Глобализация последних лет ставит новые задачи перед прикладной лингвистикой. С появ-
лением в начале XXI века межкультурной коммуникативной компетенции (МКК) многие
теоретики и практики акцентировали внимание на перспективах ее включения в обучение
языкам. Настоящее исследование проводилось с применением смешанных методов. Его
цель – проверить, насколько освоение МКК иранскими студентами, изучающими англий-
ский язык как иностранный (АКИ) на продвинутом уровне, стимулирует их включать МКК
в письменные работы. Кроме того, определялось, играют ли гендерные различия студен-
тов какую-либо роль в использовании этой компетенции. На основе результатов Oxford
Placement Test были отобраны 33 студента обоих полов, изучающие АКИ на продвинутом
уровне. В дальнейшем студенты были случайным образом распределены в два эксперимен-
тальных класса. Все участники прошли пятинедельное обучение по МКК на уроках письма
в частном языковом институте иранского города Решт. Данные, проанализированные с по-
мощью Т-тестов, контент-анализа и η, показали, что развитие МКК помогает учащимся по-
разному справляться с межкультурными проблемами при выполнении письменных заданий;
гендерные различия не играли при этом никакой роли. Данное исследование поможет улуч-
шить курс письменной речи, обучение языку в целом и обучение тому, как включить МКК
в письменную речь, в частности.
Статьи журнала
Роль трансформационного лидерства и управления знаниями в организационной инновации школ
Наиболее важными предпосылками для инновационной школы являются наличие транс-
формационных лидеров и обмен знаниями. Цель настоящего исследования – определить, ка-
кое влияние на организационные нововведения оказывают трансформационное лидерство
и управление знаниями. По социально-культурной ориентации настоящее исследование яв-
ляется прикладным, по цели – описательным, по стратегии – опросным, по своей природе –
экспериментальным. Метод сбора данных – опрос. Данные были собраны у 265 директоров
школ, экспертов и заместителей руководителей отдела образования округа Дешт-э-Азадеган
провинции Хузестан. Из-за небольшой целевой совокупности в исследовании приняли учас-
тие все 265 человек. Для сбора данных использованы опросники по многофакторному лидерст-
ву (r = 0,89), организационным инновациям (r = 0,93) и управлению знаниями (r = 0,91). Анализ
надежности выполнен по методу Кронбаха. Для оценки валидности использовался фактор-
ный анализ, для анализа данных – моделирование структурными уравнениями в программе
Amos. Результаты показали, что интеллектуальное воздействие, вдохновляющая мотивация
и индивидуальный подход как напрямую, так и опосредованно, через управление знаниями,
влияют на организационную инновацию в школах.
Рефлексивный взгляд на использование ИКТ-технологий в практических модулях направления «Социальная работа» в условиях Южной Африки
Пандемия COVID-19 выявила необходимость подготовки студентов к онлайн образованию.
Смешанное обучение, включающее онлайн обучение и очное преподавание теоретических
модулей по направлению подготовки «Социальная работа», показало свою эффективность.
Но применение смешанного обучения в практических модулях требует дальнейшего иссле-
дования. Цели настоящей работы – во-первых, изучить опыт студентов бакалавриата, обуча-
ющихся по направлению «Социальная работа», и их кураторов в использовании ИКТ-тех-
нологий во время практики первого курса; во-вторых, выяснить их мнение о том, как это
повлияло на опыт онлайн работы во время пандемии. Теория деятельности используется
в качестве теоретической рамки. Качественный подход определил поисково-описательный
характер работы. Участники были отобраны с помощью целевой детерминированной вы-
борки. Сбор данных осуществлялся с помощью рефлексии в письменной форме. Для анали-
за данных был использован тематический контент-анализ. Этические аспекты проведения
исследования (добровольное участие в исследовании, информированное согласие, защита
личной информации, конфиденциальность и анонимность) были соблюдены. Полученные
результаты содержали все компоненты теории деятельности. Среди сложностей, которые
участники испытывали до и во время пандемии, было отмечено следующее: недостаток
опыта в использовании изучаемых технологий, отсутствие доступа к техническим ресурсам,
социально-экономические проблемы, необходимость приобретения специальных навы-
ков исследовательской работы, потребность в организации прямого взаимодействия меж-
ду студентами, между студентами и научными руководителями / преподавателями, а также
определение роли участников образовательного процесса в поддержке обучения. Результаты
исследования позволили дать рекомендации относительно того, что необходимо для эффек-
тивного использования компонентов теории деятельности в практических модулях при под-
готовке студентов к обучению и преподаванию.
Дидактические особенности формирования корпоративной культуры у выпускников магистратуры автотранспортного профиля
В рамках постиндустриального развития автотранспортного производства новая управлен-
ческая культура, основанная на корпоративных ценностях, стимулирует изменения в систе-
ме инженерного образования. В процессе развития автосервисных предприятий выпускники
второй ступени высшего образования (магистры инженерии) часто занимают должностные
позиции линейных руководителей. Результаты многопанельного академического исследова-
ния с участием основных стейкхолдеров показали необходимость активного участия выпуск-
ников магистратуры в развитии корпоративной культуры и приобщении к ней производ-
ственного персонала. Это выявило новую компетенцию линейного руководителя, которой
не уделялось должного внимания прежде, – подготовку к образовательной деятельности как
части деятельности по оперативному управлению. Это инновационная особенность процес-
са подготовки магистров инженерных специальностей. В данной статье анализируется про-
грамма обучения производственного персонала корпоративной культуре, уточняется роль
фасилитатора, заменяющего преподавателя-эксперта, и формулируется академическая про-
блема обучения магистрантов конкретным дидактическим средствам, способствующим раз-
витию корпоративной культуры.
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей
Уровень образования родителей существенным образом отражается на результатах пси-
хического развития детей и является значимым предиктором формирования взглядов
и представлений о воспитании, которыми они руководствуются во взаимодействии с деть-
ми. Однако исследований, которые были бы направлены на изучение роли уровня образо-
вания российских родителей в формировании их взглядов на вопросы воспитания детей,
практически нет. По этой причине в настоящей работе была поставлена цель изучить роль
уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий вос-
питания с учетом возраста и пола ребенка и регионов, где проживают семьи. Интуитив-
ные теории воспитания российских родителей изучались с помощью пунктов опросника
Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ). Выборку составили 995 родителей детей от
1 до 7 лет, проживающих в г. Москве, Республике Саха (Якутия) и Республике Северная
Осетия. Выявлены два профиля во взглядах родителей на воспитание детей в зависимости
от уровня образования. Определены различия и сходства в представлениях о воспитании
детей с точки зрения географии проживания семей при контроле уровня образования ро-
дителей. Результаты исследования освещают вопросы современного родительства в трех
регионах страны и могут быть полезны для понимания профиля современного родителя,
а также для разработки просветительских программ, направленных на саморазвитие и по-
вышение компетентности российских родителей.
Многоязычие в детском возрасте: взгляды родителей и размышления педагогов
Вопросы сверхразнообразия языков и культур, множественность идентичности и вариа-
тивность культурных практик, многоязычие, изучение языков и мультикультурность, меж-
культурное взаимодействие в группах дошкольных учреждений и в начальной школе имеют
принципиальное значение для понимания и оценки современной ситуации существования
русского языка за рубежом. Учителям приходится принимать во внимание лингвистические
и художественные ресурсы и обзаводиться особым методологическим репертуаром. Целью
исследования является показать, какие основные темы затрагиваются родителями и педа-
гогами многоязычных детей при обсуждении трудностей, возникающих при организации
многоязычного образования, какие пути они предлагают для их преодоления. В исследова-
нии, проводившемся в разных странах (Германия, Россия, Финляндия, Франция), родители
и педагоги отвечали на анкету по поводу их установок по отношению к двуязычному обра-
зованию дошкольников и младших школьников. Характеризовались семьи и образователь-
ные учреждения. Дополнительно анализировались интернет-дискуссии на международных
платформах на русском языке. Существующие практики демонстрируют, что разнообразие
подходов к раннему двуязычному воспитанию ограничено материальными и человеческими
ресурсами и потенциалом детского развития. Лучшие результаты требуют большего инпута,
преданных делу родителей и педагогов, большего финансирования, жестких правил языко-
вого употребления и подлинной преемственности двуязычного образования в качестве цели
на всех этапах детского развития. Неодинаковые результаты при разных педагогических под-
ходах связаны не только с языком самим по себе, но и с политическими и экономическими
обстоятельствами и когнитивными способностями детей.
Психобиографические факторы и предикторы формирования индивидуально-психологических и личностных характеристик (обзор зарубежных исследований)
В статье обосновывается важность психобиографического подхода в оценке личности и про-
водится обзор зарубежных исследований влияния психобиографических факторов на раз-
витие и формирование индивидуально-психологических и личностных характеристик.
Описывается роль гендерных признаков, порядка рождения, жизненных событий и ранне-
го периода воспитания в семье в формировании индивидуальных особенностей личности.
Отмечается тенденция смещения такого анализа от единичных случаев к сравнительным
исследованиям. Анализируются наиболее популярные подходы и процедуры оценки лич-
ности лидера. Обосновывается необходимость комплексного анализа психобиографических
факторов и взаимосвязей их влияния на формирование индивидуально-психологических
и личностных характеристик, что представляет новизну работы, поскольку исследователи
в основном фокусируются на изолированных эффектах и коротких промежутках време-
ни, игнорируя то, что кумулированные эффекты, эмоции, мысли в период лидерства могут
фундаментально изменить лидера (его личностные качества, стиль и поведение) и в целом
повлиять на его дальнейшую биографию. Результатом исследования является совокупность
подходов к оценке персонала, которые внедрены в практику личностно-профессиональной
диагностики руководителей государственной службы.
Образовательные стандарты и запросы современности: противоречия или возможности
Целью данной работы является эмпирическое исследование профессиональных компетен-
ций. В соответствии с указанной целью в работе поставлены две основные задачи: оценить за-
просы рынка труда, предъявляемые к специалистам в сфере торговли и маркетинга; выявить,
какие профессиональные компетенции формирует стандарт подготовки ФГОС ВО 3+ и от-
вечает ли он современным требованиям, предъявляемым работодателями. Исследуются две
проблемы: могут ли компетенции, заложенные в образовательный стандарт, сформировать
необходимые навыки, которые предъявляются к данной профессии на современном рынке
труда; формируют ли профессиональные компетенции необходимые личностные качества,
которые будут востребованы работодателями. Анализ показывает, что образовательный
стандарт ФГОС ВО 3+ довольно слабо адаптирован к современным требованиям рынка тру-
да, а профессиональные компетенции, заложенные в нем, формируют, как правило, специ-
алиста, готового заниматься собственной предпринимательской деятельностью, в то время
как подготовка подобных кадров осуществляется за счет государственного бюджета, а зна-
чит, подразумевает необходимость работы в крупных организациях и обладание более ши-
роким набором навыков, включающих способности к экспертной и аналитической работе,
системному мышлению и т.д. Увеличение числа инноваций в высокотехнологичные отрасли
по мере продвижения России к цифровой экономике будет увеличивать спрос на маркето-
логов, владеющих дизайном, проектированием, визуализацией и навыками работы с BigData.
Именно эти навыки и должны быть интегрированы в новый ФГОС ВО 3++ для подготовки
специалиста, соответствующего требованиям ХХI века.
О формировании способности восприятия глубины, объема, пространственной перспективы образов плоскостных изображений как базовой составляющей технологии развития креативного потенциала человека
Целью работы является попытка выявить новые возможности инициации творческих спо-
собностей человека на основе активации зрительного восприятия. В работе рассмотрено по-
вышение уровня креативности через опосредованное формирование зрительных конструк-
тов при обращении к ассоциативному мышлению обучающихся. Обосновано, что развитие
креативного потенциала обусловлено уровнем развития субъекта и способностью воспри-
нимать любые плоскостные изображения с эффектами глубины, объема, пространственной
перспективы (далее 3D-феномен). Представлены результаты обучения студентов, тестирова-
ния обучающихся 7-11 классов одного из среднеобразовательных заведений (далее Гимна-
зия) г. Казани. На технологию обучения, опросы получены патенты на изобретения. По опро-
сам учащихся Гимназии с наивысшими показателями по эффекту рельефного восприятия
образов плоскостных изображений впервые представлены результаты, что до 97,5% выборки
имеют показатели по тесту Д. Торренса от значений «выше нормы» до «отличный уровень».
Для тех же учащихся проведена регистрация активности движения глаз.
Образование и Саморазвитие Том 15 Выпуск 4 Декабрь 2020
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 15 (4)
Ник Рашби
От редактора: Время ожидания публикации 6
Джон Коуэн
Развитие навыков начинается с рефлексии к действию 9
Махмуд Азизи, Роман Кралик
Применение методов осознанности на уроках английской литературы для развития навыков критического чтения 21
Фатима Хонамри, Мартина Павликова
Изучение отношения учителей и учащихся к домашним заданиям: на основе практики учителей со специализацией в области английского языка и без специализации 32
Аболфазл Ашрафи, Реза-Али Мохсени, Тахмурес Шири
Взаимовлияние социальной идентичности и социальной системы: аналитический подход к формированию социальной идентичности 50
Светлана А. Васюра, Ольга В. Кузьмина, Марина И. Малетова
Феномен времени и коммуникативная активность в Интернет-взаимодействии 71
Вероника Б. Веретенникова, Ольга Ф. Шихова, Юрий А. Шихов
Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования 80
Александр Е. Крикунов
Непредубежденность в терминологической системе современной философии образования: интерпретации и проблемы 99
Татьяна В. Малинникова, Павел Д. Рабинович, Елена С. Матвиюк, Ирина Ю. Куликова, Ольга А. Некрасова, Светлана Н. Апенько
Организационно-методические средства межпредметного обучения для формирования функциональной грамотности в условиях
цифровой экономики. 111
Юлия Б. Щемелева
Ранняя профориентационная работа как метод формирования основ инженерного мышления 127
От редактора: Время ожидания публикации
Как только завершено исследование и подготовлена рукопись, авторы по по-
нятным причинам хотят, чтобы их работа была опубликована и доступна для про-
чтения и восхищения как можно скорее. Это стремление к быстрой публикации
является одним из стимулов, к которому прибегают хищнические журналы, чтобы
уговорить неосторожных авторов представить свои работы и оплатить взнос за пу-
бликацию статьи. Недавно я получил электронное письмо, где мне предлагали опу-
бликовать свою работу в течение 48 часов после ее отправки! Разумеется, в письме
ничего не говорилось о процессе рецензирования или о том, как проходит техниче-
ское редактирование или другие этапы контроля качества.
Развитие навыков начинается с рефлексии к действию
В статье описана роль прогностической рефлексии в развитии качеств выпускника у работа-
ющих выпускников и развитии основных академических навыков у студентов. Подход, в ос-
нове которого лежат рефлексия к действию и доказательный мониторинг, считается рацио-
нальным и эффективным. В результате изучения соответствующей литературы обобщается
информация о подходе и его влиянии. Автор приводит детальное описание предложенной
схемы в форме, которая не зависит от дисциплины, и предусматривает оценку результатов.
Особое внимание уделяется формированию у обучающихся умения проведения эксперимен-
тов и метапознавательных навыков.
Применение методов осознанности на уроках английской литературы для развития навыков критического чтения
В последнее время педагоги проявляют интерес к использованию технологий, основанных
на осознанности изучения и преподавания иностранных языков. С помощью этих подходов
снижается стресс (как учителей, так и студентов), улучшается межличностная атмосфера,
что помогает студентам сосредоточить внимание и даже мыслить более ясно (Tregenza, 2008;
Yager, 2009; Collins et al., 2011). Цель настоящего исследования – изучить влияние техник
осознанности на развитие критических навыков чтения обучающихся английскому языку
как иностранному (EFL), на уроках литературы. Несмотря на то, что в области осознанности
проведено большое количество исследований и получены определенные результаты, под-
тверждающие положительное влияние на снижение стресса обучаемых, все же исследова-
ний о роли осознанности в критическом чтении студентов крайне мало. С этой целью было
проведено квазиэкспериментальное исследование с участием 35 студентов бакалавриата
(представителей обоих полов) по специальности «английский язык и литература». Участни-
ки были разделены на две группы на основе их результатов по шкале оценки осознанности и
внимательности (MAAS). Данные были получены, когда студенты были задействованы в вы-
полнении техник осознанности перед выполнением различных заданий по критическому
чтению. В ходе исследования проводился пред- и посттест для определения уровня сформи-
рованности критических навыков чтения. Для анализа данных использовался t-тест парных
выборок с помощью программного обеспечения SPSS. Результаты показали, что существует
существенная разница между средними баллами до и после тестирования всех участников.
Однако, поскольку в этом исследовании использовались как медитативная, так и социально-
когнитивная практика осознанности, необходимы дальнейшие исследования, чтобы опреде-
лить природу осознанности и изучить различные эффекты этих двух подходов. Настоящее
исследование будет полезно для учителей, которые смогут более подробно ознакомиться
с методами осознанности и использовать их на своих занятиях, для того чтобы дать студен-
там возможность учиться в более комфортной и сосредоточенной обстановке.
Изучение отношения учителей и учащихся к домашним заданиям: на основе практики учителей со специализацией в области английского языка и без специализации
Домашние задания выступают каналом связи между студентами и преподавателями, осо-
бенно в контексте EFL, где английский язык практически не изучается вне класса. Благода-
ря изучению отношения к домашней работе учителя могут получить ценную информацию
о том, как планировать домашние задания для улучшения возможностей обучения учащих-
ся. Настоящее исследование было направлено на изучение отношения учителей и учащих-
ся к домашнему заданию. Были выявлены трудности, с которыми сталкиваются студенты
и педагоги. Также были определены характеристики заданий учителей английского языка
по сравнению с заданиями педагогов, для которых английский не являлся областью их спе-
циализации. В исследовании принимали участие 120 человек, изучающих английский язык,
и 81 учителей английского как иностранного (EFL). Данные были собраны в ходе опроса и
последующих полуструктурированных интервью. Анализ результатов анкетирования был
проведен с помощью программного обеспечения SPSS 24. Интервью были записаны, транс-
крибированы, закодированы и сформированы в группы для дальнейшего анализа. Результа-
ты показали, что студенты положительно относятся к домашним заданиям. Исследователи
не выявили никакой существенной разницы между отношением студентов к домашним зада-
ниям, подготовленных преподавателями со специализацией в области преподавания англий-
ского языка (EM) и без соответствующей специализации (NEM). Результаты показали, что
учителя действительно считают, что домашнее задание имеет важное значение для языко-
вого развития учащихся. Так же не было никакой существенной разницы между учителями
EM и NEM в их отношении к домашним заданиям. Авторы выявили причины трудностей,
с которыми сталкиваются учителя и учащиеся при определении/выполнении домашних за-
даний соответственно. Эти причины варьировались от незнания нужного понятия, методов
преподавания, выполнения нелюбимого домашнего задания, невнимательности, непонима-
ния этапов выполнения домашнего задания, копирования домашнего задания или обмана,
отсутствия связанных и значимых заданий, отсутствия помощи со стороны родителей, от-
сутствия словарного запаса и незнания грамматики, до беспокойства и стресса от домашне-
го задания. Полученные результаты показали, что существуют некоторые различия между
учителями EM и NEM с точки зрения объема, отрабатываемой области навыков и степени
индивидуализации в подготовке домашних заданий. В статье предложен ряд рекомендаций
для учителей, разработчиков учебных программ и руководителей институтов.
Взаимовлияние социальной идентичности и социальной системы: аналитический подход к формированию социальной идентичности
Формирование социальной идентичности (SIF) редко рассматривается с помощью анали-
тических или социологических и социально-психологических смешанных методов исследо-
вания на различных уровнях. В иранском контексте SIF, особенно среди молодежи, лишен
каких-либо теоретических и функциональных моделей, способных объяснить эффекты, ко-
торые были выдвинуты гипотезой о функциональном дефиците SIF социальной системы.
В исследовании приняли участие 445 студентов Тегеранского университета. Отбор участни-
ков проходил в период 2016-2018 гг. на основе метода случайной стратифицированной вы-
борки. В ходе исследования респонденты заполняли опросник. Достоверность результатов
составила r = 0,88. В анализе использовались однопараметрический t-критерий Стьюдента
и критерий Фридмана, которые предложили функциональную модель SIF. Анализ также под-
твердил как основные, так и второстепенные гипотезы, предсказывающие прямое влияние
функционального дефицита иранской социальной системы на снижение уровня SIF по отно-
шению к социальной системе. Теоретически полученные результаты позволили представить
прикладную модель SIF в процессе взаимодействия с социальной системой наряду с кон-
кретными критериями измерения. Модель, имеющая семь параметров, является продуктом
функциональных требований социальной системы. Очевидно, она оказывает влияние на
формирование SIF. Предложенная модель будет полезна социальным исследователям и спе-
циалистам, работающим в данной области.
Феномен времени и коммуникативная активность в Интернет-взаимодействии
В статье представлен теоретический анализ проблемы времени в Интернет-коммуникации.
Отмечается, что развитие технологий и виртуальных форм взаимодействия выдвигает на
первый план коммуникативную активность человека в Интернете. Время для человека вы-
ступает природной и общественной субстанцией. В статье уделяется внимание временной
компетентности как компоненту коммуникативной компетентности. В данном контексте по-
нятие временной компетентности включает в себя способность устанавливать и поддержи-
вать в течение определенного времени необходимые социальные контакты, умение расши-
рять или сужать временные рамки общения. На основе проведенного теоретического анализа
проблемы рефлексии и регуляции коммуникативной активности в Интернет-коммуникаци-
ях нами предложена программа тренинга «Развитие временной компетентности в Интернет-
коммуникации», адресованная старшеклассникам и студентам и состоящая из пяти модулей,
а также представлены результаты ее апробирования.
Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС ВО
3++) устанавливает группы универсальных и общепрофессиональных компетенций выпуск-
ников высшей школы. Определение профессиональных компетенций входит в полномочия
самой образовательной организации, которая должна выявлять их на основе профессио-
нального стандарта. На наш взгляд, для решения этой актуальной проблемы целесообраз-
но использовать метод групповых экспертных оценок – один из основных в педагогической
квалиметрии. Достоинством данного метода является то, что он позволяет алгоритмизиро-
вать процедуры педагогической экспертизы профессиональных компетенций и получить
обобщенное коллективное мнение квалифицированных экспертов об их количественном
составе и содержании.
Цель публикации – представить методику педагогической экспертизы структуры и содержа-
ния профессиональных компетенций студентов бакалавриата, обучающихся по направлению
44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»), предполагаю-
щую использование метода групповых экспертных оценок и процедуры согласования выяв-
ленных компетенций с существующими в сфере дошкольного образования нормативными
документами.
Методология и методики. При разработке методики учитывались идеи компетентностного
и квалиметрического подходов, направленные на моделирование результатов образования,
«каркас» которых задает структура компетенций, выступающих в роли норм качества высше-
го образования, сопряженных с нормами качества профессиональной деятельности. Инстру-
ментом реализации данных подходов избран метод групповых экспертных оценок, позво-
ливший выявить группы профессиональных компетенций и детализировать их содержание.
Результаты и новизна. Представлена методика педагогической экспертизы структуры и со-
держания профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов дошкольных
организаций, предусматривающая анализ и согласование требований профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Описанные этапы
могут быть реализованы при проведении педагогической экспертизы структуры и содержания профессиональных компетенций студентов, обучающихся по другим направлениям
и профилям подготовки, что несет в себе практическую ценность и значимость.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям
высшей школы при выявлении и формировании профессиональных компетенций студентов
бакалавриата, соответствующих их будущим трудовым функциям и действиям, представлен-
ным в профессиональных стандартах.
Непредубежденность в терминологической системе современной философии образования: интерпретации и проблемы
В статье рассматриваются основные аспекты дискуссии о понятии непредубежденности (openmindedness)
в современной англоязычной философии образования. Подчеркивается актуаль-
ность темы для отечественной педагогики, находящейся сегодня в ситуации сложного диалога
с мировыми традициями осмысления образовательного процесса. Непредубежденность пред-
ставлена в статье в качестве элемента обширной терминологической системы. Показано, что
необходимость прояснения смысла понятия связана с его ролью в определении критериев раз-
граничения образования и индоктринации. В статье представлены наиболее значимые опре-
деления непредубежденности. Указывается, что внешняя очевидность понятия контрастирует
с трудностью нахождения его непротиворечивой дефиниции. Выявлено, что ключевой осо-
бенностью состоявшегося опыта интерпретации непредубежденности является расширение
требований, предъявляемых к субъекту образования. В статье суммированы основные воз-
ражения, выдвигавшиеся по отношению к различным аспектам теоретического осмысления
понятия. Автор считает закономерным отказ от попыток реализовать в практике обучения
идеал абсолютной рациональной непредубежденности. В целом, дискурс о непредубежденно-
сти демонстрирует невозможность уклониться от обсуждения формирования субъекта при
любой попытке определения смысла образования. Перспективы исследования автор видит
в переосмыслении роли рациональности в процессе образования человека и мира.
Организационно-методические средства межпредметного обучения для формирования функциональной грамотности в условиях цифровой экономики
Исследуемая проблема обусловлена предъявляемыми цифровой экономикой и новым тех-
нологическим укладом требованиями к совокупности компетенций человека, среди которых
особое место занимают междисциплинарные компетенции. Сложившаяся система образо-
вания ориентирована на предметную форму организации образовательного процесса. Более
актуальное межпредметное обучение требует проработки организационно-методических
основ. Особая потребность в них имеется для формирования функциональной грамотно-
сти, предполагающей способности личности адаптироваться и непрерывно развиваться
в динамичном и сложном мире, инициировать и реализовывать инновации с использова-
нием знаний разных отраслей. Цель исследования — разработать и внедрить систему организационно-методических средств межпредметного обучения в качестве средства развития
функциональной грамотности детей и подростков в общеобразовательных организациях
субъектов России для их успешной адаптации к условиям цифровой экономики. Методами
исследования избраны анализ современных теоретико-методологических подходов и пра-
ктик к организации межпредметного обучения в образовательных организациях, методы
включенного наблюдения, фокус групп и эксперимента. Рассмотренное в работе понятие
математической грамотности является частью функциональной грамотности. Для проведе-
ния исследования, а также написания межпредметных заданий, математическая грамотность
анализируется через выделение математического содержания и мыследеятельности. Описы-
вается опыт авторов по разработке межпредметных заданий для формирования исследова-
тельской компетентности, мотивации к познанию и личностному развитию, математической
грамотности учеников 5-9 классов, аналогичной модели исследования PISA-2021. Выполнено
описание методики составления компетентностно-ориентированных межпредметных зада-
ний. Исследование развивает методологические и организационно-методические основы
формирования функциональной грамотности, добавляя их конкретными и апробированны-
ми авторским коллективом инструментами для повышения результативности межпредмет-
ного обучения и, далее, для создания среды и условий формирования личности, способной
мыслить креативно, используя компетенции межпредметного комплекса. Материал статьи
будет интересен широкой аудитории специалистов в области образовательной политикой
и практики.
Ранняя профориентационная работа как метод формирования основ инженерного мышления
В статье рассматривается профориентационная работа, ее значимость в интенсивно раз-
вивающемся мире для профессиональной ориентации молодежи. Рассмотрены методики
определения типов мышления. Констатируется, что в классическом понимании профори-
ентационная работа направлена на выявление уже сформировавшегося образа мышления.
Аргументируется возможность формирования технического образа мышления. Предлагают-
ся пути формирования «инженерного» мышления в рамках работы с детьми по программам
дополнительного образования. Аргументируется возрастной порог начала формирования
технического мышления. Проводится детальное описание опыта автора по формированию
инженерного мышления у школьников 5 классов в рамках сетевого образовательного про-
екта «Инженерия», анализируются данные тестирования на различных уровнях реализации
проекта. Описываются проблемные ситуации, реально возникающие при реализации про-
екта, анализируется их первопричина, предлагаются способы разрешения. Обосновываются
выводы, что образ мышления не является величиной постоянной, заложенной генетически;
образ мышления формируется социальным окружением человека, решаемыми им задачами;
имеется возможность формирования «инженерного» мышления школьников посредством
занятий по образовательным программам технической направленности.