В настоящее время обучение в вузе предполагает активное использование научных публи- каций как на родном, так и на иностранном языках в рамках изучения учебных дисциплин и проведения собственных исследований студентов. Чтение научных статей на иностран- ном языке может быть сопряжено с определенными трудностями, в значительной степени снижающими эффективность работы с иноязычными источниками и вызывающими нега- тивное отношение студентов. В данной статье предпринимается попытка разработки типо- логии трудностей, с которыми сталкиваются студенты при чтении англоязычных научных статей, на основе анализа и систематизации результатов исследований, посвященных дан- ной проблеме. В работе описывается разработанный и апробированный автором семинар, ориентированный на преодоление трудностей процессуального характера и направленный на обучение студентов использованию комплекса стратегий эффективного чтения научной исследовательской статьи. Результаты апробации семинара свидетельствуют о повышении продуктивности работы студентов с иноязычными источниками, формировании более по- ложительного отношения к данному виду работы, а также о повышении их уверенности в своих силах.
Статьи журнала
Стремление к саморазвитию как фактор инновационной готовности преподавателей вузов
В статье представлены результаты научного исследования проблемы стремления к самораз- витию преподавателей вузов в инновационной педагогической деятельности. Цель статьи – теоретико-методологическое обоснование факторов развития инновационной готовности преподавателей вуза. В качестве гипотезы рассматривается наличие фактора стремление к са- моразвитию, влияющего на уровень развития инновационной готовности преподавателей вузов. Эмпирическое исследование проводилось с использованием математико-статистиче- ских методов обработки данных: одновыборочный критерий λ-Колмогорова-Смирнова, ди- скриминантный анализ, метод линейной регрессии, метод главных компонент факторного
анализа, а также диагностических методик: оценка социально-психологического климата в коллективе А.Ю. Шалыто-О.С. Михалюк, диагностика уровня саморазвития и професси- онально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой, опросник инновационной готов- ности персонала В.В. Пантелеевой, Т.П. Кнышевой. Количество респондентов составило 2036 преподавателей из 9 высших учебных заведений России. Выявлены факторы, влияющие на динамику развития инновационной готовности преподавателей: внешний фактор – соци- ально-психологический климат, внутренний фактор – стремление к саморазвитию, которые представлены в факторной модели. Выявлена линейная связь между инновационной готов- ностью и уровнем саморазвития, инновационной готовностью и социально-психологиче- ским климатом, уровнем саморазвития и социально-психологическим климатом.
В результате проведенного исследования был выявлен достаточно благоприятный социаль- но-психологический климат во всех педагогических коллективах вузов, который рассматри- вается в качестве условия саморазвития, самореализации и самосовершенствования препо-
давателя в инновационной деятельности. Исследование таких показателей как стремление к саморазвитию, эмоциональная, мотивационная, когнитивная, личностная (инструменталь- ная), организационная готовность позволили определить уровень инновационной готовно- сти представленных педагогических коллективов. Делается вывод о том, что оптимизация социально-психологического климата в педагогических коллективах высших учебных за- ведений создает благоприятное условие для реализации инновационного потенциала вуза, развития творческого мышления, мотива к успеху, гибкости поведения в инновационной деятельности. Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами, преподавателями, руководителями кафедр в процессе организации, планирования и внедре- ния инновационных технологий в педагогическую практику вуза.
Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи
Актуальность исследования обусловлена тем, что перспективы становления современно- го общества во многом зависят от проявления подрастающим поколением своей актив- ности в плане образования и саморазвития, субъектные и деятельностные детерминанты которой еще не достаточно изучены. Цель – выявить субъектно-деятельностные харак- теристики учащейся молодежи, детерминирующие ее образовательно-развивающую ак- тивность. Исследование проводилось на выборке, включающей 229 учащихся в системе общего, среднего профессионального и высшего образования в возрасте от 15 до 25 лет. Методики: шкала самодетерминации К. Шэлдона, модификация Е.Н. Осина; опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой, И. А. Серегиной; методика «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной; опросник самоорганизации деятель- ности Е.Ю. Мандриковой; авторская анкета для определения уровня выраженности обра- зовательно-развивающей активности личности в характеристиках выполняемой для ее реализации деятельности. Установлено, что молодые люди с высокой выраженностью образовательно-развивающей активности в большей степени проявляют субъектность в стратегиях поведения, осознанную активность, свободу выбора и ответственность за него. У них также лучше сформированы навыки самоорганизации деятельности, обуслов- ленные целеустремленностью, и все характеристики деятельности, связанные с осуществ-
лением данного вида активности. Показано, что в разные возрастные периоды меняется соотношение субъектно-деятельностных характеристик образовательно-развивающей активности учащейся молодежи – отмечается рост одних, стабилизация других и регрес- сивные изменения третьих. Выявлено, что предикторами образовательно-развивающей активности учащейся молодежи являются характеристики связанной с ней деятельности, вклад субъектных факторов в ее детерминацию минимален. Сформулированные выводы подкреплены статистическим анализом данных. В прикладном аспекте представленные материалы могут быть использованы при организации образовательно-развивающей дея- тельности молодежи с учетом ее возрастных особенностей.
Образование и Саморазвитие Том 15 Выпуск 1 марш
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 15 (1)
Ник Рашби
От редактора: Открытое рецензирование 9
Марина М. Солобутина
Исследование личностной идентичности в юношеском возрасте при интеллектуальной и спортивной одаренности 12
Всеволод В. Андреев, Владимир И. Горбунов, Ольга К. Евдокимова, Джорджия Римонди
Трансдисциплинарный подход к повышению учебной мотивации студентов технических направлений подготовки вузов 21
Мартин Ф. Линч
Шкала культурной интернализации: измерение внутренних и внешних причин для одобрения своей культурной идентичности 38
Татьяна Ю. Дорохова, Николай П. Пучков
Роль технического университета в создании региональной системы целевой подготовки специалистов для предприятий радиоэлектронного профиля 56
Анастасия С. Косогова, Нина В. Калинина
Глобальное мировоззрение как условие становления культуры трансляции знаний и способов познавательной деятельности у будущих педагогов 69
Людмила В. Байбородова, Екатерина Н. Шипкова
Анализ практики частных вспомогательных занятий с сельскими школьниками 79
Виктория Г. Малахова, Татьяна Н. Бокова
Философские идеи постмодернизма и их влияние на систему образования в России и США 93
Гульнара Ф. Биктагирова, Роза А. Валеева, Надежда Ю. Костюнина, Наталья Н. Калацкая, Альбина Р. Дроздикова-Зарипова
Феномен понятия «виктимизация» в современных отечественных и зарубежных исследованиях 104
От редактора: Открытое рецензирование
Когда я был студентом Имперского колледжа Лондона, самым ярким событи-
ем недели всегда был научно-исследовательский семинар. Из названия понятно,
что это встреча студентов, на которой мы обменивались идеями, но что важнее,
анализировали и критически оценивали собственные исследования. Существова-
ло негласное правило: ничто не могло быть опубликовано, пока не прошло внут-
реннего рецензирования на нашем семинаре. Нередко это огорчало авторов, но
рецензирование, безусловно, помогало улучшить аргументы, выявить слабости
анализа и повысить удобочитаемость. И это гарантировало, что в научном жур-
нале статья будет принята лишь с небольшими изменениями: кропотливая ре-
дакторская работа уже была проведена участниками научно-исследовательского
семинара.
Исследование личностной идентичности в юношеском возрасте при интеллектуальной и спортивной одаренности
В статье приводятся данные эмпирических исследований личностной идентичности в юно-
шеском возрасте при спортивной и интеллектуальной одаренности. Работа проводилась в
два этапа: первый этап – разработка семантического дифференциала для определения ха-
рактера личностной идентичности в юношеском возрасте на основе теории Э. Эриксона и
проведение факторного анализа; второй этап – сравнительное изучение согласованности
организации личностной идентичности испытуемых при интеллектуальной и спортивной
одаренности. Факторный анализ данных, полученных в результате применения семантичес-
кого дифференциала, позволил выделить четыре фактора, определяющих характер идентич-
ности в юношеском возрасте. Выявлены достоверные различия в степени согласованности
структурной организации личностной идентичности испытуемых при интеллектуальной и
спортивной одаренности.
Трансдисциплинарный подход к повышению учебной мотивации студентов технических направлений подготовки ВУЗо
Целью исследования является выявление и обоснование на основе трансдисциплинарно-
го подхода путей повышения учебной мотивации у студентов высших учебных заведений с
техническими направлениями подготовки. В образовательном процессе, где обязателен ак-
цент на самостоятельность и творчество, сложность познавательной деятельности нередко
превосходит интеллектуальные и личностные возможности обучаемых. В результате у них
снижается мотивация к учебной деятельности. А между тем в педагогике фактор мотива-
ции считается более важным, чем уровень способностей. Возникает проблема: как повы-
сить мотивацию студентов технических направлений подготовки в условиях усложнения
учебного материала, как заменить мотивацию избегания неудач (пассивное поведение) по-
ложительной мотивацией достижения (поисковой активностью) в сочетании с раскрытием
потенциала творческой, эвристической деятельности? Обеспечению мотивации обучаемых,
развитию их поисковой активности способствует создание условий для прогнозирования
субъектом обучения результатов своей деятельности и для проявления самостоятельности и
творчества. Для реализации этих условий мы предлагаем трансдисциплинарность в образо-
вательном процессе, интеграцию всех форм организации учебного процесса, установление
более тесных контактов (формальных и неформальных) между преподавателями, напри-
мер, посредством совместной учебно-методической и научной работы. Такая интеграция
основана на идеях целостности, диалектичности законов природы, общества и психической
деятельности. Мы видим её роль в объединении разнородных знаний по содержанию (обу-
чение) и методам (развитие) в сочетании с повышением качества организационно-педаго-
гического сопровождения учебных занятий (воспитание). При трансдисциплинарной ин-
теграции компонентов образовательного процесса мотивация избегания неудач заменяется
мотивацией достижения благодаря взаимосвязи содержания дисциплин, взаимопроникно-
вению разнородных методов познания, совершенствованию форм обучения на основе IT.
Разнородные по своей сути гуманитарные и технические знания воспринимаются целостно,
без лоскутного деления на отдельные дисциплины. Благодаря взаимообогащению методов,
присущих техническим и гуманитарным предметам, совершенствуются умения поисковой
деятельности. Более эффективное изучение содержания разнородных дисциплин, развитие
эвристических способностей, эмоционально-волевой сферы способствуют формированию
перекрёстных компетенций, общих для группы дисциплин, навыков совместной работы,
что позволяет обучаемому выбирать более трудные, но социально значимые цели, связан-
ные с получением профессии.
Шкала культурной интернализации: измерение внутренних и внешних причин для одобрения своей культурной идентичности
Конструкты «культуры» и «культурной идентичности» издавна признавались исследователя-
ми важными, но традиционно рассматривались с точки зрения их статических характерис-
тик, а не степени и качества интернализации. В соответствии с более динамичным взглядом
на интернализацию, предлагаемым Выготским и теорией самодетерминации (SDT), было
проведено два исследования с целью проверки измерительных свойств шкалы культурной
интернализации (ШКИ). Шкала оценивает внутренние и внешние причины одобрения чело-
веком окружающей его культуры. Первое исследование было проведено в США и получило
доказательства надежности, факторной структуры и прогностической валидности шкалы.
Второе исследование позволило воспроизвести полученные результаты на второй выборке
из США и на выборке из Китая. Кроме того, второе исследование показало, что большая ин-
тернализация окружающей культуры связана с удовлетворением основных психологических
потребностей в компетентности, связанности и автономии. Обсуждение результатов фоку-
сируется на потенциальном применении методики ШКИ в исследованиях, связанных с воп-
росами социализации, культурной адаптации иммигрантов и приезжих, а также студентов
высших учебных заведений.
Роль технического университета в создании региональной системы целевой подготовки специалистов для предприятий радиоэлектронного профиля
В статье обосновываются некоторые теоретические и практические положения, составляю-
щие методологическую основу разработки модели региональной системы целевой подготов-
ки кадров для предприятий радиоэлектронного профиля и ее реализации на базе техническо-
го университета как системообразующего компонента этой системы; приведены результаты
экспертной оценки проблем профессиональной деятельности специалистов предприятий
радиоэлектронного профиля, сформулированы условия повышения эффективности работы
этих предприятий при наличие существующих требований выполнения госзаказов оборон-
ной промышленности. Кроме того, определяется структура и содержательное наполнение
компетенций выпускника технического университета, готового к разрешению проблем про-
изводства радиоэлектронной продукции в условиях инновационного развития отрасли на
основе интеграции науки и производства; анализируется методика оценки и результаты фун-
кционирования конкретной системы в течение нескольких последних лет.
Глобальное мировоззрение как условие становления у будущих педагогов культуры трансляции знаний и способов познавательной деятельности
Работа направлена на определение сущности понятия «глобальное мировоззрение» и его
влияния на становление культуры трансляции знаний и способов познавательной деятель-
ности у будущего педагога. Глобальное мировоззрение рассматривается авторами как созна-
тельное отождествление человеком себя с биосферой, планетой в целом и космосом, то есть
с обстоятельствами, естественно возникшими на Земле. Обосновывается предположение,
что глобальное мировоззрение выступает определяющим условием становления у педагогов
культуры трансляции знаний и способов познавательной деятельности. При этом культура
трансляции знаний и способов познавательной деятельности понимается как качество лич-
ности, проявляющееся как совокупность содержательных, деятельностных и личностных
самопрезентаций. В культуре трансляции выделены аксиологическая, интеллектуально-лич-
ностная, деятельностно-методологическая составляющие. Выделены синергетические при-
нципы, на которых на основе глобального мировоззрения строится транслирующая функция
педагога.
Анализ практики частных вспомогательных занятий с сельскими школьниками
статье проводится анализ результатов исследования практики частных вспомогательных
занятий с сельскими школьниками. Актуальность исследования данной проблемы обуслов-
лена высокой популярностью занятий с частными педагогами среди современных школьни-
ков. В Российской Федерации более половины школ находятся в сельской местности. Пос-
кольку сельские образовательные организации существенно отличается от городских рядом
характеристик, то исследования педагогических явлений целесообразно проводить не только
в городских, но и в сельских школах.
Цель исследования – выделить основные черты вспомогательных занятий с обучающими-
ся в сельской местности. Ведущим методом исследования является анкетирование. В опросе
приняли участие 210 педагогов сельских школ из шести регионов Российской Федерации.
Также применялись методы: беседы, наблюдения, анализ литературы и Интернет-ресурсов,
интервьюирование, контент-анализ и метод анализа случая.
В результате исследования выявлены причины, по которым данные занятия практикуются на
селе меньше, чем в городе. Определено отношение педагогов сельских школ к частным вспо-
могательным занятиям. Результаты исследования отражают уверенность педагогов сельской
школы в том, что практика репетиторских занятий по предметам школьной программы сти-
мулирует саморазвитие обучающихся. Сделан вывод о том, что педагоги сельских школ вы-
ражают положительное отношение к практике репетиторства, в том числе применительно к
своим детям. Проведено сравнение популярных направлений частных вспомогательных за-
нятий с сельскими и городскими школьниками. Выводы авторов в статье подкреплены ком-
ментариями педагогов, участвующих в опросе, выражающих личное отношение к проблеме
частных вспомогательных занятий.
Данное исследование позволило установить, что практика частных вспомогательных заня-
тий по предметам школьной программы распространена не только в городских школах, но
и в сельской местности, а значит, не является частным случаем. Основные задачи, решаемые
частными педагогами, не зависят от места проживания и обучения.
Философские идеи постмодернизма и их влияние на систему образования в России и США
Актуальность исследования влияния философских идей постмодернизма на системы обра-
зования России и США обусловлена требованиями времени к современной образовательной
системе, такими как гибкость, пластичность, непрерывность, устойчивость к кризисам и рис-
кам. В данной статье выявляются основные черты современной социокультурной ситуации,
которая диктует запросы к образовательной системе, определяются те стратегии и направле-
ния в образовании, которые базируются на идеях постмодернизма и позволяют образованию
соответствовать времени. Ведущими методами исследования стали концептуальный анализ,
позволяющий выявить влияние постмодернистских идей на системы образования России и
США, и сравнительно-сопоставительный метод, дающий возможность сравнить выявленные
стратегии и тенденции. В статье определены основные постмодернистские тенденции и пока-
зана их экспликация в современных системах образования России и США. Представленные
в статье материалы могут служить основой для дальнейших исследований в области срав-
нительной педагогики и философии образования, изучающих влияние постмодернистских
идей на образование в соответствии с «духом времени».
Феномен понятия «виктимизация» в современных отечественных и зарубежных исследованиях
Процесс виктимизации детей и подростков, а также других групп общества – актуальная
современная проблема. Возникает она в силу сложности данного процесса, необходимости
его комплексного научного исследования и принятия кардинальных как общественных, го-
сударственных, так и специальных психолого-педагогических и социально-медицинских мер
по его предупреждению и коррекции.
В связи с этим авторами была поставлена цель теоретически определить и подвергнуть ана-
лизу феномен виктимизации на основе научных публикаций. Методом исследования явился
прежде всего библиометрический анализ актуальных научных трудов, размещенных в круп-
нейших мировых базах данных «Web of Science», «Scopus», «eLIBRARY». Это позволило оце-
нить данный феномен по работам российских и зарубежных ученых и провести качествен-
ный анализ их выводов.
Проведенный анализ свидетельствует о разнообразии точек зрения, о расширении понятий-
ного аппарата виктимологии, о наличии нескольких теорий виктимизации и подходов к ней.
В отечественной социально-педагогической виктимологии определены система специфичес-
ких и междисциплинарных понятий, основные категории жертв, виктимогенные факторы.
Зарубежные исследователи с целью предотвращения виктимизации конкретизируют аспек-
ты предупреждения, минимизации, коррекции и индивидуальной помощи. Большое коли-
чество публикаций посвящено взаимосвязи виктимизации и других социальных явлений,
особенно в школьной среде.
Несмотря на многогранность научного поля исследования феномена виктимизации, выявле-
ны различия в характеристиках данной дефиниции в мировых и российских базах данных.
Отмечена тенденция к росту публикационной активности как среди зарубежных, так и среди
российских исследователей по данной проблеме. Очевидно, что этот феномен требует более
глубокого изучения, причем междисциплинарного, а также разработки и конкретизации ус-
ловий, моделей и способов девиктимизации на различных уровнях.
Образование и Саморазвитие Том 14 Выпуск 4 Содержание
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие Volume 14 (4)
Ник Рашби
От редактора: Предубеждения редакционной коллегии. 8
Минненур А. Галагузова, Юлия Н. Галагузова, Елена В. Москвина, Яна С. Дикусар, Анастасия В. Швецова
Социальная реабилитация несовершеннолетних преступников. 10
Марьям Махмуди, Мойган Рашчи, Голам-Реза Аббасьян
Оценка курса повышения квалификации иранских учителей с использованием модели Киркпатрика. 20
Наиля Р. Салихова, Мартин Ф. Линч, Альбина Б. Салихова
Взаимосвязь внутренней и внешней мотивации деятельности аспирантов университета с толерантностью личности к неопределенности. 39
Chancey Bosch, Alesha Baker, Joshua Baker
Использование открытых образовательных ресурсов и усовершенствованных технологий обучения для повышения квалификации учителей в школах Уганды. 52
Алексей М. Петров, Ксения А. Володина, Татьяна А. Беляева
Роль психофизиологических особенностей человека в его профессиональном развитии. 63
Марина Н. Шарафутдинова, Нина А. Низовских
Психологическая готовность к управлению и саморегуляция поведения как компоненты потенциальной конкурентоспособности учащихся старших классов. 72
Е.Ю. Васильева, М.И. Томилова
Оценка коммуникативной компетентности у ординаторов. 81
Марк В. Переверзев, Ильшат Р. Гафуров, Валерьян Ф. Габдулхаков
Полифункциональная компетентность как условие эффективной подготовки будущих магистров к деятельности в сфере гостиничного сервиса и туризма. 91
От редактора: Предубеждения редакционной коллегии
Как это часто бывает, короткая публикация другого редактора заставила меня
задуматься, нет ли со стороны редакционной коллегии журнала «Образование и са-
моразвитие» неосознанного предубеждения при выборе статей для печати: что за-
ставляет нас одни работы признавать «лучшими», другие отправлять на доработку,
а от третьих отказываться вообще? Дебора Боуман (Bowman, 2019) приводит такой
случай: исследование о причинах холеры не было освещено в медицинской литера-
туре того времени только потому, что не соответствовало устоявшимся убеждени-
ям большинства специалистов-медиков (см. Johnson, 2006).
Социальная реабилитация несовершеннолетних преступников
Социальная реабилитация несовершеннолетних преступников играет важную роль в под-
держании общественной безопасности. Она требует особой осторожности и бережного
отношения к еще не сформировавшейся личности ребенка. В данной статье обобщен опыт
российской системы реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Подчерки-
вается, что система носит закрытый и стандартизированный характер, что ограничивает
возможности применения новых технологий в работе с девиантными и делинквентными
детьми. Цель данного исследования заключалась в разработке оптимальных социальных
технологий, сочетающих классические и инновационные методы реабилитации несовершен-
нолетних преступников и учитывающие специфику учреждений закрытого типа. Основной
исследовательский вопрос заключался в том, какие новые теоретические разработки эф-
фективны в ригидных и негибких условиях этих закрытых учреждений? Дадут ли они ус-
тойчивые положительные результаты или само пространство блокирует их? Проведенный
нашим исследовательским коллективом педагогический эксперимент является уникальной
попыткой выйти за рамки традиционных форм. Он имеет классическую схему, состоящую из
трех последовательных этапов: диагностический, организационный и оценочный. Новизна
определяется разработкой и внедрением инновационной технологии по вовлечению несо-
вершеннолетних преступников в добровольческую деятельность по следующим направле-
ниям: экологическое (развитие экологического сознания, высадка деревьев и растений, уход
за бездомными животными и др.), гражданско-патриотическое (оформление выставок по
результатам поисковых операций, уход за мемориалами, организация праздничных концер-
тов в для ветеранов), культурно-досуговое (проведение концертов, театральных постановок,
праздников для социально-незащищенных категорий граждан). Волонтерство способствует
восстановлению разрушенных социальных связей через осознание себя полезным членом об-
щества. Использование методов, опирающихся на познавательную активность, творчество и
креативность детей, активное привлечение родителей к процессу реабилитации, позволило
добиться впечатляющих результатов в обучении, межличностном взаимодействии, а главное
– в самоощущении и самопрезентации детей, на которых общество традиционно привыкло
ставить «крест».
Оценка курса повышения квалификации иранских учителей с использованием модели Киркпатрика
Работа авторов посвящена изучению того, как влияет курс повышения квалификации (КПК)
на учителей 11-ых классов, с использованием четырехступенчатой модели Киркпатрика (ре-
акция, обучение, поведение, результат). Для этого было проведено исследование в 4 этапа. На
первом этапе стандартизированный опрос (оценка знаний учителей английского языка) был
проведен среди 30 учителей 11-ых классов с целью определить их мнение о курсе обучения
(реакция). Затем было проанализировано влияние КПК на действия учителей (обучение) при
помощи десяти интервью с учителями и наблюдений в классах. Отвечая на вопросы анкеты,
126 учеников поделились мнением о качестве работы их учителей до и после КПК. На пос-
леднем этапе знания 126 учеников по английскому языку были оценены с помощью теста, что
позволило понять, насколько изменения в процессе преподавания повлияли на их успевае-
мость. Результаты опроса, интервью и наблюдений выявили, что КПК оказал положительное
воздействие на реакцию, обучение и поведение учителей. Дополнительным положительным
результатом можно считать то, что уровень английского языка среди одиннадцатиклассни-
ков повысился после участия их учителей в КПК. Оценка учебной программы может быть
полезна лицам, определяющим образовательную политику, и разработчикам учебных про-
грамм.
Взаимосвязь внутренней и внешней мотивации деятельности аспирантов университета с толерантностью личности к неопределенности
Изменчивость, разнообразие и высокая скорость эволюции современного мира порождают
неопределенность. Эта неопределенность является следствием свободы выбора и множества
альтернатив, с которыми сталкивается человек. В исследовательской деятельности неопре-
деленность является ее постоянным условием и даже предметом. Целью этого исследования
стало выявление взаимосвязи толерантности к неопределенности с типом (внутренняя или
внешняя) мотивации в различных видах академической деятельности в аспирантуре. У ас-
пирантов (N = 227) естественно-научных специальностей Казанского университета (Россия)
был определен уровень толерантности к неопределенности (высокий и низкий). Результаты
выявили прямую связь толерантности к неопределенности с внешней мотивацией и обрат-
ную связь с внутренней мотивацией деятельности аспирантов в университете. Это значит,
что при низком уровне толерантности к неопределенности аспиранты имеют более высокий
уровень внутренней мотивации научной деятельности, то есть избегание неопределенности
служит источником её внутренней мотивации. При высокой толерантности к неопределен-
ности аспирантам требуется больше внешних стимулов (вознаграждений, ограничений) для
мотивации исследовательской деятельности. Однако в группе с высоким уровнем толерант-
ности к неопределенности направление связей меняется: связь внутренней мотивации с то-
лерантностью к неопределенности становится прямой. Результаты могут быть использованы
в практике организации высшего образования.
Использование открытых образовательных ресурсов и усовершенствованных технологий обучения для повышения квалификации учителей в школах Уганды
На отдаленных территориях с технологическими, экологическими и социальными барьера-
ми в области образования затруднено использование различных инновационных методов
для постоянного обеспечения преподавателей значимыми ресурсами, а также для их под-
готовки. Заинтересованные стороны, включая инвесторов, организации, директоров школ,
администраторов, преподавателей, студентов и сообщества, извлекают выгоду из эффектив-
ных научно-исследовательских стратегий, которые ограничивают барьеры и внедряют обра-
зовательные ресурсы нового поколения и результатов для граждан глобального сообщества.
В данном исследовании была рассмотрена эффективность инновационного подхода, сочета-
ющего в себе методологию, программное и аппаратное обеспечение для повышения квали-
фикации и профессионального роста учителя. Результатом количественной, реляционной,
непараметрической методологии стал значительный рост персонализированного професси-
онального развития учителей, использующих открытые образовательные ресурсы и удален-
ный доступ к ним. Это исследование установило связь между переменными и представило
исследовательскому сообществу причинно-следственные данные для инновационных обра-
зовательных практик.
Роль психофизиологических особенностей человека в его профессиональном развитии
Необходимым элементом развития личности является профессиональное самоопределение.
Для подростка очень важно сделать выбор самостоятельно, и выявление его предрасполо-
женности позволит ему не совершить ошибку. Анализ публикаций по данной теме привел
нас к необходимости исследования психофизиологических особенностей людей с разным
уровнем успеваемости в различных профессиональных сферах. Мы предположили, что
выявить профессиональную предрасположенность можно с помощью изучения психофи-
зиологических особенностей человека, а именно частотно-специфических характеристик
электроэнцефалограммы мозга. В работе представлены результаты пилотного исследования:
описаны статистически значимые корреляции между электрофизиологическими показате-
лями, нейропсихологическими параметрами и профессиональным развитием. Проанализи-
рованы показатели альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмов во время выполнения испытуемыми
заданий (экзамена, лабораторной работы и т. п.), которые были составлены в соответствии с
ФГОС. В процессе исследования выявлена возможность изучения профессиональных задат-
ков и склонностей студентов разных областей профессиональной деятельности по единой
методике, которая основывается на изучении ЭЭГ-активности мозга.