Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 16 (2)
Ник Рашби
От редактора: Форма научной статьи 8
Амера Сейфу Белайнех
Интеграционные практики преподавателей естественных наук в области образования, исследований и общественной работы:
Кейс трех университетов Эфиопии 10
Раед Зедан
Оценка учебного процесса учащимися как предиктор учебной мотивации, академической успеваемости и климата в классе 27
Айеша Хатун, Бабу Джордж, Саджад Наби Дар
Практика управления знаниями в секторе высшего образования с акцентом на бизнес-школы 47
Андреа Истенич, Иван Братко, Виолета Розанда
Отношение учителей к социальным роботам в образовании: Модель развития 60
Али Наваб, Насима Зайнулабидин
«Утоление голода водой»: Особенности профессионального развития учителей в сельских районах Пакистана 88
Ольга А. Романова
Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: систематический обзор российской литературы 105
Надежда А. Авдеенко
Представления учителей о креативности и ее развитии в школе 124
Елена В. Кузнецова
Каково отношение к учебе студентов-математиков? Исследование индивидуальных и мотивационных факторов 139
Татьяна П. Будякова, Анжелика Н. Пронина
Проблемы формирования экологического сознания современных школьников 153
Дания З. Ахметова, Илона Г. Морозова, Максим А. Сучков
Этнокультурные аспекты развития инклюзивного образования в призме глобализационных процессов и цифровизации 165
Члены редакционной коллегии и редакторская группа обсудили формат ру- кописей, поступающих на рассмотрение в журнал «Образование и саморазвитие», и выступили с предложениями.
Признано, что стандартная структура исследовательской статьи включает шесть основных разделов: введение, обзор литературы, методология, результаты, обсуждение и заключение. Помимо этого, статья содержит заголовок, аннотацию, ключевые слова и библиографический список. Такая структура, с одной стороны, позволяет автору следить за тем, чтобы ни один ключевой момент не был упущен, а с другой – помогает читательскому восприятию. Эта форма идеально подходит статьям исследовательской направленности, а «Образование и саморазвитие» но- сит в целом именно такой, исследовательский, характер.
В статье рассматриваются интеграционные практики преподавателей естественных наук в области образования, исследований и общественной деятельности в университетах Бахир- Дар, Дыре-Дауа и Уолкайт. Исследование проводилось посредством анкетирования и интервью, участниками которых были учителя и менеджеры, составившие целевую выборку. Т-тест для одной из выборок показал, что, за исключением образовательной деятельности, преподаватели естественных наук демонстрировали низкие результаты в исследовательской деятельности, общественной работе и интеграционных практиках. Множественный регрес- сионный анализ показал, что вклад преподавания, исследований и общественной работы в интеграционные практики составил 44,12%, причем исследования составили основную долю (34,56%). Анкетирование выявило институциональные факторы (в частности, жесткие фи- нансовые условия), препятствующие проведению исследований и выполнению обществен- ной нагрузки. В ходе интервью выявлены личные проблемы, например отсутствие интереса и слабая мотивация. Определено, что руководство университетов оказывает поддержку пе- дагогам в проведении исследований и общественной работы, что содействует повышению качества преподавания и интеграционным практикам в рамках миссии педагога. Преподава- телям естественных наук рекомендовано не ссылаться на институциональные факторы, а по- стараться справиться с внешними проблемами. Это приведет к улучшению интеграционных практик и создаст условия для более эффективной работы академического подразделения.
Настоящее исследование было проведено с целью установления взаимосвязи между пред- ставлениями учащихся об учителях, достижениями учеников и общей атмосферой в классе. В исследовании приняли участие 2599 учащихся начальных, средних и старших классов. Дан- ные были собраны с помощью структурированного опроса. Были получены следующие ре- зультаты. Для развития учеников очень важна оценка, которую они дают своим учителям, их педагогической и дидактической квалификации. Эта оценка (в целом положительная) кор- релирует с оценкой общего климата в классе (средняя и выше среднего). У девочек восприя- тие более позитивное, чем у мальчиков, во всех возрастных группах. У учащихся начальной школы – более позитивное, чем в средних и старших классах. Преподавание математики оценивается выше других предметов. Педагоги-женщины – выше педагогов-мужчин. Молодые учителя – выше опытных. Положительная оценка учительского труда приводит к высокому уровню мотивации и улучшению успеваемости, к благоприятному психологическому клима- ту в классе.
Высшие учебные заведения аккумулируют и распространяют знания. В исследовании анали- зируется практика управления знаниями, свойственная бизнес-школам, выделяются ключе- вые факторы, способствующие и препятствующие развитию обучающихся. В бизнес-школах, по сравнению с остальной частью экосистемы высшего образования, существует особая по- требность в управлении знаниями. Это объясняется различиями в ценности разных видов знаний, в их хранении и поиске. В данном исследовании приведены основные параметры управления знаниями, актуальные для высшего образования. Представлена структура управ- ления знаниями в качестве стратегического инструмента развития и сохранения конкурент-
ного преимущества бизнес-школ. В работе отмечается, что бизнес-школы в большей сте- пени ценят современные прикладные, практические и контекстуальные знания, в то время
как другие университеты ценят менее транзиентные виды знаний. Знания, необходимые в бизнес-школах, нередко встречаются в информационных сетях, и их эффективное исполь- зование требует специальных стратегий. Интеграция с экосистемами знаний за пределами институциональных библиотек играет важную роль. Природа знаний, актуальных для биз- нес-школ, двойственна: они носят научный характер, но имеют практическую основу. Пред- ставленные контексты учитывают глобализацию и интернационализацию высшего образова- ния, что немаловажно для управления знаниями.
Социальные роботы в сфере образования тестируются в двух направлениях: одно ориентиро- вано на учителя и подчеркивает их эффективность – второе, ориентированное на студентов, выражает обеспокоенность обезличенным характером подобного обучения. В данной статье представлено качественное исследование отношения словенских студентов – будущих учите- лей дошкольного образования и начальных классов – к роботизированной образовательной технологии, в которой они по своему усмотрению должны были выделить положительные, нейтральные и отрицательные аспекты. Студенты выразили преимущественно обеспокоен- ность. Нами была разработана трехкомпонентная модель исследования, включающая учеб- ные, социально-эмоциональные и правовые стороны проблемы. Результаты выявили нега- тивное отношение участников к роботам с внешностью человека и социальными навыками и полный отказ от их использования в классе. Участники исследования, не отвергая социаль- ных роботов как таковых, отказывают им в статусе социального субъекта, способного учиты- вать индивидуальность учащихся и адекватно заботиться о благополучии и развитии детей. Результаты исследования призывают к осознанному созданию роботов с привлечением учи- телей в качестве со-дизайнеров.
Данная работа направлена на осмысление того, какие программы профессионального раз- вития учителей являются наиболее эффективными. Исследованы представления об этом работников образования в сельских районах Пакистана. Качественный подход, реализованный в форме кейс-стади, был использован для изучения опыта ключевых стейкхолдеров, вклю- чая провайдеров профессионального развития, сотрудников отдела образования, директоров школ и учителей. Метод фокус-групп применялся в качестве основного инструмента сбора данных. Результаты показали, что в большей степени ценятся такие программы професси- онального развития, которые отвечают запросам учителей, уделяют внимание содержанию и педагогическим методам, предлагают активное обучение, рассчитаны на длительный срок и предусматривают последующую поддержку. Установлено, что в основном программы про- фессионального развития не отвечают этим требованиям, разработаны с учетом лишь внеш- них факторов и недостаточно учитывают мнения, потребности и опыт учителей из сельских районов Пакистана. В статье подчеркивается, что контекст должен стать определяющим фак- тором при разработке программ профессионального развития учителей конкретного региона.
Статья посвящена анализу отечественной литературы, связанной с реализацией компетент- ностного подхода в среднем профессиональном образовании (СПО). Целью работы является систематизация имеющихся публикаций по данной проблематике и формирование актуаль- ной повестки для будущих исследований. Статья представляет систематический литератур- ный обзор: единообразное описание выборки публикаций из наиболее авторитетных россий- ских изданий за период 2005-2019 гг. в рамках предварительно сформулированной системы категорий. Кроме того, исследование включает углубленное изучение проработанности от- дельных аспектов реализации компетентностного подхода с помощью контент анализа.
Ключевыми результатами исследования являются основные понятийные признаки кон- структа, лежащего в основе компетентностного подхода в России. Суммированы данные о понятийно-терминологическом аппарате, используемом при обсуждении компетентност- ного профобразования. Получены данные о доминирующих методах исследования выбран- ной проблематики и целевой аудитории большинства опубликованных работ. Представлены свидетельства наличия дефицитов проработанности внедрения компетентностного подхода в российском СПО. В частности, в литературе практически отсутствуют суждения, которые свидетельствуют о понимании или изучении специфики оценки результатов профобразова- ния, сформулированных в терминах компетенций.
Практическое использование полученных результатов позволит восполнить пробелы в на- учной поддержке внедрения компетентностного подхода в российском СПО. Статья будет полезна представителям исследовательского сообщества, педагогическим и управленческим кадрам профессиональных образовательных организаций, а также лицам, принимающим ре- шения в области образовательной политики.
В статье раскрывается понятие обыденных представлений учителей. Описывается актуаль- ность изучения имплицитных теорий о креативности и ее развитии в школе, свойственных учителям. Цель исследования – выявить, насколько представления учителей о креативности и ее развитии соответствуют пониманию креативности, характерному для принятых в ис- следованиях, и оценить, какие представления могут явиться препятствием для внедрения в образовательный процесс практик, способствующих развитию креативности. С помощью ан- кетного опроса 115 учителей Калужской и Ярославской областей, прошедших двухдневный тренинг по развитию креативности в школе, установлено, что представления учителей, про- шедших предварительное обучение, становятся согласованными с современными научными концепциями, лишь на базовом уровне. Однако у учителей остается достаточно много неуве- ренности в том, с помощью каких инструментов можно встраивать развитие креативности в учебный процесс, можно ли согласовать это с приобретением предметных знаний. Результа- ты исследования могут быть использованы для формирования образовательной политики.
На сегодняшний день известно достаточно много публикаций, посвященных исследованию отношения школьников и студентов к математике. В них обсуждаются средства и методы, по- зволяющие учащимся справиться с негативными переживаниями и тревожностью при ее из-
учении. А как относятся к обучению в университете те студенты, для кого математика – часть жизни и будущая профессия? Целью работы является исследование отношения студентов- математиков к учебе и выявление влияния на них мотивационных и индивидуальных фак- торов. В опросе принимали участие студенты направления Прикладная математика. Резуль- таты анкетирования изучались посредством корреляционного, факторного, регрессионного и кластерного анализа. В процессе исследования было выявлено, что на отношение студен- тов-математиков к учебе влияет такая характеристика целостной индивидуальности, как пла- нирование деятельности, в то время как характеристики, отражающие особенности темпера- мента, не оказывают влияния. Посещаемость занятий большей частью зависит от внутренней мотивации (осознание своих способностей и важности учебы) и в меньшей мере – от оценки уровня преподавания, объективности выставления оценок и ощущения сложности изучае- мого материала. Проведенное исследование показало, что студенты в целом имеют положи- тельное отношение к учебе, учебный процесс соответствует ожиданиям студентов с высокой мотивацией и оценкой уровня своих способностей. Тем не менее, кластерный анализ выявил наличие проблемной группы студентов, которые нуждаются в поддержке преподавателей. Полученные результаты позволяют сформулировать направление дальнейших исследований и наметить меры по устранению имеющихся недостатков.
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания школьников, в частности, формирование экологического сознания и экологической компетентности. Анализ теорети- ческих и прикладных исследований привел авторов к выводу о том, что концепция эколо- гического сознания и формируемая на ее основе экологическая компетентность являются неполными. В ней недостает элемента, отражающего безопасность субъекта экологической деятельности. Критически оцениваются зарубежные концепции экологического сознания, включающие в качестве необходимого элемента такого сознания «комплекс вины» за преж- нее неэкологичное поведение. Доказывается вред таких концепций для психологического здоровья обучающегося. Эмпирически показывается, что проблема безопасности субъектов экологической деятельности особенно актуальна в отношении школьников. Не обладая до- статочной экологической компетентностью в области гигиены и оценки опасности бытовых отходов, они являются незащищенными в экологическом аспекте. Приводятся данные ан- кетирования школьников, доказывающие это положение. Делается вывод о том, что совре- менные программы экологического воспитания должны включать в качестве необходимого элемента положения о разумных запретах при осуществлении экологической деятельности. В программы экологического воспитания школьников должны быть также включены разде- лы по обучению безопасному поведению при участии в экологических акциях.
Возрастающие глобализационные процессы и развитие цифровых технологий приводят к формированию образовательного пространства, в котором встречаются люди разных культур и менталитетов, традиций и мировоззрений, возможностей и способностей. Необ- ходимо найти такие пути и стратегии в развитии образования, которые бы способствова- ли поддержанию подобного разнообразия во всех его проявлениях. Актуальность исследо- вания обусловлена необходимостью учета этнокультурных факторов с целью построения инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию уважения к другим культурам при сохранении собственной этнокультурной идентичности. Цель исследования – теоретически обосновать модель развития инклюзивного профессионального образования с учетом этнокультурной специфики стран (на примере России и Кыргызстана), провести экспериментальную апробацию данной модели на базе Кыргызского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Казанский национальный ис- следовательский технологический университет» (г. Кант, Кыргызстан) и Казанского иннова- ционного университета им. В.Г. Тимирясова (г. Казань, Россия). Методология исследования основана на концепции географического детерминизма (Ш. Монтескье), принципе единст- ва сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), культурно-исторической теории развития личности (Л.С. Выготский), теории диалога культур (М. М. Бахтин и В.С. Библер). Новизна исследования заключается в разработке модели развития инклюзивного профессионального образования для России и Кыргызстана с учетом их этнокультурной специфики; определе- на система повышения психолого-педагогической и межкультурной компетенций студен- тов и преподавателей. Результаты исследования внедрены в практику профессиональных образовательных учреждений России и Кыргызстана в форме технологий, методов и средств обучения в инклюзивной образовательной среде, элективного курса для студентов по теме «Этнокультурные аспекты инклюзивного образования» и методологических семинаров и тренингов для педагогов и руководителей учебных заведений на тему «Инклюзивное обра- зование в этнокультурной призме».
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 16 (1)
Андреа Истенич
От редактора: Обучение и развитие в постцифровую эпоху 8
Адемола Кехинде Бадру, Сака Адевале Оводунни
Влияние математических знаний и поддержки родителей на успеваемость учащихся по естествознанию (физика, химия и биология)
в средней школе в штате Огун, Нигерия 10
Мохаммад Каземиан, Мохаммад Реза Ходареза, Фатеме Хонамри, Рамин Рахими
Формирование межкультурной коммуникативной компетенции и ее применение иранскими студентами в ходе выполнения письменных работ в курсе английского языка как иностранного 21
Хамид Фархади Рад, Сакинех Шахи, Ахмад Фазели
Роль трансформационного лидерства и управления знаниями в организационной инновации школ 40
Марихен ван дер Вестхэйзен, Сибулело Гавулайо, Номвуйо Лукелело
Рефлексивный взгляд на использование ИКТ-технологий в практических модулях направления «Социальная работа» в условиях Южной Африки 54
Алексей Н. Дорофеев, Галина В. Букалова, Александр Н. Новиков
Дидактические особенности формирования корпоративной культуры у выпускников магистратуры автотранспортного профиля 74
Дарья А. Бухаленкова, Александр Н.Веракса, Маргарита Н. Гаврилова, Наталья А.Картушина
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей 82
Екатерина Ю. Протасова
Многоязычие в детском возрасте: взгляды родителей и размышления педагогов 93
Наталья Ю. Синягина
Психобиографические факторы и предикторы формирования индивидуально-психологических и личностных характеристик (обзор зарубежных исследований) 102
Ольга Б. Ярош, Игорь Ф. Зиновьев
Образовательные стандарты и запросы современности: противоречия или возможности 116
Марсель Г. Фазлыйяхматов, Леонид М. Попов, Людмила И. Овчинникова, Ольга Н. Баклашова, Павел Н. Устин, Владимир Н. Антипов
О формировании способности восприятия глубины, объема, пространственной перспективы образов плоскостных изображений как базовой составляющей технологии развития креативного потенциала человека129
Вопросы обучения и развития находятся в центре внимания журнала «Обра-
зование и саморазвитие». В эпоху компьютеризации необходимо пересмотреть
контексты и пространства обучения. На раннем этапе ребенок действует в ограни-
ченной среде, взаимодействуя с родителями и с объектами человеческой деятель-
ности. Ребенок учится посредством человеческих прикосновений, невербального
общения, а также через знакомство с окружающим его материальным миром. Вза-
имодействие в этой среде дает ребенку возможность учиться и развиваться соци-
ально. В постцифровую эпоху среда включает физическую и цифровую реальность.
Распространение цифровых технологий влияет на социализацию, восприятие ре-
альности (материальность физических, цифровых и трансмедийных практик) и де-
ятельность. То, как происходит взаимодействие с использованием набора средств
массовой информации, влияет на саморазвитие и самооценку ребенка. Окружаю-
щая среда формируется социальными практиками, которые в постцифровую эпоху
стирают границу между физическим и цифровым миром. При определении гра-
мотности вводятся понятия онлайн и офлайн деятельности (Sefton-Green, Marsh,
Erstad, & Flewitt, 2016). Границы между физическим и виртуальным стираются
(Marsh, 2010; Plowman, 2016).
Развитие нации зависит от её научно-технического прогресса, который опирается на проч-
ную математическую основу и способствует формированию функциональных навыков
членов общества. Однако в изучении естественных наук учащиеся редко применяют мате-
матические знания. Данное исследование направлено на изучение того, как математические
знания (MLA) влияют на освоение школьниками естественнонаучных знаний и какую роль
при этом играет поддержка родителей. При планировании исследования авторы сформули-
ровали два исследовательских вопроса и выдвинули шесть гипотез. Объем выборки составил
семьсот двадцать учащихся, отобранных случайным образом, из шести средних школ в рай-
оне местного самоуправления Иджебу-Одэ, штат Огун. В качестве инструментов для сбора
данных были использованы следующие опросники: Mathematical Language Ability Test (r =
0.85), Students’ Parental Supports Questionnaire (r = 0.75) и Students’ Achievement Test (r = 0.78).
Проведенный регрессионный анализ показал значительное влияние математических знаний
на академическую успеваемость по физике, химии и биологии. Результаты также показали
значительное влияние родительской поддержки на успеваемость по учебным предметам ес-
тественных наук. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что преподаватели естествен-
нонаучных дисциплин должны быть знакомы с языком математики, поскольку числа, симво-
лы, знаки и математические выражения используются ими для решения естественнонаучным
задач.
Глобализация последних лет ставит новые задачи перед прикладной лингвистикой. С появ-
лением в начале XXI века межкультурной коммуникативной компетенции (МКК) многие
теоретики и практики акцентировали внимание на перспективах ее включения в обучение
языкам. Настоящее исследование проводилось с применением смешанных методов. Его
цель – проверить, насколько освоение МКК иранскими студентами, изучающими англий-
ский язык как иностранный (АКИ) на продвинутом уровне, стимулирует их включать МКК
в письменные работы. Кроме того, определялось, играют ли гендерные различия студен-
тов какую-либо роль в использовании этой компетенции. На основе результатов Oxford
Placement Test были отобраны 33 студента обоих полов, изучающие АКИ на продвинутом
уровне. В дальнейшем студенты были случайным образом распределены в два эксперимен-
тальных класса. Все участники прошли пятинедельное обучение по МКК на уроках письма
в частном языковом институте иранского города Решт. Данные, проанализированные с по-
мощью Т-тестов, контент-анализа и η, показали, что развитие МКК помогает учащимся по-
разному справляться с межкультурными проблемами при выполнении письменных заданий;
гендерные различия не играли при этом никакой роли. Данное исследование поможет улуч-
шить курс письменной речи, обучение языку в целом и обучение тому, как включить МКК
в письменную речь, в частности.
Наиболее важными предпосылками для инновационной школы являются наличие транс-
формационных лидеров и обмен знаниями. Цель настоящего исследования – определить, ка-
кое влияние на организационные нововведения оказывают трансформационное лидерство
и управление знаниями. По социально-культурной ориентации настоящее исследование яв-
ляется прикладным, по цели – описательным, по стратегии – опросным, по своей природе –
экспериментальным. Метод сбора данных – опрос. Данные были собраны у 265 директоров
школ, экспертов и заместителей руководителей отдела образования округа Дешт-э-Азадеган
провинции Хузестан. Из-за небольшой целевой совокупности в исследовании приняли учас-
тие все 265 человек. Для сбора данных использованы опросники по многофакторному лидерст-
ву (r = 0,89), организационным инновациям (r = 0,93) и управлению знаниями (r = 0,91). Анализ
надежности выполнен по методу Кронбаха. Для оценки валидности использовался фактор-
ный анализ, для анализа данных – моделирование структурными уравнениями в программе
Amos. Результаты показали, что интеллектуальное воздействие, вдохновляющая мотивация
и индивидуальный подход как напрямую, так и опосредованно, через управление знаниями,
влияют на организационную инновацию в школах.
Пандемия COVID-19 выявила необходимость подготовки студентов к онлайн образованию.
Смешанное обучение, включающее онлайн обучение и очное преподавание теоретических
модулей по направлению подготовки «Социальная работа», показало свою эффективность.
Но применение смешанного обучения в практических модулях требует дальнейшего иссле-
дования. Цели настоящей работы – во-первых, изучить опыт студентов бакалавриата, обуча-
ющихся по направлению «Социальная работа», и их кураторов в использовании ИКТ-тех-
нологий во время практики первого курса; во-вторых, выяснить их мнение о том, как это
повлияло на опыт онлайн работы во время пандемии. Теория деятельности используется
в качестве теоретической рамки. Качественный подход определил поисково-описательный
характер работы. Участники были отобраны с помощью целевой детерминированной вы-
борки. Сбор данных осуществлялся с помощью рефлексии в письменной форме. Для анали-
за данных был использован тематический контент-анализ. Этические аспекты проведения
исследования (добровольное участие в исследовании, информированное согласие, защита
личной информации, конфиденциальность и анонимность) были соблюдены. Полученные
результаты содержали все компоненты теории деятельности. Среди сложностей, которые
участники испытывали до и во время пандемии, было отмечено следующее: недостаток
опыта в использовании изучаемых технологий, отсутствие доступа к техническим ресурсам,
социально-экономические проблемы, необходимость приобретения специальных навы-
ков исследовательской работы, потребность в организации прямого взаимодействия меж-
ду студентами, между студентами и научными руководителями / преподавателями, а также
определение роли участников образовательного процесса в поддержке обучения. Результаты
исследования позволили дать рекомендации относительно того, что необходимо для эффек-
тивного использования компонентов теории деятельности в практических модулях при под-
готовке студентов к обучению и преподаванию.
В рамках постиндустриального развития автотранспортного производства новая управлен-
ческая культура, основанная на корпоративных ценностях, стимулирует изменения в систе-
ме инженерного образования. В процессе развития автосервисных предприятий выпускники
второй ступени высшего образования (магистры инженерии) часто занимают должностные
позиции линейных руководителей. Результаты многопанельного академического исследова-
ния с участием основных стейкхолдеров показали необходимость активного участия выпуск-
ников магистратуры в развитии корпоративной культуры и приобщении к ней производ-
ственного персонала. Это выявило новую компетенцию линейного руководителя, которой
не уделялось должного внимания прежде, – подготовку к образовательной деятельности как
части деятельности по оперативному управлению. Это инновационная особенность процес-
са подготовки магистров инженерных специальностей. В данной статье анализируется про-
грамма обучения производственного персонала корпоративной культуре, уточняется роль
фасилитатора, заменяющего преподавателя-эксперта, и формулируется академическая про-
блема обучения магистрантов конкретным дидактическим средствам, способствующим раз-
витию корпоративной культуры.
Уровень образования родителей существенным образом отражается на результатах пси-
хического развития детей и является значимым предиктором формирования взглядов
и представлений о воспитании, которыми они руководствуются во взаимодействии с деть-
ми. Однако исследований, которые были бы направлены на изучение роли уровня образо-
вания российских родителей в формировании их взглядов на вопросы воспитания детей,
практически нет. По этой причине в настоящей работе была поставлена цель изучить роль
уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий вос-
питания с учетом возраста и пола ребенка и регионов, где проживают семьи. Интуитив-
ные теории воспитания российских родителей изучались с помощью пунктов опросника
Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ). Выборку составили 995 родителей детей от
1 до 7 лет, проживающих в г. Москве, Республике Саха (Якутия) и Республике Северная
Осетия. Выявлены два профиля во взглядах родителей на воспитание детей в зависимости
от уровня образования. Определены различия и сходства в представлениях о воспитании
детей с точки зрения географии проживания семей при контроле уровня образования ро-
дителей. Результаты исследования освещают вопросы современного родительства в трех
регионах страны и могут быть полезны для понимания профиля современного родителя,
а также для разработки просветительских программ, направленных на саморазвитие и по-
вышение компетентности российских родителей.