Пандемия Covid-19 еще далека от завершения, но нет сомнений в том, что исследователи
в области образования будут анализировать изменения, произошедшие в преподавании и
обучении, в течение многих последующих лет. Никто не может быть уверен, что новые вол-
ны и модификации заболевания не заставят человечество кардинально изменить образова-
тельные технологии. В связи с этим представляется необходимым, чтобы все мероприятия
по трансформации образования были научно задокументированы и проанализированы, что
позволит сформировать базу данных, необходимых для дальнейшей работы. Важно также,
чтобы эта работа осуществлялась в контексте территориально близких стран, исторически
связанных друг с другом, но по-разному реагировавших на пандемию, что обусловлено эко-
номическими, социальными, культурными и географическими факторами. Перспективным
в этом отношении является исследование образовательных процессов в постсоциалистиче-
ских странах Центральной и Восточной Европы, имевших во второй половине ХХ века во
многом схожие принципы построения национальных образовательных систем, но серьезно
изменившихся под влиянием реформ последних тридцати лет. Сопоставление кейсов пяти
университетов России, Германии, Болгарии, Чехии и Приднестровья позволило не только
выявить общие проблемы, но и оценить эффективность мероприятий по реорганизации
высшего образования в период пандемии COVID-19 с целью сохранения и повышения каче-
ства подготовки учителей.
Статьи журнала
Онлайн-медиация в социализации детей с ОВЗ в условиях Арктики и Крайнего Севера Красноярского края
Развитие онлайн-медиации на территориях Арктики и Крайнего Севера Красноярского края
актуально в связи с повышенным уровнем конфликтогенности в общеобразовательных учре-
ждениях и необходимостью поиска наиболее эффективных методов разрешения конфликтов
с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статья направлена
на анализ проблемы развития медиации как инструмента для урегулирования конфликтов
с участием детей с ОВЗ, а также адаптации медиативной процедуры под цифровой формат.
На основе контент-анализа российских и зарубежных практик было выявлено недостаточное
развитие инклюзивного образования и медиативного процесса в нашей стране. Мониторинг
школьных служб медиации на арктических и северных территориях Красноярского края
подтвердил формальный характер функционирования школьных служб медиации, отсут-
ствие программ подготовки медиаторов на базе высших учебных учреждений арктических
и северных территорий, недостаточное владение методами работы с особенными детьми и
акцентированное внимание на профилактических мероприятиях. Было проведено интер-
вьюирование, посвященное организационной системе школьных служб медиации, выявле-
нию конфликтогенных факторов, способов разрешения конфликтов, готовности специали-
стов в области медиации к переходу на цифровую среду, адаптации медиативной процедуры
к специфическим особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья и необхо-
димости развития медиативной процедуры в связи с природно-климатическими факторами
изучаемых территорий. Практическая польза исследования заключается в содействии вне-
дрению практик медиации и онлайн-медиации в образовательную систему для разрешения
конфликтов с участием детей с ОВЗ, развитию гуманного отношения к различным категори-
ям населения и установлению благоприятных условий для обучения. Практическая польза
исследования возрастает в связи с дефицитом научных разработок в области инклюзивного
образования, альтернативного и инновационного медиативного процесса на арктических
и северных территориях Красноярского края.
Стили и методы семейного воспитания и готовность молодежи к агрессии
Проблема изучения склонности к агрессивному реагированию (готовность к агрессии) ак-
туальна на современном этапе, поскольку является причиной катастроф и преступлений.
Ученые пытаются выделить факторы, способствующие агрессивному поведению молодежи.
Однако мы практически не встречали отечественных работ, в которых бы комплексно из-
учалось влияние родительского воспитания (его стилей и методов) на готовность молодежи
к агрессии. Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи семейного воспитания
и агрессивного поведения молодежи.
В эксперименте приняли участия отобранные случайным образом 237 человек в возрасте
18-24 лет. Из них 110 девушек и 127 юношей. Все респонденты были из полных семей. Опрос
производился с помощью следующих методик: «Опросник готовности к межличностной аг-
рессии», «Ретроспективный опросник методов воспитания детей», «Ретроспективный опрос-
ник стилей воспитания детей».
В ходе исследования было выявлено, какие формы готовности к агрессии выражены у рос-
сийских молодых людей, в том числе в связи с их гендерными особенностями. Было уста-
новлено, что девушкам присуща эмоционально-импульсивная готовность, а юношам при-
вычно-познавательная готовность. Мамы воспринимаются молодыми людьми как более
демократичные. Отцы же, по мнению их детей, чаще применяли авторитарный и либераль-
но-пренебрежительный стили воспитания. Результаты исследования показали, что матери
чаще всего применяли положительные и карательные методы воспитания. Отцы с высшим
образованием использовали положительные методы воспитания. Полученные результаты
будут интересны специалистам, работающим с семьями.
Специфика структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Способность к прогнозированию является одним из важных аспектов психического разви-
тия человека, в частности, отмечается взаимосвязь прогностической компетенции и про-
цесса социализации. Как показывают психологические исследования, дети с особыми обра-
зовательными потребностями, в том числе дети с общим недоразвитием речи, в сравнении
с их сверстниками без речевой патологии более подвержены нарушению социализации
и возникновению школьной дезадаптации, что влияет на успешность обучения. Такие дети
испытывают трудности в соблюдении социальных норм при осуществлении своих целей,
так как не могут предвосхитить последствия определенной ситуации, что может привести к
девиантному поведению и школьной неуспеваемости. С целью изучения структурно-функ-
циональных характеристик прогнозирования у дошкольников с общим недоразвитием речи
в данной работе проанализированы имеющиеся в научной литературе результаты исследо-
ваний по данной проблеме, представлены результаты собственного экспериментального ис-
следования, проведенного с помощью методики «Прогностические истории», разработанной
преподавателями кафедры психологии и педагогики специального образования Казанского
федерального университета, и сравнительный анализ данных, полученных в ходе проведён-
ного эксперимента. Как показало наше исследование, дети дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи демонстрируют более низкие показатели по всем характеристикам
прогнозирования в сравнении с их нормотипичными сверстниками, имеют специфические
особенности прогноза вследствие речевой патологии и недостатков высших психических
функций, значимыми из которых являются недостаточность когнитивной функции прогно-
зирования и прогноза высказывания. Недостатки прогностической способности у дошколь-
ников с речевой патологией обуславливают риск возникновения социальной дезадаптации,
что требует внимания специалистов в области специального образования. Полученные нами
данные расширяют научные представления о прогностической компетентности дошколь-
ников с общим недоразвитием речи, дополняют картину ее специфических особенностей,
выделяют наиболее значимые недостатки процесса прогнозирования данной категории де-
тей. Это позволяет определить направления работы по развитию прогностических функций
у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также предотвратить или минимизировать
проявления школьной дезадаптации.
Особенности формирования в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя
Целью данного исследования является выделение и характеристика особенностей формиро-
вания в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя. Методоло-
гия исследования базируется на следующих подходах к воспитанию: системном и междис-
циплинарном, полисубъектном, объектно-субъектном, средовом. Использованы методы:
теоретические (анализ, конкретизация и систематизация характеристик субъектности учи-
теля как воспитателя в указанных проекциях) и эмпирические (включенное наблюдение;
фокус-группы со студентами педагогического вуза, обучающимися на разных уровнях и на
разных курсах; методика «Я и другие» И. Николаевой). К исследованию были привлечены
преподаватели кафедры социальной педагогики и студенты (52 человека) Воронежского го-
сударственного педагогического университета. Установлено, что к числу ведущих отличий
субъектной позиции педагога как воспитателя следует отнести необходимость интеграции
личностной и профессиональной субъектности, которая опирается на согласование, а в по-
следующем гармонизирует индивидуально значимые и принятые в обществе ценностные
установки, культурные и субкультурные предпочтения, нормы и требования. Предпринята
попытка анализа проекций учителя как воспитателя (в социально-педагогическую среду –
как социокультурная роль и статус; в профессиональную среду – как отдельная професси-
ональная функция; в персональную среду – как личностно-профессиональная установка
и позиция), что позволило уточнить особенности формирования профессиональной субъ-
ектности в контексте освоения будущим учителем как воспитателем выделенных проекций.
Полученные результаты подтверждают необходимость работы с референтной сферой сту-
дентов как условие успешности профессионального вузовского воспитания, дополняющего
опыт решения будущим учителем задач самовоспитания и воспитания.
Образование и Саморазвитие Том 16 Выпуск 2 июнь 2021
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 16 (2)
Ник Рашби
От редактора: Форма научной статьи 8
Амера Сейфу Белайнех
Интеграционные практики преподавателей естественных наук в области образования, исследований и общественной работы:
Кейс трех университетов Эфиопии 10
Раед Зедан
Оценка учебного процесса учащимися как предиктор учебной мотивации, академической успеваемости и климата в классе 27
Айеша Хатун, Бабу Джордж, Саджад Наби Дар
Практика управления знаниями в секторе высшего образования с акцентом на бизнес-школы 47
Андреа Истенич, Иван Братко, Виолета Розанда
Отношение учителей к социальным роботам в образовании: Модель развития 60
Али Наваб, Насима Зайнулабидин
«Утоление голода водой»: Особенности профессионального развития учителей в сельских районах Пакистана 88
Ольга А. Романова
Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: систематический обзор российской литературы 105
Надежда А. Авдеенко
Представления учителей о креативности и ее развитии в школе 124
Елена В. Кузнецова
Каково отношение к учебе студентов-математиков? Исследование индивидуальных и мотивационных факторов 139
Татьяна П. Будякова, Анжелика Н. Пронина
Проблемы формирования экологического сознания современных школьников 153
Дания З. Ахметова, Илона Г. Морозова, Максим А. Сучков
Этнокультурные аспекты развития инклюзивного образования в призме глобализационных процессов и цифровизации 165
От редактора: Форма научной статьи
Члены редакционной коллегии и редакторская группа обсудили формат ру- кописей, поступающих на рассмотрение в журнал «Образование и саморазвитие», и выступили с предложениями.
Признано, что стандартная структура исследовательской статьи включает шесть основных разделов: введение, обзор литературы, методология, результаты, обсуждение и заключение. Помимо этого, статья содержит заголовок, аннотацию, ключевые слова и библиографический список. Такая структура, с одной стороны, позволяет автору следить за тем, чтобы ни один ключевой момент не был упущен, а с другой – помогает читательскому восприятию. Эта форма идеально подходит статьям исследовательской направленности, а «Образование и саморазвитие» но- сит в целом именно такой, исследовательский, характер.
Интеграционные практики преподавателей естественных наук в области образования, исследований и общественной работы: Кейс трех университетов Эфиопии
В статье рассматриваются интеграционные практики преподавателей естественных наук в области образования, исследований и общественной деятельности в университетах Бахир- Дар, Дыре-Дауа и Уолкайт. Исследование проводилось посредством анкетирования и интервью, участниками которых были учителя и менеджеры, составившие целевую выборку. Т-тест для одной из выборок показал, что, за исключением образовательной деятельности, преподаватели естественных наук демонстрировали низкие результаты в исследовательской деятельности, общественной работе и интеграционных практиках. Множественный регрес- сионный анализ показал, что вклад преподавания, исследований и общественной работы в интеграционные практики составил 44,12%, причем исследования составили основную долю (34,56%). Анкетирование выявило институциональные факторы (в частности, жесткие фи- нансовые условия), препятствующие проведению исследований и выполнению обществен- ной нагрузки. В ходе интервью выявлены личные проблемы, например отсутствие интереса и слабая мотивация. Определено, что руководство университетов оказывает поддержку пе- дагогам в проведении исследований и общественной работы, что содействует повышению качества преподавания и интеграционным практикам в рамках миссии педагога. Преподава- телям естественных наук рекомендовано не ссылаться на институциональные факторы, а по- стараться справиться с внешними проблемами. Это приведет к улучшению интеграционных практик и создаст условия для более эффективной работы академического подразделения.
Оценка учебного процесса учащимися как предиктор учебной мотивации, академической успеваемости и климата в классе
Настоящее исследование было проведено с целью установления взаимосвязи между пред- ставлениями учащихся об учителях, достижениями учеников и общей атмосферой в классе. В исследовании приняли участие 2599 учащихся начальных, средних и старших классов. Дан- ные были собраны с помощью структурированного опроса. Были получены следующие ре- зультаты. Для развития учеников очень важна оценка, которую они дают своим учителям, их педагогической и дидактической квалификации. Эта оценка (в целом положительная) кор- релирует с оценкой общего климата в классе (средняя и выше среднего). У девочек восприя- тие более позитивное, чем у мальчиков, во всех возрастных группах. У учащихся начальной школы – более позитивное, чем в средних и старших классах. Преподавание математики оценивается выше других предметов. Педагоги-женщины – выше педагогов-мужчин. Молодые учителя – выше опытных. Положительная оценка учительского труда приводит к высокому уровню мотивации и улучшению успеваемости, к благоприятному психологическому клима- ту в классе.
Практика управления знаниями в секторе высшего образования с акцентом на бизнес-школы
Высшие учебные заведения аккумулируют и распространяют знания. В исследовании анали- зируется практика управления знаниями, свойственная бизнес-школам, выделяются ключе- вые факторы, способствующие и препятствующие развитию обучающихся. В бизнес-школах, по сравнению с остальной частью экосистемы высшего образования, существует особая по- требность в управлении знаниями. Это объясняется различиями в ценности разных видов знаний, в их хранении и поиске. В данном исследовании приведены основные параметры управления знаниями, актуальные для высшего образования. Представлена структура управ- ления знаниями в качестве стратегического инструмента развития и сохранения конкурент-
ного преимущества бизнес-школ. В работе отмечается, что бизнес-школы в большей сте- пени ценят современные прикладные, практические и контекстуальные знания, в то время
как другие университеты ценят менее транзиентные виды знаний. Знания, необходимые в бизнес-школах, нередко встречаются в информационных сетях, и их эффективное исполь- зование требует специальных стратегий. Интеграция с экосистемами знаний за пределами институциональных библиотек играет важную роль. Природа знаний, актуальных для биз- нес-школ, двойственна: они носят научный характер, но имеют практическую основу. Пред- ставленные контексты учитывают глобализацию и интернационализацию высшего образова- ния, что немаловажно для управления знаниями.
Отношение учителей к социальным роботам в образовании: Модель развития
Социальные роботы в сфере образования тестируются в двух направлениях: одно ориентиро- вано на учителя и подчеркивает их эффективность – второе, ориентированное на студентов, выражает обеспокоенность обезличенным характером подобного обучения. В данной статье представлено качественное исследование отношения словенских студентов – будущих учите- лей дошкольного образования и начальных классов – к роботизированной образовательной технологии, в которой они по своему усмотрению должны были выделить положительные, нейтральные и отрицательные аспекты. Студенты выразили преимущественно обеспокоен- ность. Нами была разработана трехкомпонентная модель исследования, включающая учеб- ные, социально-эмоциональные и правовые стороны проблемы. Результаты выявили нега- тивное отношение участников к роботам с внешностью человека и социальными навыками и полный отказ от их использования в классе. Участники исследования, не отвергая социаль- ных роботов как таковых, отказывают им в статусе социального субъекта, способного учиты- вать индивидуальность учащихся и адекватно заботиться о благополучии и развитии детей. Результаты исследования призывают к осознанному созданию роботов с привлечением учи- телей в качестве со-дизайнеров.
«Утоление голода водой»: Особенности профессионального развития учителей в сельских районах Пакистана
Данная работа направлена на осмысление того, какие программы профессионального раз- вития учителей являются наиболее эффективными. Исследованы представления об этом работников образования в сельских районах Пакистана. Качественный подход, реализованный в форме кейс-стади, был использован для изучения опыта ключевых стейкхолдеров, вклю- чая провайдеров профессионального развития, сотрудников отдела образования, директоров школ и учителей. Метод фокус-групп применялся в качестве основного инструмента сбора данных. Результаты показали, что в большей степени ценятся такие программы професси- онального развития, которые отвечают запросам учителей, уделяют внимание содержанию и педагогическим методам, предлагают активное обучение, рассчитаны на длительный срок и предусматривают последующую поддержку. Установлено, что в основном программы про- фессионального развития не отвечают этим требованиям, разработаны с учетом лишь внеш- них факторов и недостаточно учитывают мнения, потребности и опыт учителей из сельских районов Пакистана. В статье подчеркивается, что контекст должен стать определяющим фак- тором при разработке программ профессионального развития учителей конкретного региона.
Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: систематический обзор российской литературы
Статья посвящена анализу отечественной литературы, связанной с реализацией компетент- ностного подхода в среднем профессиональном образовании (СПО). Целью работы является систематизация имеющихся публикаций по данной проблематике и формирование актуаль- ной повестки для будущих исследований. Статья представляет систематический литератур- ный обзор: единообразное описание выборки публикаций из наиболее авторитетных россий- ских изданий за период 2005-2019 гг. в рамках предварительно сформулированной системы категорий. Кроме того, исследование включает углубленное изучение проработанности от- дельных аспектов реализации компетентностного подхода с помощью контент анализа.
Ключевыми результатами исследования являются основные понятийные признаки кон- структа, лежащего в основе компетентностного подхода в России. Суммированы данные о понятийно-терминологическом аппарате, используемом при обсуждении компетентност- ного профобразования. Получены данные о доминирующих методах исследования выбран- ной проблематики и целевой аудитории большинства опубликованных работ. Представлены свидетельства наличия дефицитов проработанности внедрения компетентностного подхода в российском СПО. В частности, в литературе практически отсутствуют суждения, которые свидетельствуют о понимании или изучении специфики оценки результатов профобразова- ния, сформулированных в терминах компетенций.
Практическое использование полученных результатов позволит восполнить пробелы в на- учной поддержке внедрения компетентностного подхода в российском СПО. Статья будет полезна представителям исследовательского сообщества, педагогическим и управленческим кадрам профессиональных образовательных организаций, а также лицам, принимающим ре- шения в области образовательной политики.
Представления учителей о креативности и ее развитии в школе
В статье раскрывается понятие обыденных представлений учителей. Описывается актуаль- ность изучения имплицитных теорий о креативности и ее развитии в школе, свойственных учителям. Цель исследования – выявить, насколько представления учителей о креативности и ее развитии соответствуют пониманию креативности, характерному для принятых в ис- следованиях, и оценить, какие представления могут явиться препятствием для внедрения в образовательный процесс практик, способствующих развитию креативности. С помощью ан- кетного опроса 115 учителей Калужской и Ярославской областей, прошедших двухдневный тренинг по развитию креативности в школе, установлено, что представления учителей, про- шедших предварительное обучение, становятся согласованными с современными научными концепциями, лишь на базовом уровне. Однако у учителей остается достаточно много неуве- ренности в том, с помощью каких инструментов можно встраивать развитие креативности в учебный процесс, можно ли согласовать это с приобретением предметных знаний. Результа- ты исследования могут быть использованы для формирования образовательной политики.
Каково отношение к учебе студентов-математиков? Исследование индивидуальных и мотивационных факторов
На сегодняшний день известно достаточно много публикаций, посвященных исследованию отношения школьников и студентов к математике. В них обсуждаются средства и методы, по- зволяющие учащимся справиться с негативными переживаниями и тревожностью при ее из-
учении. А как относятся к обучению в университете те студенты, для кого математика – часть жизни и будущая профессия? Целью работы является исследование отношения студентов- математиков к учебе и выявление влияния на них мотивационных и индивидуальных фак- торов. В опросе принимали участие студенты направления Прикладная математика. Резуль- таты анкетирования изучались посредством корреляционного, факторного, регрессионного и кластерного анализа. В процессе исследования было выявлено, что на отношение студен- тов-математиков к учебе влияет такая характеристика целостной индивидуальности, как пла- нирование деятельности, в то время как характеристики, отражающие особенности темпера- мента, не оказывают влияния. Посещаемость занятий большей частью зависит от внутренней мотивации (осознание своих способностей и важности учебы) и в меньшей мере – от оценки уровня преподавания, объективности выставления оценок и ощущения сложности изучае- мого материала. Проведенное исследование показало, что студенты в целом имеют положи- тельное отношение к учебе, учебный процесс соответствует ожиданиям студентов с высокой мотивацией и оценкой уровня своих способностей. Тем не менее, кластерный анализ выявил наличие проблемной группы студентов, которые нуждаются в поддержке преподавателей. Полученные результаты позволяют сформулировать направление дальнейших исследований и наметить меры по устранению имеющихся недостатков.
Проблемы формирования экологического сознания современных школьников
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания школьников, в частности, формирование экологического сознания и экологической компетентности. Анализ теорети- ческих и прикладных исследований привел авторов к выводу о том, что концепция эколо- гического сознания и формируемая на ее основе экологическая компетентность являются неполными. В ней недостает элемента, отражающего безопасность субъекта экологической деятельности. Критически оцениваются зарубежные концепции экологического сознания, включающие в качестве необходимого элемента такого сознания «комплекс вины» за преж- нее неэкологичное поведение. Доказывается вред таких концепций для психологического здоровья обучающегося. Эмпирически показывается, что проблема безопасности субъектов экологической деятельности особенно актуальна в отношении школьников. Не обладая до- статочной экологической компетентностью в области гигиены и оценки опасности бытовых отходов, они являются незащищенными в экологическом аспекте. Приводятся данные ан- кетирования школьников, доказывающие это положение. Делается вывод о том, что совре- менные программы экологического воспитания должны включать в качестве необходимого элемента положения о разумных запретах при осуществлении экологической деятельности. В программы экологического воспитания школьников должны быть также включены разде- лы по обучению безопасному поведению при участии в экологических акциях.
Этнокультурные аспекты развития инклюзивного образования в призме глобализационных процессов и цифровизации
Возрастающие глобализационные процессы и развитие цифровых технологий приводят к формированию образовательного пространства, в котором встречаются люди разных культур и менталитетов, традиций и мировоззрений, возможностей и способностей. Необ- ходимо найти такие пути и стратегии в развитии образования, которые бы способствова- ли поддержанию подобного разнообразия во всех его проявлениях. Актуальность исследо- вания обусловлена необходимостью учета этнокультурных факторов с целью построения инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию уважения к другим культурам при сохранении собственной этнокультурной идентичности. Цель исследования – теоретически обосновать модель развития инклюзивного профессионального образования с учетом этнокультурной специфики стран (на примере России и Кыргызстана), провести экспериментальную апробацию данной модели на базе Кыргызского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Казанский национальный ис- следовательский технологический университет» (г. Кант, Кыргызстан) и Казанского иннова- ционного университета им. В.Г. Тимирясова (г. Казань, Россия). Методология исследования основана на концепции географического детерминизма (Ш. Монтескье), принципе единст- ва сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), культурно-исторической теории развития личности (Л.С. Выготский), теории диалога культур (М. М. Бахтин и В.С. Библер). Новизна исследования заключается в разработке модели развития инклюзивного профессионального образования для России и Кыргызстана с учетом их этнокультурной специфики; определе- на система повышения психолого-педагогической и межкультурной компетенций студен- тов и преподавателей. Результаты исследования внедрены в практику профессиональных образовательных учреждений России и Кыргызстана в форме технологий, методов и средств обучения в инклюзивной образовательной среде, элективного курса для студентов по теме «Этнокультурные аспекты инклюзивного образования» и методологических семинаров и тренингов для педагогов и руководителей учебных заведений на тему «Инклюзивное обра- зование в этнокультурной призме».
Образование и Саморазвитие Том 16 Выпуск 1 март 2021
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 16 (1)
Андреа Истенич
От редактора: Обучение и развитие в постцифровую эпоху 8
Адемола Кехинде Бадру, Сака Адевале Оводунни
Влияние математических знаний и поддержки родителей на успеваемость учащихся по естествознанию (физика, химия и биология)
в средней школе в штате Огун, Нигерия 10
Мохаммад Каземиан, Мохаммад Реза Ходареза, Фатеме Хонамри, Рамин Рахими
Формирование межкультурной коммуникативной компетенции и ее применение иранскими студентами в ходе выполнения письменных работ в курсе английского языка как иностранного 21
Хамид Фархади Рад, Сакинех Шахи, Ахмад Фазели
Роль трансформационного лидерства и управления знаниями в организационной инновации школ 40
Марихен ван дер Вестхэйзен, Сибулело Гавулайо, Номвуйо Лукелело
Рефлексивный взгляд на использование ИКТ-технологий в практических модулях направления «Социальная работа» в условиях Южной Африки 54
Алексей Н. Дорофеев, Галина В. Букалова, Александр Н. Новиков
Дидактические особенности формирования корпоративной культуры у выпускников магистратуры автотранспортного профиля 74
Дарья А. Бухаленкова, Александр Н.Веракса, Маргарита Н. Гаврилова, Наталья А.Картушина
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей 82
Екатерина Ю. Протасова
Многоязычие в детском возрасте: взгляды родителей и размышления педагогов 93
Наталья Ю. Синягина
Психобиографические факторы и предикторы формирования индивидуально-психологических и личностных характеристик (обзор зарубежных исследований) 102
Ольга Б. Ярош, Игорь Ф. Зиновьев
Образовательные стандарты и запросы современности: противоречия или возможности 116
Марсель Г. Фазлыйяхматов, Леонид М. Попов, Людмила И. Овчинникова, Ольга Н. Баклашова, Павел Н. Устин, Владимир Н. Антипов
О формировании способности восприятия глубины, объема, пространственной перспективы образов плоскостных изображений как базовой составляющей технологии развития креативного потенциала человека129
От редактора: Обучение и развитие в постцифровую эпоху
Вопросы обучения и развития находятся в центре внимания журнала «Обра-
зование и саморазвитие». В эпоху компьютеризации необходимо пересмотреть
контексты и пространства обучения. На раннем этапе ребенок действует в ограни-
ченной среде, взаимодействуя с родителями и с объектами человеческой деятель-
ности. Ребенок учится посредством человеческих прикосновений, невербального
общения, а также через знакомство с окружающим его материальным миром. Вза-
имодействие в этой среде дает ребенку возможность учиться и развиваться соци-
ально. В постцифровую эпоху среда включает физическую и цифровую реальность.
Распространение цифровых технологий влияет на социализацию, восприятие ре-
альности (материальность физических, цифровых и трансмедийных практик) и де-
ятельность. То, как происходит взаимодействие с использованием набора средств
массовой информации, влияет на саморазвитие и самооценку ребенка. Окружаю-
щая среда формируется социальными практиками, которые в постцифровую эпоху
стирают границу между физическим и цифровым миром. При определении гра-
мотности вводятся понятия онлайн и офлайн деятельности (Sefton-Green, Marsh,
Erstad, & Flewitt, 2016). Границы между физическим и виртуальным стираются
(Marsh, 2010; Plowman, 2016).
Влияние математических знаний и поддержки родителей на успеваемость учащихся по естествознанию (физика, химия и биология) в средней школе в штате Огун, Нигерия
Развитие нации зависит от её научно-технического прогресса, который опирается на проч-
ную математическую основу и способствует формированию функциональных навыков
членов общества. Однако в изучении естественных наук учащиеся редко применяют мате-
матические знания. Данное исследование направлено на изучение того, как математические
знания (MLA) влияют на освоение школьниками естественнонаучных знаний и какую роль
при этом играет поддержка родителей. При планировании исследования авторы сформули-
ровали два исследовательских вопроса и выдвинули шесть гипотез. Объем выборки составил
семьсот двадцать учащихся, отобранных случайным образом, из шести средних школ в рай-
оне местного самоуправления Иджебу-Одэ, штат Огун. В качестве инструментов для сбора
данных были использованы следующие опросники: Mathematical Language Ability Test (r =
0.85), Students’ Parental Supports Questionnaire (r = 0.75) и Students’ Achievement Test (r = 0.78).
Проведенный регрессионный анализ показал значительное влияние математических знаний
на академическую успеваемость по физике, химии и биологии. Результаты также показали
значительное влияние родительской поддержки на успеваемость по учебным предметам ес-
тественных наук. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что преподаватели естествен-
нонаучных дисциплин должны быть знакомы с языком математики, поскольку числа, симво-
лы, знаки и математические выражения используются ими для решения естественнонаучным
задач.