Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в последние десятилетия все
больше усиливается значимость традиционных социокультурных коммуникаций. Объектив-
ной потребностью становится необходимость переосмысления социокультурной действи-
тельности; перехода к качественно новому уровню отношений между народами, политичес-
кими и общественными объединениями, между людьми и, как следствие, переосмысления
проблем патриотического воспитания молодёжи. Но патриотическое воспитание немысли-
мо без усвоения исторических народных традиций. Обращение к сложившимся в течение
веков традициям целого народа, в данном случае казахского, создает мощную духовно-пат-
риотическую основу, ибо это есть прикосновение к творчеству собственного народа, частью
которого каждый человек себя ощущает. Цель данного исследования состоит в разработке
методов и организационных форм использования традиций физического развития человека
в казахской народной педагогике в патриотическом воспитании будущих учителей. Методо-
логическими подходами к исследованию проблемы являются этнопедагогический, деятель-
ностный, а также подход практической направленности. В статье представлены результаты
изучения сущности и содержания патриотизма, методологические основы его воспитания
у современной молодёжи; раскрыты патриотическое содержание традиций физического
развития в казахской народной педагогике и их потенциал в патриотическом воспитании
студенческой молодёжи; выявлены и обоснованы методы и формы использования традиций
физического развития в казахской народной педагогике как средства патриотического вос-
питания будущих учителей в процессе их учебной и внеаудиторной деятельности. Получен-
ные результаты исследования позволяют осуществлять патриотическое воспитание личнос-
ти будущего педагога не изолированно, а в рамках целостного образовательного процесса
вуза. Для этого разрабатывается комплекс дидактических методов и организационных форм,
реализующих, одновременно с профессиональным развитием студента, педагогический по-
тенциал традиций физического развития человека казахского народа, ориентированных на
формирование патриотических чувств и переживаний молодого человека.
Статьи журнала
Содержательная сторона обратной связи в процессе обучения
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возрастанием роли систематической и ор-
ганизованной обратной связи между участниками современного образовательного процесса
с его установкой на активное обучение. Несмотря на внимание исследователей к данному
фактору, изучение письменной обратной связи от учащихся, адресатом которой является
преподаватель, а также последующий отклик преподавателя на полученную обратную связь
заслуживает более детального рассмотрения. Цель работы состоит в выявлении степени
сформированности у студентов способности к саморегуляции, рефлексии и оцениванию на
основе изучения форм обратной связи, предоставленных ими после выполнения группово-
го задания на занятиях по иностранному языку. В качестве методологической концепции
была использована модель саморегулируемого обучения Б. Циммермана; для интерпретации
данных применялся качественный анализ предоставленных письменно форм обратной. В
результате проведенного исследования был определен ряд проблемных областей в саморе-
гуляции студентов: непоследовательность оценивания компонентов-составляющих деятель-
ности и тотальной оценки всей деятельности; недостаточная степень организованности при
работе с формами обратной связи; несформированность умения осмыслять учебный опыт и
выделять сильные и слабые стороны как своей деятельности, так и одногруппников, а также
проектировать будущую деятельность. Намечены пути корректировки преподавателем дан-
ных проблем. Полученные результаты подчеркивают значимость «декодирования» препода-
вателем форм обратной связи и позволяют повысить качество образовательного процесса
за счет выстраивания истинно диалогичных отношений между его участниками и развития
метакогнитивных умений студентов.
Компьютерная платформа duolingo как ресурс для интенсификации изучения иностранного языка в инженерном вузе
Аннотация
Статья посвящена использованию компьютерной платформы Duolingo в качестве одного из
ресурсов интенсификации обучения иностранному языку в инженерном вузе. Актуальность
проблемы обоснована сокращением аудиторных часов, выделенных на обучение иностран-
ным языкам в техническом вузе, а также неравномерностью уровня знаний у обучающихся.
Для решения данной проблемы была предложена модульная программа, сочетающая модуль-
ную технологию обучения, технологию укрупнения дидактических единиц, балльно-рейтин-
говую систему, тезаурусный подход, компетентностный подход. Для составления модульной
программы был взят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования третьего поколения (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 “Строи-
тельство”. Согласно ФГОС ВО в рамках дисциплины “Иностранный язык” формируются 4
компетенции: 3 общекультурных (ОК-5, ОК-6, ОК-7) и 1 общепрофессиональная (ОПК-8).
Также была дана схема взаимодействия видов деятельности студента, модулей и формиру-
емых в рамках данной модульной программы компетенций. Была подробно описана ком-
пьютерная платформа обучения иностранным языка Duolingo и ее роль в представленной
модульной программе. Результаты эксперимента показывают, что средний уровень владения
иностранным языком в экспериментальной группе достоверно увеличивается, в то время как
в контрольной группе результат отклоняется в рамках статистической погрешности.
Личноcтные корреляты ментальной регуляции cоcтояний cтудентов
Аннотация
Актуальноcть иccледования данной проблемы обуcловлена тем, что ментальные репрезен-
тации пcихичеcких cоcтояний являютcя знанием личноcти о cвоих cоcтояниях, эти знания
динамичны, обладают cтруктурой и формой. Выcтраивание четкого образа (ментального ви-
дения) желаемого пcихичеcкого cоcтояния позволяет cтроить эффективные cтратегии cамо-
регуляции. В cвязи c этим, данная cтатья направлена на опиcание и результаты иccледования
отношений ментальных репрезентаций пcихичеcких cоcтояний (актуальных, типичных, по-
ложительных и отрицательных) и личноcтных оcобенноcтей cтудентов. Цель иccледования –
выявить возможные механизмы управления cоcтояниями через их предcтавленноcть в cоз-
нании (ментальная предcтавленноcть) и cвязь c личноcтными оcобенноcтями иcпытуемых.
Были иcпользованы методики: пятифакторный личноcтный опроcник Маккрае – Коcта «Ве-
ликолепная пятерка», методика cамооценки личноcти (Budassi), опроcник «Рельеф пcихичеc-
кого cоcтояния» А.О. Прохорова.Изучение cтруктурной организации данных взаимоотно-
шений дает возможноcть говорить о механизмах регулирования cоcтояний, управления ими,
выводя их на новый уровень, новое качеcтво за cчет личноcтных оcобенноcтей. Выявлены
cтруктурообразующие показатели, которые отноcятcя к личноcтным характериcтикам. По-
казано, что они детерминируют cпецифику ментальных репрезентаций cоcтояний через раз-
личные показатели cоcтояний (пcихичеcкие процеccы, физиологичеcкие реакции, пережива-
ния и поведение). Определены cтруктуры взаимоотношений, образованных дивергентными
и когерентными cвязями, их организованноcть и cвязанноcть. Дивергирующие признаки
формируют cтруктуру ментальных репрезентаций отрицательных cоcтояний. Выявлено, что
cамооценка обуcловливает в оcновном формирование ментальных репрезентаций актуаль-
ных и положительных cоcтояний. Результаты иccледования подкреплены математичеcким
анализом данных. Предcтавленные в cтатье материалы могут быть иcпользованы при поcтро-
ении техник регуляции иcаморегуляции пcихичеcких cоcтояний.
Сравнительный анализ предметных знаний учителей математики в США и России через призму результатов TIMSS
Аннотация
Количественное исследование сосредоточено на сравнительном анализе предметных знаний
учителей математики в двух странах. Выборка состоит из учителей математики среднего зве-
на школы в США (6-9 классы, N = 102) и России (5-9 классы, N = 97). С этой целью был разра-
ботан тест для оценки предметных знаний учителя на основе когнитивных уровней (знания,
применения, и рассуждения), а также содержательных тем курса математики среднего звена
школы: арифметики, алгебры, геометрии, вероятности и статистики. Полученные результаты
свидетельствуют о том, что существуют статистически значимые различия в знаниях учите-
лей между странами в содержании, а также по когнитивным уровням. Результаты исследова-
ния могут информировать теорию и практику сравнительных исследований о приоритетах в
подготовке учителей математики среднего звена школы в США и России.
От редактора: Вызов Диссернета
Влияние Диссернета
В марте 2016 года редакторская команда журнала «Образование и Саморазвитие»
начала предпринимать целенаправленные действия, чтобы обеспечить вхождение
журнала в базы данных Scopus и Web of Science. Эти действия привели к созданию
программы развития, которая в том числе направлена на продвижение журнала в
качестве международного периодического издания, ориентированного на иност-
ранных исследователей, заинтересованных в российской педагогической науке, а
также на российских ученых, ищущих доступное окно в научный мир других стран
(Rushby, 2016). В рамках сформировавшейся программы развития журнал перешел
к самым высоким публикационным этическим стандартам, а это означало, что мы
были готовы (по крайней мере, частично) к экспертизе Диссернета, которая вы-
явила, что некоторые опубликованные в журнале статьи, содержали некорректные
заимствования, что в свою очередь вызвало подозрения в редакционной недобро-
совестности.
В результате, несмотря на то, что выявленные проблемы возникли еще до того,
как процесс трансформации журнала был запущен, нам стала очевидной необходи-
мость незамедлительных мер по восстановлению репутации журнала и по исклю-
чению возможности возникновения подобных проблем в дальнейшем.
Образование и саморазвитие 2016 11(49)
Это страница содержания для образования и саморазвития Том 12 выпуск 1 (выпуск 50)
Ник Рашби.
От редактора: Вызов Диссернета 14
Мурат Чошанов, Maria Cruz Quinones, Кадрия Б. Шакирова,
Елена Н. Ибрагимова и Лилиана Р. Шакирова.
Сравнительный анализ предметных знаний учителей математики в США
и России через призму результатов TIMSS 23
Лира В. Артищева.
Личноcтные корреляты ментальной регуляции cоcтояний cтудентов 34
Руслан Н. Абитов.
Компьютерная платформа duolingo как ресурс для интенсификации
изучения иностранного языка в инженерном вузе 45
М.Л. Курьян.
Содержательная сторона обратной связи в процессе обучения 56
Зямиль Г. Нигматов, Гасангусейн И. Ибрагимов,
Талант Д. Бимаханов, Ильдар Т. Хайруллин.
Использование традиций физического развития казахского народа
в патриотическом воспитании будущих учителей 64
Отвод и уведомления 74
Наши авторы 87
Информация для авторов 91
Роль музыкально-эстетического образования в развитии личности дошкольника страницы
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточным объемом исследований,
посвященных потенциальным возможностям личностного развития дошкольника. Цель
статьи заключается в проверке экспериментальной программы по раннему музыкально-эс-
тетическому развитию личности дошкольника на основе интеграции искусств, с поэтапным
усложнением содержания программного репертуара у старших дошкольников. Нами было
выявлено, что у дошкольников обучающихся музыке с 3-4 летнего возраста в специализиро-
ванных центрах музыкально-эстетического образования, быстрее развиваются личностные
характеристики по сравнению с дошкольниками, обучающимися по традиционным програм-
мам в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим был поставлен эксперимент, ко-
торый проводился в обычном дошкольном образовательном учреждении по разработанной
нами программе. Особенностью нашего подхода является опора на развитие музыкального
слуха. В частности, нами использовались основные его виды: ритмический, мелодический,
гармонический. Развитие музыкального слуха мы понимаем как развитие умения к тонкой
дифференцировке слуховых ощущений, повышение слуховой чувствительности. Так как до-
школьники не знают нотной грамоты, им предъявлялся звуковой вариант теста заключаю-
щийся в предъявлении на слух двух ритмов (мелодий, аккордов), которые в одном случае
полностью повторяются, а в другом различаются. Задача испытуемых определить различие
/ повтор предъявленных вариантов. Как нам представляется, эта способность положитель-
но сказывается на развитии эмоциональной, эстетической сферы дошкольника, повышении
уровня восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, воплощению эмо-
циональных состояний, погружению в глубину образов, развитию воображения. В данном
случае умение различать незначительные изменения в мелодиях, ритме, интервалах и аккор-
дах экстраполируется на другие возможности личности, такие как различать тонкие эмоцио-
нальные состояния людей, самим воплощать эмоциональные состояния, различать тонкость
образов художественных произведений, произведений живописи. Материалы статьи могут
быть полезны для работников детских дошкольных учреждений в работе с дошкольниками.
Социально-профессиональные ценности российских педагогов с различным педагогическим стажем страницы
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменением восприятия образовательных
ценностей современными педагогами в условиях трансформирующегося общества и новых
вызовов развития. Цель исследования состоит в выявлении особенностей социально-про-
фессиональных ценностей и ценностных ориентаций российских учителей с учетом их педа-
гогического стажа (на примере Республики Татарстан). Ведущими подходами к исследованию
данной проблемы являются аксиологический и компетентностный подходы. Они обеспечи-
вают целостность изучения в диалектическом единстве социальных, профессиональных и
личностных ценностей педагога. В статье представлены результаты сравнительного анализа
иерархии социально-профессиональных ценностей российских педагогов, имеющих различ-
ный педагогический стаж (от 0 до 5 лет, от 6 до 20 лет и свыше 20 лет); динамики проявления
их ценностных ориентаций в восприятии социального и познавательного смысла новых об-
разовательных функций; выявлены системообразующие ценности и ценностные ориентации
в инвариантных моделях системы ценностей педагогов с различным педагогическим стажем.
Полученные результаты исследования позволяют определить перспективные направления
подготовки и переподготовки высококвалифицированных учительских кадров с учётом зна-
чимости их социально-профессиональных ценностей и качеств.
Модель формирования рискологической компетенции будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности страницы
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в подготовке будущего учи-
теля к инновационной деятельности, сопряженной многочисленными рисками, и недоста-
точной разработанностью теоретических, научно-методических и содержательно-процессу-
альных аспектов формирования его профессиональной готовности к освоению, внедрению
и распространению педагогических новшеств в учебно-воспитательный процесс общеоб-
разовательной школы. Цель статьи – разработка модели формирования рискологической
компетенции будущего учителя в контексте его подготовки к инновационной деятельности.
Ведущим методом исследования рассматриваемой проблемы является моделирование, спо-
собствующее обеспечению формирования устойчивой профессиональной направленности
студентов на развитие педагогического творчества, поиск нестандартных решений и ответс-
твенности за них. В статье представлена модель формирования рискологической компетен-
ции будущего учителя, которая носит когнитивно-ценностно-деятельностный характер и
состоит из взаимосвязанных целевого, содержательного, процессуального, результативного
компонентов; выявлены их особенности; обоснованы концептуальные положения внедре-
ния данной модели. Модель формирования рискологической компетенции будущего учи-
теля направлена на повышение эффективности профессиональной подготовки студентов к
инновационной деятельности и ориентирована на формирование личной устремленности
будущих учителей применять знания, умения, навыки, опыт внедрения педагогических ин-
новаций и профилактики педагогических рисков в процессе решения педагогических задач.
Как стать учителем в Соединенном Королевстве в 21 веке страницы
данной статье я исследую, как курс развития педагогического образования менялся под
влиянием политических вмешательств. Основной фокус статьи – Соединенное Королевство,
но я также отстаиваю позицию, что данный подход к педагогическому образованию, как к
«вопросу политики», является глобальным феноменом. При этом рассмотрение контекста
Соединенного Королевства подразумевает четкую дифференциацию разных его частей, пос-
кольку, невзирая на влияние глобализации, между четырьмя различными административно-
политическими частями страны существуют определенные расхождения в подходах к педа-
гогическому образованию. Опираясь на последние достижения в «клинической практике» в
области педагогического образования, я отстаиваю важность исследовательско-ориентиро-
ванного подхода к педагогическому образованию.
Выбор профессии учителя: обзор начального этапа подготовки учителей страницы
Статья рассматривает стадию перехода ученика школы в статус студента. Этот этап пред-
полагает выбор профессионального направления и для многих учеников, возможно, это –
первое осознанное и ответственное решение в жизни и, оно включает ответы на вопросы:
«Кем я хочу стать?», «Какая профессия является моим призванием?». Переход из школы в
университет включает и другие сомнения: «Как организовать дальнейшую жизнь?», «Что
важно для меня?». В это же время имеющийся у человека жизненный опыт, предпочтения
должны гармонично вписаться в новый этап. На этот переходный период влияют события,
произошедшее в прошлом, условия, в которых развивалась личность. В данном контексте
немногие способны легко справится с проблемами данного периода или избежать их. Этот
непростой контекст является причиной разнообразия реакций и способов реагирования на
вызовы переходного периода.
Профессиональная подготовка учителей в Германии страницы
Изменения, происходящие в глобальном мире стимулируют появление новых концепций
подготовки учителей с начала 21 века. На сегодняшний день обсуждаются следующие аспек-
ты: 1) Реформа необходима по причине изменения учебных планов и структуры обучения,
а также в связи с необходимостью развития профессиональной подготовки учителей как
части Болонского процесса; 2) во-вторых, значительный объем социально-демографических
трансформаций сдвигает фокус внимания на собственные нужды и потребности учителя в
изменяющемся в мире в контексте нехватки всех видов ресурсов. В статье рассматриваются
основные изменения и этапы развития профессионального образования учителей в Герма-
нии и Европе согласно следующим критериям: 1) университетские и другие образовательные
центры подготовки учителей в Германии; 2) усовершенствование учебного плана и дидакти-
ческих подходов в образовании учителей; 3) требования к компетенциям в процессе подго-
товки учителей.
Отношение словенских учителей к инклюзивному образованию в сравнении с результатами исследований других стран страницы
Включение детей с особенностями развития в пространство начальных классов общеобразо-
вательных школ бросает вызов учителям. Обзор опубликованных в течение последних трид-
цати лет научных статей на тему отношения учителей к инклюзии показал, что эффектив-
ность реализации инклюзии во многом зависит от отношения к ней учителей. Кроме того, в
ходе обзора литературы было обнаружено, что отношение учителей к инклюзии связно с их
полом, профессиональным стажем в области специального образования, с их квалификацией
и с разновидностью конкретно взятых особенностей развития. В рамках данного исследова-
ния был проведен опрос в 2013 году, в котором приняли участие учителя младших классов
словенских школ (репрезентативная выборка), в каждом классе которых был хотя бы один
ученик с особенностями в развитии. Результаты опроса показывают нейтральное отноше-
ние учителей к инклюзии. Учителя считают, что они недостаточно квалифицированы, чтобы
учить детей с особенностями в развитии, что в связи с этим им хотелось бы пройти соот-
ветствующие курсы повышения квалификации. Они в особенности заинтересованы и по-
ложительно настроены по отношению к инклюзии детей со специфическими нарушениями
познавательной деятельности, детей с хроническими заболеваниями и детей с нарушениями
речи. При этом учителя наименее положительно настроены по отношению к инклюзии детей
с задержками психического развития. Учителя нейтрально относятся к использованию ИКТ
в специальном образовании, а также считают, что использование ИКТ скорее способствует
когнитивному развитию детей, нежели их социальному развитию. Вместе с этим учителя не
считают себя достаточно компетентными, чтобы эффективно работать с ИКТ и специаль-
ными вспомогательными технологиями. Полученные результаты не выявили связи между
отношением учителей к инклюзии и их полом, профессиональным стажем, опытом работы с
детьми с задержками в развитии, а также не показали, что мнение о собственной компетент-
ности сказывается на отношении. Полученные результаты рассматриваются в соотношении
со схожими исследованиями, проведенными в других странах.
Образование и саморазвитие 2016 11(49)
Это полный журнал Выпуск 49 со всеми статьями и содержание страниц.
Содержание
Спела Багон, Андрея Истенич Старчич.
Отношение словенских учителей к инклюзивному образованию в сравнении с результатами исследований других стран страницы 6-27
Марианна Фризе.
Профессиональная подготовка учителей в Германии страницы 28-35
Сабине Машке, Людвиг Штехер.
Выбор профессии учителя: обзор начального этапа подготовки учителей страницы 36-44
Иен Ментер.
Как стать учителем в Соединенном Королевстве в 21 веке страницы 45-52
Наиля Н. Асхадуллина.
Модель формирования рискологической компетенции будущего учителя
в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности страницы 53-64
Альбина Р. Дроздикова-Зарипова, Наталья Н. Калацкая.
Социально-профессиональные ценности российских педагогов с различным педагогическим стажем страницы 65-76
Рамиль Ф. Сулейманов, Муршида М. Хадиуллина.
Роль музыкально-эстетического образования в развитии личности дошкольника страницы 77-90
Content
Spela Bagon, Andreja Istenic Starcic.
Attitudes towards inclusion by Slovenian teachers in the context of findings from other countries pp6-27
Marianne Friese.
Vocational Teacher Training in Germany pp28-35
Sabine Maschke, Ludwig Stecher.
Why become a teacher? Considerations on the initial study phase in teacher training pp36-44
Ian Menter.
Becoming a teacher in the United Kingdom in the 21st century pp45-52
Nailya N. Askhadullina.
The model of a future teacher’s risk-recognizing competency formation in the process of preparation for innovative educational activities pp53-64
Albina R. Drozdikova-Zaripova, Natalya N. Kalatskaya.
Social and professional values of Russian teachers having various pedagogical experience pp65-76
Ramil F. Suleymanov, Murshida M. Hadiullina.
The role of musical-aesthetic education in personality development preschool pp77-90
Образование и саморазвитие 2016 № 48
Это полный журнал Выпуск 48 со всеми статьями и содержание страниц.
Содержание
Айдар Минимансурович Калимуллин, Валерьян Фаритович Габдулхаков
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ страницы 3-19
Регина Геннадьевна Сахиева, Вера Константиновна Власова
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ страницы 20-30
Резеда Мунировна Хусаинова, Павел Николаевич Афанасьев, Наталья Николаевна Новик, Светлана Евгеньевна Чиркина, Миляуша Ренатовна Хайрутдинова, Валентина Анатольевна Самсонова, Ольга Геннадьевна Лопухова
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ страницы 31-49
Валерьян Фаритович Габдулхаков, Рашида Габдельбакиевна Габдрахманова, Рамис Рафагатович Насибуллов, Гузель Ильдаровна Гарнаева, Кадрия Бариевна Шакирова, Ляйля Усмановна Мавлюдова
РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИУЧИТЕЛЯ В КАЗАНСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ страницы 50-66
Елена Владимировна Лапина, Светлана Витальевна Маркова, Владимир Николаевич Мезинов
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ САЕ страницы 67-74
Валерьян Фаритович Габдулхаков, Эльвира Габдельбаровна Галимова, Ольга Владимировна Яшина
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ САЕ страницы 75-90
Надежда Петровна Ячина, Евгения Олеговна Шишова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ страницы 91-98
Зульфия Фирдинатовна Юсупова, Эльвира Фирдавильевна Нагуманова, Карина Муратовна Дуллиева
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И КЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ФИЛОЛОГОВ страницы 99-103
Наталья Дмитриевна Колетвинова, Сеимбика Усмановна Бичурина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕЧЕВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ: ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ страницы 104-113
Алексей Михайлович Захарчук
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ САЕ страницы 114-120
Contents
Aydar Minimansurovich Kalimullin, Valerian Faritovich Gabdulchakov
The model of teacher education as a form of implementation of the Strategic Academic Unit pp121-122
Regina G. Sakhieva, Vera K. Vlasova
The new organizational structure of the Master’s programme in teacher education: formulation of the problem and further strategic guidelines pp123-125
Rezeda M. Khusainova, Pavel N. Afanasyev, Natalya N. Novik, Svetlana E. Chirkina, Milyausha R. Hajrutdinova, Valentina A. Samsonova, Olga G. Lopukhova
Developing a model of professional training in the discipline «Teacher education» at the Federal University p126-128
Valerian Faritovich Gabdulchakov, Rashida Gabdelbakievna Gabdrakhmanova, Ramis Rafagatovich Nasibullov, Guzel Ildarovna Garnayeva, Kadria Barievna Shakirova, Layla Usmanovna Mavludova
Distributed model of teachers education at Kazan federal university pp129-130
Elena Lapina, Svetlana V. Markova, Vladimir Mezinov
Personal maturity of the teacher in the conditions of CAE implementation pp131-132
Valerian Faritovich Gabdulchakov, Elvira Gabdelbarovna Galimova, Olga Vladimirovna Yashina
The use of problem-based technologies in multicultural education of future teachers pp133-135
Nadezhda P. Yachina, Eugene O. Shishova
Forming general cultural competences of future teacher in the conditions of implementation of innovative model of teacher education pp136-138
Zulfiya Firdinatovna Yusupova, Elvira Firdavilevna Nagumanova, Karina Muratovna Dullieva
Integration of pedagogical and classical philological education in preparing future teachers of philology pp139-140
Natal’ya Dmitrievna Koletvinova, Seimbika Usmanovna Bichurina
Pedagogical Speech Studies in professional training of students: technology, methods, means of practice-based learning pp141-142
Zakharchuk Аleksey Mikhailovich
Formation of professional competence of the future teacher of music pp143-144
Формирование профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта в условиях реализации САЕ
На фоне происходящих в современном мире процессов глобализации, технократического развития общества особое значение приобретают гуманистические тенденции, ориентированные на развитие духовной, высоконравственной, поликультурной личности специалиста. Актуальность работы состоит в необходимости повышения эффективности музыкального образования, направленного на подготовку творчески активной личности педагога способной к профессиональной музыкальной деятельности в современных социокультурных условиях. Поиск новых подходов способствует максимальному взаимодействию музыкального искусства и педагогического образования, обеспечивает гармоничное сочетание общей и профессиональной (музыкально-теоретической и исполнительской) подготовки, интенсифицирует личностно-профессиональное становление педагога. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста как результат деятельности системы музыкально-педагогического образования является важной проблемой современной педагогической науки и практики и затрагивает не только содержание, но и формы, методы, средства обучения, рефлексию педагогической деятельности. В статье рассматриваются характерные особенности профессиональных компетенций; анализируются существующие подходы к определению данного понятия, как единства практической и теоретической готовности личности к профессиональной деятельности; структурированы профессиональные компетенции будущего педагога-музыканта, включающие личностные, метапредметные, предметные, профессионально-коммуникативные, информационные компетенции; определены оптимальные условия подготовки специалистов в области музыкального искусства к профессиональной деятельности, такие как аксиологическая концепция воспитания личности, использование метапредметных связей, осуществление перманентной рефлексии деятельности, проектирование педагогического процесса; создание культурно-образовательной среды, использование современных информационных образовательных технологий при подготовке будущих специалистов.
Интеграция педагогического и классического филологического образования при подготовке будущих учителей-филологов
Интеграция классического университетского и педагогического образования в Казанском федеральном университете осуществляется в рамках Стратегической академической единицы (САЕ) «Учитель ХХI века» в условиях современного высшего образования в контексте перспективных направлений и ключевых моментов в решении вопроса подготовки будущих учителей для современной школы. Интеграция в области подготовки филологических кадров позволит, с одной стороны, усилить фундаментальный характер предметной подготовки будущих учителей русского, татарского, иностранных языков, литературы, а с другой стороны, усилить педагогическую направленность подготовки филологов. Педагогическое образование является важной составляющей образовательной политики любого государства и отличается высокой степенью гибкости и доступности. Цель статьи – показать положительные стороны интеграции педагогического и классического университетского образования на примере опыта совместной деятельности двух институтов Казанском федеральном университете – Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого и Института психологии и образования; выявить возможности улучшения подготовки педагогических кадров в университете. Ведущий метод – описательный, также применена проективная методика исследования. Мы пришли к выводу, что существует несколько траекторий подготовки будущих учителей, соответствующих требованиям Профессионального стандарта педагога, новому Федеральному государственному образовательному стандарту для основной школы, которые можно успешно реализовать в высшей школе. Первая траектория – более углубленный вариант подготовки педагогов – обучение в магистратуре по направлению «Педагогическое образование.
Филологическое образование», реализуемой совместно с Институтом психологии и образования. Такой образовательный маршрут позволяет гармонически сочетать практическую профессиональную направленность с фундаментальностью и научной основательностью подготовки педагогов. Вторая траектория – предоставление возможности обучения бакалавра одновременно с основным образованием по программе дополнительной переподготовки в течение 2 лет, для того чтобы выпускники могли получить серьезную психолого-педагогическую и методическую подготовку по будущей профессии. Считаем, что интеграция классического университетского и педагогического образования в Казанском федеральном университете в области подготовки филологических кадров способствует: оптимизации сроков подготовки педагогических кадров; повышению качества подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями Федерального образовательного государственного стандарта и профессионального стандарта «Педагог»; повышению профессиональной компетентности педагогических кадров образования в соответствии с требованиями модернизации отечественного образования; повышению качества образования в образовательных организациях региона, росту конкурентоспособности выпускников. Наше исследование представляет интерес для всех, кто занимается проблемами подготовки и переподготовки будущих учителей.
Формирование общекультурных компетенций будущего учителя в условиях реализации инновационной модели педагогического образования
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена переходом вузов на ФГОС ВПО, что позволяет расширить академические свободы образовательных учреждений и осуществлять профессиональную подготовку на основе инновационных образовательных программ (по целям, содержанию, организационным формам и технологиям).
С целью повышения качества подготовки выпускников университета, формирования новой модели учителя – учителя XXI века, учителя, мобильного, креативного, способного использовать самые современные образовательные технологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет включился в процесс разработки проекта САЕ, разработки и внедрения профессиональных стандартов, основанных на Европейской и Национальной рамках квалификаций. Концептуальное ядро модели учителя нового типа составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования, квалификационно ориентируемым согласно требованиям различных групп потребителей (человек, работодатель, государство, общество). Модель строится на принципах вариативности, модульности, мобильности, единства, преемственности, технологичности и включает разные траектории подготовки учителей: вариативную траекторию, распределенную траекторию, переподготовку бакалавров предметной подготовки, переподготовку педагогов на другую дисциплину, центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, педагогическую интернатуру, педагогическую магистратуру. Формирование общекультурных компетенций в этой модели должно занимать приоритетное место, так как их значимость в процессе становления учителя нового типа связана с тем, что именно общекультурные компетенции создают гармонию внутреннего мира и отношения с социумом и могут рассматриваться как основа для формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Анализ ФГОС ВПО (ФГОС3+ ВПО), теории и практики профессиональной подготовки бакалавров, позволил установить, что формирование общекультурных компетенций будущих педагогов предусмотрено, но большой набор компетенций затрудняет выделить рамочные компетенции как это предусмотрено Европейской системой образования. Важнейшая задача перед системой высшего образования в сфере подготовки учителей новой формации состоит в необходимости определения теоретико-методологических основ для формирования общекультурных компетенций бакалавров в условиях модернизации педагогического образования.
Технологизация поликультурной подготовки будущих учителей в условиях реализации САЕ
Реализация Стратегической академической единицы предполагает проектирование эффективной технологии обучения. Эта технология должна соответствовать условиям поликультурной среды. В связи с этим цель исследования, представленного в статье, – определить оптимальный алгоритмиспользования педагогических технологий в условиях поликультурного образования. Ведущим методом в исследовании проблемы является проектный, позволяющий сгруппировать комплекс активных методов и выявить оптимальный алгоритм (курикуллум) использования проблемно-ориентированных технологий. В результате исследования различных комбинаций (алгоритмов) использования таких технологий было установлено, что оптимальность (эффективность, результативность) поликультурного образования в вузедостигается на уровне преподавания – движением от технологии коммуникативного ядра к технологии критического мышления, далее к технологии анализа ситуаций, модульного обучения, проективной технологии, проблемного обучения и технологии модерации, в конце – экспертный проблемный семинар;на уровне учения –движением от осмысления проблемы, определения вариантов решения проблемы, отбора аргументации до обсуждения способов решения проблемы и подведения итогов на экспертном проблемном семинаре.Материалы статьи могут быть полезными для преподавателей педагогических вузов.