кооперация», демонстрируют более высокие показатели по всем составляющим социально-бытового поведения, в то же время тип «принятие» обеспечивает значимый уровень социальной несостоятельности и инфантильности ребенка при способности взаимодействовать с близким взрослым. Отношения по типу «симбиоз» обуславливают риск возникновения стойкой зависимости ребенка с РАС от родителей, приводящей к социальной дезадаптации. Самый дезорганизующий тип родительского отношения – «маленький неудачник», провоцирующий ребенка с расстройством аутистического спектра быть максимально зависимым от родительской помощи во всех нюансах социально-бытовой жизни.
Полученные результаты можно использовать в качестве основы для целенаправленной, комплексной и систематической коррекционно-развивающей работы с семьями, имеющими детей с РАС, по формированию и развитию социально-бытового поведения.
Становление профессионализма будущих социальных педагогов в системе подготовки в России и Казахстане (сравнительный аспект)
Социальные педагоги – представители одной из помогающих профессий, которая остается востребованной и требует высокого профессионализма от специалистов данного профиля. Подготовка высококвалифицированных социальных педагогов является актуальной потребностью общества для решения вопросов социализации подрастающего поколения в современных сложных социально-экономических и политических условиях. Профессиональное развитие будущих социальных педагогов происходит в результате освоения профессии через осознание своего профессионального уровня, мотивирующего движение карьеры. Формирование профессионализма начинается на ступени получения профессионального образования.
Изучение особенностей становления профессионализма будущих социальных педагогов в системе подготовки в России и Казахстане является целью исследования авторов настоящей статьи. Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, синтез, историко-педагогическая реконструкция.
В статье представлены результаты сравнительного аналитического обзора специфики становления профессионализма в национальных системах образования России и Казахстана.
Обнаруженные в результате сравнения особенности становления профессионализма демонстрируют общий характер проблем подготовки социальных педагогов, детерминированный историческим прошлым, схожестью социально-экономических факторов развития системы образования. Выявленные различия направляют на исследование способов совершенствования подготовки будущих социальных педагогов. Проведенный анализ свидетельствует о том, что профессиональная успешность социальных педагогов обусловлена ориентацией в процессе подготовки на развитие социальной компетентности и социальной ответственности. Организация подготовки специалистов, основанная на методологических принципах аксиологического подхода, по мнению авторов, способствует становлению осознанного отношения будущих социальных педагогов к своему образованию, совершенствованию своего профессионализма.
Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Правильный выбор профессии содействует уменьшению текучести кадров и увеличению производительности труда. Эта истина имеет непосредственное отношение к педагогической профессии. Проблема мотивации профессиональной учительской карьеры, как и проблема мотивации поведения и деятельности человека вообще, является одной из наиболее сложных и мало разработанных. Практически отсутствуют исследования, выявляющие взаимосвязь мотивов выбора педагогической карьеры и мотивации педагогической деятельности у студентов на начальном этапе обучения.
Цель исследования: выявить предпочтения карьерных ориентаций студентов-первокурсников, будущих учителей из различных университетов, реализующих программы педагогического образования: столичного педагогического университета, федерального университета, классического университета, регионального многопрофильного университета в национальном регионе, регионального педагогического университета и регионального гуманитарно-технологического университета.
В качестве метода исследования выбрана методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер). На вопросы опросника отвечали студенты 1 курса шести российских университетов, поступивших на обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование».
В исследовании представлены карьерные ориентации студентов — будущих педагогов по следующим шкалам: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Представлены диспозиции, ценностные ориентации и социальные установки студентов, оказывающие влияние на их карьерные ориентации.
Развитие интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного обучения
В статье говорится о необходимости содействовать оперативному развитию интегративных качеств учителей начальных классов, попавших в условия удаленной организации образовательного процесса. Авторы предлагают рассмотреть и обсудить механизм сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного и гибридного обучения.
Анализ научной литературы, детализация структуры интегративных качеств учителя, проектирование процесса их удаленного формирования в современных условиях обусловили возможность успешного развития интегративных качеств учителей начальных классов с применением выверенного механизма сопровождения их профессиональной подготовки в условиях дистанционного и смешанного обучения.
Формирование и развитие у учителей интегративных качеств, обеспечивающих успешную реализацию современной образовательной доктрины, становится необходимой задачей образования и развития педагога и ключевой компонентой его педагогического мастерства. Профессиональная деятельность педагога предъявляет особые требования к скорости ее выполнения и реакции на происходящие процессы. Как и любая другая деятельность, выполняемая ежедневно, деятельность педагога включает установленные действия, определяемые необходимыми интегративными качествами учителя. Особенности профессиональной деятельности педагога основываются на неопределенности и динамике процесса обучения, который не может быть чем-то застывшим и неизменным. Образовательный процесс, как живой организм, может постоянно трансформироваться, благодаря чему сохраняет жизнеспособность.
Целью настоящего исследования явилось выявление и теоретическое обоснование механизма сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителей начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения. Нами была предпринята попытка решения ряда вопросов с помощью таких методов исследования, как анкетирование, полуструктурированное интервью, сопоставительный анализ, педагогическое моделирование.
В статье представлены результаты анкетирования и интервью учителей начальной школы сельских населенных пунктов, поселков городского типа и городов Республики Татарстан. На основе интерпретации результатов исследования:
— выявлены компоненты механизма сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителя начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения: организационный (структурный) компонент, содержательно-процессуальный компонент, информационно-образовательный компонент и аналитико-результативный (рефлексивный) компонент;
— определены функции данного механизма и условия его успешного функционирования;
— приведены некоторые интересные факты и наблюдения из опыта дистанционной работы учителей начальной школы.
Цифровая образовательная среда и онлайн-формат обучения глазами студентов: За и против
Современная трансформация всех сфер жизни связана со стремительным технологическим и цифровым прогрессом. Образовательная сфера, ориентируясь на внешние запросы, планомерно внедряет технологические и цифровые решения в процессы функционирования педагогических систем, ориентируясь на расширение образовательного пространства, на повышение доступности образовательных услуг. Чтобы создать комфортную, эффективную цифровую среду в вузе, важно учитывать не только уровень развития цифровых компетенций студентов и преподавателей, но и их запросы и потребности в этой сфере. Цель исследования – с позиции обучающихся выявить наиболее успешные цифровые решения, применяемые в университетском образовании, и рассмотреть факторы, тормозящие эти процессы. Для решения этих задач использовались методы теоретического анализа и эмпирической обработки данных. В качестве основного метода выступил опрос студентов с использованием разработанных авторами анкет «Цифровая образовательная среда и онлайн-формат обучения» и «Качество цифрового образовательного ресурса и организационные аспекты электронного обучения». В опросе приняли участие более тысячи студентов российских университетов. Результаты опроса показали, какие из средств коммуникации при онлайн-обучении студенты считают наиболее эффективными, какие средства увеличения производительности и какие средства организации и поддержки при онлайн-обучении им наиболее полезны. Детально рассматривались платформы и системы обучения для понимания важных для студентов характеристик этих сервисов. Проведенный анализ позволил выделить основные зоны в цифровой трансформации образовательной среды, на которые необходимо направить усилия с целью их совершенствованию.
Личностные детерминанты селфизма у юношей и девушек
Современная молодежь живет в динамично меняющемся мире, в условиях постоянных изменений в сфере общественной жизни и, особенно в личностном плане, в ситуациях резкой смены привычных стереотипов. Специфика возрастных аспектов и психологических особенностей в юношеском возрасте способствует расширению круга аддиктов. Именно стремление самоутвердиться, больше познать себя, формирование мировоззренческих и нравственных убеждений иногда способствуют утрате чувства безопасности, возникновению страха перед действительностью, искажению представлений образа «Я». Увлечение селфи среди молодежи приобрело характер «глобальной катастрофы». Сегодня сложно найти молодого человека, который не фотографировал бы самого себя и не размещал бы фотографии в различных социальных сетях, чатах. И молодому человеку очень важно получить обратную связь от друзей, увидевших публикацию. В связи с этим в науке актуализируются вопросы изучения психологических характеристик лиц, страдающих различными формами аддиктивных расстройств, так как именно наличие зависимости обусловлено характерными особенностями личности и сопутствующими негативными эмоциями (безответственностью, неуверенностью, тревожностью), ее окружением и взаимодействием с людьми. Вместе с тем в научной литературе практически не представлено научных работ по изучению характерных особенностей личности, склонной к селфизму, большинство работ носит лишь
косвенный, фрагментарный характер.
В данной статье авторами проанализированы различные подходы, этиология, механизмы, симптомы развития и факторы риска формирования селфи-зависимости у старшеклассников, представлены результаты изучения личностных детерминант юношей и девушек, склонных к селфизму.
Целью исследования является изучение личностных особенностей юношей и девушек, склонных к зависимости от селфи.
Методы исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение опыта; эмпирические: эксперимент, тестирование, опросно-диагностические методы, наблюдение; методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
В исследовании был использован диагностический инструментарий с учетом компонентов структуры антиаддиктивной установки к селфи, определяющих личностные детерминанты проявления селфизма.
В эксперименте приняло участие 172 учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан (Россия), из которых девушек – 93, юношей – 79. Возраст испытуемых – 16-18 лет.
В результате проведенного исследования выявлено, что 37,2 % респондентов имеют признаки зависимого от селфи поведения, при этом девушки наиболее склонны к аддиктивному поведению. Гендерные различия у потенциальных аддиктов в проявлении склонности к селфизму обнаружены в оценке осмысленности жизни, удовлетворенности своими личностными характеристиками, самоуважении, самооценке, в уровне знаний о селфи-зависимости.
Результаты исследования, авторские методики на выявление уровня сформированности селфи-зависимости и подбор диагностического инструментария для изучения антиаддиктивной установки могут быть успешно использованы в практике коррекционно-профилактической работы педагогов и психологов общеобразовательных и социальных учреждений.
Механизмы общения студентов-медиков с пациентами в телездравоохранении в условиях пандемии COVID-19
В условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 от медицинского персонала требуется использование в лечебной практике коммуникативных навыков нового плана: хорошей дикции, умения вести интервью с пациентом, навыка активного слушания, резюмирования, эмпатии, основ актерского мастерства.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность механизмов коммуникативного общения студентов-медиков с пациентами при телездравоохранении. в условиях пандемии COVID-19.
Ведущий метод исследования: Тест «Оценка коммуникативных умений» А.А. Карелина (Karelin, 2001); Тест «Способность к эмпатии» И.М. Юсупова (Ilyin, 2011); Онлайн-тренажеры «Формирование коммуникативных компетенций врача» (Kamalova & Gaifullina, 2022).
Исследование доказало, что эффективным механизмом общения в системе «врач-пациент» является пациент-центрированный подход. Для решения проблемы коммуникативной компетентности медиков нами разработан спецкурс «Коммуникативная компетентность будущих врачей» для студентов медицинского вуза по направлению «Лечебное дело» и онлайн-тренажеры по оценке сформированности пациент-центрированного подхода в общении с пациентами, размещенные на платформе Online Test Pad. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза по профилю «Лечебное дело».
Исследование социально-психологических факторов, способствующих и препятствующих удержанию учителя в профессии
Профессия педагога в современной России связана с рядом как положительных моментов, так и профессиональных трудностей. Ведущие педагоги называют такие актуальные проблемы: постоянная трансформация системы образования и меняющиеся в связи с этим административные требования; конфликт сложившихся педагогических традиций и внедряющихся в практику инноваций; перегрузка отчетной документацией; требование постоянного личностного роста и самореализации в профессии под угрозой эмоционального выгорания; многозадачность деятельности учителя, которая включает психологическое, педагогическое воздействие на обучающихся, рефлексию своей деятельности и многое другое; слабая социально-правовая защищенность педагога от произвола администрации учебного заведения и агрессивных действий со стороны учащихся и их родителей. На сегодняшний день факт существования кадровой проблемы и высокая степень ее остроты признаны официально: о нехватке учителей, об их перегруженности, в том числе бюрократической работой, о совмещении в их деятельности чрезмерного количества целей говорится открыто. Исходя из вышесказанного, целью исследования является анализ причин ухода учителей из профессии, определение социально-психологических факторов, способных удержать педагогов в профессии.
Учитель – проводник или барьер к изучению математики: кейс-стади в России, Киргизии и Казахстане
Математика является важным предметом для изучения на протяжении всего учебного процесса. Но наличие математическо-гендерных стереотипов влияет на самовосприятие математических способностей как у мальчиков, так и у девочек, что в дальнейшем может быть связано с выбором образовательной и карьерной траектории. Учитель выступает транслятором, или проводником, в формировании представлений и мотивации к предмету. Среди факторов воздействия учителя на эти процессы можно выделить: удовольствие учителей от преподавания математики, их убеждения и представления относительно математики, уверенность в своих возможностях и др. При этом роль учителя может меняться в зависимости от структуры образовательного процесса. В данной статье на примере трех стран (Россия, Киргизия и Казахстан) рассмотрено, насколько учитель в образовательной среде важен при выборе образовательной траектории, как он развивает интерес к предмету и мотивацию к дальнейшему обучению. Методология исследования представляет собой исследовательскую стратегию кейс-стади: исследование I – изучение отношения и мотивация школьников к изучению математики, роль учителя в ее изучении; исследование II – оценка эффективности раздельного обучения на основе мнения учителей. В нашем исследовании было показано, что основными мотивационными факторами являются содержание образования, формирующее набор знаний о разных типах карьер, и индивидуальные особенности педагогов, знакомящих школьников с разными предметными областями. Раздельное обучение – это альтернативная стратегия для достижения гендерного равенства.
Система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт
В статье рассматривается проблема организации и реализации системы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации. Цель работы – выявить особенности, тенденции, направления, риски и преимущества реализации успешных региональных практик комплексного сопровождения детей с РАС, основанных на действующей в России модели сопровождения детей с РАС, разработанной Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ. Авторами проведен анализ современных отечественных и зарубежных исследований, результатов мониторинга, сделан вывод об эффективности реализуемых региональных моделей «университет (институт) – организации, занимающиеся вопросами сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра», методов и форм работы. Выявлены трудности и риски, даны рекомендации по дальнейшей реализации системы.
Особенности развития когнитивной регуляции в связи с коммуникативной компетентностью детей-монолингвов и сбалансированных билингвов
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения языками в силу ряда психологических факторов – это возраст потенциальных детских возможностей, период интенсивного развития языковых способностей. Поэтому непременным педагогическим условием развития раннего двуязычия является создание благоприятной образовательной среды для обучающихся. Целью исследования является изучение развития когнитивной регуляции в связи с коммуникативной компетентностью сбалансированных билингвов (татарский / русский языки) и монолингвов (русский язык), социализация которых осуществляется в разных развивающих предметно-пространственных средах. Методология исследования строится на социокультурных концепциях о «средовых» влияниях на психическое развитие растущего человека (Выготский, 1962; Бронфенбреннер, 1999). В эмпирическом исследовании участвовали 60 детей в возрасте от 5 до 7 лет, среди них 30 сбалансированных билингвов, социализирующихся в билингвальной (татарский / русский) среде, и 30 монолингвов – в русскоязычной лингвистической среде. Для диагностики развития когнитивной регуляции детей использовались детские субтесты нейропсихологической батареи NEPSY-II: «Повторение предложений», «Память на конструирование», «Торможение», «Сортировка карт по изменяемому признаку»; коммуникативной компетентности в общении – методики «Картинки» Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, «Особенности межличностных отношений для детей» Г. Р. Хузеевой; уровня общего интеллекта – детская версия методики «Тест Равена». Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием непараметрического критерий U-Манна-Уитни, корреляционного анализа по Спирмену. Установлено, что сбалансированные билингвы в старшем дошкольном возрасте в сравнении с монолингвами обладают преимуществами в когнитивной регуляции, в частности в актуализации невербальной информации в лингвистическом контексте целевого языка (зрительная рабочая память), блокировании и подавлении нерелевантной вербальной и невербальной информации (ингибирующий контроль). Билингвы-дошкольники более активны в общении, но менее склонны к лидерству и доминированию в группе сверстников, тогда как дети-монолингвы с готовностью принимают ведущую роль со стремлением к высокому социальному положению в группе сверстников. Выявлены различия в конвергенции показателей в группах дошкольников, в частности в группе детей-монолингвов показатели когнитивной регуляции значимо связаны с показателями коммуникативной компетенции, тогда как в группе сбалансированных билингвов – с показателями общего интеллекта как способности использования мыслительных операций при решении когнитивных задач. Допускаем, что содержание образовательной программы для старшей группы монолингвов в ДОУ ориентируется прежде всего на социально-коммуникативное развитие, тогда как для билингвов – на познавательное и речевое развитие.
Образование и Саморазвитие Том 17 Выпуск 2 Июнь 2022
Содержание
Динара Бисимбаева
От редактора: Как выбрать название для научной статьи 7
Нитин Джозеф, Шарада Рай, Виджай Пратап Сингх, Шрикант Д. Карнад, Кишан Касур
Изучение влияния онлайн-семинара по viva voce на профессиональное развитие преподавателей медицинских дисциплин в Мангалоре, Индия 9
Сибель Челик, Тюлюн Малкоч, Хакан Багчи
Изучение представлений студентов консерватории о ценностях с точки зрения различных переменных 26
Ромеро Парра Росарио Мирейя, Ллонтоп Кастильо Мария дель Кармен, Мас Вивес Оскар Эдуардо
Развитие креативности с помощью гимнастики мозга с точки зрения метода Pro.Seso Creativo 3.0 39
Всеволод В. Андреев, Борис М. Гильденберг, Владимир И. Горбунов, Ольга К. Евдокимова, Ираида Г. Трофимова
Принципы реализации игровых технологий в условиях смешанного обучения в техническом ВУЗе 51
Ева Страновска, Зденка Гадушова
Развитие понимания смысла прочитанного на втором иностранном языке с учетом жанра и формы текста 63
Мирослав Шебо, Алена Гашкова
Влияние двух волн коронавируса на высшее образование: Сопоставительное исследование 75
Молуд Мохаммади, Арефе Амини Фасходи
Моделирование динамики системы контроля знаний в образовательных учреждениях: системно-динамический подход 86
Оксана В. Полякова, Ламия Камел, Диляна Д. Сунгатуллина, Юлия Н. Горелова
EMI в высшем образовании: как извлечь выгоду из его внедрения в образовательный процесс 105
Ольга Ю. Светлакова
Формирование инклюзивной культуры у педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений образования 115
Жамиля Т. Махамбетова, Акмарал С. Магауова
Профессиональные компетенции будущих социальных педагогов: контекст инклюзивного образования 129
Берикханова Айман, Ибраимова Жанар, Ибраева Магрипа
Актуальность создания коллаборативной учебной среды в профессиональной подготовке будущих учителей 144
Анатолий Б. Кондратенко, Ирина Н. Симаева, Борис А. Кондратенко
Эмоциональный интеллект в период стажировки на кораблях как предиктор профессиональной деятельности будущих морских офицеров 157
Анатолий Г. Каспржак, Анна А. Кобцева, Марина А. Цатрян
Модели управления образовательным процессом в современной школе 172
Марина А. Тихомирова, Нина В. Бордовская, Елена А. Кошкина
Профессионально-личностные детерминанты психологического благополучия педагогов 188
Илья А. Коршунов, Наталия Н. Ширкова
Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования 203
Владимир Н. Панферов, Анастасия В. Микляева, Светлана А. Безгодова
Классификация наук и систематизация знаний для проектирования контента общего и профессионального интегративного образования 219
Снежанка Д. Георгиева, Ирина В. Хаирова
Текст как цель и результат в обучении родному языку на этапе начального общего образования (сравнительный анализ Россия – Болгария) 231
Юрий В. Синягин
Личностно-профессиональные особенности руководителей социальной сферы с различным отношением к пандемии и её последствиям 246
Анна А. Алмазова, Алевтина В. Кроткова
Проектирование новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 256
Надежда А. Иванищева, Любовь Г. Пак, Любовь А. Кочемасова
Новый формат педагогического краеведения в профессиональном росте учителя будущего: от осмысления к трансляции 270
От редактора: Как выбрать название для научной статьи
Данная редакторская статья была написана по результатам участия в конфе-
ренции для научных редакторов и издателей. Участники мероприятия затронули
актуальные и содержательные вопросы. Среди них было качество рецензирова-
ния, взаимоотношения авторов и редакции, этические вопросы и множество дру-
гих тем. Особый интерес вызвала у меня презентация о том, как выбрать название
для научной статьи. На примере статей из химической области докладчик проде-
монстрировал примеры заглавий. Комментарии были довольно общими, поэтому
я хочу поделиться этой информацией с читателями и потенциальными авторами
журнала «Образование и саморазвитие».
Изучение влияния онлайн-семинара по viva voce на профессиональное развитие преподавателей медицинских дисциплин в Мангалоре, Индия
Введение: Устный экзамен широко используется для оценки когнитивных способностей
и коммуникативных навыков студентов. Однако роль традиционных устных экзаменов при
проведении квалификационной аттестации всегда ставилась под сомнение из-за низкой над-
ежности оценки. Крайне важно обучить преподавателей правильным процедурам и методам
оценки на экзаменах viva voce. Учитывая проблемы, вызванные пандемией COVID-19, про-
грамма обучения преподавателей была реализована в онлайн формате.
Цель: Оценить эффективность онлайн-программы повышения квалификации преподавате-
лей с целью расширения знаний о передовой практике проведения устного экзамена viva voce.
Методы: Исследование было проведено среди 32 преподавателей, которые стали участниками
онлайн-семинара по viva voce. Исследование было проведено в частном медицинском коллед-
же в ноябре 2020 года. Знания участников до и после семинара оценивались с помощью вопро-
сов, разработанных в Google Doc. В ходе анализа использовались парные и непарные t-тесты.
Результаты: Большинство участников были преподавателями клинических дисциплин
[17 (53,1%)]. Их средний стаж преподавания составил 12,5 лет (4, 25.7). Половина участни-
ков прослушали семинар, чтобы ознакомиться с рекомендуемой процедурой проведения viva
voce. Средний балл до тестирования среди участников составил 6,3±2,2, а средний балл после
тестирования составил 8,8±2,7 (t=4,381, p<0,001). Большинство участников дали положитель-
ные отзывы о семинаре.
Выводы: Онлайн-семинар позволил преподавателям познакомиться с передовым опытом
проведения viva voce. Обучение педагогов правильному проведению устного экзамена может
быть эффективно реализовано с использованием онлайн-платформ, что подтверждается ре-
зультатами данного исследования.
Изучение представлений студентов консерватории о ценностях с точки зрения различных переменных
Существует различные факторы, которые влияют на восприятие, отношение и поведение
людей. Одним из таких факторов являются ценности. Понятие «человеческие ценности»
широко используется во многих дисциплинах. Целью исследования является изучение
ценностей студентов консерватории. В исследовании приняли участие 204 студентов Го-
сударственной консерватории при университете Дикле и Консерватории турецкой музыки
при Газиантипском университете. Сбор данных осуществлялся с помощью анкеты персо-
нальных данных и Шкалы человеческих ценностей, разработанной Dilmaç, Arıcak и Cesur
(2014). Анализ данных проводился в программе SPSS 22. Для обработки количественных
данных использовались описательный анализ, t-тест для независимых переменных, одно-
факторный дисперсионный анализ (ANOVA) и коэффициент корреляции Пирсона. По ре-
зультатам t-теста существенной гендерной разницы в ценностях студентов консерватории
не было обнаружено. Согласно полученным данным, наиболее важными ценностями для
студентов являются человеческое достоинство, социальная ответственность, свобода и му-
жество. Наименьшую ценность для участников исследования имеют материальные вещи.
Значительных различий в ценностях студентов с учетом их возраста и факультета обуче-
ния не было выявлено. Между подшкалами прослеживается статистически значимая вза-
имосвязь, за исключением взаимосвязи между подшкалами «человеческое достоинство»
и «романтические отношения», а также между материальными ценностями и мужеством.
Авторы пришли к выводу, что человеческие ценности студентов консерватории находятся
на высоком уровне.