В условиях изменения парадигмы профессионального обучения перед педагогами высшей
школы поставлены новые задачи, связанные с изменением содержания педагогического процесса и с новыми функциями, которые необходимо осваивать преподавателям в условиях
внедрения системных и интегрированных технологий обучения. Элементы образовательной
среды формируют комплекс новых форм активностей, которые должен реализовать современный педагог. Сложившиеся условия определяют возникновение противоречий, разрешение которых требует изучения новой ролевой структуры профессиональной педагогической
деятельности.
Цель публикации – представить результаты исследования ролевой структуры педагогической деятельности в высшей школе, определить зоны разрывов в ожиданиях и оценках существующей ролевой структуры педагогов со стороны обучающихся и в оценках самих преподавателей. Выборка составила более 70 человек респондентов-педагогов и более 200 человек
студентов различных направлений подготовки вузов г. Новосибирска.
Методологической основой проведенного исследования являются принципы субъект-субъектного подхода в педагогике, ряд разработок отечественных исследователей, посвящённых
становлению и развитию открытого образования в РФ, а также эволюции ролевого набора
педагога в связи с изменениями в педагогической парадигме высшего образования. В процессе сбора эмпирического материала использовалась авторская стандартизованная анкета
на выявление типов ролей современного педагога. В результате исследования были определены преобладающие типы ролей в профессиональной деятельности педагогов высшей школы, проведено сравнение по направлениям подготовки, в отношении существующей ролевой
структуры выявлены расхождения в представлениях педагогов и обучающихся, в ожиданиях,
которые имеют обучающиеся, и тех ролях, которые демонстрируют преподаватели.
Новизна исследования заключается в эмпирическом обосновании ролевой модели педагога
высшей школы, определении наиболее актуальных ролей и выявлении тех проблемных зон,
которые требуют системной и целенаправленной работы по саморазвитию и повышению
квалификации педагогов высшей школы.
Статьи журнала
Технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета
Ключевая идея данного исследования состоит в создании и использовании системы управления качеством образования в университете на основе критериальной оценки и мониторинга
профессионального развития студента, сличения полученной информации с требованиями
к выпускнику, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте
высшего образования (ФГОС ВО) по инженерной специальности, и корректировке с учетом
этих показателей дидактических условий профессионального и личностного развития обучающихся. Наличие такой информации позволяет сопоставлять реальное развитие студентов
с требованиями ФГОС ВО по конкретному направлению подготовки, дает возможность
корректировать образовательный процесс, определять «пробелы» в содержании, технологиях и других характеристиках образовательного процесса и вносить в них соответствующие
изменения.
Сама по себе технология оценки уровня сформированности компетентности будущего инженера не представляет анализ качества образования, но она создает постоянно обновляющуюся базу данных, позволяющую осуществить такой анализ. По ней определяется эффективность содержания, методов, средств и форм учебной деятельности и т. д. С помощью
предложенной технологии по выявленным у студентов «пробелам» осуществляется своеобразная «дешифровка», иначе говоря, распознавание упущений в организации учебного процесса. Оценивая недочеты в знаниях, умениях, мышлении студентов, можно выяснить, что
именно «не работает» в образовательном процессе, где имеются изъяны и «неисправности».
Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек
Эффективность деятельности зависит от способности достигать поставленные цели, реализовать личностный потенциал и поддерживать высокий уровень мотивации. Актуальность
исследования определяется дифференциально психологическими особенностями саморегулируемого обучения, в частности, его гендерными особенностями. Цель нашего исследования – выявить половые особенности саморегулируемого обучения. Нами было выдвинуто
предположение о том, что юноши и девушки различаются по выраженности компонентов
саморегулируемого обучения.
В исследовании принимали участие 79 студентов-математиков (38 юношей и 41 девушка).
Применялись методики саморегуляции поведения (В. И. Моросанова), академической мотивации (Т. О. Гордеева и др.), самоотношения (С. Р. Пантелеев), рельефа состояния (А. О. Прохоров).
Установлено, что для девушек с высоким уровнем саморегуляции характерны такие стилевые особенности саморегуляции, как гибкость, программирование, оценивание результатов,
планирование и моделирование. Юноши с высоким уровнем саморегуляции демонстрируют
такие её стилевые особенности, как оценивание результатов, моделирование, планирование.
Юноши и девушки достоверно различаются по шкале мотивация самоуважения – у девушек
этот показатель выше. У девушек и юношей показатели отдельных компонентов самоотношения, а также показатель «поведение» выражены на среднем уровне. Достоверных различий по диагностируемым показателям не выявлено. Показано, что к системообразующим
компонентам саморегулируемого обучения относятся: у девушек – планирование, моделирование, общий уровень саморегуляции, самоуверенность; у юношей – планирование, моделирование, гибкость, общий уровень саморегуляции, самоуверенность, самоценность, самопривязанность и поведение.
Полученные результаты помогут дифференцировать подготовку юношей и девушек математических специальностей с учетом значимости компонентов саморегулируемого обучения.
Оценка качества нормотворчества в системе воспитания в современной школе
Результаты воспитательного процесса часто вызывают критику со стороны государства, родительского и педагогического сообщества и общества в целом, поскольку нормы, создаваемые на институциональном уровне системы воспитания, не всегда позволяют достичь целей
на процессуальном уровне.
Педагог как ключевой субъект воспитательной деятельности способен дать наиболее обоснованный ответ на вопрос о том, насколько существующие нормы помогают достичь воспитательных целей. Поэтому целью исследования является оценка качества норм и нормотворческой деятельности в сфере воспитания и определение возможностей и перспектив
осознанного участия в ней педагогического сообщества.
Был проведен экспертный опрос педагогов-практиков (N = 87) с использованием сервиса
Google Forms. Респонденты оценивали нормы Конституции РФ, федеральных законов, кодексов педагогической этики и др.
Результаты исследования показали, что респонденты согласны с тем, что в нормативном
регулировании государством сферы воспитания заданы значимые приоритеты, однако имеются проблемы с их реализацией: излишняя бюрократизация; ограничение творческого потенциала педагогов; неготовность конструктивно взаимодействовать с другими субъектами
нормотворчества. Большинство педагогов на практике не может влиять на создание, изменение или отмену норм, регулирующих воспитательный процесс в школе (за исключением
локального уровня), но готово активно участвовать в публичном обсуждении таких норм.
Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения системы воспитания через призму нормотворческой деятельности и внедрения механизмов участия педагогов в определении ценностно-нормативных приоритетов воспитания.
Профессиональные компетенции специалистов по экономической безопасности в образовательных программах вузов
Проблема формирования профессиональных компетенций специалистов по экономической
безопасности обусловлена не только новыми технологиями, но и трансформацией уже имеющихся сфер профессиональной деятельности. Российские вузы осуществляют подготовку
экономистов по этой специальности при отсутствии официально утвержденного профессионального стандарта. Это актуализирует проблему поиска методик, позволяющих сформировать профессиональные компетенции на основе трудовых функций сопряженных профессиональных стандартов и требований работодателей. Для ее решения требуется теоретическое
обоснование и разработка алгоритма формирования профессиональных компетенций.
Цель исследования – разработать теоретические положения и практические рекомендации
для реализации компетентностного подхода в обучении специалистов в сфере экономической безопасности путем создания алгоритма формирования профессиональных компетенций в единстве с последовательностью определения индикаторов уровня их достижения тождественных требованиям рынка труда.
Методология и методики исследования основаны на применении следующих общенаучных
и специальных методов: сбор эмпирических данных, сравнение, абстрагирование, конкретизация, аналогия.
Разработаны научно обоснованные рекомендации по методическому обеспечению процесса
формирования профессиональных компетенций специалистов по экономической безопасности в рамках вузовской подготовки в единстве с последовательностью определения индикаторов уровня их достижения.
В процессе исследования была получена конкретная и прозрачная модель формирования
профессиональных компетенций специалиста по экономической безопасности, предоставляющая вузам инструментарий для определения необходимых специалисту знаний, умений
и навыков в сфере профессиональной деятельности, которые могут быть диагностированы
путем использования соответствующих индикаторов.
Исследование цифровой компетентности студентов – будущих педагогов в контексте педагогики индивидуальности
Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми к педагогу в условиях глобальной цифровой трансформации общества, и возможностями и рисками, связанными с этим. Ключевая идея исследования состоит в том, чтобы раскрыть феномен цифровой
компетентности студентов – будущих педагогов в контексте идей педагогики индивидуальности, а именно через навыки и компетенции, проявляющиеся в сферах индивидуальности
студентов в связи с применением ими цифровых технологий в учебно-профессиональной деятельности. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе самооценивания студентами
совокупности навыков и компетенций в составе сфер индивидуальности. На основе полученных эмпирических данных был проведен иерархический факторный анализ компонентов,
составляющих сферы индивидуальности студентов, который позволил предположить, что
цифровая компетентность респондентов обуславливается прежде всего компонентами таких
сфер индивидуальности, как предметно-практическая, экзистенциальная и сферы саморегуляции.
Речевой портрет детей коренных малочисленных народов севера в процессе обучения математике
В статье представлено научное описание коллективного речевого портрета учащихся основной школы в процессе обучения математике в сельских образовательных организациях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Материалом для научного описания коллективного речевого портрета в контексте двуязычия послужили результаты исследований, проведенных в 4-х регионах России: в Республике
Саха (Якутия), Республике Бурятия, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе − Югра. Всего исследованием были охвачены 165 респондентов
(учащиеся, учителя и родители).
В ходе исследования были проанализированы научная литература и статистические данные
по исследуемым регионам. Имели место такие методы исследования как наблюдение, беседа,
интервью, анкетирование, транскрибация аудиозаписей, количественный и качественный
анализ устных и письменных работ.
Теоретико-методологической базой исследования явились работы ученых, посвященные
проблемам языковой личности, речевого портрета, формирования и развития математической речи.
При создании речевого портрета были учтены социокультурные, социолингвистические,
психолого-педагогические, этнолингвистические факторы, влияющие на развитие устной и
письменной математической речи. Проанализированы аудиозаписи устной речи и письменные проверочные работы учащихся.
Результаты исследования могут оказать методическую помощь при организации образовательной деятельности по развитию математической речи.
Образование и Саморазвитие Том 17 Выпуск 4 Декабрь 2022
Содержание
Роза А. Валеева
От редактора: Современные исследования в области образования (обзор публикаций в журнале «Образование и саморазвитие») 10
Манприт Каур Багга
Психологическая безопасность индийских школьных учителей: когда страх не мешает разуму 14
Милан Кубиатко, Кристина Балатова, Эрика Сустекова, Карель Непрас, Петр Коварик
Влияние некоторых переменных на уровень критического мышления студентов: предварительные результаты исследования 22
Шрутидхара Маханта, Рамеш Чандер Шарма
Проблемы, перспективы и стратегии экстренного онлайн-образования в штате Ассам (Индия) во время пандемии COVID-19 34
Сингх Анджали Девврат, Харминдер Каур Гуджрал, Нихарика Джоши Бхатт
Счастье как фактор, способствующий обучению в постпандемических высших учебных заведениях 52
Энрике Г. Гордильо
Причины, по которым родители отдают дочерей в школу для девочек 67
Алена Гашкова, Данка Лукачова
Реформа учебных программ как средство повышения уровня технического образования в средних школах Словакии 83
Людмила В. Байбородова, Екатерина Н. Шипкова, Ольга Н. Шальнова, Юлия А. Бушкова, Светлана Г. Скоробогатова
Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в условиях сетевого взаимодействия 94
Александр Н. Веракса, Маргарита Н. Гаврилова, Ольга А. Дмитриева, Юрий И. Семенов
Диагностика учебной мотивации в дошкольном детстве: тестирование психометрических свойств русскоязычной версии Child Behaviour Motivation Scale 111
Елена В. Родионова, Татьяна В. Конюхова, Наталия А. Лукьянова, Екатерина Т. Конюхова
Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза 126
Галина П. Савиных
Формирующее оценивание как компонент внутренних систем оценки качества образования 139
Надежда Ю. Озорнина, Полина А. Ефимова, Николь В. Тимошенко, Александра А. Бочавер
Школа в период самоизоляции: что мешает и что помогает подросткам учиться? 150
Никита А. Хохлов, Мария В. Балашова
Методика «Исключение предметов»: возрастные нормативы и диагностическое значение для нейропсихологического обследования детей 4-17 лет 165
Антонина Н. Третьякова
Студенты и агрессия: восприятие и стратегии поведения 187
Елена А. Лапп, Елена В. Шипилова
Проблемы и возможности подготовки специалистов для работы с детьми с задержкой психического развития в системе высшего образования 199
Ольга А. Агатова
Data-компетенции субъектов педагогической и управленческой аналитики в образовании 218
Вера В. Гаврилюк
Образовательный и профессиональный выбор рабочей молодежи сервисных отраслей 240
Ирина Е. Абрамова, Елена П. Шишмолина
Дистанционное обучение профессиональной межгрупповой коммуникации студентов нелингвистических специальностей 252
Николай Н. Цыбов
Дидактические особенности применения обучающих систем в технических вузах 267
Эльвира Н. Гилемханова, Резеда М. Хусаинова, Ирина И. Лушпаева, Миляуша Р. Хайрутдинова
Модель субъективной оценки профессионального благополучия учителя в контексте обеспечения безопасной образовательной среды 288
Руслан Н. Хакимзянов, Дмитрий А. Рязанов
Социальные, психологические и организационные факторы, влияющие на психологическую безопасность образовательной среды 303
От редактора: Современные исследования в области образования (обзор публикаций в журнале «Образование и саморазвитие»)
Журнал «Образование и саморазвитие» со времени начала своего издания В.И. Андреевым в 2006 году обращается к самым актуальным проблемам педагогики и психологии. Проблемное поле журнала достаточно широко: оно включает вопросы педагогики, андрагогики и эвтагогики; публикует статьи, посвященные условиям обеспечения доступа и равенства возможностей в получении образования, уделяя серьезное внимание социальной инклюзии. Дидактика общего и высшего образования занимает особое место в проблематике журнала, включая аспекты индивидуального и группового, открытого, дистанционного и смешанного обучения; разработки, развития и применения систем, средств и технологий обучения; содержания обучения; мониторинга, контроля и оценки качества обучения в школах, колледжах, университетах, профессиональных учреждениях, охватывающих все возрастные группы обучающихся. Не менее актуальными в проблематике журнала являются вопросы лидерства и управления в области непрерывного образования, а также профессионального образования.
Психологическая безопасность индийских школьных учителей: когда страх не мешает разуму
Всё больше исследований посвящено пониманию природы психологической безопасности и выявлению факторов, способствующих её обеспечению. Под этим термином понимают восприятие человеком межличностных рисков в определенном контексте. Настоящее исследование было направлено на изучение следующих вопросов: Каков уровень психологической безопасности у учителей индийских школ? Какие факторы влияют на психологическую безопасность учителей? Какой вид поддержки необходим учителям для повышения уровня психологической безопасности? Для поиска ответов на поставленные вопросы была использована смешанная методология. Исследователи использовали шкалу нейроцепции психологической безопасности (NPSS) для сбора количественных данных в четырех районах индийского штата Пенджаб. Сбор качественных данных осуществлялся методом фокус-группы. Участники исследования были отобраны с помощью целенаправленной выборки. Количественные данные были получены от 100 учителей, качественные – от 10 участников с самыми низкими баллами и 10 участников с самыми высокими баллами по шкале NPSS. Результаты показали, что индийские учителя обладают средним уровнем психологической безопасности. Полученные данные подтвердили значимость психологической безопасности для педагогов. Среди важных для психологической безопасности факторов были выделены организационная культура, лидерство и командная работа.
Влияние некоторых переменных на уровень критического мышления студентов: предварительные результаты исследования
Критическое мышление необходимо не только для успешного освоения материала академических дисциплин, но и для эффективного осуществления любой профессиональной деятельности. Цель исследования – выявить уровень критического мышления у студентов и определить, что и как влияет на критические способности учащихся. В качестве переменных выступили пол, возраст, использование СМИ, потребность в СМИ, актуальная информация, актуальная информация из профессиональной области, интернет-информация по медицине. В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте от 21 до 36 лет, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры. Для достижения поставленной цели была выбрана количественная методология с использованием теста по измерению критического мышления (CTTUS – Тест по измерению критического мышления студентов) в качестве исследовательского инструмента. Для анализа данных применялась описательная, индуктивная и многомерная статистика. Было выявлено, что информационная грамотность, возраст и пол являются важными факторами, так как имеют существенное влияние на уровень критического мышления. В заключении представлены ограничения исследования.
Проблемы, перспективы и стратегии экстренного онлайн-образования в штате Ассам (Индия) во время пандемии COVID-19
Пандемия COVID-19 вынудила большинство учебных заведений по всему миру перейти на режим онлайн обучения. В этой статье мы рассмотрели, как экстренное онлайн-образование проводилось в штате Ассам в Индии. Авторами проведено сравнительно-пояснительное исследование с использованием смешанных методов. В ходе исследования были изучены мнения 92 учеников и 30 учителей из 30 средних школ Ассама. Были проанализрованы доступность и приемлемость экстренного онлайн-образования, а также его влияние на психическое и физическое здоровье учеников. Также была изучена точка зрения учителей о возникающих онлайн-угрозах. Сбор данных осуществлялся с помощью двух анкет, разработанных для учащихся и педагогов. После этапа анкетирования были проведены телефонные интервью с учителями. Результаты исследования показали как положительные, так и отрицательные эффекты внедрения онлайн-образования. Не все учащиеся могли воспользоваться преимуществами нового режима обучения. Было установлено, что онлайн-обучение влияет на физическое и психическое здоровье учеников. Однако текущая ситуация привела к созданию обширного хранилища электронных ресурсов. Результаты также показали, что учителя не осведомлены об онлайн-угрозах, которые могут серьезно влиять на учеников.
Счастье как фактор, способствующий обучению в постпандемических высших учебных заведениях
Пандемия стала бедствием, изменившим мир. Цель данной работы – изучить гендерные различия в ощущении счастья среди студентов высших учебных заведений Индии после пандемии. В исследовании анализируется умение оставаться счастливым и предлагается модель счастья, которая может стать полезной при модификации учебных программ с целью достижения лучших результатов обучения. Для сбора данных были целенаправленно отобраны 642 респондента, им предложена структурированная анкета. Для анализа использовалась программа SPSS, в которой применялись такие статистические методы, как независимый t-тест, множественная регрессия и AMOS для моделирования структурных уравнений. Было изучено влияние пола, и статистические результаты показали отсутствие существенной разницы в уровнях счастья между студентами мужского и женского пола, однако пол оказывает значительное влияние на физический, финансовый и семестровый стресс. Были установлены факторы (физические, психологические, социальные, финансовые факторы и семестровый стресс), которые вносят вклад в ощущение счастья у студентов. В результате исследования была разработана модель с пятью основными факторами, влияющими на ощущение счастья у студентов индийских высших учебных заведений. Исследование следует расширить в плане сбора данных, охватить больше регионов Индии и за ее пределами с целью обобщения. Результаты исследования могут быть учтены при разработке учебных планов с целью сделать ощущение счастья приоритетным и улучшить обучение студентов. Модифицированный учебный план поможет студентам оставаться счастливыми, что автоматически повысит результаты обучения.
Причины, по которым родители отдают дочерей в школу для девочек
Исследования, посвященные выбору родителями школы для детей, часто не учитывают фактор пола. Это упущение становится заметным, когда гендерный разрыв в школе затрагивает девочек. Среди предлагаемых решений – раздельное обучение, которое, по словам его сторонников, представляется весьма подходящим, поскольку оно связано с рядом преимуществ для девочек, особенно из неблагополучных семей. Некоторые эксперты утверждают, что стремление записать дочерей в школы с раздельным обучением обусловлено поиском благоприятной образовательной среды. Этот выбор предполагает, что родители заранее знают о преимуществах раздельного обучения для девочек и позитивно относятся к нему. Чтобы подтвердить это предположение, выявленные причины зачисления дочерей в первый класс школы для девочек (n = 18) были сопоставлены с причинами, обозначенными родителями девочек (n = 17), зачисленных в школу с совместным обучением. Обе школы примерно равны по социальному составу обучающихся и обслуживают рабочее население. Описательная статистика и логический анализ показали, что для родителей детей из школ для девочек наиболее важными факторами выбора были академические (учебная программа, успеваемость, учителя), а также прагматические (школа рядом с домом, бесплатное образование). Возраст родителей связан с особым предпочтением раздельного обучения. Исследование показало, что в целом родители детей, посещающих школы для девочек, положительно относятся к такому типу образования.
Реформа учебных программ как средство повышения уровня технического образования в средних школах Словакии
В Словакии были реализованы различные инициативы по поддержке технического и политехнического образования в средних школах (ISCED 2). Несмотря на предпринятые усилия, данные инициативы не привели к повышению интереса учащихся к обучению в профессиональных технических училищах (ISCED 3). В данном вопросе важную роль играют учебные планы. В настоящее время Министерство образования, науки, исследований и спорта Словацкой Республики разрабатывает план по трансформации учебных программ для начального и среднего образования (ISCED 1–3). В статье представлены результаты исследования, посвященного анализу содержания школьного предмета «Технология» с точки зрения учащихся. Выборку составил 101 человек. Для сбора данных был использован опросник. Основные пункты анкеты были направлены на выявление любимых предметов учащихся, любимых тем или видов деятельности. Часть вопросов была посвящена определению влияния деятельности педагога на профессиональную ориентацию учащихся и их ожидания в отношении предметов технической направленности, которые преподаются в средней школе. В ходе анализа выявлено, что отношение учеников к предмету «Технология» крайне негативное. Это касается не только содержания предмета, но и того, как он преподается. Ученики проявляют интерес к практическим занятиям, во время которых они могут создавать различные предметы или продукты. Когда участников исследования попросили оценить предмет по традиционной шкале от 1 (отлично) до 5 (неудовлетворительно), только четыре учащихся поставили максимальную оценку, а 11 учеников оценили предмет на 5 баллов. В среднем школьники оценили предмет на 3 балла.
Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в условиях сетевого взаимодействия
В статье проводится анализ результатов исследования, направленного на определение условий организации педагогического класса, способствующего формированию у обучающихся профессионально важных качеств, умений, мотивов, необходимых для педагогической профессии. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью привлечения педагогических кадров. Анализ зарубежных исследований показал, что привлечение в педагогику мотивированных, целеустремленных и преданных делу молодых людей является глобальной проблемой. В Российской Федерации, как и на международном уровне, признана необходимость создания условий для выявления, сопровождения и развития задатков эффективного педагога у учащихся старшего школьного возраста.
Ведущими методами исследования являются: анализ сетевого взаимодействия средней общеобразовательной школы № 28 города Рыбинска Ярославской области с социальными партнерами по организации деятельности педагогического класса. Также применялись методы: анализ активности старшеклассников, обобщение опыта работы образовательной организации, наблюдение за развитием обучающихся, анкетирование, проведение фокус-групп, анализ результатов диагностики обучающихся и др.
В результате исследования выявлены педагогические условия и средства организации педклассов, способствующие осознанному выбору обучающимися профессии педагога. Относительно невысокие затраты на организацию работы класса предпрофессиональной подготовки, возможность привлечения дополнительных кадров, рост социальной активности детей свидетельствуют об эффективности их деятельности. Сделан вывод об эффективности реализации образовательной программы педагогического класса в условиях сетевого взаимодействия, обеспечивающего возможность использования ресурсов разных организаций с учетом интересов ребенка.
Диагностика учебной мотивации в дошкольном детстве: тестирование психометрических свойств русскоязычной версии Child Behaviour Motivation Scale
Цель данной работы заключалась в оценке психометрических свойств русскоязычной версии инструмента «Child Behaviour Motivation Scale» (CBeMO), предназначенного для диагностики учебной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 59 воспитателей, которые заполнили шкалы CBeMO индивидуально по каждому воспитаннику старших групп, с которыми они работают на протяжении не менее 4 месяцев. Общую выборку составили 754 ребенка в возрасте 5-6 лет. Анализ внутренней согласованности шкал указал на высокий уровень одномерности всех шкал инструмента («Ориентация на задачу», «Избегание задач» и «Социальная ориентация»). Конфирматорный анализ подтвердил соответствие эмпирических данных теоретической модели опросника. Фактическая структура данных, полученных на российской выборке, определенная с помощью факторного анализа, за исключением одного пункта идентична оригинальной конфигурации шкал. Таким образом, для дальнейшего использования русскоязычной версии опросника не требуется дополнительных процедур по улучшению перевода на русский язык и мер по культурной адаптации. Кроме оценки психометрических свойств был проведен анализ, направленный на определение роли возраста, пола, интеллекта и языковой среды в учебной мотивации детей. В статье представлены результаты анализа, предложения по их интерпретации и перспективные направления дальнейших исследований.
Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза
Активное внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь влияет на способы и стиль коммуникации современного поколения молодежи. Разнообразие опосредованного общения принципиально меняет способы восприятия информации и во многом стили мышления современных студентов. Исследование вопросов эмоционального благополучия в студенческой среде сегодня особенно актуально, поскольку мы наблюдаем рост десоциализации молодежи. Цель исследования состоит в апробации и оценке эффективности внедрения образовательного модуля для развития эмоционального интеллекта у студентов младших курсов инженерного вуза. Используя теоретико-методологическую основу и опираясь на специфику образовательного процесса инженерного вуза, авторы статьи разработали образовательный модуль «Эмоциональный интеллект». Одновременно было проведено эмпирическое исследование. Констатирующий и контрольный этапы исследования выполнены с применением диагностических инструментов (тест Н. Холла, опросник ЭмИн Д.В. Люсина) на выборке студента первого курса (N=174) инженерных специальностей Томского политехнического университета. Результаты показали, что большая часть студентов имеют низкий и средний показатели эмоционального интеллекта. После внедрения образовательного модуля отмечена положительная динамика. Количество студентов с низким уровнем снизилось в два раза, а доля студентов с высоким уровнем EQ увеличилась с 2,9% до 11,1 %. Наибольший рост отмечается по таким показателям как «эмпатия», «распознавание и понимание эмоций других» (по тесту Н. Холла) и «межличностный эмоциональный интеллект» (по опроснику ЭмИн Д.В. Люсина). Практическая значимость исследования заключается в том, что модуль внедрен в образовательный процесс ТПУ, имеет место положительная динамика развития EQ студентов, что будет способствовать их адаптации в образовательном пространстве вуза. Полученные результаты будут использованы для дальнейших научных исследований в целях совершенствования образовательных траекторий студентов цифрового поколения.
Формирующее оценивание как компонент внутренних систем оценки качества образования
В статье представлены отдельные результаты исследования внутренних систем оценки качества образования. Цель статьи – показать эффективность практик формирующего оценивания, которые используются в ходе текущего контроля успеваемости обучающихся. Научно-теоретические выводы автора подтверждены результатами наблюдения за группой старшеклассников московских школ, в отношении которых были апробированы принципы и приемы формирующего оценивания. Эмпирический опыт вовлечения обучающихся в учебный дискурс формирующего оценивания представлен количественными значениями, обработанными с использованием статистического критерия χ2.
Новизна исследования состоит в уточнении понятия формирующего оценивания и обосновании соответствующего компонента внутренних систем оценки качества в разрезе текущего контроля успеваемости обучающихся.
Практическая значимость исследования связана с подтверждением роли формирующего оценивания для интеграции предметных и метапредметных образовательных результатов в ходе текущего контроля успеваемости обучающихся.
Школа в период самоизоляции: что мешает и что помогает подросткам учиться?
В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте адаптации к смене формата обучения. Тематический анализ ряда полуструктурированных интервью с подростками 13 – 17 лет из Москвы, Рязани, Томска, Московской и Свердловской областей позволяет охарактеризовать пять наиболее значительных факторов, затрудняющих или облегчающих адаптацию школьников к переходу на дистанционное обучение. Сюда входят: школа и отношения с учителями; дополнительное образования и хобби; отношения со сверстниками; семейный контекст; индивидуально-личностные характеристики школьников. Пилотажный характер данного исследования и небольшая выборка ограничивают возможности экстраполяции выводов на все группы российских школьников, однако позволяют продемонстрировать комплексный характер трудностей, с которыми сталкиваются подростки, и продемонстрировать широкий диапазон ресурсов для их преодоления. С опорой на результаты разработаны рекомендации, которые могут быть использованы руководством образовательных организаций, педагогами и родителями для снижения стресса школьников и облегчения их адаптации к дистанционным форматам.