Ряд международных сравнительных исследований в образовании проводится циклами раз
в 3-5 лет. Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS прово-
дится раз в 5 лет. При рассмотрении данных только одного цикла представляется затруд-
нительным объяснить различия в уровне достижений между странами. Но также возможно
рассмотрение двух (или более) циклов и анализ изменений во времени для каждой из стран-
участниц. В таком случае рассматривается динамика по странам за определенный период, и
данный лонгитюдный подход позволяет делать каузальные выводы относительно эффектов
характеристик образовательных систем.
В данной статье рассмотрены эффекты учебного времени (изучение языка и чтение) и уров-
ня профессионального развития учителей на понимание прочитанного в 4-х классах. Так-
же изучен эффект изменения среднего возраста учащихся. При учете эффектов возраста и
обучения сформирован немного другой рейтинг стран по результатам исследования PIRLS.
Использован подход «разность разностей» с корреляционными матрицами. Один из выводов
заключается в выявлении эффекта профессионального развития учителей на уровень образо-
вательных результатов учащихся.
Статьи журнала
Архитектура Электронноего Портфолио, Ориетированная на Образовательную Поддержку в Рамках Разработки Проектов
Электронное портфолио, в основе которого лежат методы самооценки, самоанализа и само-
контроля, считается важным инструментом в создании личностно-ориентированной среды
в сфере высшего образования. В настоящей работе описан механизм разработки системы е-
портфолио, которая используется в качестве ценной базы продуктов обучения. Данная сис-
тема позволяет преподавателям следить за прогрессом педагогов дошкольного образования,
предоставлять обратную связь и развивать их навыки самооценки, самоанализа и самокон-
троля благодаря краткосрочной программе обучения, которую специалисты кафедры до-
школьного образования в университете Вэньчжоу используют в качестве комплексной меры
для определения уровня профессионализма и компетентности воспитателей. Результаты ис-
следования показали, что после прохождения курса обучения педагоги дошкольных учреж-
дений успешно выполняют практические задания, связанные с е-портфолио. Анализ данных
выявил, что преподаватели способствуют повышению квалификации дошкольных учителей,
мотивируя их на успешное завершение программы, уделяя особое внимание сплоченности
группы и положительным моментам в процессе обучения.
Саморазвитие в старости против вызовов информационного общества: Польско-болгарско-португальская перспектива
Данная статья приводит результаты исследования по диагностированию уровня интереса
пожилых людей в освоении цифровых навыков, а также представляет попытки установить,
есть ли у них желание развиваться в этом направлении, как они определяют себя в информа-
ционном обществе. Сравнительное исследование было проведено в 2017-2019 годах как часть
международного проекта Erasmus+ Adult Education «Silver Civic Education» (2017-1-PL01-
KA204-038695). Были вовлечены пожилые люди из трех стран-партнеров: Польша, Португа-
лия, Болгария. В результате, были исследованы как общие ожидания пожилых людей, так и
специфические сложности в каждой стране. Пожилые люди – это достаточно неоднородная
группа. Им нужно дополнительное обучение, особенно в сфере новых технологий. Такая
поддержка может помочь развить их любознательность, стремление к самосовершенствованию,
и как результат, улучшить качество их жизни.
Интегративное бинарное занятие как пример инновационных образовательных технологий, реализуемых в высшей школе
В данной статье авторами осуществляется теоретико-методологическое обоснование введе-
ния в оборот термина «интегративное бинарное занятие». Бинарные занятия рассматривают-
ся как вид инновационных образовательных технологий в условиях реализации компетент-
ностного подхода.
В работе представлен теоретический анализ научных источников по теме исследования.
На основе анализа научных данных отечественных и зарубежных учёных о форме и содер-
жании бинарного занятия авторами приводится классификация типов бинарных занятий,
включающая в себя проблемное бинарное занятие, междисциплинарное бинарное занятие в
форме проекта, активное бинарное занятие. Изучение имеющихся представлений о понятии,
структуре и способах реализации бинарных занятий и результатов апробации авторских би-
нарных занятий, ранее обозначенных как «бинарное практическое занятие», выявило слож-
ности определения данной технологии. В связи с этим в статье предложено и обосновано
введение понятия «интегративное бинарное занятие», определяемое как образовательная
технология, которая предполагает систематическое и последовательное применение междис-
циплинарного комплекса учебных занятий и реализуется в активной форме, которая разра-
батывается и проводится командой преподавателей в объединенной группе, состоящей из
студентов разных профилей и направлений обучения.
Взаимосвязь социально-психологической безопасности и эффективности обучения в контексте анализа образовательной среды муниципальных территориальных единиц
Целью представленной статьи является изучение на основе средового подхода взаимосвязи
двух важнейших параметров современной образовательной системы: эффективности обуче-
ния и социально-психологической безопасности. В теоретической части статьи проанали-
зировано понятие «психологическая безопасность» в контексте современных зарубежных
и отечественных концепций. Эмпирическое исследование построено на основе данных со-
циально-психологического мониторинга 2016 года, полученных с помощью методического
комплекса по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающих-
ся в потребление наркотиков (Ю. П. Зинченко, А. Ш. Тхостов) и на основе обнародованных
данных образовательного рейтинга муниципальных территориальных единиц. В исследова-
нии приняло участие 107 289 учащихся общеобразовательных организаций в возрасте от 12
до 16 лет, эмпирические данные по которым были проанализированы в соотнесении с 45
изучаемыми территориальными единицами, обладающими автономными социально-эко-
номическими, географическими, образовательными характеристиками. В качестве методов
статистического анализа применялись корреляционный анализ, сравнительный анализ с ис-
пользованием критерия U Манна-Уитни. Достоверные различия по доле учащихся группы
риска 12-13 лет на территориях с высоким и низким образовательным рейтингом определя-
ют ключевой вывод исследования о взаимосвязи рисков асоциального поведения учащихся
как индикатора психологической безопасности образовательной среды с высоким образова-
тельным рейтингом территориальных единиц.
Становление и развитие академической мобильности обучающихся Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в образовательном пространстве Российской Федерации
Предметом исследования является становление и развитие академической мобильности обу-
чающихся в образовательном пространстве Российской Федерации на примере Крымского
федерального университета им. В.И. Вернадского. Системно исследуются теоретико-методо-
логические основы становления и формирования академической мобильности обучающих-
ся, в результате чего сгруппированы критерии ее развития. На основе комплексного анализа
сгруппированы и систематизированы виды академической мобильности по шести ключевым
критериям (географическая направленность, продолжительность действия, характер реали-
зации, планируемый результат, форма реализации, способ организации). На базе эмпири-
ческих данных реализации сетевых образовательных программ выявлены положительные и
негативные факторы развития академической мобильности обучающихся Крымского феде-
рального университета им. В.И. Вернадского.
С помощью экспертной оценки и на основе метода многомерного парного шкалирования
предложено ранжирование ключевых проблем развития академической мобильности обу-
чающихся КФУ им. В.И. Вернадского. Полученные данные позволили предложить пер-
воочередные и второстепенные направления поддержки и инструменты академической
мобильности вуза. Доказывается важность и потенциальная эффективность развития акаде-
мической мобильности обучающихся для дальнейшей интеграции системы высшего образо-
вания Крымского региона в единое образовательное пространство Российской Федерации.
Результаты исследования могут стать основой совершенствования образовательной полити-
ки КФУ им. В.И. Вернадского.
Эффективность учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха и технология ее оценки
Современная система специального образования в Республике Казахстан претерпевает су-
щественные изменения. Следуя мировой практике обеспечения равного доступа к образова-
нию, школы для детей с нарушениями слуха осуществляют переход на учебные программы
обновленного содержания, тематика и требования которых приравнены к обычным школам.
Их успешное освоение неслышащими и слабослышащими детьми требует качественных
преобразований в формах и методах педагогического воздействия на обучающихся. Однако
определить эффективность учебного процесса традиционными методами в данном случае
затруднительно, так как возникает необходимость реализации коррекционного компонента
в новых условиях. В данной статье авторы раскрывают понятие эффективности обучения в
рамках школы для детей с нарушениями слуха. Определяется ряд качественных показателей,
влияющих на учебный процесс детей с особыми образовательными потребностями, в том
числе обосновывается необходимость использования современных информационных техно-
логий. Предлагается разработанная математическая модель оценки педагогической эффек-
тивности в специальной школе, описывается технология ее применения, для подтверждения
функциональности представляются результаты апробации.
Актуализация проблемы подготовки учителя к деятельности по развитию социального интеллекта школьников
Активно растущий интерес ученых к вопросу социализации личности обусловлен главной
особенностью современного мира – его высокой динамичностью и стремлением к внедрению
современных технологий. Чрезмерное включение новейших технологий в жизнь нарушает
культурные и духовные устои личности, ведет к сокращению непосредственного живого об-
щения, при этом теряется способность полноценного взаимодействия, культуры общения.
Наиболее сильно подвергается негативному влиянию социально-коммуникативное развитие
детей: появляются проблемы в коммуникации, обнаруживается дефицит речевой культуры,
отсутствие воспитанности во взаимоотношениях, что сказывается на результатах образова-
ния. Авторы ставят своей целью осуществление теоретического анализа особенностей разви-
тия социального интеллекта школьников, выявление субъективных и объективных обстоя-
тельств и социально-педагогических условий формирования готовности педагога в системе
дополнительного профессионального образования к деятельности по развитию социального
интеллекта школьников.
Образование и Саморазвитие Том 14 Выпуск 1 Содержание
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие Volume 14(1)
Ник Рашби
От редактора: Все новое – это хорошо забытое старое! 8
Втягивание 10
Найджел Фанкорт
Дети, находящиеся на попечении государства: внедрение теории привязанности в школы 11
Шалини Диксит
Организация саморефлексии: результаты мастер-классов по саморазвитию в рамках программы педагогического образования 20
Мурат Чошанов, М. Круз Куинонез, Елена Ибрагимова, Лилиана Шакирова, Кадрия Шакирова
Предметно-тематические знания учителей математики средней школы в США и России 31
Миляуша В. Габдулхакова
Соотношение толерантности к неопределённости, мотивации к успеху, мировосприятия и тревожности у студентов мужского и женского пола в высших учебных заведениях г. Казани 45
Инна И. Голованова, Надежда В. Телегина, Ольга И. Донецкая
Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформированности компетенций 57
Анатолий Каспржак, Анна Кобцева, Маргарита Шишкина
Педагогическое лидерство как инструмент управления школой и объект измерения 68
Инна В. Кротова, Анна И. Ахметзянова
Психологическая модель готовности к профессионально-акмеологическому развитию специалиста-дефектолога 80
Людмила Александровна Мосунова, Елена Васильевна Динер, Юлия Вячеславовна Булдакова и Светлана Николаевна Русских
Развитие интереса к филологическому знанию в социокультурной среде региона 95
От редактора: Все новое – это хорошо забытое старое!
Я был шокирован событием, которое произошло в прошлом месяце. Сорок
лет назад я написал книгу под названием «Вводный курс по применению ЭВМ в
образовании», а недавно со мной связалось издательство, которое сообщило, что
хочет переиздать мое пособие в его первоначальном виде в рамках программы по
возрождению некоторых знаменательных, по их мнению, книг. Свое желание изда-
тельский дом объяснил тем, что данные работы «прекрасно отражают дух времени,
в котором они были опубликованы». Современные библиотеки, не испытывающие
особых финансовых трудностей, могут расширить свой библиотечный фонд благо-
даря книгам, которые на протяжении 50 лет по разным политическим или эконо-
мическим причинам не были в широком доступе.
Дети, находящиеся на попечении государства: внедрение теории привязанности в школы
Образовательный потенциал многих детей, находящихся под опекой государства в домах-
интернатах, а также приемных и усыновленных детей не раскрыт. Одним из возможных фак-
торов, влияющих на плохую успеваемость таких детей, является то, что школы не решают
проблемы неуверенности и нестабильности у таких детей. Теория привязанности (attachment
theory) была адаптирована в разных образовательных районах, регулируемых местными ор-
ганами власти в Англии, и данная статья представляет результаты исследования подобной
подготовки с использованием смешанных методов. Статья также теоретически разрабатыва-
ет вопрос вовлечения школ в исследовательские процессы. Наши результаты продемонстри-
ровали, что разработанная программа оказала значительное влияние на преподавательский
состав и их понимание теории привязанности. Учителя и другие сотрудники школы проком-
ментировали значение программы в позитивном ключе, но общий уровень влияние програм-
мы на образовательные результаты детей было сложно замерить в количественных показа-
телях. Однако качественные показатели демонстрируют, что общий уровень благополучия
детей повысился. Усилия руководящей команды, поддержка и ресурсы сыграли важную роль
в процессе организации образовательных мер, и были выявлены разные структурные воп-
росы. В статье обсуждаются возможности и последствия внедрения теории привязанности
в различных школах.
Организация саморефлексии: результаты мастер-классов по саморазвитию в рамках программы педагогического образования
Сегодня рефлексивные методики активно внедряются в педагогическое образование и в раз-
вивающиеся практики по всему миру. Принимая во внимание, что рефлексивные практики
берут свою основу в психологии, ученые соглашаются, что студентам – будущим педагогам –
должна быть доступна возможность самообучения, основанная на рефлексии и восприятии
новых идей. В то же время, саморазвитие – это субъективный концепт, и поэтому отсутству-
ют общепринятые методы, которые бы обучали учителей рефлексивной методике, ведущей
к саморазвитию. Мастер-классы, направленные на поощрение саморазвития, были недавно
внедрены в программу педагогической подготовки в Индии. Данная статья оценивает эф-
фективность таких мастер-классов в педагогическом процессе. При анализе полученных ре-
зультатов, основанных на подходе Карла Роджерса, был отмечен внутриличностный и меж-
личностный рост участников.
Предметно-тематические знания учителей математики средней школы в США и России
Данное исследование проводилось в США и в России и сравнивало знания учителей по ма-
тематике на уровне средней школы. Всего восемь учителей из США и восемь учителей из
России были выбраны с помощью детерминированной выборки. Педагоги заполняли опрос,
состоящий из вопросов с несколькими вариантами ответа. Этот опрос был создан для выяв-
ления объема знаний преподавателей с использованием категории когнитивных процессов
(знание, применение и рассуждение). Дополнительно с учителями проводилось интервью на
тему деления дробей, чтобы определить их понимание и объем знаний. Для анализа качест-
венных данных мы кодировали основные идеи, а также проводили лингвистический анализ
высказываний педагогов.
Анализ данных показал, что существует четкая зависимость между объемом знаний и ког-
нитивными способностями учителей из этих стран. Результаты основаны на суждениях пе-
дагогов и на формулировках, использованных при ответах на вопросы про деление дробей.
В итоге можно предположить, что знания учителей зависят от учебного плана и социально-
культурных особенностей изучения и преподавания математики.
Результаты исследования вносят вклад главным образом в развитие межнациональных ис-
следований и в меньшей степени в область математических знаний педагогов. На приме-
рах России и США осуществляется детальное осмысление проблем, связанных со знаниями
учителя, потенциально акцентируется внимание на пересмотре методик профессиональной
и педагогической подготовки учителя.
Соотношение толерантности к неопределённости, мотивации к успеху, мировосприятия и тревожности у студентов мужского и женского пола в высших учебных заведениях г. Казани
В статье приводится описание актуальности изучения и исследования толерантности к не-
определенности как важнейшего механизма для эффективного функционирования чело-
века в повседневной, учебной и профессиональной деятельности. Представлены данные о
выраженности толерантности/интолерантности к неопределенности, мотивации к успеху,
мировосприятия и тревожности у студентов мужского и женского пола высших учебных
заведений г. Казани. Также показаны взаимосвязи между указанными психологическими
параметрами. Цель исследования –выявить выраженность и взаимосвязи между толерант-
ностью к неопределенности, тревожностью, мотивацией к успеху, мировосприятием у сту-
дентов мужского и женского пола высших учебных заведений. В исследовании использован
метод тестирования. Обнаружены психологические различия между студентами мужского и
женского пола по показателям тревожности, мотивации к достижению успеха, убеждения в
доброте Мира. Выявлено, что у представителей мужского и женского пола преобладает инто-
лерантность к неопределенности над толерантностью. Показаны источники интолерантнос-
ти неопределенности. Также выявлены взаимосвязи интолерантности к неопределенности
с мотивацией к достижению успеха (у представителей мужского пола). У испытуемых жен-
ского пола, напротив, мотивация к достижению успеха напрямую связана с особенностями
мировосприятия. При этом тревожность у студентов обеих исследуемых групп остается на
низком уровне. Незначительное повышение уровня тревожности у студентов женского пола
сопровождается снижением уровня самоценности. Результаты данного исследования могут
быть использованы в целях создания модели личностных особенностей саморегуляции учеб-
ной деятельности, тренингов.
Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформированности компетенций
В настоящее время, в условиях модернизации педагогического образования, система профес-
сиональной подготовки педагога сконцентрирована на изменении подходов к организации
практической составляющей. Компетентностный подход предполагает оценку образова-
тельных результатов с точки зрения развития компетенций. Целью данной статьи является
определение уровней сформированности компетенций студентов-будущих педагогов для
выявления основных компетентностных составляющих дальнейшего профессионального
развития. Ведущим методом в исследовании данной проблемы стала оценка 132 отчетных
работ магистрантов по итогам прохождения педагогической практики. Анализ и системати-
зация образовательных результатов обучающихся позволили определить проблемные зоны
в сформированности компетенций будущих педагогов. В статье представлена разработанная
авторами система оценки компетенций, формируемых у магистрантов во время педагогичес-
кой практики. Представленные в статье материалы позволяют совершенствовать основные
профессиональные образовательные программы, вносить изменения как в структуру самого
модуля, так и в порядок освоения модулей.
Педагогическое лидерство как ресурс развития системы образования и объект измерения
В статье рассматривается инструмент оценки педагогического лидерства – опросник Ф. Хал-
лингера. Многочисленные международные исследования показывают, что директор и его
управленческая команда, определяя образовательную стратегию школы, содействуют ее не-
прерывному и устойчивому развитию, обеспечивают высокие образовательные результаты
учащихся. В связи с этим целью исследования являлось обоснование возможности использо-
вания данного диагностического инструмента в работе директора. В статье оказана объектив-
ность полученных результатов, их полнота, удобство применения инструмента. Представле-
ны кейсы, полученные в результате применения инструмента и их обсуждения с экспертами.
Психологическая модель готовности к профессионально-акмеологическому развитию специалиста-дефектолога
В данном исследовании авторский подход исходит из предположения о том, что профессио-
нальная компетентность специалиста, работающего с лицами с ограниченными возможнос-
тями здоровья, базируется на психологической готовности как интегральном личностном
качестве специалиста помогающих профессий, которые напрямую связаны с готовностью
субъекта профессиональной деятельности к профессионально-акмеологическому развитию.
В частности, специалист-дефектолог должен, во-первых, обладать психологической готов-
ностью к работе в условиях отсутствия готовых алгоритмов по оказанию помощи; во-вто-
рых, уметь прогнозировать в условиях дефицита информации из-за высокой степени диф-
ференциаций психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья;
в-третьих, постоянно аккумулировать наблюдения и использовать увеличившийся объем
информации с целью его оптимальной адаптации и развития, как главного критерия эффек-
тивности коррекционно-педагогического процесса.
В качестве экспериментальной группы эмпирического исследования выступили дефектоло-
ги-слушатели курсов повышения квалификации, как группа специалистов, принявших реше-
ние о необходимости освоения дополнительного образовательного пространства.
Исследование проводилось с использованием психодиагностических инструментов: валид-
ных и надежных опросников, компьютерной программы для статистической обработки дан-
ных SPSS. Интерпретация данных проводилась согласно их соответствию N (0.1) и высокому
уровню достоверности: р≤0.001*** и р≤0.01**.
Таким образом, в рамках психологической модели готовности были определены потенциаль-
ные факторы расширения зоны профессиональной компетентности дефектолога, такие как
«самоуважение» и «адаптивность», и системообразующий показатель с высокой факторной
нагрузкой (из блока мотивационных личностных характеристик психологической готовнос-
ти) – «мотивация достижения успеха».
Развитие интереса к филологическому знанию в социокультурной среде региона
Проблема развития при помощи культурно-просветительских проектов интереса к фило-
логическим знаниям как базовой ценности актуальна, так как образование сегодня уже не
является замкнутой сферой. Разработка концепции такой формы просветительского досуга
и исследование её эффективности обусловлены потребностью в обновлении путей и средств
пополнения речевых, риторических, историко-литературных и историко-культурных зна-
ний, составляющих комплекс филологического знания. На основе комплексного примене-
ния фундаментальной методологии (деятельностный, личностно ориентированный подходы
к обучению, концепция развития воображения, теория функциональных систем) разрабо-
тан современный формат социально-культурной деятельности «Открытый университет»,
в рамках которого реализован проект «Русская среда». На этой содержательной и экспе-
риментальной основе сформулирована эффективная концепция развития филологических
знаний в регионе, которую авторы видят как систему содержательно-методических и ин-
формационно-технологических компонентов, обеспечивающих удовлетворение потребнос-
тей и запросов социокультурной среды. Филологическое знание при этом мыслится также
инструментом становления национальной идентичности, воспитывающим толерантность и
терпимость, уважение к ценностям национальной культуры.
Образование и Саморазвитие Том 13 Выпуск 4 Содержание
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие Volume 13 (4)
Ник Рашби
От редактора: Что на моей книжной полке? 8
Милица Кривокапич
Имитационное обучение: учитель как ролевая модель 11
Кетрин Доэрти
На пути к ≪хорошей≫ или ≪лучшей≫ практике? Моральная сторона педагогического образования 20
Нилофар Ахмед
Кросс-культурные образовательные партнерства в развитии глобальных лидеров: подготовка студентов педагогических направлений и директоров школ к обучению школьников в мультикультурной образовательной среде 32
Ю Ченг Шен, Хай-Ян Ни, Ю Лиу
Архитектура электронного портфолио, основанная на поддержке знаний и разработке проектов 41
Айсылу Г. Гилемшина
Дифференцированный подход при обучении иностранных учащихся русскому языку (на примере группы студентов из арабских стран) 53
Наталья Е. Жданова
Подростковый вандализм и роль детско-родительских отношений в формировании готовности к нему 62
Валентина Д. Шарланова
Профессиональное и карьерное развитие учителей, основанное на сильных Сторонах 71
Фарит М. Юсупов
Методика оценки эффективности профориентационной процедуры 80
Информация для авторов 88
От редактора: Что на моей книжной полке?
Шесть лет назад я переехал. Я сменил большой дом с четырьмя спальнями и
просторным рабочим кабинетом на маленький, но уютный коттедж, в котором
мой кабинет занимает всего четыре квадратных метра. Сидя за рабочим столом,
я могу дотянуться руками до всех стен! Неизбежным результатом такого переезда
стала необходимость сократить размер моей библиотеки. Вместо 6 000 книг теперь
у меня всего несколько сотен. Этот процесс сокращения был довольно болезнен-
ным для меня, потому что я очень люблю книги, однако он также заставил меня
глубоко задуматься над тем, какие книги стоит оставить. Сейчас на моей книжной
полке наиболее ценные для меня книги, и мне хотелось бы поделиться с вами их
названиями, а также причинами, по которым я решил выбрать их именно. Не буду
перечислять книги, которые я сам написал или редактировал: их всегда полезно
иметь под рукой, чтобы дарить людям, которых хочется впечатлить! Кроме того, у
меня имеются биографии интересных для меня философов и ученых, а также не-
сколько романов.