В данной статье приведены результаты исследования, которое посвящено динамике изменений положительных психических состояний в ходе учебной деятельности студентов высшего учебного заведения, их взаимосвязи с ментальными структурами и эффективностью саморегуляции состояний. Взаимосвязи ментальных структур (рефлексивных, смысловых, системы Я) с положительными психическими состояниями исследовались и впоследствии анализировались в ходе учебного занятия (начало занятия, середина, где прослеживается пик активности студентов, и конец занятия). Целью исследования был анализ взаимосвязи структур сознания с эффективностью саморегуляции положительных состояний в динамике учебной деятельности студентов. Исследование особенностей психических состояний и эффективности их саморегуляции осуществлялось в ходе выполнения студентами группового задания на семинарском занятии. В работе использовались известные методики диагностики ментальных структур и психических состояний, а также специально разработанный инструментарий изучения эффективности саморегуляции и выраженности положительных состояний. Выявлено, что к середине учебного занятия интенсивность положительных состояний усиливается, а к завершению – происходит снижение активности переживаний студентов. Показана связь положительных состояний с активностью ментальных структур на занятии и высоким уровнем эффективности саморегуляции. Обнаружено, что эффективность саморегуляции состояний в начале занятия связана со смысловыми структурами, в середине – со смысловыми структурами и с самооценкой, в конце занятия особое значение приобретают рефлексивные структуры. Полученные результаты обладают новизной и могут быть использованы для разработки методов актуализации и поддержания положительных состояний в ходе учебной деятельности.
Статьи журнала
Современная российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития
Статья посвящена ключевым вопросам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. На сегодняшний день существует ряд противоречий, которые связаны с необходимостью разработки целостной концепции для определения места и функций аспирантуры в современном обществе.
Цель статьи – изучение основных трудностей и проблем, с которыми сталкиваются соискатели ученой степени в процессе обучения в аспирантуре.
Методы исследования: анкета «Основные проблемы обучения в аспирантуре», разработанная и апробированная авторами; метод статистического анализа данных.
Выявлено, что основные цели поступления в аспирантуру для большинства обучающихся связаны с получением ученой степени, более 50% опрашиваемых считают научную деятельность своим призванием. Основная трудность, которую отмечают аспиранты, связана с отсутствием возможности проведения научно-исследовательской работы и апробации ее результатов. Среди других факторов выделяют необходимость совмещения основного места работы с обучением, но при этом почти 77 % не планируют прерывать обучение.
Сделан вывод о том, что аспиранты Сибирского федерального университета отличаются высокими мотивационно-целевыми установками, позволяющими успешно обучатся в аспирантуре, заниматься научной деятельностью и получать учёную степень. Результаты исследования помогут разработать комплекс мер, связанных с правовой, организационной поддержкой государства не только РФ, но и дружественных зарубежных стран, что позволит создавать коллаборации, отстраивать междисциплинарные связи между специальностями для получения качественного, востребованного научного исследования, а также привлекать иностранных абитуриентов для обучения в аспирантуре РФ.
Влияние физической нагрузки различной интенсивности на когнитивные способности студентов
В течение последних лет широко обсуждается вопрос о влиянии двигательной активности на когнитивные способности студентов. Показано, что физические упражнения активируют молекулярные системы, участвующие в метаболизме и синаптической пластичности, а взаимодействие между этими системами связано с интеллектуальными показателями.
Перед научным сообществом стоит задача найти оптимум физической активности, который будет способствовать гармоничному развитию и повышению эффективности академической деятельности. Цель исследования заключалась в изучении влияния различных режимов физической активности на динамику показателей когнитивных способностей у студентов мужского и женского пола.
В процессе педагогического эксперимента студенты были распределены на 2 группы в соответствии с определённым режимом физической активности: занятия в экспериментальной группе включали упражнения высокой интенсивности, а занятия в контрольной группе включали в основном упражнения низкой интенсивности. Измерение когнитивных способностей производилось до и после двух месяцев педагогического эксперимента. Для оценки когнитивных способностей использовался тест «Стандартные матрицы Равена» (SPM).
Результаты исследования показали, что прирост показателей когнитивных способностей у студентов экспериментальной группы статистически достоверен, в отличие от контрольной группы. В то же время не удалось выявить достоверных различий влияния А-режима и B-режима физической нагрузки на динамику изменения переменных теста SPM. Полученные данные в первую очередь полезны в контексте дальнейших исследований, так как показывают специалистам, занимающимся изучением и развитием интеллектуальных способностей обучающихся, возможность воздействия на них и направление дальнейших исследований.
Связь функций регуляции активности и управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов и монолингвов на ранних этапах изучения английского языка
Исследование призвано ответить на вопрос о преимуществах и трудностях, отличающих сбалансированных билингвов в условиях языковой энтропии. Целью проведенной работы является выявление связи функций регуляции активности с функциями управления когнитивными процессами у младших школьников-билингвов на раннем этапе изучения английского языка в условиях языковой энтропии. В диагностических целях использовалось программное обеспечение психолога «Практика – МГУ», результаты которого обрабатывались с применением U-критерия Манна-Уитни, Т-критерия Вилкоксона, моделирования структурными уравнениями. Получены данные, подтверждающие синкретический эффект билингвизма в образовательной ситуации. Установлено, что изучение английского языка билингвами младшего школьного возраста характеризуется продуктивностью аттенционных действий, что оказывает эффекты на другие управляющие функции, в частности на тормозный контроль и когнитивную гибкость. Это объясняется тем, что двуязычие усиливает процессы контроля внимания, поскольку развивающаяся полилингвальная система вызывает повышенную ресурсность внимания для осуществления контроля целевого языка. Формулируется вывод о том, что активизация полилингвального ментального поля в образовательной ситуации обеспечивает активацию системы регуляторных процессов когнитивного уровня в младшем школьном возрасте.
Полученные результаты направлены на решение вопросов о психолого-педагогических условиях образовательной среды, способствующих повышению эффективности педагогического процесса на ранних этапах изучения английского языка младшими школьниками с разным языковым статусом.
Образование и Саморазвитие Том 19 Выпуск 2 Июнь 2024
Содержание
Динара К. Бисимбаева
От редактора: Следуя инструкциям журнала или как избежать отказа на этапе предварительного рассмотрения 8
Ерхан Абдулдаев, Талгат Жусипбек, Едил Нурымбетов, Акмаржан Ногайбаева
Восприятия учителей о факторах, влияющих на использованиеанглийского языка в классе по естественнонаучным предметам c английским языком как средством обучения (EMI): Качественное исследование 10
Новита Деви, Юстина Деви Ардиани, Эмануэль Сунарто, Анне Шакка
Отношения между научным руководителем и студентом во время написания магистерской диссертации: мнения студентов 23
Муса Нуши, Вида Хазаи
Серьезность грамматических ошибок, совершаемых учащимися курсов английского языка как иностранного (EFL): Опрос мнения преподавателей 38
Ирина В. Иванова, Михаил И. Рожков
Преодоление как фактор саморазвития 54
Лера А. Камалова
Формирование эмоционального благополучия младших школьников через сказкотерапию 70
Оксана И. Кокорева, Наталья А. Пешкова, Светлана Н. Башинова, Венера А. Хамдамова
Обусловленность понимания социальной причинности глухими младшими школьниками особенностями семьи 85
Сергей А. Михеев
Влияние online-дискуссий на формирование навыков аргументации у будущих инженеров 100
Мария В. Прохорова, Лия А. Козлова, Валентина С. Кравченко
Разработка и апробация методики диагностики способности студентов к инновационной предпринимательской деятельности «СИНПРЕД» 116
Маргарита Р. Хуснутдинова, Александра Г. Филипова
«Распаковка» агентности в школьном проекте: перспективы участвующего подхода 139
От редактора: Следуя инструкциям журнала или как избежать отказа на этапе предварительного рассмотрения
При поступлении новой статьи редакция журнала «Образование и саморазвитие» рассматривает материал на соответствие определенным критериям. В случае успешного прохождения первого этапа рукопись направляется на рецензирование. К сожалению, процент статей, которые отсеиваются редакторской командой, довольно высокий. Из-за чего это происходит и как избежать отказа на предварительном этапе рассмотрим в данной редакторской статье.
Одна из очевидных причин, по которой статьи не допускаются до рецензирования – это несоответствие научной сфере журнала. Когда редакция сталкивается с подобными случаями, это свидетельствует о том, что автор не провел подготовительную работу и не ознакомился с целями и задачами журнала. Перед подачей материала обязательно изучите сайт научного издания, ознакомьтесь с миссией журнала, узнайте его целевую аудиторию, посмотрите опубликованные статьи. Работу по подбору журнала рекомендуем начинать заблаговременно, и при выборе важно ориентироваться исключительно на тематику.
Второе основание для отказа – несоответствие требованиям журнала к структуре и содержанию статьи. Как и с тематическим профилем, файл с требованиями можно найти на сайте журнала. Напоминаю, что рекомендации для авторов по подготовке и оформлению статей в журнал «Образование и саморазвитие» размещены на сайте во вкладке «Подать статью» (Информация для авторов).
Восприятия учителей о факторах, влияющих на использование английского языка в классе по естественнонаучным предметам c английским языком как средством обучения (EMI): Качественное исследование
Эта статья исследует факторы, влияющие на степень использования английского языка студентами в классах по естественным наукам, где используется английский язык как средство обучения (EMI). Были проведены полуструктурированные интервью с семью преподавателями естественных наук частных и государственных школ города Астаны, а для анализа качественных данных был использован тематический анализ. Результаты исследования выявили несколько факторов, которые влияют на степень использования английского языка в ходе изучения естественных наук, в том числе личностный фактор преподавателя. Уровень владения английским языком и методы его преподавания влияют на использование этого языка учащимися, негативным фактором можно считать использование в обучении казахского/русского языков. Важным является начальный уровень английского языка: количество лет изучения английского языка, подготовка к международным экзаменам и др. Эти результаты помогут разработке стратегий и корректив, направленных на совершенствование английского языка у всех, кто изучает естественные науки, что в конечном итоге улучшит их подготовку и академическую успеваемость.
Отношения между научным руководителем и студентом во время написания магистерской диссертации: мнения студентов
Один из вопросов, с которым сталкиваются магистранты во время написания диссертации, – это их взаимоотношения с научными руководителями. Цель настоящего исследования – получить представление об отношениях между научным руководителем и студентом во время написания диссертации. Задачи исследования – изучить практики научного руководства студентами магистратуры: характер взаимоотношений выпускников с руководителями и их влияние на гуманистическое образование и целостное развитие личности студента. Студенты частного университета в Джокьякарте приняли участие в онлайн-опросе, содержащем вопросы о процессе написания выпускной работы. Данные, полученные от 35 участников через Google формы, были проанализированы с помощью качественного контент-анализа и нарративного анализа Полкингхорна. В качестве теоретической рамки использовалась интерсекциональность. Было выявлено, что участники воспринимали научных руководителей как (1) приветливых и профессиональных академических наставников, (2) интеллектуальных партнеров и (3) личных доверенных лиц. Ответы участников дают представление об идеальных отношениях между научным руководителем и студентом. По мнению респондентов, многофункциональная роль руководителей помогает студентам управлять отношениями и способствует развитию личности в целом. В работе подчеркивается влияние данного опыта на укрепление гуманистического характера образования и саморазвитие учащихся, определяются обязанности научного руководителя, необходимость его заботы и эмоциональной поддержки, его всестороннего развития. Работа вносит вклад в существующий корпус исследований высшего образования, прежде всего магистрантов из Индонезии.
Серьезность грамматических ошибок, совершаемых учащимися курсов английского языка как иностранного (EFL): Опрос мнения преподавателей
В настоящем исследовании 110 преподавателей EFL анализировали серьезность десяти типов грамматических ошибок, допущенных учащимися. Оценки педагогов образовали иерархию, в которой ошибки располагались на разных уровнях в соответствии со степенью их приемлемости. Авторами исследовалась связь возраста, пола, ученой степени, стажа и уровня преподавания – с оценками преподавателей. Результаты показали, что три переменные – ученая степень, стаж и уровень преподавания – положительно коррелируют с оценками преподавателей. Полученные данные предполагают, что оценивание должно носить систематический характер, рассматривать ошибки в соответствии с их приоритетом и учитывать факторы, которые способствуют адекватной оценке грамматических ошибок.
Преодоление как фактор саморазвития
В статье проводится анализ результатов исследования, направленного на изучение преодоления как ведущего фактора, обеспечивающего саморазвитие личности и актуализирующего необходимость применения в современной образовательной практике педагогических средств, содействующих формированию у детей и молодежи восприятия преодоления трудностей как возможности для личностного роста. Актуальность изучения проблемы саморазвития и его процессуальной составляющей обусловлена разными причинами: новой социокультурной реальностью, предопределившей быстрый темп саморазвития как условия конкурентоспособности личности; высоким уровнем мотивации подрастающего поколения к достижению успеха как результату саморазвития; неготовностью современных детей и молодежи к преодолению препятствий на пути к достижению цели; наличием психологических барьеров, блокирующих готовность к саморазвитию. Выводы опираются как на результаты теоретического анализа современной научной литературы, так и на результаты проведенных нами опросов. Эмпирическими методами исследования явились опросные методы, представленные авторским инструментарием. В исследовании приняли участие 2474 обучающихся в возрасте 11-16 лет, проживающих в Московской, Ярославской, Костромской и Калужской областях. Исследование включало в себя проектирование и апробацию технологии педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании в ситуации преодоления трудностей, воплощение которой позволяет формировать готовность подростков к саморазвитию, содействует наращиванию индивидуального опыта успешного преодоления через целенаправленное формирование адаптивных копинг-стратегий. Сделан вывод об эффективности реализации технологии в условиях дополнительного образования, а также возможности диссеминации полученного педагогического опыта в образовательных организациях разных типов и видов.
Формирование эмоционального благополучия младших школьников через сказкотерапию
Психологическое, эмоциональное благополучие детей – одна из самых обсуждаемых проблем в современных научных исследованиях.
В исследованиях отечественных психологов было установлено, что 37% детей обладает повышенной и 16% детей высокой общей школьной тревожностью. Обучение в школе, переживания по поводу оценок и успеваемости являются главной причиной повышенного беспокойства школьников.
Одним из условий развития личности ребенка является эмоциональное благополучие, которое можно развивать через сказкотерапию. Метод сказкотерапии позволяет развивать эмоциональное благополучие детей, поскольку использует метафорические ресурсы сказки, создает условия для поддержания устойчивого эмоционально-положительного состояния и удовлетворенности жизнью.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность использования сказкотерапии в формировании эмоционального благополучия школьников.
Выбраны диагностики: 1) тестовые задания «Волшебная страна чувств» (авторы: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, Д. А. Фролов); 2) тестовый опросник САН (методика В. А. Доскина).
Создана программа сказкотерапии «Мои эмоции» для развития эмоционального благополучия учащихся начальной школы. Исследование показало положительную динамику роста числа детей в экспериментальной группе, демонстрирующих эмоциональное благополучие, чувство радости, мотивацию к учебе и общению со сверстниками. Разработанная программа по сказкотерапии «Мои эмоции» может быть использована учителями начальной школы для развития эмоционального благополучия детей во внеурочной деятельности, для профессиональной подготовки педагогов и психологов.
Обусловленность понимания социальной причинности глухими младшими школьниками особенностями семьи
Социальное развитие детей в значительной степени детерминировано качеством межличностного взаимодействия. Чтобы ребенок мог участвовать в ситуациях общения как полноценный субъект, ему необходимо иметь представления о социальной причинности и практические навыки определения причинно-следственных связей между действиями участников коммуникации. Для глухих детей установление логики социальных отношений, их адекватная оценка представляют значительные трудности. Прослеживается зависимость между эмоциональным и социальным развитием глухих детей и особенностями родительской семьи. Если эмоциональные отношения между глухими детьми и глухими родителями похожи на отношения в слышащих семьях, то взаимодействие глухого ребенка и его слышащих родителей не отличается успешностью и пониманием. Целью статьи является анализ влияния особенностей семьи с глухими и слышащими родителями на общий уровень развития понимания ребенком социальной причинности, что позволит оптимизировать данный процесс в условиях семьи и образовательной организации.
Представлены результаты экспериментального исследования, содержащие качественный анализ эмпирических данных. Установлено, что обедненность понимания социальной причинности у глухих детей, имеющих слышащих родителей, в значительной мере обусловлена неумением взрослых вызвать ребенка на эмоциональное общение. Глухие младшие школьники, имеющие глухих родителей, демонстрируют более высокий уровень понимания социальной причинности по сравнению с глухими сверстниками, родители которых не имеют патологии слуха.
Результаты исследования можно использовать в качестве основы для коррекционно-развивающей работы с глухими младшими школьниками и их семьями по развитию понимания социальной причинности.
Влияние online-дискуссий на формирование навыков аргументации у будущих инженеров
В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению результативности online-дискуссий (ОД) в качестве инструмента формирования аргументационных навыков у студентов технических вузов. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, значимостью дискуссионной подготовки современных технических специалистов в условиях сетевизации и социотехнической трансформации инженерной деятельности. С другой – неразработанностью данной проблемы в отечественной педагогической науке, противоречивостью и наличием слабо изученных аспектов в зарубежной. Результаты настоящего исследования важны для научно обоснованного методического внедрения новых подходов к подготовке инженерных кадров в условиях цифровизации образования и повышения требований к дискуссионной и информационной компетентности современного технического специалиста. Исследование проводилось на базе двух новосибирских вузов и охватывало 350 студентов 2-3 курса, обучающихся по специальностям бакалавриата «строительство» и «автоматика и вычислительная техника». Анализ результатов ОД, которые проводились в VLE «Moodle» с использованием методов «дебаты» (синхронная дискуссия) и «форум» (асинхронная дискуссия) показал, что включение online-дискуссий в образовательный процесс технических вузов способствует улучшению аргументационных навыков будущих инженеров на 20-30 %. Полученные на стадии формирующего и контрольного эксперимента данные позволили выявить более высокую результативность асинхронных форм online-дискуссий по сравнению с синхронными. Их преимущество для аргументации высшего уровня составляет до 29% в зависимости от формируемого компонента. По итогам исследования были даны рекомендации преподавателям для повышения результативности социального взаимодействия обучающихся в ходе OД, включая целесообразность замены дебатов синхронными дискуссионными методами, в большей степени ориентированными на совместный поиск решений.
Разработка и апробация методики диагностики способности студентов к инновационной предпринимательской деятельности «СИНПРЕД»
В связи с необходимостью обеспечения экономического роста и конкурентоспособности России актуальным для страны является развитие молодёжного инновационного предпринимательства. Это требует не только реализации соответствующих образовательных программ, но и отбора в них молодых людей на основании эффективной оценки способностей и готовности к созданию бизнеса. Цель исследования – разработать и апробировать психодиагностическую методику, решающую проблему оперативной диагностики способности студентов к инновационному предпринимательству. Тест построен на основе предложенной М. В. Прохоровой, О. Л. Белоконь модели психических детерминант эффективной предпринимательской деятельности, связанной с инновациями. Методика включает в себя: инструкцию; 56 утверждений, согласие с которыми испытуемый выражает по 7-балльной шкале; ключ для обработки первичных данных, нормированные баллы (стены), разработанные для двух групп испытуемых (женщины и мужчины); руководство по обработке и интерпретации результатов диагностики. Для эмпирического обоснования методики использовались выделенные экспертами индикаторы поведения студентов. Проверка дискриминативности, трудности, внутренней согласованности, надёжности теста осуществлялась на выборке из 180 студентов. Выборку для оценки валидности методики составили 152 студента. Для определения факторной структуры теста и его стандартизации использовались результаты опроса 308 студентов. Установлено, что разработанная методика имеет высокий уровень дискриминативности и ретестовой надёжности. Все задания теста согласованы между собой. Шкалы методики имеют достаточный уровень валидности. В ходе апробации теста выявлены значимые различия между женщинами и мужчинами по четырём первичным шкалам: лидерство, креативность, нонконформизм, ранний предпринимательский опыт. Полученные различия дополнительно подтверждают дискриминативную способность и критериальную валидность теста, а также задают перспективы научных исследований, выявляющих особенности детерминации и формирования склонности к инновационному предпринимательству, обусловленные полом.
«Распаковка» агентности в школьном проекте: перспективы участвующего подхода
Проектная работа стала неотъемлемым атрибутом школьной повседневности. Она обладает большим потенциалом для развития агентности учащихся. Несмотря на декларацию значимости прав ребенка в отношении действий в своих интересах, малоизученно как именно они воплощаются. В статье исследованы возможности участвующего подхода социологии детства в раскрытии агентности участников проектной деятельности в школе.
Агентность понимается как составляющая социальных отношений, посредством которой субъекты достигают поставленной цели в рамках существующих структур, трансформируют эти структуры и создают новые социальные нормы, культурные практики. Исследовательская модель сформирована на основе принципов участвующей методологии и концепции интерпретирующего воспроизводства У. Корсаро. Выделены три группы переменных: субъектность ребенка, баланс власти между ребенком и взрослым, совместное творчество участников.
Эмпирической основой является кейс «Зеленая школа», реализованный онлайн с участием пяти школьников и одного учителя из Хабаровского края. Использован подход монографического анализа «случая» (case-study), применена стратегия смешивания методов: наблюдение, интервью, фокус-группа, анализ текстов.
Раскрытие агентности ребенка возможно в пространстве «равного участия», где учащийся и учитель являются соучастниками, соисследователями. Ребенок максимально проявляет себя в свободном выборе, получает личный опыт в процессе принятых решений. Ответственность возникает не как «должное», а как мотивация к познанию: «как можно сделать, чтобы получилось лучше».
Результаты работы могут быть использованы педагогами в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с применением социологических методов, адаптированных к исследованию детей.
Образование и Саморазвитие Том 19 Выпуск 1 Март 2024
Содержание
Динара К. Бисимбаева
От редактора. Цитировать или не цитировать?
Проблема самоцитирования в научных статьях 8
Тхао Тхань Ле, Тхи Ань Нгуен, Йен-Хоа Тхи Нгуен, Йен Хоанг Фуонг, Тхюи Трут Фам, Ань-Ту Тхи Нгуен, Тра Хуонг Нгуен
Исследование удовлетворенности преподавателей английского как иностранного (EFL): мероприятия по профессиональному развитию в языковом центре в неанглоязычной среде 10
Иван Д. Мамаев, Мария В. Хохлова, Мария В. Дайтер
Уроки учителей в средней школе: от автоматического анализа речи к маркерам результативных учителей 27
Мария Саблич, Ана Миросавльевич
Применение технологии перевернутого класса в цифровой образовательной среде 38
Наиля Р. Салихова, Мартин Ф. Линч, Альбина Б. Салихова, Аида С. Фахрутдинова
Удовлетворенность базовых психологических потребностей у субъектов высшей ступени образования 50
Юлия В. Андреева, Альбина Р. Шакурова, Алия И. Якупова, Ирина А. Косокина
Нарративный анализ мотивационных структур гражданской активности студенческой молодежи при создании культурно-просветительских обучающих проектов 66
Татьяна Н. Бокова, Валентина А. Цыбанёва
Компаративный подход в лингводидактике: сущность и перспективы 81
Марина Е. Валиуллина
Стресс учебной деятельности и учебная мотивация студентов с различным уровнем нейротизма 92
Виола А. Ларионова, Наталья В. Гончарова, Людмила В. Дайнеко, Федор Д. Ковалев
Внедрение адаптивного обучения в университете: кейс УрФУ реализации дисциплины «Иностранный язык» 111
Венера Г. Закирова, Вера К. Власова
Традиционная педагогическая культура в современном мире: гуманистический феномен татарской семьи 128
Ольга В. Карина, Марина А. Лученкова, Наталья Е. Шустова
Представления современных студентов о менторстве как виде наставнической деятельности 143
Павел С. Сорокин, Светлана Е. Черненко, Юлия А. Вятская
Навыки как результат обучения предпринимательству в России: спрос и предложение 159
От редактора. Цитировать или не цитировать? Проблема самоцитирования в научных статьях
Проблема самоцитирования широко обсуждается в научном сообществе. При этом позиция редакторов и авторов может не совпадать по этому вопросу. Из-за чего происходят разногласия, в каких разделах научной статьи самоцитирование является правомерным и как избежать недобросовестного цитирования? В настоящей статье я постараюсь осветить данные моменты.
В своих рекомендациях для редакторов Комитет по публикационной этике COPE определяет самоцитирование как использование одинаковых фрагментов текста в разных произведениях одного автора (Risser, 2020). По словам профессора университета Дьюка Кэри Московица, речь идет о небольших фрагментах текста, которые подвергаются незначительным изменениям при последующей публикации (ibid, 2020). Ранее использовали термин «самоплагиат», от которого позже отказались из-за неточности определения. Со временем термин был дополнен и в данный момент под самоцитированием понимают повторное использование текста в новом документе, где: 1) материал идентичен или существенно совпадает с первоисточником; 2) информация не оформлена в виде цитаты; 3) как минимум, один автор нового произведения является автором предыдущей работы (Hall et al., 2021).
Исследование удовлетворенности преподавателей английского как иностранного (EFL): мероприятия по профессиональному развитию в языковом центре в неанглоязычной среде
Данное описательное исследование направлено на изучение уровня удовлетворенности преподавателей английского языка как иностранного (EFL) их деятельностью по повышению квалификации в языковом центре, расположенном в дельте реки Меконг во Вьетнаме. В общей сложности 30 преподавателей EFL были приглашены для предоставления данных с помощью анкеты, а шесть из 30 были отобраны для участия в полуструктурированных интервью. В исследовании использовались два основных метода анализа данных: описательная статистика для количественных и тематический анализ для качественных данных. По результатам исследования можно сделать вывод, что преподаватели EFL продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности существующими мероприятиями по профессиональному развитию, которые включали в себя наставничество, наблюдение, обратную связь от экспертов и обучение у коллег. Эти мероприятия способствовали поддержке, сотрудничеству и индивидуальному подходу к профессиональному развитию, что привело к повышению уровня знаний, навыков, мотивации и удовлетворенности работой преподавателей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что языковые центры должны применять персонализированный и поддерживающий подходы к профессиональному развитию слушателей, коллективные формы работы с ними, устранять факторы, препятствующие интересу учителей к исследовательской деятельности.
Уроки учителей в средней школе: от автоматического анализа речи к маркерам результативных учителей
Изучение особенностей педагогического дискурса как формы речевого поведения является активно развивающимся направлением в лингвистике и педагогике. В рамках этого направления рассматривается ряд лексических и семантических компонентов речи учителя, формирующих определенный риторический и педагогический образ, и такие исследования обычно проводятся вручную. В данной статье описываются результаты, полученные при автоматическом анализе педагогического дискурса. В ходе эксперимента из расшифровок речи учителей извлекались статистически значимые дискурсивные маркеры и паттерны, характерные для педагогического дискурса в целом, а также идиостилистические характеристики речи конкретного учителя. Результаты анализа автоматически извлеченных маркеров позволяют сформировать предварительный список речевых паттернов, которые можно рекомендовать использовать начинающим учителям.
Применение технологии перевернутого класса в цифровой образовательной среде
С начала пандемии коронавируса, объявленной весной 2020 года, все школы столкнулись с непредвиденными сложностями. Для оптимизации учебного процесса необходимы были альтернативные решения. Одним из таких решений стало внедрение в педагогическую практику технологии перевернутого класса. Это привело к созданию понятия «перевернутый онлайн-класс», которое позволило осуществлять образовательный процесс в качественной и увлекательной форме вне классной аудитории. Перевернутый онлайн-класс доказал свою эффективность, главным образом, потому, что эта форма работы способствует самостоятельности обучения, активной деятельности, положительной мотивации, развивает сотрудничество и успешное взаимодействие студентов благодаря гибкой структуре технологии. Проведенное исследование дает представление о применении данного метода в период дистанционного обучения, анализирует преимущества и трудности, возникающие при реализации перевернутого онлайн-класса. Выявлены наиболее распространенные проблемы: ограниченный доступ к Интернету и учебным материалам, недостаточно развитые цифровые навыки преподавателей, слишком много времени и усилий, затрачиваемых на создание видео и учебных материалов, создание творческой обучающей среды, которая призвана обеспечить различные виды деятельности и которая в значительной степени способствуют повышению мотивации студентов к обучению в непривычных обстоятельствах. Свободный доступ к компьютерной технике и стабильное Интернет-соединение играют важную роль в обучении студентов. Для успешной реализации технологии перевернутого класса требуется финансовая поддержка государства в целях создания и модернизации соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры, заинтересованность преподавателей, а также инвестиции в профессиональное развитие педагогов.