Статья посвящена актуальным проблемам реформирования высшего педагогического образования (в контексте задач реализации САЕ). Направленность образовательного процесса на развитие личностной зрелости, конкурентоспособности, успешности специалиста обусловлена рядом причин, среди которых наиболее весомыми следует считать: готовность к профессиональной деятельности педагога в новых экономических социокультурных условиях, конкурентной среде; ориентацию учебной деятельности на профессиональный и инновационный поиски; стимулирование интереса к саморазвитию, самореализации. В статье предлагается взгляд на построение целостной педагогической системы развития личностной зрелости, конкурентоспособности педагога. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе проведенного анализа дать по возможности простые и понятные ответы на часто задаваемые вопросы, направленные на совершенствование качества педагогического образования.
Структура личностной зрелости педагога как составляющей конкурентоспособности, характеризуется следующими компонентами: мотивационно-ценностный компонент содержательно включает в себя высокую мотивацию педагога к профессиональной деятельности, ценностные ориентации, познавательные интересы, направленные на различные виды социально значимой деятельности, а также способствует саморазвитию, самоактуализации, самоутверждению, что является важной стороной для конкурентоспособного учителя. Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает педагогам осознание и оценку у них потенциала, реальный уровень конкурентоспособности, осуществить прогнозирование и проектирование дальнейшего профессионального роста. Деятельностный компонент заключается в осуществлении педагогической деятельности, в реализации умений и навыков познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера.
Для исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости педагога был использован вербальный фрустрационный тест Собчик. Предлагаемая методика позволяет выявить наиболее значимые ценности в ситуации фрустрированности. Для оценки рефлексивно-оценочного компонента применялась методика Е.Е. Рукавишниковой, направленная на определение уровня рефлексивности педагогов, обеспечивающей стабилизацию их эмоционального мира, мобилизацию волевого потенциала, гибкое управление им. Для изучения самоактуализации педагога использовался тест. разработанный Э.Шостром.
Для выявления уровня развития компонентов использовались психолого-педагогические методики, тесты, наблюдения.
Доказана зависимость конкурентоспособности педагога от уровня его личностного развития. Выявлена взаимосвязь между снижением профессиональной успешности педагога и уровнем развития компонентов личностной зрелости педагога.
Приводится подробный анализ недостатков развития личностных качеств педагога, препятствующих профессиональному самовыражению, профессиональному самосовершенствованию и успешности.
Полагается, что именно формирование личностной зрелости педагога обеспечивает не только стремление к самообразованию педагога, но и способствует развитию его конкурентоспособности, созданию профессиональной конкурентной среды.
По итогам проведенного исследования формулируются выводы, касающиеся развития личностной зрелости как компонента конкурентоспособности педагога.
Статьи журнала
Распределенная модель подготовки учителя в Казанском федеральном университете
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью модернизации высшего педагогического образования. С какой скоростью накапливаются знания в науке, почти с такой же скоростью меняются и требования к содержанию школьного образования, а дальше и требования к содержанию высшего педагогического образования. Подготовка учителя, который необходим для школы XXI века, является важной задачей на сегодняшний день. В рамках САЕ перед авторами статьи стояла задача: разработать в КФУ Образовательный стандарт по направлению подготовки – педагогическое образование. В статье описана работа над проектом Образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет) в КФУ. Ведущими методами в исследовании данной проблемы явились следующие методы: теоретический анализ, моделирование, метод анкетирования и т.д. В КФУ возникла почва для распределенной модели подготовки учителя физики и даже ее усовершенствованию тогда, когда в каждом институте открылось педагогическое отделение. В статье приведен анализ литературы по данной проблеме, представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов Института физики, обучающихся по непедагогическому направлению подготовки, последовательное формулирование Образовательного стандарта, приложения к Образовательному стандарту, образовательные траектории, одну из которых может выбрать студент, варианты учебных программ, концептуальные основы методической подготовки. Представленные в статье материалы позволяют проследить логику и последовательность работы авторов над Образовательным стандартом по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет).
Разработка модели профессиональной переподготовки по направлению «Педагогическое образование» в федеральном университете
Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что существует содержательный запрос в организации обучения в федеральном университете по направлению «Педагогическое образование». Авторским коллективом разработан образовательный стандарт программы дополнительного профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Предложена модель организации педагогического образования в рамках профессиональной переподготовки, котораяпредставляет собой проект, ориентированный на решение проблемы обеспечения нового формата организации и обеспечения переподготовки слушателей программы с ориентацией на заданные федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) компетенции.
Цель статьи заключается в описании разработанной модели профессиональной переподготовки, основанной на реализации новой структурно- функциональной модели подготовки педагога в федеральном университете в условиях современного образования.
Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод моделирования, позволяющий рассмотреть данную проблему как интегративную модель подготовки учителей, когда на основе гибких учебных планов предоставляется возможность бакалаврам классических направлений подготовки (физика, химия, биология и др.) после третьего или четвертого года обучения, либо после окончания университета перейти на педагогические профили обучения. Модель предполагает реализацию разных траекторий (треков) «входа» в педагогическое образование на основе организации обучения по программе профессиональной переподготовки. Представлена к обсуждению структураорганизации разных траекторий (треков) профессиональной переподготовки.Разработана и предложена к обсуждениюв рамках программы профессиональной переподготовки модель организации системы психологического мониторинга и сопровождения профессиональной подготовки учителя.
Новая организационная структура педагогической магистратуры: постановка проблемы и стратегические ориентиры
Актуальность статьи обусловлена тем, что современная индустрия образования, смена образовательной парадигмы предъявляют особые требования к личности учителя и уровню сформированности его компетенций. Они вносят существенные изменения в содержание подготовки учителей, предполагают совершенно иные механизмы организации образовательного процесса на всех уровнях их подготовки, в том числе и на уровне магистратуры, который предполагает углубленную профессиональную подготовку инновационного характера.
Раскрывая методологические аспекты проблемы, в статье акцентируется внимание на используемом авторами при проектировании магистерских программ подготовки педагогов, так называемом, 3D-подходе, заключающемся в комплексной интеграции трех подходов, а именно субъектно-деятельностного, компетентностно-деятельностного и рефлексивно-деятельностного. Данный подход, по мнению авторов, может стать тем методологическим основанием к проектированию и реализации процесса педагогического образования, с позиций которого должна осуществляться его модернизация.
В статье раскрыты различные модели подготовки педагогических кадров в Казанском федеральном университете, представлены преимущества и проблемы процесса соединения классического и педагогических университетов. Авторы акцентируют внимание на том, что объединение научного, образовательного, кадрового, материально-технического потенциалов в рамках единого университета является хорошим фундаментом для дальнейшей модернизации педагогического образования на современном этапе.
Анализ существующей практики реализации магистерских программ по направлению подготовки «Педагогическое образование» позволил выделить ряд проблем, которые условно разделены на две группы. Первая группа проблем носит организационный характер и связана со структурой существующей педагогической магистратуры, вторая группа проблем содержательного характера связана с контентом магистерских программ.
Авторы дали характеристику новой организационной структуры педагогической магистратуры в Казанском федеральном университете, раскрыли ее преимущества и возможные риски реализации.
В статье намечены целевые ориентиры и стратегия модернизации программ педагогической магистратуры в условиях федерального университета.
Статья адресуется административному и профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений, заинтересованному в модернизации магистерских программ подготовки педагогов.
Модель педагогического образования как форма реализации Стратегической академической единицы
Исследование педагогического образования проводилось в рамках САЕ (стратегической академической единицы). Целью исследования является разработка модели, позволяющей бакалаврам предметной подготовки (будущим математикам, физикам, биологам и др.) пройти параллельно и подготовку профессионально-педагогическую (на учителя математики, физики или биологии). Для проектирования эффективной модели педагогического образования в условиях федерального университета были исследованы социально-политические, педагогические и методические условия подготовки учителей в разных странах мира. Модель педагогического образования в Казанском федеральном университете включает несколько траекторий – распределенную, вариативную, интегративную и др. Новизна такой модели определяется технологичностью построения содержания педагогического образования. Технология имеет интегративный, вариативный, модульный, проблемно-ориентированный характер. Модульная структура учебного процесса позволяет представить учебные мероприятия как тематические целостные разделы или блоки, то есть означает перестройку организации (структуры) обучения. Ориентация на проблемно-ориентированные технологии (от коммуникативного ядра и критического мышления до модульного, проблемного обучения и экспертного семинара) позволяет реализовать содержание дисциплин по педагогической психологии, дидактике, методике преподавания, а также педагогическую практику как практико-ориентированную систему, обеспечивающую формирование профессиональных педагогических компетенций. При этом качество подготовки будущих педагогов обеспечивается за счет того, что студентам предлагается общедоступная «библиотека» модулей образовательной подготовки, в каждом из которых: точно формулируются проверяемые образовательные результаты, ориентированные на стандарт педагога; описываются формы организации образовательного процесса, обеспечивающие достижение этих результатов; предлагаются инструменты оценки промежуточного и итогового контроля уровня достижений будущих педагогов.
Педагогическое речеведение в профессиональной подготовке студентов: технологии, методы, средства практико-ориентированного обучения
Статья посвящена проблеме использования педагогического речеведения в процессе профессиональной подготовки студентов. Ее актуальность обусловлена недостаточной степенью разработанности речеведческой проблематики в контексте практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих учителей. Цель исследования: на основе функционального анализа знаниево-ресурсного потенциала профессиональной полифункциональной деятельности учителя определить и систематизировать приоритетные компоненты речеведения, которые можно рассматривать как показатели определенного обновления профессиональной содержательно-процессуальной стороны обучения. Ведущими технологиями исследования выступает технология профессионального педагогического речеведения, технология овладения видами речевой деятельности с адекватным речевым оформлением, технология использования разноуровневых и разнонаправленных речеведческих компонентов, способствующих реализации духовно-нравственного и консолидирующего потенциала гуманитарных дисциплин образовательных учреждений. Кроме этого, в работе использованы технологии аспектно-комплексного обучения, самоактивизации, технологии личностно-ориентированного общения и др. В статье отражены результаты проделанной работы, в ходе которой студенты овладели необходимыми и достаточными речеведческими компетенциями, которые можно рассматривать как показатели овладения профессиональной коммуникативной компетенцией в целом. Материалы статьи могут быть полезны для практической профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений и учителей средней школы.
Психологический анализ как эффективный путь разбора эпических произведений и способ формирования личности
В нашем исследовании мы исходим из того, что красота книги раскрывается не только в том, каким языком она написана, но и в еѐ форме, эмоциональной окраске повествования, индивидуальном и непо-вторимом видении мира автором и его героями. Поэтому мы считаем, что психологический анализ яв-ляется эффективным способом развития эстетических чувств учащихся, приобщения их к глубокому восприятию произведения, пониманию характеров героев и философии жизни. Он позволяет постигать и подтекст произведения, объяснять причины событий или явлений, причины поступков героев, их ду-шевных переживаний, находить то, что обращает читателя к анализу собственного внутреннего мира и философии жизни. Задача этой статьи заключается в том, чтобы на примере фрагментов разбора художественных про-изведений Л.Толстого, М.Шолохова и др., романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» с помощью пси-хологического анализа показать, как приѐмы анализа, такие, как: составление психологической парти-туры переживаний героя (см. график переживаний Понтия Пилата, который позволяет одновременно анализировать чувства Пилата, самого читателя и автора произведения); составление психологического досье; словаря описаний голосов, жестов, мимики, взглядов; цветового спектра чувств, психологиче-ского комментария – помогают познавать не только характеры героев-персонажей, мотивы их по-ступков, индивидуальный стиль писателя, но и вырабатывать собственную систему отношений к миру, людям, себе.
Кросскультурное исследование национального самосознания в условиях межэтнической напряженности
В статье приводятся результаты кросскультурного исследования в России и странах Западной Европы: Беларуси, Польше, Германии, Франции, Великобритании. Исследование проводилось в 2013-2016 гг. при поддержке научных центров университетов Беларуси, Польши, Великобритании и др. Использова-лись следующие методы: теоретические (анализ и обобщение философской, психологической и педаго-гической литературы по проблемам этнической идентичности); эмпирические (методы измерения и сравнения); методы обработки результатов исследования (качественный анализ, однофакторный дис-персионный анализ). Исследовалось национальное самосознание иммигрантов-мусульман и коренных жителей в возрасте от 17 до 30 лет. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы: 1) проявления экстремизма у иммигрантов-мусульман связаны не с правильностью (или неправильностью) политики государства или кросскультурного образования в принимающей иммигрантов стране, а с положением (политическим, экономическим, социальным и др.) их соотечественников на этнической родине; 2) концептуальные, стратегические и технологические структуры кросскультурного образования должны учитывать эту ин-терференцию (отрицательное влияние этнической ситуации одной страны на подсознание субъектов кросскультурного образования другой страны), эти структуры должны быть направлены не на ассими-ляцию иммигрантов, а на преодоление выявленной у них в этническом сознании интерференции; 3) практика кросскультурного образования должна использовать методы транспозиции (положительного переноса культурных компонентов этнической родины на культуру страны проживания иммигрантов), направленных на формирование позитивного межкультурного общения с представителями разных эт-носов.
Воспитание духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи средствами музыкального искусства
В статье рассматривается проблема воспитания духовно-нравственных ценностей школьников средствами музыкального искусства с целью формирования и развития в них гуманного отношения к людям, обществу, Родине, к своему и другим народам, к их культуре и духовным традициям. Дается понятие категорий:«духовность», «нравственность», «духовно-нравственное качество личности» «духовно-нравственное воспитание»; анализируются психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного школьного образования. Рассматривается практика школьного музыкального образования как воспитание музыкальной культуры учащихся. Анализируются авторские программы и методики современного музыкального воспитания по направлениюразвития духовности и нравственностиучащейся молодежи. Определяются профессиональные качества и функции в педагогической деятельности учителя музыки. Исследуется воспитательное значение музыкального искусства в развитии патриотизма и толерантной культуры учащейся молодежи. В статье доказывается, что воспитательный потенциал музыкального искусства способствует формированию духовно-нравственных ценностей личности учащегосякак основу ее внутреннего мира,готовит к активному участию в жизни страны. Присущая предметам искусства вариативность мировосприятия, разнообразие и активность форм деятельности способствуют воспитанию открытости, толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству и мирному сосуществованию социальных групп различных рас, религий, этносов, способствует воспитанию человеческого достоинства и высоких нравственных качеств.
Педагогические условия патриотического воспитания студентов на основе традиций физического развития казахской народной педагогики
Исследователями разных стран и этносов достаточно основательно изучены роль и значение традиций народной педагогики в воспитании детей. Целью данной статьи является обоснование того, чтотради-ции физического развития казахской народной педагогики обладают большим воспитательным потен-циалом, реализация которого позволяет формировать у человека, особенно у подрастающего поколения, патриотические ценности. В статье рассматриваются компоненты профессионального качества будущих учителей (эмоционально-мотивационный, содержательный, оценивающий, деятельностный), уровни формирования исследуемого качества (высокий, достаточный, средний, низкий) патриотического воспитания студентов на традициях физического развития казахской народной педаго-гики, процесс патриотического воспитания студентов (содержательный, организационный, методическый). На убедительных примерах казахского народного опыта воспитания показывается, как традиционная физическая подготовка для развития здоровья и силы людей применяется в современной образовательной организации; как использование традиций казахской народной педагогики в физиче-ском развитии человека позволяет повысить эффективность патриотического воспитания молодѐжи. Методика включает в себя учебный процесс и внеурочную работу. Такой подход оказывает влияние на реализацию традиций физической подготовки казахской народной педагогики. Результативность патриотического воспитания студентов с помощью традиций физической подготовки казахской народной педагогики обусловлена правильным выбором используемых в учебной деятельности форм и методов работы
Специфика технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы
В статье раскрывается специфика технологий обучения в условиях сельской малокомплектной школы, выделяются особенности их применения, отвечающие ценностям гуманистической ориентации, учиты-вающие специфические особенности урока в малокомплектной школе и соответствующие положениям стратегии индивидуализации обучения. Рассмотрена сущность понятия «технологический подход» у разных методистов и педагогов, отмечено, что достаточно глубоко раскрыто это понятие на основе разработки определенной схемы алгоритма построения отдельного обучающего цикла, включающего совокупность всех необходимых компонентов (цель обучения, способ действия и достигаемый резуль-тат обучения). Проведен анализ эффективности технологий коллективных способов обучения (КСО) в ряде школ Республики Татарстан. Для данной технологии характерны принципы: завершенности, непрерывной передачи полученных знаний друг другу, сотрудничество учащихся, разнообразие тем и разделение труда, разновозрастности участников педагогического процесса, обучение по способностям, педагоги-зация деятельности каждого участника. Получены результаты, доказывающие значение данной техно-логии в современных условиях реализации стандартов второго поколения и достижения учащимися требований основных образовательных результатов предметных, метапредметных и личностных. Необходимо сохранять и развивать малокомплектные школы. Это обусловлено рядом демографиче-ских, природно-географических, социально-экономических и социально-культурных факторов. Совре-менное образование в основной и средней общеобразовательной школе не может дать результата без новых личностно-ориентированных педагогических технологий. В сельской малокомплектной школе одна из наиболее эффективных – это технология коллективных способов образования: эта технология формирует познавательные интересы и навыки самостоятельной работы у учащихся; групповая работа способствует реализации познания на разных уровнях сложности, настраивает школьников на соперни-чество, вносит необходимый для процесса познания элемент соревнования; технология дает хорошие результаты в классах с малой наполняемостью.
Об академической мобильности студентов в условиях сетевого взаимодействия
В рамках проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образова-тельной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» (Номер открытого конкурса: 2014-04.03-05-043-Ф-91.055) одним из необходимых условий было создание пакета учебно-методической документации для преподавателей, участвующих в реализации проекта. В основной образовательной программе главной составляющей яв-ляется программа учебной дисциплины. Для осуществления анализа программы учебной дисциплины и учебно-методического комплекса нами была предложена Экспертная карта оценивания. Использование данной карты позволяло преподавателям и руководителям проекта более детально осуществить анализ выполненной работы и повысить качество разработки программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов. Если программа учебной дисциплины выполнена на низком уровне, то она не проходит экспертизу и не допускается к реализации. Если программа учебной дисциплины имеет допустимый уровень, то она может быть допущена к реализации, но преподавателю необходимо внести уточнения или дополне-ния. Если программа учебной дисциплины выполнена на достаточном уровне, она допускается к реали-зации с рекомендациями, которые преподаватель может по желанию учесть. Высокий уровень может быть у программы учебной дисциплины, которая полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к разработке программы по учебной дисциплине и учебно-методического комплекса.
Предпосылки к профессионально-личностному становлению учителя
Актуальность темы обусловлена стремительным развитием системы образования, его новыми этапами развития, вве-дением новых методов в образовательную деятельность. Соответственно и в работе учителя должны происходить пе-ремены. В статье приводятся необходимость профессионально-личностного развития учителя, рассматриваются не-которые подходы к профессионально-личностному развитию учителя, такие, как исторический, философский. Личность учителя очень важна в современном образовании. Вопросы развития и становления учи-теля как личности находили свое отражение в идеях известных педагогах прошлого. Многие из них менялись с течением времени. Учитель современной школы должен уметь обеспечивать условия для развития личности, делать этот процесс управляемым; он должен быть компетентным, хорошо подго-товленным профессионалом. Работа учителя никогда не кончается. Она всегда должна совершенство-ваться. Если учитель останавливается на достигнутом, он перестает быть учителем. Учитель должен находиться в постоянном движении, развивать себя как личность и только тогда он сможет приложить все свои знания и умения для вовлечения учащихся в процесс взаимодействия, в творческую деятель-ность и повысить уровень образования.
Организация процесса обучения студентов высших учебных заведений физкультурно-спортивной направленности в США
Настоящая статья посвящена организации процесса обучения студентов в высших учебных заведениях физкультурно-спортивной направленности США. В процессе интеграции российского образования в общемировое сообщество важно понимать все компоненты структуры и содержания зарубежного опы-та, а так же внедрять его положительные стороны в систему российского образования. В процессе ана-лиза подробно рассмотрена американская система кредитных единиц (USCS–UnitedStatesCreditSystem), которая является особенностью всего высшего образования в США. Уникальность данной системы на-прямую позволяет студентам-спортсменам обучаться именно по той программе, которая действительно подходит индивидуально для каждого отдельно взятого спортсмена, так и для отдельного вида спорта, или уровни подготовки студента. Так же отличительной чертой является система поощрения спортив-ными стипендия, характерная лишь для американской системы подготовки спортивного резерва страны.
Творческая эколого-педагогическая деятельность в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин
Целью статьи является обобщение творческой эколого-педагогической деятельности на примере твор-ческого союза коллектива сельской малокомплектной школы — учреждений повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин. Образование для устойчивого развития требует обо-гащения опыта творческой деятельности учителя ключевыми компетенциями, формирование которых рассматривается на примере экологической тропы в условиях сельской школы. Концептуально исследо-вание строилось на отработке корпоративной культуры учителей в рамках одного коллектива, разреше-нии проблем разорванности предметного усвоения знаний и умений, обобщении знаний с целью фор-мирования единой научной картины мира, формировании непрерывного экологического образования. Международные исследования состояния биосферы земли; Конференция ООН по окружающей среде свидетельствуют том, что решение глобальных экологических проблем должно начинаться с локально-го уровня. Многолетний опыт работы по данной проблеме позволяет обобщить теории, иерархии (в на-шем случае учреждения среднего, высшего и постдипломного образования) в рамках теоретической концепции творческой педагогической системы. Проблема образования для устойчивого развития тре-бует обогащения опыта творческой деятельности учителя естественно-географических дисциплин клю-чевыми компетенциями. Проблема включения экологии в структуру и содержание российского школь-ного образования не решена. Актуальной является разработка методики экологического образования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, вклю-чѐнной в систему непрерывного экологического образования. В основу исследования положен интерес к знаниям, имеющимся в предметных и смежных областях; изучение теоретических и методологиче-ских основ эколого-педагогических знаний; владение аналитико-оценочными методами педагогической работы; знание основных психолого-педагогических закономерностей воспитания и обучения и умение их применять. Рассмотрены историко-педагогические предпосылки развития экологического образования, как в учениях великих педагогов-просветителей, так и в образовательных системах; системно-структурный анализ содержания экологического образования; взаимодействие образовательных структур с использо-ванием экологической тропы; педагогические условия повышения качества экологической образованно-сти детей школьного возраста; организация взаимодействия школьников с природой как условие эколо-гического воспитания; структура компетенций учителя естественно-географических дисциплин; реали-зация преемственности в условиях учебной и внеаудиторной деятельности в общеобразовательных и постпрофессиональных учебных заведениях; проблемы научного обобщения сельской среды как педаго-гического условия формирования экологической культуры школьников; развитие исследовательских учений и навыков в процессе выполнения эколого-ориентированных работ на экологической тропе, ра-ционализация учебного времени, овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навы-ками по оптимизации воздействия на природную и преобразованную среду. Разделяем точку зрения Л.В.Поповой о том. что творческая деятельность в профессиональном экологическом образовании, это спланированная научно-исследовательская работа, опирающаяся на комплекс изученных дисциплин и направленная на изучение нового знания. Организационно-деятельностные компетенции учителя про-явились на этапе создания экологической тропы: соблюдение организационно-методических требова-ний к собственно тропе, нормативно-правовому поведению участников, эмоциональной насыщенности и информационной ѐмкость маршрута, развитию коммуникативной культуры, адресности тропы. Кон-структивно-методические компетенции учителя концептуально рассматривались с точки зрения уни-версальности и междисциплинарности экологических проблем; возможности разрешения проблем разо-рванности предметного усвоения знаний, возможности формирования универсальных, обобщенных знаний и умений с целью формирования единой научной картины мира, перевода режима обучения с пассивного на интерактивное.
Конструктивно-методические компетенции учителя по организации учебного процесса в «природ-ном» кабинете потребовали разработку новых форм содержательного и пространственного перестраи- вания учебного процесса. В общей иерархии рассмотренных компетенций учителя проектно-исследова-тельские компетенции являются кумулятивными, представляя отработку корпоративной культуры учи-телей в рамках одного коллектива, попытку разрушить традиционную изоляцию учителей, способность к сотрудничеству в процессе решения ими профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. В ходе исследования в программу повышения квалификации учителей естест-венно-географических дисциплин включен спецкурс «Методика создания и использования авторской программы».
Выявлены барьеры по использованию экологической тропы в образовательном процессе, а также условия полноценного формирования и функционирования творческой эколого-педагогической дея-тельности с использованием экологической тропы.
Особенности развития профессиональной, билингвально-коммуникативной компетенции учителя
Статья посвящается характерным особенностям профессионально-коммуникативной компетенции учи-теля в условиях билингвального обучения. В настоящее время у общества возникла насущная потреб-ность выйти за рамки парадигмы образования, расширить еѐ содержание не в количественном, а в ка-чественном отношении. Актуальность данной работы связана с недостаточной степенью разработанно-сти вопроса выявления технологии совершенствования профессионально-коммуникативной компетен-ции учителя в условиях билингвизма. Цель исследования: определить и систематизировать на основе функционального анализа знаниево-ресурсного потенциала профессиональной полифункциональной деятельности учителя приоритетные компоненты билингвальной компетенции, которые можно рас-сматривать как показатели качества и результативности обучения. В статье дается краткая характери-стика коммуникативно-билингвальной культуры педагога, рассматриваются показатели билингвальной компетенции, а также наиболее целесообразные средства еѐ использования для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущими технологиями исследования данной проблемы выступа-ют технологии овладения видами билингвальной речевой деятельности, принципы аспектно-комплексного обучения, самоактивизации, личностно-ориентированного общения билингвального ха-рактера. В статье нашли отражения результаты проделанной работы, в процессе которой педагоги по-этапно овладевали основами профессионального билингвального обучения как важными показателями качественного уровня профессионального мастерства. Материалы статьи могут быть полезны для прак-тической профессиональной деятельности учителей средних школ.
Клиника психического развития ребенка и технология подготовки педагогов к работе в поликультурной среде
Изъятие статьи (Ретракция)
Статья «КЛИНИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ» (2016). E&SD, 11(1), С. 27-35. (Авторы: Валерьян Фаритович Габдулхаков, Алла Ибрагимовна Рафф, Евгения Александровна Сунцова) отзывается главным редактором журнала и издательством Казанского Федерального Университета в виду того, что в ней были обнаружены существенные некорректные заимствования (плагиат) из диссертации Тютюнник В.И.
Ссылки
Валерьян Фаритович Габдулхаков, Алла Ибрагимовна Рафф, Евгения Александровна Сунцова (2016) КЛИНИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. E&SD 11(1), С. 27-35.
Тютюнник В.И. (2004) Психология труда (Tyutyunnik V.I. Labor psychology)
Тютюнник В.И. (2008) Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология».
Проблема исследования заключается в противоречии, которое обнаруживается, с одной стороны, в на-личии многочисленых клинических диагностик психического развития ребенка, а также технологий подготовки педагогов к работе с детьми, а с другой стороны, в отсутствии корреляции (зависимости) между закономерностями психического развития детей и технологиями, в которых эти закономерности детерминируют содержание и систему подготовки педагогов в поликультурной среде. Неготовность пе-дагогов учитывать клинику ведет к развитию у детей самых разнообразных патологий. В поликультур-ной среде эти патологии приобретают осложненный характер. На основе анализа данных 456 испытуемых показаны закономерности психического развития детей от 1 года до 7 лет, доказано, что каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом ста-новления. У детей 1-2 лет речь, память и мышление являются одним целым, в то время как с возрастом эти три функции локализуются. Эта тенденция является одной из основных в процессе развития цен-тральной нервной системы. Одновременно происходит становление символизации и ассоциации. Для того чтобы объединить все функции в единое целое педагог должен инициировать участие более глу-бинных нервных образований, которые рассредоточены в разных структурах. Например, в первые меся-цы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируют-ся предметные действия. Соответственно технология подготовки педагогов для работы с детьми до-школьного возраста должна предусматривать пропедевтику вербально-семантического характера, по-зволяющую устанавливать контакт с ребенком на его родном языке общения, а также рефлексивный компонент, ориентированный на поддержку чувственных, а позднее предметных действий. На следую-щем этапе выделяется антиципационный компонент, который помогает прогнозировать у ребенка взаи-модействие восприятия, памяти, мышления, поведения, возможные проявления психопатии: память вы-деляется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. На третьем этапе выделяется когнитивный компонент: познавательные процессы у ребенка, пройдя период дифферен-циации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком уровне и в определенной степени нейтрализуют возможные проявления психопатии. Было доказано, что учет взаимосвязи памяти с речью и мышлением помогают педагогам обеспечить интеллектуализацию этой взаимосвязи. В результате проведения срезов и математической обработки данных было установлено, что технология обеспечива-ет достаточно высокую готовность педагогов к работе с клиническими особенностями детей дошколь-ного возраста.
Трудности психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов
Анализируются трудности психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, классифицируемые автором как связанные с организационными факторами и факторами со-противления-непринятия. В качестве центральных причин трудностей сопровождения описываются наиболее выраженные личностные особенности, свойственные педагогам (ригидность, пессимистич-ность, социальная интровертированность, эмоциональная лабильность). Эти свойства оцениваются как порождающие сопротивление педагогов оказанию им психологической помощи. Делается вывод о целесообразности встраивания психологической работы в общую систему профес-сионально-личностного развития педагогов на основе признания целей такой работы объективной цен-ностью образовательного учреждения. Отмечается, что преодоление трудностей, связанных с сопротив-лением педагогов, — длительный и деликатный процесс, диктующий как стратегическую необходимость дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки педагогов-психологов, ориентирован-ных на практику работы со взрослыми участниками образовательного процесса, так и реализацию усло-вия непрерывного самостоятельного повышения педагогом-психологом соответствующей компетентно-сти.
О структуре многомерного мышления
Актуальность работы обусловлена тем, что в современных условиях необходимо у студентов высших учебных заведений развивать такое мышление, которое будет способствовать становлению личности, готовой в короткие сроки находить эффективные и разнообразные способы решения профессиональных и жизненных задач. Цель статьи заключается в характеристике особенностей многомерного мышления, а также раскрытии его структуры.
В статье представлены современные условия, в рамках которых проходит процесс развития и ста-новления профессиональной личности, даны определения понятий: «критическое мышление», «рефлек-сивное мышление», «творческое мышление», «прогностическое мышление», «системное мышление». Далее из указанных понятий сформировано определение «многомерное мышление» и структура. Пред-ставлены результаты исследования среди аспирантов первого года обучения, которое заключалось в выявлении различных видов мышления, а также разработке приемов и методов их развития.
Образование и саморазвитие 2016 № 47
Это полный журнал Выпуск 47 со всеми статьями и содержание страниц.
Содержание
Айдар Минимансурович Калимуллин , Валерьян Фаритович Габдулхаков
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР ПРЕВОСХОДСТВА страницы 3-12
Алина Николаевна Лунина, Светлана Георгиевна Добротворская страницы 13-19
О СТРУКТУРЕ МНОГОМЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
Луиза Альбертовна Плотникова
СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ СМАРТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ страницы 20-23
Роман Викторович Демьянчук
ТРУДНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ страницы24-26
Валерьян Фаритович Габдулхаков , Алла Ибрагимовна Рафф, Евгения Александровна Сунцова
КЛИНИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ страницы 27-35
Гульнара Ильясовна Яруллина
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, БИЛИНГВАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ страницы 36-40
Галина Савельевна Самигуллина
ТВОРЧЕСКАЯ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН страницы 41-46
Эдгард Эдуардович Можаев , Эдуард Люцианович Можаев
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В США страницы 47-51
Эдуард Рамилевич Хадитов
ПРЕДПОСЫЛКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ УЧИТЕЛЯ страницы 52-57
Рашида Габдрахмановна, Габдрахманова , Резеда Мунировна Хусаинова , Светлана Евгеньевна Чиркина
ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ страницы 58-64
Рина Саматовна Камахина, Людмила Александровна Лохотская
СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ страницы 65-72
Талант Дуйсенулы Бимаханов, Мейрамбек Казбекович Мурзабеков
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ страницы 73-79
Альфия Николаевна Валиахметова
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА страницы 80-84
Валерьян Фаритович Габдулхаков, Евгения Олеговна Шишова
КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ страницы 85-93
Мария Петровна Жигалова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗБОРА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ страницы 94-105
Элина Борисовна Хоботова, Марина Ивановна Игнатенко , Юлия Сергеевна Калмыкова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ страницы 106-109
Валерьян Фаритович Габдулхаков , Диляра Мансуровна Шакирова, Мурат Аширович Чошанов
АКАДЕМИК МАХМУТОВ – НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ страницы 110-116
Валерий Георгиевич Каташев
ДИДАКТИКА МАХМУТОВА страницы 117-121
CONTENTS
Valerian Faritovich Gabdulсhakov, Aydar Minimansurovich Kalimullin
THE UNIVERSITY CENTER OF EXCELLENCE pp122-123
Alina Nikolaevna Lunina, Svetlana Georgievna Dobrotvorskaya
THE STRUCTURE OF MULTI-DIMENSIONAL THINKING p124
Louise Albertovna Plotnikova
THE CONTENT AND ESSENCE OF SMART TECHNOLOGY AS A DIDACTIC CONCEPT p125
Roman Victorovich Demyanchuk
DIFFICULTIES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN THE PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF TEACHERS p126
Valerian Faritovich Gabdulсhakov, Alla Ibragimovna Raff, Evgeny Aleksandrovna Suntsova
CLINIC OF CHILDREN MENTAL DEVELOPMENT AND TECHNOLOGY OF TRAINING THE TEACHERS TO WORK IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT pp127-128
Gulnara Ilyasovna Yarullina
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL, BILINGUAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER p129
Galina Savelevna Samigullina
CREATIVE ECO-EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE PROCESS OF TEACHER TRAINING IN NATURAL-GEOGRAPHICAL DISCIPLINES pp130-131
Edgard Eduardovich Mozhaev, Eduard Lyutsianovich Mozhaev
ORGANISING THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT UNIVERSITIES IN USA p132
Edward Ramilevich Haditov
PROFESSIONAL-PERSONAL FORMATION OF TEACHERS p133
Rashida Gabdrakhmanovna Gabdrakhmanova, Rezeda Munirovna Khusainova, Svetlana Evgenyevna Chirkina
ON THE ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS IN NETWORKING ENVIRONMENTS pp134-135
Rina Samatovna Kamakhina, Lyudmila Alexandrovna Lochotskaya
SPECIFICS OF LEARNING TECHNOLOGIES IN RURAL SMALL SCHOOLS pp136-137
Talent Duysenuly Bimahanov, Meyrambek Kazbekovich Murzabekov
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS ON THE BASIS OF TRADITIONS OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE KAZAKH NATIONAL PEDAGOGICS P138
Alfiya Nikolaevna Valiahmetova
DEVELOPING SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF STUDENTS BY MEANS OF MUSIC ART p139
Valerian Faritovich Gabdulchakov, Eugene Olegovna Shishova
CROSS-CULTURAL RESEARCH ON ETHNIC TENSIONS IN RUSSIA AND WESTERN EUROPE pp140-141
Maria Petrovna Zhigalova
PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF EPIC WORKS IN STUDYING MONOGRAPHIC PRINCIPLES p142
Elina Borysovna Khobotova, Marina Ivanovna Ignatenko, Yuliia Sergeevna Kalmykova
INDIVIDUAL APPROACH IN CHEMISTRY STUDIES pp143-144
Valerian Faritovich Gabdulchakov, Dilara Mansurovna Shakirova, Mourat Ashirovich Tchoshanov
ACADEMICIAN MAKHMUTOV – NATIONAL PROPERTY pp145-146
Valery Gеоrgievith Katashov
MAKHMUTOV‘S DIDACTICS p147