Вопросы сверхразнообразия языков и культур, множественность идентичности и вариа-
тивность культурных практик, многоязычие, изучение языков и мультикультурность, меж-
культурное взаимодействие в группах дошкольных учреждений и в начальной школе имеют
принципиальное значение для понимания и оценки современной ситуации существования
русского языка за рубежом. Учителям приходится принимать во внимание лингвистические
и художественные ресурсы и обзаводиться особым методологическим репертуаром. Целью
исследования является показать, какие основные темы затрагиваются родителями и педа-
гогами многоязычных детей при обсуждении трудностей, возникающих при организации
многоязычного образования, какие пути они предлагают для их преодоления. В исследова-
нии, проводившемся в разных странах (Германия, Россия, Финляндия, Франция), родители
и педагоги отвечали на анкету по поводу их установок по отношению к двуязычному обра-
зованию дошкольников и младших школьников. Характеризовались семьи и образователь-
ные учреждения. Дополнительно анализировались интернет-дискуссии на международных
платформах на русском языке. Существующие практики демонстрируют, что разнообразие
подходов к раннему двуязычному воспитанию ограничено материальными и человеческими
ресурсами и потенциалом детского развития. Лучшие результаты требуют большего инпута,
преданных делу родителей и педагогов, большего финансирования, жестких правил языко-
вого употребления и подлинной преемственности двуязычного образования в качестве цели
на всех этапах детского развития. Неодинаковые результаты при разных педагогических под-
ходах связаны не только с языком самим по себе, но и с политическими и экономическими
обстоятельствами и когнитивными способностями детей.
Статьи журнала
Психобиографические факторы и предикторы формирования индивидуально-психологических и личностных характеристик (обзор зарубежных исследований)
В статье обосновывается важность психобиографического подхода в оценке личности и про-
водится обзор зарубежных исследований влияния психобиографических факторов на раз-
витие и формирование индивидуально-психологических и личностных характеристик.
Описывается роль гендерных признаков, порядка рождения, жизненных событий и ранне-
го периода воспитания в семье в формировании индивидуальных особенностей личности.
Отмечается тенденция смещения такого анализа от единичных случаев к сравнительным
исследованиям. Анализируются наиболее популярные подходы и процедуры оценки лич-
ности лидера. Обосновывается необходимость комплексного анализа психобиографических
факторов и взаимосвязей их влияния на формирование индивидуально-психологических
и личностных характеристик, что представляет новизну работы, поскольку исследователи
в основном фокусируются на изолированных эффектах и коротких промежутках време-
ни, игнорируя то, что кумулированные эффекты, эмоции, мысли в период лидерства могут
фундаментально изменить лидера (его личностные качества, стиль и поведение) и в целом
повлиять на его дальнейшую биографию. Результатом исследования является совокупность
подходов к оценке персонала, которые внедрены в практику личностно-профессиональной
диагностики руководителей государственной службы.
Образовательные стандарты и запросы современности: противоречия или возможности
Целью данной работы является эмпирическое исследование профессиональных компетен-
ций. В соответствии с указанной целью в работе поставлены две основные задачи: оценить за-
просы рынка труда, предъявляемые к специалистам в сфере торговли и маркетинга; выявить,
какие профессиональные компетенции формирует стандарт подготовки ФГОС ВО 3+ и от-
вечает ли он современным требованиям, предъявляемым работодателями. Исследуются две
проблемы: могут ли компетенции, заложенные в образовательный стандарт, сформировать
необходимые навыки, которые предъявляются к данной профессии на современном рынке
труда; формируют ли профессиональные компетенции необходимые личностные качества,
которые будут востребованы работодателями. Анализ показывает, что образовательный
стандарт ФГОС ВО 3+ довольно слабо адаптирован к современным требованиям рынка тру-
да, а профессиональные компетенции, заложенные в нем, формируют, как правило, специ-
алиста, готового заниматься собственной предпринимательской деятельностью, в то время
как подготовка подобных кадров осуществляется за счет государственного бюджета, а зна-
чит, подразумевает необходимость работы в крупных организациях и обладание более ши-
роким набором навыков, включающих способности к экспертной и аналитической работе,
системному мышлению и т.д. Увеличение числа инноваций в высокотехнологичные отрасли
по мере продвижения России к цифровой экономике будет увеличивать спрос на маркето-
логов, владеющих дизайном, проектированием, визуализацией и навыками работы с BigData.
Именно эти навыки и должны быть интегрированы в новый ФГОС ВО 3++ для подготовки
специалиста, соответствующего требованиям ХХI века.
О формировании способности восприятия глубины, объема, пространственной перспективы образов плоскостных изображений как базовой составляющей технологии развития креативного потенциала человека
Целью работы является попытка выявить новые возможности инициации творческих спо-
собностей человека на основе активации зрительного восприятия. В работе рассмотрено по-
вышение уровня креативности через опосредованное формирование зрительных конструк-
тов при обращении к ассоциативному мышлению обучающихся. Обосновано, что развитие
креативного потенциала обусловлено уровнем развития субъекта и способностью воспри-
нимать любые плоскостные изображения с эффектами глубины, объема, пространственной
перспективы (далее 3D-феномен). Представлены результаты обучения студентов, тестирова-
ния обучающихся 7-11 классов одного из среднеобразовательных заведений (далее Гимна-
зия) г. Казани. На технологию обучения, опросы получены патенты на изобретения. По опро-
сам учащихся Гимназии с наивысшими показателями по эффекту рельефного восприятия
образов плоскостных изображений впервые представлены результаты, что до 97,5% выборки
имеют показатели по тесту Д. Торренса от значений «выше нормы» до «отличный уровень».
Для тех же учащихся проведена регистрация активности движения глаз.
Образование и Саморазвитие Том 15 Выпуск 4 Декабрь 2020
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 15 (4)
Ник Рашби
От редактора: Время ожидания публикации 6
Джон Коуэн
Развитие навыков начинается с рефлексии к действию 9
Махмуд Азизи, Роман Кралик
Применение методов осознанности на уроках английской литературы для развития навыков критического чтения 21
Фатима Хонамри, Мартина Павликова
Изучение отношения учителей и учащихся к домашним заданиям: на основе практики учителей со специализацией в области английского языка и без специализации 32
Аболфазл Ашрафи, Реза-Али Мохсени, Тахмурес Шири
Взаимовлияние социальной идентичности и социальной системы: аналитический подход к формированию социальной идентичности 50
Светлана А. Васюра, Ольга В. Кузьмина, Марина И. Малетова
Феномен времени и коммуникативная активность в Интернет-взаимодействии 71
Вероника Б. Веретенникова, Ольга Ф. Шихова, Юрий А. Шихов
Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования 80
Александр Е. Крикунов
Непредубежденность в терминологической системе современной философии образования: интерпретации и проблемы 99
Татьяна В. Малинникова, Павел Д. Рабинович, Елена С. Матвиюк, Ирина Ю. Куликова, Ольга А. Некрасова, Светлана Н. Апенько
Организационно-методические средства межпредметного обучения для формирования функциональной грамотности в условиях
цифровой экономики. 111
Юлия Б. Щемелева
Ранняя профориентационная работа как метод формирования основ инженерного мышления 127
От редактора: Время ожидания публикации
Как только завершено исследование и подготовлена рукопись, авторы по по-
нятным причинам хотят, чтобы их работа была опубликована и доступна для про-
чтения и восхищения как можно скорее. Это стремление к быстрой публикации
является одним из стимулов, к которому прибегают хищнические журналы, чтобы
уговорить неосторожных авторов представить свои работы и оплатить взнос за пу-
бликацию статьи. Недавно я получил электронное письмо, где мне предлагали опу-
бликовать свою работу в течение 48 часов после ее отправки! Разумеется, в письме
ничего не говорилось о процессе рецензирования или о том, как проходит техниче-
ское редактирование или другие этапы контроля качества.
Развитие навыков начинается с рефлексии к действию
В статье описана роль прогностической рефлексии в развитии качеств выпускника у работа-
ющих выпускников и развитии основных академических навыков у студентов. Подход, в ос-
нове которого лежат рефлексия к действию и доказательный мониторинг, считается рацио-
нальным и эффективным. В результате изучения соответствующей литературы обобщается
информация о подходе и его влиянии. Автор приводит детальное описание предложенной
схемы в форме, которая не зависит от дисциплины, и предусматривает оценку результатов.
Особое внимание уделяется формированию у обучающихся умения проведения эксперимен-
тов и метапознавательных навыков.
Применение методов осознанности на уроках английской литературы для развития навыков критического чтения
В последнее время педагоги проявляют интерес к использованию технологий, основанных
на осознанности изучения и преподавания иностранных языков. С помощью этих подходов
снижается стресс (как учителей, так и студентов), улучшается межличностная атмосфера,
что помогает студентам сосредоточить внимание и даже мыслить более ясно (Tregenza, 2008;
Yager, 2009; Collins et al., 2011). Цель настоящего исследования – изучить влияние техник
осознанности на развитие критических навыков чтения обучающихся английскому языку
как иностранному (EFL), на уроках литературы. Несмотря на то, что в области осознанности
проведено большое количество исследований и получены определенные результаты, под-
тверждающие положительное влияние на снижение стресса обучаемых, все же исследова-
ний о роли осознанности в критическом чтении студентов крайне мало. С этой целью было
проведено квазиэкспериментальное исследование с участием 35 студентов бакалавриата
(представителей обоих полов) по специальности «английский язык и литература». Участни-
ки были разделены на две группы на основе их результатов по шкале оценки осознанности и
внимательности (MAAS). Данные были получены, когда студенты были задействованы в вы-
полнении техник осознанности перед выполнением различных заданий по критическому
чтению. В ходе исследования проводился пред- и посттест для определения уровня сформи-
рованности критических навыков чтения. Для анализа данных использовался t-тест парных
выборок с помощью программного обеспечения SPSS. Результаты показали, что существует
существенная разница между средними баллами до и после тестирования всех участников.
Однако, поскольку в этом исследовании использовались как медитативная, так и социально-
когнитивная практика осознанности, необходимы дальнейшие исследования, чтобы опреде-
лить природу осознанности и изучить различные эффекты этих двух подходов. Настоящее
исследование будет полезно для учителей, которые смогут более подробно ознакомиться
с методами осознанности и использовать их на своих занятиях, для того чтобы дать студен-
там возможность учиться в более комфортной и сосредоточенной обстановке.
Изучение отношения учителей и учащихся к домашним заданиям: на основе практики учителей со специализацией в области английского языка и без специализации
Домашние задания выступают каналом связи между студентами и преподавателями, осо-
бенно в контексте EFL, где английский язык практически не изучается вне класса. Благода-
ря изучению отношения к домашней работе учителя могут получить ценную информацию
о том, как планировать домашние задания для улучшения возможностей обучения учащих-
ся. Настоящее исследование было направлено на изучение отношения учителей и учащих-
ся к домашнему заданию. Были выявлены трудности, с которыми сталкиваются студенты
и педагоги. Также были определены характеристики заданий учителей английского языка
по сравнению с заданиями педагогов, для которых английский не являлся областью их спе-
циализации. В исследовании принимали участие 120 человек, изучающих английский язык,
и 81 учителей английского как иностранного (EFL). Данные были собраны в ходе опроса и
последующих полуструктурированных интервью. Анализ результатов анкетирования был
проведен с помощью программного обеспечения SPSS 24. Интервью были записаны, транс-
крибированы, закодированы и сформированы в группы для дальнейшего анализа. Результа-
ты показали, что студенты положительно относятся к домашним заданиям. Исследователи
не выявили никакой существенной разницы между отношением студентов к домашним зада-
ниям, подготовленных преподавателями со специализацией в области преподавания англий-
ского языка (EM) и без соответствующей специализации (NEM). Результаты показали, что
учителя действительно считают, что домашнее задание имеет важное значение для языко-
вого развития учащихся. Так же не было никакой существенной разницы между учителями
EM и NEM в их отношении к домашним заданиям. Авторы выявили причины трудностей,
с которыми сталкиваются учителя и учащиеся при определении/выполнении домашних за-
даний соответственно. Эти причины варьировались от незнания нужного понятия, методов
преподавания, выполнения нелюбимого домашнего задания, невнимательности, непонима-
ния этапов выполнения домашнего задания, копирования домашнего задания или обмана,
отсутствия связанных и значимых заданий, отсутствия помощи со стороны родителей, от-
сутствия словарного запаса и незнания грамматики, до беспокойства и стресса от домашне-
го задания. Полученные результаты показали, что существуют некоторые различия между
учителями EM и NEM с точки зрения объема, отрабатываемой области навыков и степени
индивидуализации в подготовке домашних заданий. В статье предложен ряд рекомендаций
для учителей, разработчиков учебных программ и руководителей институтов.
Взаимовлияние социальной идентичности и социальной системы: аналитический подход к формированию социальной идентичности
Формирование социальной идентичности (SIF) редко рассматривается с помощью анали-
тических или социологических и социально-психологических смешанных методов исследо-
вания на различных уровнях. В иранском контексте SIF, особенно среди молодежи, лишен
каких-либо теоретических и функциональных моделей, способных объяснить эффекты, ко-
торые были выдвинуты гипотезой о функциональном дефиците SIF социальной системы.
В исследовании приняли участие 445 студентов Тегеранского университета. Отбор участни-
ков проходил в период 2016-2018 гг. на основе метода случайной стратифицированной вы-
борки. В ходе исследования респонденты заполняли опросник. Достоверность результатов
составила r = 0,88. В анализе использовались однопараметрический t-критерий Стьюдента
и критерий Фридмана, которые предложили функциональную модель SIF. Анализ также под-
твердил как основные, так и второстепенные гипотезы, предсказывающие прямое влияние
функционального дефицита иранской социальной системы на снижение уровня SIF по отно-
шению к социальной системе. Теоретически полученные результаты позволили представить
прикладную модель SIF в процессе взаимодействия с социальной системой наряду с кон-
кретными критериями измерения. Модель, имеющая семь параметров, является продуктом
функциональных требований социальной системы. Очевидно, она оказывает влияние на
формирование SIF. Предложенная модель будет полезна социальным исследователям и спе-
циалистам, работающим в данной области.
Феномен времени и коммуникативная активность в Интернет-взаимодействии
В статье представлен теоретический анализ проблемы времени в Интернет-коммуникации.
Отмечается, что развитие технологий и виртуальных форм взаимодействия выдвигает на
первый план коммуникативную активность человека в Интернете. Время для человека вы-
ступает природной и общественной субстанцией. В статье уделяется внимание временной
компетентности как компоненту коммуникативной компетентности. В данном контексте по-
нятие временной компетентности включает в себя способность устанавливать и поддержи-
вать в течение определенного времени необходимые социальные контакты, умение расши-
рять или сужать временные рамки общения. На основе проведенного теоретического анализа
проблемы рефлексии и регуляции коммуникативной активности в Интернет-коммуникаци-
ях нами предложена программа тренинга «Развитие временной компетентности в Интернет-
коммуникации», адресованная старшеклассникам и студентам и состоящая из пяти модулей,
а также представлены результаты ее апробирования.
Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС ВО
3++) устанавливает группы универсальных и общепрофессиональных компетенций выпуск-
ников высшей школы. Определение профессиональных компетенций входит в полномочия
самой образовательной организации, которая должна выявлять их на основе профессио-
нального стандарта. На наш взгляд, для решения этой актуальной проблемы целесообраз-
но использовать метод групповых экспертных оценок – один из основных в педагогической
квалиметрии. Достоинством данного метода является то, что он позволяет алгоритмизиро-
вать процедуры педагогической экспертизы профессиональных компетенций и получить
обобщенное коллективное мнение квалифицированных экспертов об их количественном
составе и содержании.
Цель публикации – представить методику педагогической экспертизы структуры и содержа-
ния профессиональных компетенций студентов бакалавриата, обучающихся по направлению
44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»), предполагаю-
щую использование метода групповых экспертных оценок и процедуры согласования выяв-
ленных компетенций с существующими в сфере дошкольного образования нормативными
документами.
Методология и методики. При разработке методики учитывались идеи компетентностного
и квалиметрического подходов, направленные на моделирование результатов образования,
«каркас» которых задает структура компетенций, выступающих в роли норм качества высше-
го образования, сопряженных с нормами качества профессиональной деятельности. Инстру-
ментом реализации данных подходов избран метод групповых экспертных оценок, позво-
ливший выявить группы профессиональных компетенций и детализировать их содержание.
Результаты и новизна. Представлена методика педагогической экспертизы структуры и со-
держания профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов дошкольных
организаций, предусматривающая анализ и согласование требований профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Описанные этапы
могут быть реализованы при проведении педагогической экспертизы структуры и содержания профессиональных компетенций студентов, обучающихся по другим направлениям
и профилям подготовки, что несет в себе практическую ценность и значимость.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям
высшей школы при выявлении и формировании профессиональных компетенций студентов
бакалавриата, соответствующих их будущим трудовым функциям и действиям, представлен-
ным в профессиональных стандартах.
Непредубежденность в терминологической системе современной философии образования: интерпретации и проблемы
В статье рассматриваются основные аспекты дискуссии о понятии непредубежденности (openmindedness)
в современной англоязычной философии образования. Подчеркивается актуаль-
ность темы для отечественной педагогики, находящейся сегодня в ситуации сложного диалога
с мировыми традициями осмысления образовательного процесса. Непредубежденность пред-
ставлена в статье в качестве элемента обширной терминологической системы. Показано, что
необходимость прояснения смысла понятия связана с его ролью в определении критериев раз-
граничения образования и индоктринации. В статье представлены наиболее значимые опре-
деления непредубежденности. Указывается, что внешняя очевидность понятия контрастирует
с трудностью нахождения его непротиворечивой дефиниции. Выявлено, что ключевой осо-
бенностью состоявшегося опыта интерпретации непредубежденности является расширение
требований, предъявляемых к субъекту образования. В статье суммированы основные воз-
ражения, выдвигавшиеся по отношению к различным аспектам теоретического осмысления
понятия. Автор считает закономерным отказ от попыток реализовать в практике обучения
идеал абсолютной рациональной непредубежденности. В целом, дискурс о непредубежденно-
сти демонстрирует невозможность уклониться от обсуждения формирования субъекта при
любой попытке определения смысла образования. Перспективы исследования автор видит
в переосмыслении роли рациональности в процессе образования человека и мира.
Организационно-методические средства межпредметного обучения для формирования функциональной грамотности в условиях цифровой экономики
Исследуемая проблема обусловлена предъявляемыми цифровой экономикой и новым тех-
нологическим укладом требованиями к совокупности компетенций человека, среди которых
особое место занимают междисциплинарные компетенции. Сложившаяся система образо-
вания ориентирована на предметную форму организации образовательного процесса. Более
актуальное межпредметное обучение требует проработки организационно-методических
основ. Особая потребность в них имеется для формирования функциональной грамотно-
сти, предполагающей способности личности адаптироваться и непрерывно развиваться
в динамичном и сложном мире, инициировать и реализовывать инновации с использова-
нием знаний разных отраслей. Цель исследования — разработать и внедрить систему организационно-методических средств межпредметного обучения в качестве средства развития
функциональной грамотности детей и подростков в общеобразовательных организациях
субъектов России для их успешной адаптации к условиям цифровой экономики. Методами
исследования избраны анализ современных теоретико-методологических подходов и пра-
ктик к организации межпредметного обучения в образовательных организациях, методы
включенного наблюдения, фокус групп и эксперимента. Рассмотренное в работе понятие
математической грамотности является частью функциональной грамотности. Для проведе-
ния исследования, а также написания межпредметных заданий, математическая грамотность
анализируется через выделение математического содержания и мыследеятельности. Описы-
вается опыт авторов по разработке межпредметных заданий для формирования исследова-
тельской компетентности, мотивации к познанию и личностному развитию, математической
грамотности учеников 5-9 классов, аналогичной модели исследования PISA-2021. Выполнено
описание методики составления компетентностно-ориентированных межпредметных зада-
ний. Исследование развивает методологические и организационно-методические основы
формирования функциональной грамотности, добавляя их конкретными и апробированны-
ми авторским коллективом инструментами для повышения результативности межпредмет-
ного обучения и, далее, для создания среды и условий формирования личности, способной
мыслить креативно, используя компетенции межпредметного комплекса. Материал статьи
будет интересен широкой аудитории специалистов в области образовательной политикой
и практики.
Ранняя профориентационная работа как метод формирования основ инженерного мышления
В статье рассматривается профориентационная работа, ее значимость в интенсивно раз-
вивающемся мире для профессиональной ориентации молодежи. Рассмотрены методики
определения типов мышления. Констатируется, что в классическом понимании профори-
ентационная работа направлена на выявление уже сформировавшегося образа мышления.
Аргументируется возможность формирования технического образа мышления. Предлагают-
ся пути формирования «инженерного» мышления в рамках работы с детьми по программам
дополнительного образования. Аргументируется возрастной порог начала формирования
технического мышления. Проводится детальное описание опыта автора по формированию
инженерного мышления у школьников 5 классов в рамках сетевого образовательного про-
екта «Инженерия», анализируются данные тестирования на различных уровнях реализации
проекта. Описываются проблемные ситуации, реально возникающие при реализации про-
екта, анализируется их первопричина, предлагаются способы разрешения. Обосновываются
выводы, что образ мышления не является величиной постоянной, заложенной генетически;
образ мышления формируется социальным окружением человека, решаемыми им задачами;
имеется возможность формирования «инженерного» мышления школьников посредством
занятий по образовательным программам технической направленности.
Образование и Саморазвитие Том 15 Выпуск 3 июнь 2020: Избранные доклады Международного форума по педагогическому образованию — май 2020 г.
Ильшат Р. Гафуров
Подготовка учителей в классическом университете: кейс десятилетней современной истории КФУ 6
Махмуд Азизи, Мартина Павликова, Альфия Р. Масалимова
Анализ уроков литературного чтения как тип обратной связи в изучении английского языка как иностранного: Играет ли опыт преподавания определяющую роль? 19
Ольга Бомбарделли
Инклюзивное образование и его реализация: международная практика 37
Нафиса Т. Бурганова, Ирина Ф. Сибгатуллина, Лейсан М. Закирова, Любовь Ю. Комарова
Преодоление негативных переживаний у одаренных детей младшего школьного возраста в аспекте феномена диссинхронии 47
Эндже А. Латыпова
Совершенствование преподавания иностранного языка иностранным студентам 56
Мирослав Шебо, Алена Гашкова
Как студенты воспринимают образовательную поддержку через Facebook 67
Т. Карсанти, Ольга М. Козаренко, Виктория А. Скакунова
Цифровые технологии в преподавании и изучении иностранных языков: педагогические стратегии и профессиональная компетенция преподавателей 76
Алексей В. Лубков, Оксана В. Гордиенко, Анастасия А. Соколова
Гуманитарный подход к цифровизации образования 89
Наталья В. Соловова, Наталья В. Суханкина
Сравнительный и корреляционный анализ опытно-экспериментальной работы по формированию организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза 97
Ева Страновска, Зденка Гадусова
Успех и самооценка учащихся при чтении на иностранном языке 109
Вяра Тодорова Гюрова
Развитие научно-исследовательских и творческих способностей в подготовке будущих педагогов 120
Наталья А. Заиченко, Людмила И. Заиченко, Ирина Н. Кондратьева, Дмитрий Д. Рубашкин
Трансформация образовательных отношений в начальной школе
в контексте цифровизации 130
Айдар М. Калимуллин, Мария П. Жигалова, Алима Х. Ибрашева, Лариса И. Кобылянская, Евгений А. Лодатко, Елдос Б. Нурланов
Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: прошлое, настоящее, будущее 145
Владимир Г. Маралов, Вячеслав А. Ситаров, Ирина И. Корягина, Лариса В. Романюк
Технология помощи студентам в самопознании своих личностных качеств 164
Елена А. Ходырева
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий будущих педагогов на основе требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) 177
Ольга М. Чоросова, Расуля Р. Аетдинова, Галина С. Соломонова, Галина Ю. Протодьяконова
Концептуальные подходы к идентификации цифровых компетенций педагогов: Когнитивное моделирование 189
Надия Г. Юсупова, Галина Н. Скударёва
Непрерывное образование учителя математики и качество по PISA: от профессиональной компетентности к математической грамотности школьников 203
Подготовка учителей в классическом университете: кейс десятилетней современной истории КФУ
В 2020 году Казанский университет получил первую значимую оценку своих преобразований в области подготовки учителей, осуществлявшуюся в течение не- скольких последних лет. Согласно версии Международного рейтингового агент- ства Times Higher Education КФУ вошёл в число 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование». На сегодняшний день это лучший показа- тель не только в России, но и в странах Восточной Европы и СНГ. Это является подтверждением правильности стратегии университета в области педагогического образования, которую последовательно внедряли в последние десять лет. 2020 год является особенным в истории университета, потому что подводит итоги 10-лет- ней трансформации учебного заведения в статусе федерального университета, со- зданного Указом Президента Российской Федерации. На сегодняшний день КФУ входит в число десяти крупнейших университетов страны, здесь обучается порядка 50 тысяч студентов и аспирантов по большинству направлений подготовки выс- шего образования современной России. Университет участвует во многих государ- ственных научных и образовательных программах, в том числе в государственном проекте, направленном на повышение международной конкурентоспособности ве- дущих российских высших учебных заведений.
Анализ уроков литературного чтения как тип обратной связи в изучении английского языка как иностранного: Играет ли опыт преподавания определяющую роль?
Понимание прочитанного текста считается очень сложным навыком для всех, кто изучает иностранный язык. Роль обратной связи в повышении восприятия текста неоспорима. Для получения более четкого представления об этой проблеме настоящее исследование было на- правлено на изучение типов обратной связи, используемых учителями английского языка в работе с учениками, владеющими иностранным языком на среднем уровне. Исследована роль опыта преподавания с предоставлением обратной связи. Авторами проанализирована частотность ошибок различных типов. С этой целью проведено обсервационное и описа- тельное исследование. В исследовании приняли участие шесть преподавателей и их учени- ки, владеющие английским на среднем уровне. Трое участников были молодыми учителями, остальные – опытными педагогами. Данные для анализа взяты из расшифровок аудиозапи- сей занятий, отобранных учителями. Типы корректирующей обратной связи и ошибки были закодированы с использованием категорий кодирования, представленных в модели Lyster и Ranta (1997). Были добавлены два других типа корректирующей обратной связи: перевод и множественная обратная связь. Для анализа данных использовались сведения о их частоте, выведено процентное соотношение. Результаты показали, что наиболее частым типом обрат- ной связи в обеих группах учителей является техника исправления ошибок, хотя как опыт- ные, так и молодые учителя предпочитали использовать различные типы корректирующей обратной связи. Анализ полученных данных показал, что среди четырех типов ошибок об- учающиеся чаще всего совершали фонологические ошибки. В статье приводится обсуждение возможного влияния результатов исследования на процесс обучения.
Инклюзивное образование и его реализация: международная практика
В обществе, в значительной степени ориентированном на образование, уделяется особое внимание высокому уровню компетенций. Обеспечение равных возможностей для всех об- учающихся является проблемой для всего мира. Инклюзивное образование – одна из попы- ток решить эту проблему. Оно нацелено на формирование общества, в котором активное участие будут принимать все люди, включая самых слабых. Инклюзивные школы, признавая и уважая ценность разнообразия и борясь с дискриминацией в сфере образования, работа- ют над обеспечением доступа к качественному обучению всех учащихся. Целью настоящей работы является изучение и выбор наилучших стратегий расширения прав и возможно- стей, развития способностей и повышения успеваемости всех студентов, включая учащихся с ограниченными возможностями и особыми потребностями. В работе рассмотрены обра- зовательные меры как для обучения одарённых детей, так и для повышения квалификации учителей, работающих с разнородным составом учащихся. В методологическом обосновании работы использованы авторитетные исследования и официальные документы националь- ных и международных органов. Кроме того, привлекается личный опыт автора в препода- вании и управлении проектами, а также инклюзивные традиции Италии. Конвенция ООН о правах инвалидов (статья 24) предусматривает, что страны должны принимать меры для обеспечения инвалидам наравне с другими доступа к инклюзивному начальному и среднему образованию в местах их проживания. Руководители в сфере образования должны понимать важность инклюзии, расширять эмпирические исследования, разрабатывать и реализовы- вать меры для выявления потенциала учащихся, их академического и личностного развития,
улучшения стратегий обучения и управления. Семейные и общественные институты также должны участвовать в этой работе. Особая роль в решении этой сложной задачи в совре- менных образовательных системах принадлежит учителю. Результаты исследования могут быть использованы в разработке образовательной политики, учебных планов и программ, в повышении качества образования на всех уровнях.
Преодоление негативных переживаний у одаренных детей младшего школьного возраста в аспекте феномена диссинхронии
На современном этапе психологическая поддержка одаренных младших школьников требует от специалистов высокого уровня сформированности не только психолого-педагогических, но и других профессиональных компетенций для эффективной коррекции негативных пере- живаний.
Цель статьи заключается в разработке (с применением современных технологий) методиче- ских приемов и организации профессиональной деятельности психологов. Ведущим в ис- следовании является метод моделирования, позволяющий рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный процесс совершенствования профессиональных и специальных компетенций. Структура представленной работы включает в себя целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативный компоненты.
Использование дифференцированного подхода к одаренным детям младшего школьного возраста с феноменом диссинхронии в сочетании с методом междисциплинарного взаимо- действия позволяет не только преодолевать их негативные переживания, но и предупре- ждать у них возможные отрицательные эмоции. Кроме того, такая модель повышает профес- сиональные навыки специалистов, работающих в данной области.