В деятельности любого научного издания могут происходить изменения. Обновления могут быть масштабными и касаться стратегии журнала, редакционной политики или структуры, а могут затрагивать технические вопросы. Какие бы трансформационные процессы ни происходили, деятельность журнала невозможна без них. В этой редакторской статье я расскажу о переходе на новую платформу и о процессе подачи заявок через нее.
Около десяти месяцев журнал работает на платформе Editorial Park. За это время накоплен опыт, выявлены особенности работы в новой системе. Как и система OJS, Editorial Park позволяет регулировать все редакционные процессы, начиная с момента поступления рукописи до этапа публикации. Интерфейс Editorial Park довольно простой. Однако программное обеспечение не локализовано, поэтому выбор русского языка не предусмотрен. В целом процесс подачи не вызывает особых трудностей. Но есть нюансы, на которые я хотела бы обратить внимание авторов. Процесс подачи рукописи состоит из пяти шагов или этапов, которые требуют последовательности. Прежде всего авторам предлагается заполнить чек-лист. Важно понимать, что, заполнив чек-лист формально, вы рискуете получить отказ в рассмотрении статьи. Редакция настоятельно рекомендует авторам внимательно ознакомиться с требованиями журнала перед отправкой материалов на рассмотрение.
Статьи журнала
Групповая рефлексия, направленная на позитивные изменения в формировании идентичности учителя английского языка как иностранного и их отражение в программе профессионального развития педагога
Данное исследование посвящено организации групповой рефлексии, направленной на позитивные изменения в формировании профессиональной идентичности учителей английского языка как иностранного, которые в течение пяти недель обучались по специальной программе для педагогических работников в Индонезии. В исследовании приняли участие три учителя английского языка как иностранного. Все они были участниками программы обучения педагогических работников и принадлежали к одной группе, в которой осуществлялась рефлексия. Данные в виде нарративов были получены от участников исследования в ходе работы фокус-группы. В результате анализа были выявлены темы для проведения рефлексии, способствующей формированию профессиональной идентичности учителей. Результаты исследования показали, что групповая рефлексия, основанная на обмене профессиональным опытом, на равной вовлеченности, взаимосвязи и доброжелательности, способствовала позитивным изменениям в формировании идентичности учителей. Основанная на анализе данных, индивидуальных и коллективных формах работы, направленная на позитивные изменения, рефлексия способствовала проявлению лучших качеств личности учителя. Внедрение в программу профессионального развития педагога рефлексий, ориентированных на идентичность, несомненно, будет способствовать формированию специалиста, действующего в соответствии с истинным призванием педагога.
Профессиональное развитие учителей и медиаобразование в виртуальной среде обучения
Цифровая и медийная среда требуют развития определенных навыков. В связи с этим учителю необходимо поощрять критическое мышление учеников, направлять их обучение и творчество на способность анализировать контент и адекватно выполнять задания. Учителя осознают важность использования современных технологий и социальных сетей в обучении. Однако многие педагоги не чувствуют себя готовыми к переходу на медиаобразование. Воспитанию культуры поведения в медиапространстве по-прежнему уделяется мало внимания, вероятно, из-за сложности и многогранности этой работы. Цель нашего исследования – разработать программу профессионального развития учителей (TPD), которая подготовит участников к процессу медиаобразования, ориентирует их на вопросы идеологии и ценностей. Разработка TDP в системе управления обучением (LMS) потребовала: 1) дать определение образовательным целям; 2) изучить медиапродукты, которые будут преобразованы в Цифровые обучающие объекты (DLO); 3) определить дидактические стратегии, включающие кейсы, форумы и разработку новых медиапродуктов. Выводы и рекомендации: дизайн программы в LMS позволяет организовать занятия и задания с использованием различных ресурсов в виде объектов обучения.
Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик
Актуальность исследования обусловлена распространением онлайн-обучения и отсутствием научно обоснованных критериев для анализа и конструирования новых образовательных программ. В статье представлен обзор международных исследований, посвященных следующим темам: влияние интернета на психическое развитие и академические результаты детей 5-12 лет; взаимосвязь использования инструментов цифрового обучения и формирования компонентов развития когнитивной и коммуникативной сферы; влияние цифрового компонента обучения на академические достижения учащихся; обучение детей основам программирования с целью формирования у них вычислительного мышления. В результате библиометрического анализа баз научного цитирования были выделены статьи, связанные с цифровой трансформацией дошкольного и начального обучения. Число таких статей за период с 2000 по 2020 г. для Scopus составило 1709, а для Web of Science 984. На основе анализа встречаемости ключевых слов в записях были выделены кластеры взаимосвязанных понятий. Три кластера для Web of Science связаны с сетью интернет, игровыми обучающими приложениями и вычислительным мышлением. В дальнейшем мы проанализировали 60 источников, наиболее полно представляющих указанные три кластера. Выводы: большинство исследований строится на сравнении значимости психолого-педагогического эффекта традиционного обучения и обучения с использованием цифровых технологий. Противоречивые данные о влиянии цифровых сред на образовательные результаты говорят о том, что разработка психолого-педагогической типологии механизмов онлайн-обучения, которая бы учитывала особенности взаимодействия ребенка, учителя и цифровой среды, носит актуальный характер.
Влияние занятий музыкой на регуляторные функции и языковые способности детей 5-12 лет: обзор исследований
В современном мире большинство детей посещают дополнительные занятия. В данном обзоре предпринята попытка рассмотреть и обобщить результаты 14 зарубежных исследований, посвященных изучению влияния на детей 5-12 лет занятий музыкой. В статье отражено влияние музыкальных занятий на развитие регуляторных функций и языковые способности. Были сделаны выводы о значимом влиянии занятий музыкой на регуляторные функции детей, в особенности на торможение и рабочую память. В работе обсуждается взаимосвязь между языковыми и музыкальными занятиями, которая была подчеркнута множеством исследователей. При длительных ежедневных занятиях музыкой у детей может развиваться словарный запас и фонологическая осведомленность.
Кочевое образование в Ямало-Ненецком автономном округе: проблемы и потенциал
В Ямало-Ненецком автономном округе с 2010 года реализуется проект «Кочевое образование», направленный на решение вопросов доступности образования детей в условиях семейного, производственного кочевья. За 10 лет отношение к кочевому образованию кардинально изменилось, в связи с чем в работе представлен выполненный на основании изучения мнений кочующего населения анализ эффективности кочевого образования в округе. Представленная информация может стать импульсом для повышения качества образования на местах кочевий.
Цель публикации – выявить проблемные вопросы кочевого образования и определить перспективы реализации проекта.
Методология и методика. Исследованием охвачены 622 респондента из числа коренных жителей 7 муниципальных образований (районов) Ямало-Ненецкого автономного округа. Статистический анализ проводился с использованием пакетов прикладных программ Statistica 10 и SAS JMP 11.
Результаты и новизна. Представлены результаты опроса кочующего населения об эффективности обучения детей в системе кочевого образования. Дана оценка кочевому образованию, определены его риски и потенциал. Самыми активными сторонниками кочевого образования оказались оленеводы, что связано прежде всего со спецификой их кочевой жизни. Среди основных факторов, влияющих на качество образования детей кочующего населения, выделена нехватка квалифицированных педагогов, владеющих родными языками и согласных работать в экстремальных условиях кочевой жизни.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны методистам и педагогам, реализующим проект «Кочевое образование» как в Ямало-Ненецком автономном округе, так и на других территориях Арктической зоны РФ.
Дефициты методической компетентности педагогов профессионального обучения
Рынок труда сегодня остро нуждается в эффективных высококвалифицированных кадрах, готовых к работе в условиях турбулентности и неопределенности, а значит, и в педагогах, способных обеспечить соответствующую подготовку таких кадров. Однако не всегда уровень профессионального мастерства педагогов профессионального обучения позволяет обеспечивать требуемое качество. Поэтому важной становится организация непрерывной системы мониторинга образовательной сферы и рынка труда, позволяющей своевременно диагностировать существующие и прогнозировать возможные профессиональные дефициты педагогов, организовывать образовательные мероприятия по их устранению.
Цель статьи – определить причины возникновения профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования, предложить способы преодоления данных дефицитов на основании выявленных образовательных потребностей.
Методология и методика. Исследование профессиональных дефицитов педагогов профессионального образования реализовано с опорой на компетентностный подход, концепцию профессионального образования и теории профессиональных дефицитов. Основным методом сбора первичных данных выступал анкетный опрос (n=589).
Результаты. Выявлены группы профессиональных дефицитов педагогических работников системы профессионального образования в области методической компетентности (использование современных форм и методов организации профессионально-педагогического обучения; применение современных педагогических, в том числе цифровых технологий; создание условий для личностного и профессионального развития обучающихся; контроль и оценка).
Новизна и практическая значимость. Материалы исследования иллюстрируют первые опыты организации мониторинга образовательной сферы. Выявленный уровень профессиональной компетентности педагогов профессионального образования и конкретные дефициты в методической грамотности окажутся полезными для государственных органов и других профессиональных образовательных организаций при разработке комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии
Данная статья рассматривает процесс перехода на дистанционное обучение в контексте пандемии COVID-19 как инновацию и показывает, что экстремально быстрый характер распространения инноваций в контексте перехода на дистанционное обучение не соответствует классической модели диффузии инноваций Э. Роджерса. По результатам анализа авторы дополняют теорию инновации специфической моделью шоковых инноваций, описывающей феномен одномоментных трансформаций. Для этого подробное описание процесса диффузии инноваций было сужено до трех основных характеристик и разложено на трехуровневую модель (микро-, мезо- и макроуровень). Выделенные из собранных интервью (N=10) нарративы директоров российских школ, раскрывающих инновационные процессы в момент перехода на дистанционное обучение, сопоставлены со свойствами этой трехуровневой модели. Было выявлено, что шоковая инновация характеризуется тем, что 1) изначальный импульс имеет внешний для системы источник, 2) требует обязательной реакции (вынужденного изменения); 3) проявляется в инновационном «рывке» за счет экстремальной мобилизации ресурсов и 4) в «уплотнении» традиционных инновационных процессов распространения инновации на трех уровнях – индивидуальном (микро), групповом (мезо) и системном (макро). Раздел дискуссии раскрывает аспекты, в которых выявленные характеристики инновационного процесса в момент экстренного перехода на дистанционное обучение должны быть учтены при планировании развития школ и заполнении дефицитов образовательной системы, порожденных вызовами пандемии.
Стереотипы как возможный предиктор непредставленности женщин в STEM: разработка и апробация опросника «Стереотипные представления в отношении STEM»
Женщины недостаточно представлены во многих областях STEM. Исследователи часто указывают на гендерные стереотипы как на одно из основных объяснений гендерной диспропорции в STEM-областях. Существующие методики измерения стереотипов не учитывают контексты образования и карьеры в STEM. В данном исследовании предпринята попытка разработки инструмента для их измерения, с применением методологии смешивания методов. На первом этапе (качественное исследование) была определена факторная структура инструмента (метод интервью, выборка 18 женщин); на втором этапе (количественное исследование) разработан и апробирован опросник о стереотипах в STEM (выборка 295 женщин). Разработанный опросник демонстрирует удовлетворительные психометрические характеристики, корректное функционирование утверждений и подтверждает ожидаемую двухфакторную структуру. Опросник состоит из 10 утверждений и включает в себя два фактора: (1) изучение STEM-областей и карьера в них больше подходит мужчинам, чем женщинам; (2) работа в STEM-областях несовместима с женской ролевой моделью – заботиться о семье. Выделенная факторная модель соотносится с теоретическими представлениями о стереотипах: стереотипы о способностях девочек к техническим дисциплинам и стереотипы о женской ролевой модели. Разработанный измерительный инструмент «Стереотипные представления в отношении STEM» для изучения их выраженности будет давать возможность фиксировать их наличие, оценивать их связь с другими психологическими конструктами (например, мотивацией) и академическими достижениями, корректировать образовательную и карьерную траекторию, тем самым, возможно, способствовать закреплению женщин в STEM.
Прогнозированиe трудоустройства студентов педагогического вуза на основе использования алгоритмов машинного обучения
Работа посвящена анализу проблемы, при которой на педагогические профили поступают, а после окончания обучения трудоустраиваются в систему образования не самые лучшие выпускники. В качестве возможного решения автор представляет прогнозирование профессиональной ориентации студентов. Для этого определена цель исследования – на основе внедрения различных алгоритмов машинного обучения разработать программу прогнозирования трудоустройства студентов педагогического вуза и экспериментально доказать эффективность ее использования. После случайного отбора студентов (2011-2016 годов набора) осуществлены сбор и обработка их анкет (n=205). Для создания программы были использованы различные алгоритмы машинного обучения: решающие деревья, логистическая регрессия и catboost. В процессе эксперимента в программу были загружены данные анкет для ее обучения по различным алгоритмам, чтобы в конечном итоге получить готовый интеллектуальный продукт с возможностью прогнозирования трудоустройства выпускников. В итоговом сравнении программа, разработанная на алгоритме «решающие деревья», допустила лишь 2 ошибки из 19 анкет и 7 ошибок из 61 анкеты, что составило самый наилучший результат – 89 % правильности прогноза. Реализация данного алгоритма позволяет наиболее точно, с наименьшим процентом ошибки выявить студентов, которые впоследствии не будут трудоустроены по профилю обучения или вообще не будут трудоустроены. Таким образом, в ходе исследования разработана интеллектуальная программа, которая позволяет моментально обрабатывать данные и получать точный прогноз трудоустройства с незначительной вероятностью ошибки.
Особенности электронного обучения иностранному языку студентов с нарушением слуха в формате онлайн-марафона
Актуальность вопросов оценки эффективности форматов обучения в электронной среде в инклюзивном высшем образовании продиктована необходимостью формирования доступной электронной среды. Целью данного исследования является изучение специфики реализации языкового онлайн-марафона в качестве формата микрообучения для студентов с нарушением слуха при изучении иностранного языка. В результате выявлены некоторые различия в динамике и активности студентов с нарушением слуха при прохождении онлайн-курсов в разных форматах. Что касается выполнения заданий в срок, не было выявлено статистически подтвержденной разницы в количестве заданий, представленных в срок. Однако при прохождении онлайн-марафона наблюдается увеличение количества студентов, сдавших в срок большую часть заданий, а также частота выполнения заданий. Количество выполненных заданий равномерно растет по ходу проведения онлайн-марафона, в то время как в ходе работы с электронным учебным курсом их количество снижается в среднем периоде. По результатам анкетирования большинство респондентов положительно оценили свое участие в марафоне. Микрокурс, разработанный и реализованный в формате онлайн-марафона для глухих и слабослышащих студентов ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, был включен в список «Марафона лучших практик по применению новых технологий обучения, воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в вузах Российской Федерации».
Творческая активность студентов: возможности смешанной модели консорциума
В реалиях современного мира практически в любой профессиональной сфере требуются специалисты с инновационным мышлением, умеющие решать нестандартные задачи, способные по-новому взглянуть на привычную деятельность и предложить прорывные решения. Такие специалисты особенно важны при серьезных вызовах глобализации, подобных пандемии. В связи с чем одной из важных задач образования становится развитие творчески активной, самостоятельной личности, готовой к созданию новых форм общественной жизни, способной к преобразованию действительности, направленной на саморазвитие. Цель исследования заключается в разработке и апробации смешанной модели консорциума по развитию творческой активности студентов. Ведущим методом в исследовании данной проблемы стал формирующий эксперимент. В исследовании был использован диагностический инструментарий с учетом компонентов, критериев и показателей развития творческой активности студентов. В эксперименте приняло участие 167 человек, из которых 87 – студенты Казанского федерального университета, 80 – студенты Вятского государственного университета. Результатом исследования стала смешанная модель консорциума по развитию творческой активности студентов, которая позволяет преподавателям использовать стратегии активного обучения и включать студентов в постепенно усложняющуюся образовательную онлайн-деятельность, обеспечивающую развитие мотивации учения, творческого потенциала и креативных способностей личности.
Образование и Саморазвитие Том 18 Выпуск 1 Март 2023
Содержание
Динара К. Бисимбаева
И снова структура! Основные заблуждения при написании раздела «Дискуссия» 8
Кристабель Одаме, Мриналини Панди
Уровни эмоционального интеллекта у индийских студентов технологического института 10
Джавад Бойер Хассани, Азизех Чалак, Хоссейн Хейдари Табризи
Исследование влияния синхронной и асинхронной компьютерной обратной связи от одногруппников на развитие письменной речи кандидатов IELTS 26
Оксана Полякова, Шона О’Каллаган
Последипломное развитие компетенций преподавателей CLIL 43
Симона Борисова, Габор Пинтес
Философско-литературный рассказ как модель развития критического мышления 60
Галина И. Чемоданова
Условия «мягкого» вхождения начинающего педагога в профессиональную деятельность 72
Вера К. Власова, Венера Г. Закирова, Лера А. Камалова, Лейсан Р. Каюмова, Эльвира Г. Сабирова, Ирина В. Хаирова
Механизмы оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей начальных классов 87
Кристина В. Гилева
Ролевая структура профессиональной деятельности педагога высшей школы в условиях цифровизации образовательной среды 106
Рафина Р. Закиева, Александр В. Леонтьев, Владислав В. Сериков
Технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета 121
Наталья Н. Калацкая, Александр О. Прохоров, Марк Г. Юсупов
Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек 135
Екатерина А. Коваль, Андрей А. Сычев, Наталья В. Жадунова
Оценка качества нормотворчества в системе воспитания в современной школе 151
Светлана В. Панкова, Маргарита С. Коське, Инна В. Воюцкая, Юлия Г. Мишучкова
Профессиональные компетенции специалистов по экономической безопасности в образовательных программах вузов 168
Татьяна Гребенюк, Светлана Несына, Надежда Ермакова, Ольга Кайгородова
Исследование цифровой компетентности студентов – будущих педагогов в контексте педагогики индивидуальности 186
Наталья И. Спиридонова
Речевой портрет детей коренных малочисленных народов севера в процессе обучения математике 201
И снова структура! Основные заблуждения при написании раздела «Дискуссия»
Одно из самых частных замечаний, которые редакция журнала «Образование
и саморазвитие» делает авторам на этапе предварительного рассмотрения статей, – это слабо раскрытая дискуссионность результатов исследования. Иногда
материал, представленный в разделах «Дискуссия» или «Обсуждение», вообще
не является дискуссионным. В этой редакторской статье я покажу, как избежать
ошибок такого типа.
Если рассматривать общую структуру статьи, для эмпирических работ мы рекомендуем использовать общепринятую рамку IMRaD. Это английская аббревиатура,
которая состоит из названий основных разделов рукописи: введение, методология,
результаты и дискуссия. В рамках этой структуры возможны варианты в зависимости от специфики журнала. Например, введение может содержать анализ исследованности проблемы, результаты могут быть интегрированы с дискуссией или
дискуссия может быть объединена с заключением. Несмотря на то что подобная
практика допустима, мы не советуем нашим авторам прибегать к интеграции. Это
объясняется тем, что при объединении довольно сложно выдержать баланс и не
сместить фокус в ту или иную сторону. Когда авторы соединяют результаты с дискуссией, чаще всего центр описания смещается в сторону результатов, а обсуждение или совсем не представлено, или размыто в большом потоке авторских данных.
Дискуссия в виде отдельной рубрики исключает недостатки подобного рода.
Уровни эмоционального интеллекта у индийских студентов технологического института
Установлено, что эмоциональный интеллект (ЭИ) является важной компетенцией, помогающей людям общаться друг с другом. Человек, обладающий эмоциональным интеллектом в сочетании с высоким IQ, лучше справляется с рабочими задачами. Студенты должны развивать как ЭИ, так и IQ. По этой причине было проведено исследование для определения
уровня эмоционального интеллекта у студентов технологического института в Дханбаде,
Индия. Работа проходила в два этапа: на первом этапе оценивался уровень ЭИ участников
исследования, на втором – проводился сравнительный анализ уровней ЭИ и демографических факторов. Для отбора участников была использована целенаправленная выборка.
Участниками исследования стали 200 студентов различных инженерных специальностей.
Результаты исследования показали, что студенты технологического института в Дханбаде обладают эмоциональным интеллектом. При анализе демографических факторов было
установлено, что пол и возраст не влияют на ЭИ, но имеется статистически значимая связь
между уровнем ЭИ и опытом работы, а также доходом семьи. Если участники исследования
будут развивать ЭИ, то смогут добиться высоких результатов в работе и учебе, будут более
успешны в жизни.
Исследование влияния синхронной и асинхронной компьютерной обратной связи от одногруппников на развитие письменной речи кандидатов IELTS
В настоящем исследовании изучалось влияние синхронной и асинхронной компьютерной
обратной связи от одногруппников на развитие письменной речи кандидатов IELTS. При помощи случайной выборки были отобраны 132 студента из шести групп, проходящих обучение в английском языковом центре. Участники исследования были разделены на три равные
группы: две экспериментальные, учащиеся которых получали синхронную и асинхронную
компьютерную обратную связь, и одну контрольную. Данные были получены с помощью
пробного теста на знание английского языка и шкалы синхронного и асинхронного оценивания письменного текста. Для статистического анализа данных использовались однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) и критерий хи-квадрат. Было выявлено, что обратная
связь, полученная по компьютеру, оказалась эффективнее традиционной формы обратной
связи в виде комментариев, сделанных на полях тетради. Участники асинхронной группы
успешно справились с заданиями, чем студенты синхронной группы. Результаты также выявили, что чаще всего частники обеих экспериментальных группы использовали директивный
вид обратной связи. Однако в частоте использования различных видов директивной обратной связи были расхождения. В синхронной группе студенты, как правило, использовали
рекомендации и предложения, в асинхронной группе чаще использовалась обратная связь
в виде инструкций. С учетом полученных результатов учителям рекомендуется использовать
асинхронную обратную связь, чтобы повысить качество письменной речи учащихся.
Последипломное развитие компетенций преподавателей CLIL
Интегрированное обучение предметному содержанию и языку (CLIL) стало одним из столпов
двуязычного образования во всем мире. Его применение часто зависит от качества преподавания, а тщательная подготовка будущих CLIL-педагогов гарантирует адекватное внедрение
CLIL. Несмотря на обширные исследования этого метода, используемого с 1990-х годов, мало
что известно о процессе компетентностной подготовки учителей CLIL. С помощью разностороннего подхода, включающего качественные и количественные методы исследования, авторы демонстрируют, что компетенции CLIL могут быть хорошо развиты. С этой целью был
проведён последипломный курс «Преподавание учебной программы с помощью английского
языка» для 26 педагогов, а затем проанализировано развитие их профессиональных навыков.
Результаты пилотного исследования показали, что развитие компетенций высоко коррелирует с лингвистической подготовкой, теоретическими и прикладными знаниями о подходе
CLIL и взаимной поддержкой в педагогическом сообществе. Независимо от основной идеи
пилотного проекта, исследование представляет некоторые выводы, заслуживающие осмысления со стороны преподавателей и руководителей, применяющих CLIL.
Философско-литературный рассказ как модель развития критического мышления
Статья посвящена тому, как философско-литературные истории влияют на развитие самостоятельного мышления обучающихся. Данная методика представляет собой особое направление программы «Философия для детей», воздействие которой на критическое и творческое мышление охарактеризовано в теоретической части исследования. Философско-литературный рассказ является жанром художественной литературы. Он содержит философские категории, но характеризуется простотой тематики, содержания и языка. Роль подобных текстов
заключается в мотивации к последующему философскому обсуждению в группе, называемой
исследовательским сообществом. В интерпретации такого текста ученики демонстрируют
владение приемами критического мышления. Авторы рассматривают подобную деятельность как специфическую модель развития критического мышления.
Условия «мягкого» вхождения начинающего педагога в профессиональную деятельность
В последние годы в Казахстане принимаются системные меры по повышению статуса педагога и привлекательности педагогической профессии, созданию условий к выбору профессии
педагога выпускниками школ, удержанию начинающих педагогов в ней. Однако предпринимаемые действия не решают проблему омоложения педагогического коллектива в школах
Казахстана. В связи с этим данная статья направлена на решение такой проблемы, как создание условий «мягкого» вхождения начинающих педагогов в профессиональную деятельность. Для решения указанной проблемы предлагаются и обосновываются потенциальные
возможности неформального обучения.
Цель исследования: на основе анализа трудностей начинающего педагога разработать модель
«мягкого» вхождения в профессиональную деятельность. Ведущими методами к исследованию данной проблемы явились: изучение нормативных правовых актов в сфере образования,
анализ научно-теоретических источников, анкетирование, интервьюирование, педагогическое моделирование, позволяющие обосновать преимущества неформального образования
в совершенствовании профессиональных компетенций начинающего педагога и, как следствие, его «мягкого» вхождения в профессиональную деятельность.
Значимость результатов исследования заключается в изменении вектора выбора форм по
совершенствованию профессиональных компетенций, которые сосредоточены на месте осуществления профессиональной деятельности – по принципу «здесь и сейчас», создание условий для творческого самовыражения и самореализации как фактора успешного вхождения
в новые условия деятельности. Эмпирические данные позволили выявить трудности, с которыми встречается начинающий педагог в профессиональной деятельности, их причины
и предложить пути их разрешения. По результатам исследования были обоснованы дополнительные возможности, потенциал, ресурсы неформального образования в «мягком» вхождении в профессиональную деятельность начинающего педагога.
Механизмы оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей начальных классов
В статье представлена структурная практико-ориентированная модель подготовки будущего
учителя к активной профессиональной деятельности с учетом образовательных стандартов
начального общего образования, опирающаяся на практические формы образовательной
деятельности, обеспеченные высоким уровнем теоретического знания и владением методологией и технологиями самопознания. Модель воплощает оригинальное научно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки будущих учителей в Казанском
университете, системным приоритетом которой стала реализация личных возможностей
студента через интерактивные методы его познавательной, коммуникативной и аксиологической деятельности. Научно-методическое обеспечение рассматривается как прикладной
эмпирический механизм оптимизации и обновления содержательно-методической подготовки будущих учителей, способных к творческой организации процесса обучения младших
школьников, к эффективной корректировке и разработке основных образовательных программ в начальной школе.
Ведущим в исследовании проблемы стал информационно-логистический подход, что важно в условиях, когда содержательные акценты образования смещаются от заучивания к поиску, выбору и осмыслению информации, а подготовка учителя осуществляется в среде,
обеспечивающей интегрированное восприятие опыта, позволяющее ему включиться в опережающее проектирование содержания образования.
В статье описывается система взаимосвязанных практико-ориентированных мероприятий,
определяемых динамикой содержательных модулей, условиями их реализации и критериями
оценивания, направленных на развитие профессиональных компетенций будущих учителей,
повышение их квалификации и профессионального мастерства в области получения личностных, метапредметных и предметных результатов. Оригинальное научно-методическое
обеспечение процесса профессиональной подготовки будущих учителей предлагает интерактивные методики, представляющие инновационные и уникальные инструменты проектирования процесса обучения и прогнозирования его эффективности, позволяющие максимально
точно определять достоинства и проблемы реального образовательного процесса подготовки
педагога при апробации новых технологий и методов обучения. Реализация предлагаемого
научно-методического обеспечения расширяет и актуализирует ресурсное наполнение образовательного процесса путем эмпирического исследования, основанного на изучении, анализе и обобщении реального инновационного педагогического опыта.