Цель статьи показать вклад Махмутова в теорию обучения. В результате анализа научной литературы и передового педагогического опыта показано, что М.И.Махмутов сформулировал типы обучения от дог-матического, объяснительно-иллюстративного до проблемного и показал диалектику перехода количе-ства усвоенных знаний учащихся в качество их осознания, он показал их диалектическую взаимосвязь, он доказал: учащегося как субъекта учения надо готовить. М.И.Махмутову принадлежит идея различе-ния мастерства учителя по степени освоения им системы методов проблемного обучения. Казань и республика в целом стали основным плацдармом перехода к проблемному типу обучения. Это очень существенно отразилось на результатах образования. Об этом свидетельствовали призовые места учащихся в Татарии и Советском Союзе. Научная школа Махмутова имела продолжение в работе учителей-практиков. Поэтому многие учителя до сих пор используют методы проблемно-развивающего обучения. Они считают эти методы обязательным атрибутом качественного образования.
Статьи журнала
АКАДЕМИК МАХМУТОВ – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Цель статьи – показать место проблемного обучения в современной теории образования. Создателем целостной концепции проблемного обучения в 60-80-е годы ХХ века был академик Мирза Исмаилович Махмутов. По М.И.Махмутову, проблемное обучение представляет собой дидактическую систему. Эта система основана на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включает определенное сочетание приемов и методов преподавания и учения. Приемы и методы напоминают научный поиск.
М.И.Махмутов выделял проблемное преподавание и проблемное учение. Проблемное преподавание определяется как деятельность преподавателя по обеспечению условий проблемного учения путем преднамеренного создания системы последовательных проблемных ситуаций и управления процессом их разрешения самими обучаемыми. Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности анализа проблемных ситуаций, формулировке проблем и их решению посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказатель-ства, а также путем проверки правильности решения. Создание системы проблемных ситуаций и управ-ление деятельностью обучаемых по самостоятельному решению учебных, а иногда и научных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения. Основным понятием теории проблемного обуче-ния является проблемная ситуация. Условием возникновения такой ситуации являются противоречия между фактами, явлениями в науке, жизни или между знанием и незнанием обучаемых.
Современные теории образования (дошкольного, школьного, высшего) учитывают теоретический и практический опыт реализации проблемного обучения. Это обнаруживается и в технологиях развития дошкольного детства, и в технологиях модульного, концентрированного обучения, развития критиче-ского мышления и в современных технологиях дистанционного обучения, и в разнообразных формах учебного сетевого взаимодействия, и в общих направлениях развития цифровой педагогики. Теория проблемного обучения М.И.Махмутова – это теория перспективного развития современного образова-ния.
Индивидуальный подход при обучении химии
В статье приведен опыт разработки дифференцированного сборника задач по химии для студентов тех-нических университетов. Задания, дифференцированные по степени сложности, могут использоваться на практических занятиях, лабораторных, контрольных работах и при самостоятельной работе студен-тов. Показано, что основное назначение дифференцированного подхода в обучении состоит в создании оптимальных условий обучения для студентов с различным начальным уровнем знаний по дисциплине, индивидуализации обучения и в выравнивания уровня знаний в группах. Разработанный сборник задач по химии относится к методическим пособиям нового поколения и может быть использован в различных видах учебной деятельности. На основе дифференциации заданий и задач по темам дисциплины «Химия» по степени сложности и наличию творческого аспекта возмож-но достичь: повышения эффективности и качества обучения за счет быстрого выравнивания уровня теоретических знаний и умений решать задачи в академических группах; оптимальных условий позна-вательной деятельности студентов; индивидуализации обучения, обеспечивающей глубокие знания; развитых навыков самостоятельной деятельности.
Университетский центр превосходства
Для проектирования эффективной модели центра превосходства необходимо учитывать, что в них важ-ную роль играют внешние источники (связи с источниками компетенций), взаимодействие внутри биз-нес-единицы, эффективность деятельности центра (прибыльность и конкурентоспособность, инноваци-онность, трансферт знаний) и инвестиции материнской компании. В статье актуализируется проблема соотношения науки и образования в них. Доказывается, что образование в центрах должно иметь стра-тегический характер (от дошкольного звена до высшего): опережающее обучение и обучение на высо-ком уровне трудностей (при одновременном создании психолого-педагогических условий личностного роста учащихся) позволяет выпускникам школ побеждать на всероссийских олимпиадах, организуемых рейтинговыми вузами и, соответственно, поступать в эти вузы вне конкурса. Поэтому современные ли-цеи для одаренных могут быть средоточием вовсе не одаренных: в них в подавляющем большинстве оказываются более или менее способные ученики. А станут ли они одаренными, зависит от многих причин, в том числе и причин, связанных с подготовкой для них специальных педагогических кадров. Тем более что повседневная практика показывает, что одаренными становятся часто не благодаря, а во-преки тому образованию, которое рассматривается как профильное или углубленное (только для ода-ренных).
Cоздание центров превосходства как инновационных структур науки и образования университета должно включать: разработку и обоснование собственой структуры развития, а затем уже поиск и обос-нование идеи новшества; создание новшества, готового для продажи; продвижение инноваций в эконо-мике и на рынке образовательных услуг. Особое значение при этом должны иметь механизмы и спосо-бы обоснования идей, экономической оценки инноваций, изучения рынка, оценки инновационных про-ектов, мотивации творчества и экономическое стимулирование инициативности персонала, управления целевыми программами, продвижения новшеств на рынок. Для руководящего персонала университетов приоритетным должно стать стратегическое проблемно-ориентированное управление, которое направ-лено на выявление и ранжирование конкретных проблем, определение масштаба и направлений их воз-действия, возможных последствий и стратегии поведения в стандартных условиях.
Содержание и сущность смарт-технологий как дидактического понятия
Актуальность исследования обусловлена педагогическими потребностями в повышении эффективности обучения по установленным дисциплинам, которые реализуют основные требования стандартов третье-го поколения. В статье раскрывается актуальность применения информационно-коммуникативных тех-нологий в образовательном процессе. Автор раскрывает понятие «технология» на этимологическом уровне, затрагивается вопрос появления «технологии» в практике обучения учащихся. В статье пред-ставлен каждый вид технологий, относящиеся к типу информационных технологий в дидактике и также акцентируется внимание на содержании и сущности смарт – технологий как дидактического понятия. Целью статьи является представление понятия «смарт-технологии», как дидактическое понятие и вы-деление его сущности и содержания. Автор рассматривает разные точки зрения относительно интерак-тивных средств обучения, но внимание читателя хотелось бы остановить на инновационных средствах. Приведены примеры средств обучения, которые относятся сегодня к «смарт-технологиям» и являются актуальными в использовании на занятиях с учащимися.
ПОНИМАНИЕ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Младшие школьники, организуя свое поведение в пространстве школы, должны учитывать систему норм, сущест-вующих в учреждении. Неспособность понимать нормативные требования снижает возможности социальной адаптации. Участниками эксперимента были 56 учеников с нарушениями слуха, речи и интеллектуальной инвалидносью. Была ис-следована выраженность восприятия и интерпретации предъявляемых нормативных ситуаций, культурная конгруэтность младших школьников. Исследование восприятия нормативной ситуации выявило, что во всех группах детей с наруше-ниями в развитии не обнаружено детей, уровень поведения которых соответствует нормативному. Выявлены особенно-сти культурной конгруэнтности у детей с различной патологией.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
В зависимости от того, какое понятие кладется в основание (компетенция, исследование, деятельность) выделено два подхода к определению понятия «исследовательская компетенция»; опираясь на основные положения системно-динамической теории деятельности обоснована структура исследовательской компетенции, включающая последова-тельность четырех взаимосвязанных компонентов (ориентировочный, творческий, преобразовательный, контрольный); выделены основные свойства (универсальность, полифункциональность, надпредметность, многомерность, превентив-ность, инновационность) и определены ведущие функции (методологическая, развивающая, ценностная, культурологиче-ская) исследовательской компетенции.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Важнейшей целью современного образования становится развитие интеллектуальной сферы личности, в частно-сти, критического мышления. Выпускник вуза должен уметь критически оценивать, систематизировать информацию, принимать самостоятельные решения. Развитие критического мышления в вузах западных стран – теоретически обосно-ванный, планомерный, управляемый процесс. Западный опыт может быть проанализирован, адаптирован к требованиям российского общества, применен в отечественном профессиональном образовании.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВА-НИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОММПЕТЕНТНОСТИ У ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования эмоциональной компетентности у психологов образования. На основе проведенной теоретической работы над научной литературой, введено рабочее понятие эмоциональной компетентности у психологов образования, а также предложены ее компоненты: когнитивный (осознание своих чувств и эмоций; осознание чувств и эмоций других); личностный (высокий уровень эмпатии; высокий уровень гармоничности коммуникативных ориентаций); поведенческий (управление своими чувствами и эмоциями; управление чувствами и эмоциями других людей; высокий уровень коммуникативного контроля; отсутствие помех в установлении эмоциональных контактов). Автор полагает, что формирование эмоциональной компетентности у студентов- будущих психологов образования может быть осуществлено в рамках специально разработанной организационно-педагогической модели. Особое внимание в статье посвящено раскрытию основных компонентов данной модели. Организационно-педагогическая модель формирования эмоциональной компетентности у студентов- будущих психологов образования включает следующие компоненты: целевой (цель, задачи, принципы), содержательно-процессуальный (содержание, формы, методы, педагогические условия) и оценочно-результативный компоненты (критерии, уровни и результат).
КОНЦЕПЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Избыточная публикация
Редакция журнала «Образование и саморазвитие» сообщает, что вариант текста статьи Шутенко Е. Н.(2015) КОНЦЕПЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ (Образование и саморазвитие, №46) был опубликован в статье того же автора в Современные исследования социальных проблем. Статья, опубликованная в журнале «Образование и саморазвитие» должна была содержать ссылку на статью Современные исследования социальных проблем.
Ссылки
Шутенко Е. Н.(2015) КОНЦЕПЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Образование и саморазвитие, №46. c9-15
ШУТЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (2015) Концепция самореализации студентов в условиях информатизации вузовского обучения // Современные исследования социальных проблем. №11 (55)
________________________________________________
В статье излагается феноменологический аспект внедрения современных информационных технологий в вузе, рас-крывающий модальности самореализации студентов (познавательная, коммуникативная, креативная, прагматическая, инфлюативная и др.), излагается персонологическая концепция информатизации в рамках двух контуров-компонентов: субъектном и нормативном. Первый компонент охватывает атрибутивные признаки самореализации студентов, над кото-рыми надстраиваются соответствующие принципы применения информационных технологий, образующие второй, импе-ративный компонент. Такой подход дает возможность адекватно связать технологическое и личностное начала в совре-менной высшей школе.
ЦЕНТРЫ НАУКИ И ИСКУССТВ (BİLSEM) КАК АГЕНТЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ТУРЦИИ
В статье рассматриваются вопросы организации системы обучения одаренных учащихся в Республике Турция, где уделяется большое внимание правильной идентификации и образования одаренных и талантливых детей и молодежи. Целью исследования является анализ основных достижений в процессе функционирования Центров науки и искусства BİLSEM. Материалы статьи могут представлять интерес для муниципальных, национальных, государственных и незави-симых институтов и организаций, и лиц, участвующих в выявлении уникальных способностей и потребностей самого ценного человеческого ресурса страны — одаренных и талантливых детей и молодежи.
О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРАХ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕ-СКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
В статье делается анализ стратегических ориентиров развития образования в России. Ориентиры помогут опреде-лить перспективную модель развития педагогического образования. Модель должна опираться на стандарт педагога, деятельностный подход, модульную технологию, отражать трудовые функции и трудовые действия будущего педагога. Модель предполагает реализацию гражданственности и педагогического кодекса чести.
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПО-ВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Цель настоящего исследования состоит в изучении степени использования и практического применения возможно-стей системы управления контентом электронного образования Казанского федерального университета (КФУ) и Вирту-ального института Исфаханского университета (ВИИУ) в профессиональном саморазвитии студентов. С этой целью сте-пень использования возможностей управления контентом электронного образования в двух указанных вузах, которые играют важную роль в повышении уровня профессионального саморазвития студентов, была рассмотрена на материалах работы Кицантаса. Результаты исследования показали, что в обоих вузах возможности системы управления контентом не используются в полной мере для повышения уровня профессионального саморазвития студентов. Wiki-сайты, подкас-ты и блоги относятся к тем возможностям, которые не нашли своего применения. Создание условий для использования технических средств электронного обучения, а следовательно сознательное использование труда преподавателей может обеспечить профессиональное развитие студентов как насущную и ключевую потребность современного мира.
СООТНОШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ-КАЗАХОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАЗАХСКО- И РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИЙ МЕТОДИКИ
Тема статьи лежит в русле проблемы кросскультурной эквивалентности тестовых методик, апеллирующих к вер-бальному самоотчету респондентов. В статье излагаются результаты эмпирического сопоставления результатов приме-нения казахско- и русскоязычной версий методики исследования ценностно-смысловой сферы личности, а именно теста смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьев). Респондентами выступили 60 магистрантов казахской национальности, которые выполнили тест осмысленности жизни в двух вариантах: первоначально на казахском языке, и через неделю – на русском. Выявлено, что результаты обеих версий – казахско- и русскоязычной – тесно коррелируют друг с другом и близки по средним значениям. Следовательно, они дают эквивалентные результаты, что позволяет использовать любой из вариантов данной методики при проведении исследований на респондентах казахской национальности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АВСТРИИ
В статье раскрываются тенденции развития многоязычия в мультилингвиальных образовательных учреждениях Австрии, описывается педагогическая концепция сети мультилингвальных образовательных организаций федеральной земли Вена; представлена институциональная модель интеграционного образования, реализуемая Институтом содейст-вия интеллектуальному развитию RBS Privatinstitut zur Förderung der intellektuellen Entwicklung (Австрия, Вена)
ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ (ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ) НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАНИЯ ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Структура семьи является соединением и членством в семье. Большинство последних исследований показали влияние структуры семьи на детскую познавательную способность. По причине недостаточной изученности влияния структуры семьи на детскую личность и познавательную способность в статье делается попытка получить результаты исследования, которые проводились на примере 40 российских детей (7-10 лет) и их родителей, чтобы определить, в какой степени структура семьи (семейное положение родителей) влияет на детскую личность (чувство личной воли) и познание. Результаты исследования показали, что структура семьи (с точки зрения семейного положения родителей) действительно влияет на детскую личность и его познавательную способность.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА НОВОМЕТОДНЫХ (ДЖАДИДСКИХ) РЕФОРМ В СЕЛЬСКИХ ТАТАРСКИХ МЕКТЕБЕ И МЕДРЕСЕ НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА)
Настоящая статья посвящена выявлению социально-экономического своеобразия сельской образовательной сис-темы у татар в начале ХХ века. Рецепция вышеназванного феномена осуществляется сквозь призму татарской дорево-люционной периодической печати, что обеспечивает исследованию высокую степень научной достоверности. Исследо-вание в данной статье развертывается с опорой на историко-сравнительный метод, метод периодизации, метод критиче-ского анализа источника, ретроспективный метод, принцип пространственно-временной целостности изучаемого мате-риала, метод целостности исторического и логического основания результатов исследования. В результате анализа об-ширного фактического материала выявляется корреляция между социально-экономическими процессами, которые про-ходили в татарском обществе в начале ХХ столетия, и спецификой национальной образовательной системы у татар в названный период.
КОННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЁЖИ
В статье раскрывается цель и значение патриотического воспитания молодёжи в условиях современного казахского общества, роль качеств физической подготовленности подрастающего поколения к осуществлению патриотических по-ступков в жизни народа. В свете сказанного основной целью статьи является рассмотрение казахских национальных конных видовспорта («аламан байге», «ток байге», «қунан байге», «жорға жарыс», «кыз қуу», «кокпар», «аударыспак», «жамбы ату» и др.), различных народных игр и соревнований, наиболее эффективно обеспечивающих интеграцию физической подготовки молодёжи и их патриотическое воспитание.
ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ)
статье рассматриваются подходы и принципы развития иноязычной компетенции студентов бакалавриата на ос-нове активизации их самостоятельности. В качестве основных обосновываются личностно-ориентированный, субъектно-деятельностный, компетентностный, коммуникативный, системный подходы. Описанные подходы позволяют реализовать методическую модель обучения иностранным языкам, предполагающую коммуникативно-деятельностное поведение на основе ряда принципов. К таким принципам относятся: интегративное развитие коммуникативной компетенции и само-стоятельности обучающихся, моделирование функциональной лингвопрофессиональной деятельности, продуктивного сотрудничества и др. В заключении констатируется эффективностьреализации указанных принципов в процессе развития иноязычной компетенции студентов.
НАЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье приводятся результаты исследования по организации поликультурной подготовки будущих педагогов. Ус-тановлено, что между смешением языков кодов (степенью их выраженности) и национальной агрессией (открытой или скрытой) существует зависимость (корреляция). Технология поликультурной подготовки предполагает нейтрализацию у студентов националистических мотивов, формирование поликультурных компетенций, готовность к работе в поликуль-турной среде.