Пандемия COVID-19 способствовала переходу от очного образования к онлайн и дистанци-
онному образованию. Изменения произошли не только в методах преподавания, но и в стра-
тегиях и стандартах оценивания. Исследование нацелено на сравнение оценок по математике,
полученных учащимися в период до и после пандемии COVID-19, и, в частности, на изучение
различий в промежуточных и итоговых оценках учащихся Италии. Для достижения поставленной цели был проведен анализ успеваемости 231 ученика средних и старших классов школ
Италии. Результаты, полученные с помощью Т-критерия Вилкоксона (непараметрического
статистического теста), свидетельствуют о статистически значимой разнице в оценках, по-
лученных в период до и после локдауна, вызванного COVID-19. Полученные в конце года
итоговые оценки оказались выше, чем оценки в период до локдауна. Кроме того, согласно
полученным результатам, более половины учащихся из выборки по окончании учебного
года также получили более высокий балл. В ходе исследования изучались гендерные отличия
в успеваемости по математике. В научной литературе, посвященной данной тематике, до сих
пор не существует единого мнения о том, существует ли гендерное преимущество мальчи-
ков над девочками в изучении математики или наоборот. По итогам первого семестра были
получены статистически значимые различия, согласно которым школьницы превосходили
школьников. При этом в конце учебного года гендерных различий обнаружено не было. По-
лученные результаты свидетельствуют о том, что при анализе оценок учащихся, полученных
ими до и во время локдауна во время пандемии COVID-19, следует проявлять особую осто-
рожность, поскольку нельзя исключать вероятность завышения успеваемости учащихся. За-
вышенные оценки, не отражающие реальные знания и компетенции студентов, могут ввести
преподавателей и работодателей в заблуждение, так как могут содержать ложную информа-
цию о качестве знаний выпускников.
Статьи журнала
Программа вмешательства в понимание текста, прочитанного на французском языке
В число приоритетов европейской языковой политики входит сохранение языкового разно-
образия, культурной самобытности и эффективного изучения иностранных языков. На тер-
ритории Словакии долгое время сохранялись традиции изучения французского языка как
в историческом, так и в культурном, и в экономическом контексте. Однако в последнее деся-
тилетие французский язык стал занимать позицию второго иностранного языка, что привело
к уменьшению числа учеников, его изучающих. Ежегодная статистика свидетельствует о зна-
чительном, на шестьдесят-семьдесят пять процентов, снижении количества учеников, изуча-
ющих французский язык на разных ступенях образования. Сокращается и количество часов,
отводимых на изучение второго иностранного языка, что оказывает влияние на качество об-
разования. В этих условиях была поставлена цель – разработать эффективный инструмента-
рий, который будет учитывать влияние различных факторов на формирование иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся французскому языку. Основная цель исследо-
вания заключается в предоставлении специалистам такого инструмента, как программа вме-
шательства, направленного на развитие одного из ключевых языковых навыков – понимания
содержания прочитанного текста на иностранном языке. Трудность усвоения этой компетен-
ции связана, в частности, с лингвистической, социолингвистической и межкультурной спе-
цификой французского языка. На понимание иноязычного текста влияют и когнитивные, со-
циальные и личностные факторы (предикторы). В основе программы вмешательства лежит
исследовательская работа, в рамках которой измеряется уровень понимания иноязычного
текста и определяются предикторы, оказывающие воздействие на этот процесс. Предлагае-
мая программа вмешательства может рассматриваться как превентивная мера, а также как
инструмент коррекции развития иноязычной компетенции. Программа разработана в форме
десяти типовых модулей, обладает четкой структурой и учитывает онтогенетические особен-
ности целевой группы – учеников третьего класса средней школы. Она включает различные
способы и методы работы с франкоязычным текстом с целью развития соответствующего
предиктора, что способствует повышению качества обучения иностранному языку, а также
служит источником инновационных идей для преподавателей (и будущих преподавателей)
французского языка.
Изучение специфики отношения к гибким навыкам студентов вуза при обучении деловой коммуникации
В наши дни изучение русского языка в сфере деловой коммуникации является основной ча-
стью профессионального образования. На примере дисциплины «Русский язык в деловом
общении» представляется возможным сформировать гибкие навыки (soft skills) у студентов
вузов. Значимость данного исследования обусловлена необходимостью формирования, раз-
вития и активного применения универсального набора гибких навыков в образовательном
процессе вузов для дальнейшей адаптации выпускников на современном рынке труда. Иссле-
дование проводилось на базе Владивостокского государственного университета экономики
и сервиса. В нем приняло участие 196 студентов первого курса обучения. При проведении
опроса-анкетирования была применена методика субъективного шкалирования, полученные
данные были обработаны с помощью методов систематизации и обобщения. В результате ис-
следования установлено, что при изучении дисциплины «Русский язык в деловом общении»
у студентов формируется субъективное отношение к применению гибких навыков, помога-
ющих использовать полученные знания на практике и повысить мотивацию к личностному
профессиональному росту и развитию. В ходе исследования было выявлено, что 21 из 24 за-
явленных гибких навыков активно формируются у студентов в процессе обучения. Кроме
того, проведенный анализ данных анкетирования дал объективное представление о способ-
ностях, интересах и склонностях каждого студента, необходимых для совершенствования
учебного процесса. Учет результатов исследования вносит существенный вклад в развитие
теории компетентностной модели современного успешного выпускника. Практическое при-
менение результатов исследования состоит в возможности их использования вузами для со-
ставления и совершенствования рабочих учебных программ в соответствии с требованиями
новых образовательных стандартов.
Поведение абитуриентов при поступлении в московские вузы: анализ причин и разработка рекомендаций
В условиях высокой конкуренции между вузами за абитуриентов актуальным становит-
ся исследование мотивов поведения последних. В качестве методов исследования был вы-
бран опрос (анкетирование), результаты которого подвергнуты корреляционному анализу.
В опросе участвовали студенты 4-х московских вузов, отличающихся как по рейтингу, так
и по качеству приема. Основными причинами выбора абитуриентами вуза стали наличие
бюджетных мест и стоимость обучения. Важным оказался источник получения информации
о вузе. Современная молодежь (как и родители) в большинстве своем ориентируется на ин-
тернет-сайты для абитуриентов, сайт вуза и социальные сети. В дальнейшем роль интернет-
ресурсов будет только повышаться. Традиционные формы привлечения абитуриентов, такие
как дни открытых дверей и олимпиады, тоже не стоит сбрасывать со счетов. Они привлекают
не менее четверти от поступивших. В работе было выявлено, что выпускники школ, которые
действительно ориентированы на получение высшего образования, весьма серьезно гото-
вятся к экзаменам. Более двух третей опрошенных студентов отметили несколько вариантов
подготовки к сдаче ЕГЭ. Но нельзя сказать, что у всех сформирована твердая жизненная по-
зиция относительно будущей профессии. Многие выбрали те предметы, которые легче сдать.
Одним из важных факторов при выборе вуза и направления подготовки является имидж
вуза. Причем чем выше рейтинг вуза, тем больше мотивированных абитуриентов он привле-
кает. Как следствие, уровень подготовки выпускников также становится выше. В качестве
рекомендации предложено развивать дистанционные формы работы вуза с потенциальными
абитуриентами.
Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы
В условиях негативных демографических тенденций и старения трудовых ресурсов в боль-
шинстве регионов России актуально сдерживание в них учебной миграции. Поэтому изуче-
ние механизмов профессионального самоопределения школьников выходит из круга педа-
гогических задач в область задач государственного управления и региональной экономики.
Психологические механизмы выбора карьеры и построения образовательной стратегии
достаточно широко изучались в течение ХХ века, однако малоизученным остаётся вопрос
о влиянии социальных условий конкретного региона на профессиональное самоопределе-
ние молодёжи. Решение проблем профессионального самоопределения школьников требу-
ет синтеза личностно-ориентированного и социально-ориентированного педагогических
подходов.
Цель данной статьи – анализ условий и закономерностей профессионального самоопределе-
ния старшеклассников, возможностей влияния на их образовательную стратегию со стороны
региональных университетов.
Предмет исследования – факторы, обуславливающие профессиональное самоопределение
выпускников школ.
Гипотеза: при педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школь-
ников требуется учитывать как их личностные особенности и индивидуальные мотивы выбо-
ра профессии, так и социально-экономические факторы региона их проживания, обуславли-
вающие профессиональные планы, образовательную стратегию, выбор вуза.
Основой исследования стали методы сравнительного анализа, классификации, обобщения,
междисциплинарный обзор литературы и данных социально-экономической статистики, ме-
тод социологического опроса, метод экспертных оценок.
Основные результаты заключаются в описании моделей профессионального самоопределе-
ния старшеклассников на основе их информированности, ценностей, оценки самоэффек-
тивности, в обосновании принципов профориентационной работы со школьниками. Опрос
учащихся 11 класса Ульяновской области 2018-2019 гг. (N = 2075) показал отсутствие про-
фессиональных планов у значительной части выпускников, их неосведомлённость о реги-
ональных вузах и вузах других городов. В ходе исследования выявлены профессиональные
интересы старшеклассников и их планы учебной миграции из региона. Обосновано, что вы-
бор карьеры и построение образовательной стратегии старшеклассниками обусловлены и их
интересами, и желательным уровнем жизни по окончании обучения. Установлено, что каче-
ство обучения в вузе не является для потенциальных абитуриентов определяющим фактором
выбора вуза. Организации профессионального образования, как акторы регионального обра-
зовательного пространства, могут оказывать большее влияние на процессы профессиональ-
ного самоопределения старшеклассников.
Полученные результаты свидетельствуют о значимости социально-экономических условий
региона для профессионального самоопределения старшеклассников, построения ими обра-
зовательной стратегии и для выбора ими вуза. Исследование подтвердило, что профессио-
нальное самоопределение старшеклассников происходит в соответствии с принципами со-
циально-когнитивной теории карьеры.
Интегрированный потенциал металингвистической компетентности студентов инженерных вузов
В статье рассматривается социально-коммуникативная функция иноязычной подготовки
инженера, содержание которой должно основываться на материалах о новейших мировых
технологических открытиях и на понимании сути культуры производства в разных странах.
Раскрывается структура и содержание иноязычной подготовки с учетом потенциала муль-
тиязычности, технокоммуникации и металингвистической компетентности. Иноязычная
подготовка способствует формированию лингвистических, коммуникативных и метапозна-
вательных навыков и умений у студентов. Обоснованы внешние современные требования
к иноязычной подготовке студентов в инженерном вузе, определены ее противоречия и осо-
бенности педагогических форм, методов и средств. Выявлены содержание и структура муль-
тиязычности, технокоммуникации и металингвистической компетентности в иноязычной
подготовке студентов в инженерном вузе. Представлена методика реализации иноязычной
подготовки в сочетании с мультиязычностью, технокоммуникацией и металингвистической
компетентностью. Доказана эффективность предложенной методики через реализацию
групповых международных поездок, где студенты показали понимание современных техно-
логий посредством иностранных языков и металингвистической компетентности с учетом
культурных традиций региона и локальных особенностей производства. Аргументирован
осознанный подход к углублению лингвистических познаний, культур разных стран и тех-
нологий с учетом высоких требований к языку и коммуникации в сфере науки и техники,
соединяющий лингвистическое и инженерное мышление для более полного понимания сути
и содержания инженерного образования.
Восприятие учителями критического мышления и работа с ним в процессе обучения чтению
В настоящем исследовании изучается восприятие иранскими учителями важности критиче-
ского мышления и то, как их убеждения отражаются на практической деятельности; кроме
того, исследование направлено на выявление возможных препятствий в формировании кри-
тического мышления на уроках чтения. Данные были собраны путем анкетирования, собесе-
дований и аудиторных наблюдений в 4 университетах и нескольких институтах английско-
го языка. В исследовании приняли участие 50 человек. Анкета с шестнадцатью закрытыми
и двумя открытыми вопросами использовалась для сбора данных об убеждениях учителей.
На следующем этапе один из 10 учителей, показавших наиболее значительные результаты,
был выбран для наблюдения в классе и собеседования. Результаты одного выборочного
Т-теста и независимого выборочного Т-теста показали, что учителя считали критическое
мышление важным и что в отношении к критическому мышлению значительной разницы
между мужчинами и женщинами нет. Качественный анализ данных показал, что, несмотря
на твердое убеждение учителей в необходимости критического мышления, они недостаточно
использовали его в своей практике. В заключение дан анализ препятствий и последствий,
сопровождающих данный процесс.
Влияние семейных факторов на успеваемость школьников и студентов: обзор зарубежных исследований
Семья как неформальный институт оказывает разностороннее влияние на ребенка, в том чи-
сле на его академическую успеваемость. В детском возрасте это влияние ярко выражено, по-
тому что ребенок не самостоятелен и зависит от родителей. По мере его взросления влияние
семьи трансформируется, и характер этого влияния может измениться.
Целью работы является обзор зарубежных эмпирических исследований для разработки
программы дальнейших исследования того, как влияют семейные факторы на успеваемость
российских школьников и студентов. Как правило, в существующих исследованиях авторы
концентрируют внимание на успеваемости одной группы обучающихся – либо школьников,
либо студентов. В данной работе рассматривается вопрос о том, сохраняется ли влияние се-
мейных факторов на учащихся университета.
Новизна представленного обзора заключается в рассмотрении трёх каналов воздействия се-
мьи на успеваемость обучающихся: социально-экономического статуса семьи, социального
капитала семьи, вовлеченности родителей в учебный процесс. Первые два канала достаточно
широко изучены при исследовании семейных факторов успеваемости, в то время как вовле-
ченность родителей часто рассматривают как значимый фактор успеваемости школьников,
но недооценивают как фактор успеваемости студентов.
Обзор подтвердил, что семейные факторы оказывают значимое положительное влияние на
академическую успеваемость как школьников, так и студентов. Данное влияние зависит от
характера взаимоотношений между родителями и обучающимися и может меняться с тече-
нием времени.
Полученные результаты могут быть интересны и полезны как исследователям в области об-
разования и психологии обучения, работникам образовательных учреждений, так и родите-
лям обучающихся. Возможным направлением дальнейшего исследования может стать изуче-
ние особенностей влияния семьи на успеваемость в различных странах.
Компетентностный Подход При Обучении Экологов на Примере Изучения Дисциплины «Радиоэкология»
Целью исследования является разработка нового методологического подхода и создание методического комплекса по дисциплине «Радиоэкология», обеспечивающих дифференциацию и практико-ориентированность обучения, возможность дистанционного обучения, самостоятельной подготовки и повышения квалификации, формирование междисциплинарных связей. Методы исследования: теоретический и методологический анализ научной и учебно-методической литературы; логико-семантическое моделирование содержания образования по дисциплине, проектирование, теоретический анализ и синтез. Решены следующие задачи: разработан новый учебный план по дисциплине «Радиоэкология», в соответствии с которым создан и внедрен теоретический курс дисциплины; разработана практическая часть дисциплины, дифференцированная по уровням сложности и направленная на решение конкретных ситуационных задач; предлагается творческая составляющая практической части в виде индивидуальных заданий, при выполнении которых необходимо разрешить конкретную производственную проблемную ситуацию; разработан лабораторный практикум с освоением современных научных методов; создан учебник «Радиоэкология» и электронная версия методического обеспечения дисциплины, облегчающие самостоятельное обучение бакалавров и делающие возможным дистанционное обучение.
Образование и Саморазвитие Том 16 Выпуск 3 сентябрь 2021
Это страница содержимого русского языка для Образование и Саморазвитие 16 (3)
Ник Рашби
От редактора: Положительное влияние и вклад исследований в области образования 8
Мохаммад Омар Аль-Момани
Отношение студентов профессионально-технического образования к академической специализации в Иордании 10
Инеро В. Анчо, Гилберт С. Арриета
Филиппинские программы повышения квалификации учителей в условиях новой реальности 25
Даниела Петрович, Миа Марич, Миона Богосавлевич-Сияков
Пилотное исследование по развитию медико-санитарных и психологических компетенций студентов в условиях эпидемии/пандемии. 44
Моника Якубовская-Мирек
Характеристика школы для девочек: Тематическое исследование (пример из практики) 52
Пипит Новита
Мотивация в педагогическом образовании: Забытый элемент и эффект «снежного кома» 60
Александр И. Бокарев, Елена С. Денисова, Иван А. Игнатович,
Сергей Ф. Храпский
Метод измерения результатов образовательного процесса в вузе: теория и практика. 71
Андрей Г. Теслинов
Обоснование признаков образовательной парадигмы ближайшего будущего. Культурологический контекст 83
Ирина А. Троян, Лариса А. Кравченко
Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования 100
Ольга Л. Осадчук
Психологические механизмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов. 115
Изабелла Д. Белоновская, Аида В. Кирьякова, Татьяна А. Горяйнова, Марина А. Дробот
Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении Студентов 127
Ильшат Р. Гафуров
От редактора: Современная миссия крупных университетских комплексов в педагогическом образовании 146
Иэн Ментер
Исследования в области педагогического образования: ценностно-ориентированное планирование в неопределенном мире 158
Лаура Сара Аграти
Систематический обзор эффективности обучения на месте работы. Предварительный сравнительный анализ используемых терминов 167
Екатерина Протасова, Мария Еленевская
Использование и изучение русского языка в различных международных Контекстах 179
Зденка Гадушова, Алена Гашкова
Исследование факторов стресса, с которыми сталкиваются школьные учителя 192
Герберт Зогловек, Герман Кюль
Педагогика переживаний – педагогическая альтернатива? .204
Екатерина З. Томова
Развитие социальной и межкультурной компетенции у студентов посредством метода взаимного оценивания. 213
Александра Г. Гогоберидзе, Инна А. Калабина, Людмила Ю. Савинова
Современные образовательные программы подготовки педагогов дошкольного образования: опыт реализации и оценки образовательных результатов. 230
Наталия Л. Селиванова, Ирина С. Парфенова
Научно-методическое обеспечение процесса воспитания в школе 238
Ирина Д. Демакова, Инна Ю. Шустова
Системный подход как условие эффективного применения исследовательских методов в теории воспитания. 249
Татьяна А. Ромм, Наталья В. Шишарина
Гигиеническая оценка в теории и практике воспитания 261
Юлия Ю. Власова
Использование педагогом социальных сетей в воспитании школьников 278
Виталий З. Кантор, Алиция Зарин, Юлия А. Круглова, Юлия Л. Проект
Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки. .289
Гасангусейн И. Ибрагимов
Проектно-исследовательское обучение как технология развития методологической культуры магистрантов 310
Айдар М. Калимуллин, Юлия В. Койнова-Цёльнер, Людмила И. Васильева, Бончо Господинов, Мирослав Прохазка
От проблем к возможностям: реорганизация педагогического образования в период пандемии COVID-19 в постсоциалистических странах 322
Ольга Г. Смолянинова, Екатерина А. Груздева, Артем А. Смолянинов
Онлайн-медиация в социализации детей с ОВЗ в условиях Арктики и Крайнего Севера Красноярского края 346
Марина В. Шакурова
Особенности формирования в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя 362
Наталья Н. Калацкая, Роза А. Валеева
Стили и методы семейного воспитания и готовность молодежи к агрессии 375
Анна И. Ахметзянова, Татьяна В. Артемьева, Ирина С. Сальникова, Елена А. Лемех
Специфика структурно-функциональных характеристик прогнозирования
у детей дошкольного возраста с нарушением речи 398
От редактора: Положительное влияние и вклад исследований в области образования
Последняя редакторская статья была посвящена различным формам научной
публикации (Rushby, 2021). В этом выпуске я хочу рассмотреть более глобальные
вопросы – исследовательский процесс и роль статей, которые появляются в резуль-
тате этого процесса. При этом я снова вернусь к инструменту, который был описан
в редакторской статье четыре года назад (Rushby, 2017). Исследовательская работа
должна отвечать на три вопроса:
• Что уже известно о проблеме?
• Что нового привносит мое исследование?
Отношение студентов профессионально-технического образования к академической специализации в Иордании
Цель настоящего исследования – выявить отношение студентов профессионально-техни-
ческого образования, обучающихся в университете прикладных наук Аль-Балка, к своей
академической специализации, с учетом переменных, таких как пол, год обучения и акаде-
мический рейтинг. В качестве исследовательского инструмента была использована анкета,
состоящая из 33 пунктов, которая измеряла отношение студентов к специализации профес-
сионального образования. В исследовании принял участие 221 студент. Участники запол-
няли анкету в первом семестре 2019-2020 учебного года. Результаты показали, что в целом
студенты положительно относятся к своей специализации профессионального образования:
24 пункта анкеты продемонстрировали положительное отношение, в 9 пунктах отношение
было оценено как среднее. В ходе анализа не было установлено статистически значимых раз-
личий между отношением студентов к академической специализации с точки зрения иссле-
дуемых переменных: пол, год обучения (первый и второй курсы, третий и четвертый курсы)
или академический рейтинг (удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично). Согласно
рекомендациям автора, учебные планы должны быть комплексными. Разнообразие опыта,
знаний и деятельности способствует дифференциации личности студента. В этой связи уни-
верситеты и колледжи должны проводить различные мероприятия, отвечающие особенно-
стям студентов, сохраняя принципы уважения и учитывая их склонности и желания.
Филиппинские программы повышения квалификации учителей в условиях новой реальности
Пандемия COVID-19 создала различные проблемы, особенно в секторе образования, где «но-
вая реальность» связана с онлайн-взаимодействием и дистанционным обучением. Личное
взаимодействие и контакты ограничены из-за принятых мер по социальному дистанциро-
ванию. Программы повышения квалификации позволяют учителям совершенствовать свои
компетенции в освоении лучших практик и эффективных стратегий обучения. Результаты
настоящего исследования показали, что для учителей повышение квалификации – это воз-
можность обучения на протяжении всей жизни, путь к профессиональному росту. Програм-
мы повышения квалификации до COVID-19 предусматривали мероприятия по следующим
темам: педагогика и технологии, приёмы активизации обучения, последипломное образова-
ние, лидерство и менеджмент, исследование в действии. Во время пандемии учителям были
предложены вебинары и тренинги по онлайн-обучению, технологическим возможностям
и психическому здоровью. Независимо от возраста и педагогического опыта, преподаватели
настроены на профессиональное развитие, стремясь быть лучшими педагогами. Они хотят
овладеть новыми знаниями и навыками, соответствующими реальным потребностям их уче-
ников мира в целом.
Пилотное исследование по развитию медико-санитарных и психологических компетенций студентов в условиях эпидемии/пандемии
По данным Всемирной организации здравоохранения, шесть из десяти глобальных проблем
со здоровьем связаны с инфекционными заболеваниями (WHO, 2019), поэтому риск оказать-
ся в условиях пандемии очень велик. Национальные системы здравоохранения определили
пути решения этой проблемы, и профилактика среди них играет ключевую роль (Bloom &
Cadarette, 2019). Профилактика является эффективным и наименее затратным средством, не-
зависимо от того, является ли это специфической профилактикой (вакцинацией) или неспе-
цифическими профилактическими мерами (Bloom & Cadarette, 2019). Крайне важно, чтобы
в педагогическом образовании были предусмотрены возможности для профилактики наибо-
лее распространенных инфекционных заболеваний, а также популяризация базовых знаний
о них. Сюда входят модели поведения, которые необходимо вырабатывать у детей дошколь-
ного и младшего школьного возраста в рамках образовательного процесса. Дети успешно
приобретают полезные привычки и модели поведения посредством наблюдения (Bandura,
1977; Greer, Singer-Dudek, & Gautreaux, 2006). Поэтому важно, чтобы учителя дошкольных
и начальных образовательных учреждений обладали необходимыми знаниями, навыками
и опытом по психологической защите детей в условиях эпидемиологических рисков. Вне-
дрение комплексной педагогики (Hill et al., 2020) способно смягчить воздействие эпидемии/
пандемии на детей. В кризисной ситуации решать текущие проблемы нередко помогают не-
запланированные мероприятия, и это открывает инновационные подходы к образованию
учителей (Mutton, 2020).
Цель исследования – оценить медико-санитарные и психологические компетенции будущих
учителей, способствовать развитию их навыков с помощью семинаров, направленных на ос-
воение детьми моделей поведения, необходимых для сохранения их здоровья и социально-
эмоционального благополучия.
Помимо теоретической части и обзора литературы, исследование включало разработку спе-
циального опросника: анкета содержала 18 вопросов, выявляющих уровень знаний участни-
ков (3 вопроса) и их отношение к проблеме (15 пунктов для самооценки упомянутых ком-
петенций, по типу шкалы Лайкерта). Опрос носил анонимный характер и был разработан
в бумажной форме. Анкета использовалась в качестве первоначального теста и на этапе по-
вторного тестирования (после семинара).
В семинаре приняли участие 32 студента. Они получили более глубокое представление о на-
иболее распространенных инфекционных заболеваниях, их патогенезе, механизме распро-
странения эпидемии/пандемии и способах профилактики. Анализ показал, что студенты
повысили уровень своих психологических компетенций, в том числе готовность противо-
стоять вызовам, связанным с эпидемиологическими угрозами. В форме рассказов, фильмов,
плакатов и сообщений студентам были представлено, как в их повседневной образователь-
ной практике можно поощрять детей к поведению, сохраняющему здоровье, как во время
эпидемий сохранять психическое здоровье. Повторное тестирование показало, что уровень
знаний вырос на 32,09% (р=0,00000), в то время как положительное мнение о компетенциях
увеличилось на 14,84% (р=0,00001). Кроме того, в ходе сравнительного анализа санитарного
просвещения и психологических установок было установлено, что знания значительно улуч-
шились по сравнению с отношением (р=0,0064).
Принимая во внимание результаты настоящего исследования, серьезность и глобальный ха-
рактер медицинских проблем, значение и роль санитарного просвещения в педагогическом
образовании возрастает. Аналогичные мероприятия или разработка новых учебных про-
грамм могут значительно повысить компетентность учителей в этом вопросе.
Характеристика школы для девочек: Тематическое исследование (пример из практики)
На раздельное обучение мальчиков и девочек в Польше приходится небольшой процент
альтернативных школ. Дебаты вокруг таких учебных заведений вызваны социальным функ-
ционированием студентов и вопросами эффективности труда в контексте академических
достижений. Большинство исследований обучения детей в однополых школах основано
на позитивистской парадигме и использует количественные методы. Монографических
описаний, учитывающих интерпретативную парадигму, нет. Нами проведено исследование
культуры школы для девочек с использованием качественных методов – тематическое иссле-
дование, основанное на этнографии. Целью исследования было изучение работы выбранного
учреждения и описание его культуры с использованием антропологических методов. Нас ин-
тересовало, как складывается образ учреждения на основе индивидуальных интерпретаций
его членов.
Цель исследования. Основные вопросы исследования касались специфики функционирова-
ния объекта, в частности его взаимосвязей и ключевых программных допущений. Необхо-
димо было выяснить, какие цели декларируются членами школьного сообщества, а какие
реально преследуются. Важно было также понять социальные отношения и стиль работы
персонала. Ещё одна задача – проанализировать и интерпретировать значения, которые мои
собеседники придают отдельным аспектам работы школы. Предпринятые действия можно
определить как построение и реконструкцию модели изучаемой реальности. Основная цель
работы – определение значений, которые участники придают повседневной жизни в школе.
Методы исследования. Основной процедурой для сбора данных были интервью, частично
структурированные и углубленные, а также наблюдения за различными школьными ситуа-
циями (как формальными, так и неформальными). Были опрошены родители, учителя, пред-
ставители совета и другие школьные сотрудники, проведены интервью с учениками в фокус-
группах (FGI), изучена работа директора школы (shadowing), проанализированы документы.
Программа Atlas.ti использовалась для анализа данных, что облегчило присвоение и класси-
фикацию кодов, а также объединение их в более широкие категории.
Выводы и рекомендации. Исследования показали, что взрослые респонденты одинаково ин-
терпретируют школьную реальность. И родители, и сотрудники школы подчеркнули важ-
ность ценностей в построении стиля работы школы и уникальный климат семей, связанных
со школой. Женский характер школы проявился в таких сферах, как социальные отношения
и сопутствующие им эмоции. Здесь возникало немало проблем, которые были вызваны спе-
цификой образовательного учреждения и требовали постоянного внимания в повседневной
работе. В меньшей степени это отразилось на стиле работы с обучающимися. Результаты
исследования применимы к конкретному случаю изученной школы. Методика может быть
многократно использована применительно к любому учреждению подобного типа.
Мотивация в педагогическом образовании: Забытый элемент и эффект «снежного кома»
Данное исследование направлено на изучение мотивации будущих учителей и её связи с на-
мерением студентов остаться в педагогической профессии. Качественное исследование было
проведено на кафедре английского языка педагогического факультета в Индонезии. В ин-
тервью приняли участие 14 студентов в возрасте от 20 до 23 лет. Результаты исследования
показали, что большинство студентов выбрали программы педагогической подготовки из-за
внешних мотивационных факторов (не смогли поступить на желаемый факультет или сде-
лали свой выбор по рекомендации родителей). Кроме того, повлияли и факторы внутренней
мотивации: одной из распространенных причин, по которой студенты выбирают английское
отделение, является интерес к английскому языку. Знание английского языка рассматрива-
ется как передаваемый навык, который может пригодиться в дальнейшем при трудоустрой-
стве. Анализ данных показал, что лишь небольшая часть участников хочет работать по спе-
циальности. Полученные результаты опровергают утверждение о том, что выбор программ
педагогической подготовки объясняется желанием работать в школе. Хотя это и справедливо
в некоторой степени, необходимо учитывать и другие аспекты мотивации студентов, осо-
бенно когда поступить на педагогические факультеты относительно легко, поскольку здесь
отсутствует тестирование с высокими ставками, а преподавание воспринимается как непо-
пулярный вид деятельности. Данное исследование свидетельствует: поскольку мотивация
изменчива, педагогические институты упускают такое направление работы, как мотивация
студентов, что в долгосрочной перспективе может привести к более серьезным проблемам,
связанным с качеством выпускников.
Метод измерения результатов образовательного процесса в вузе: теория и практика
В статье рассмотрены пути сближения результатов выпуска специалистов с заданием по их
подготовке (термин «выпуск» понимается как конечный результат подготовки специалиста).
Установлена необходимость совершенствования управления образовательным процессом на
основе данных о подготовке и выпуске специалистов. Цель исследования – изучение одно-
го из методов измерения результатов образовательного процесса. Показано, что результаты
подготовки специалистов необходимо регулярно измерять и соотносить с заданными пара-
метрами. Для этого правомерно использовать теорему умножения вероятностей зависимых
событий. Полученные данные показывают масштаб подготовки и выпуска специалистов от-
носительно задания по их подготовке и служат информационной базой для принятия субъ-
ектами адекватных управленческих решений, ориентированных на сближение результатов
выпускников с заданием по их подготовке. Исследование позволило расширить возможно-
сти по управлению образовательным процессом, что представляет практическую и научную
значимость для учреждений профессионального образования в вопросах разработки управ-
ленческих решений по подготовке специалистов, а также для аспирантов и научных работни-
ков, занимающихся вопросами исследования эффективности управления образовательным
процессом.
Обоснование признаков образовательной парадигмы ближайшего будущего. Культурологический контекст
В статье обосновывается идея исчерпания продуктивного ресурса существующей парадигмы
образования, проводится анализ закономерной динамики парадигм образования и обосно-
вывается облик образования ближайшего будущего. Исследование содержит определение
закономерностей исторической смены образовательных парадигм и анализ актуального со-
стояния развития образования, осмысление основных тенденций в образовании и критику
его существующей парадигмы, выявление объективных преград на пути повышения качества
образования и поиск подходов к их преодолению, а также конструирование предположений
по признакам новой парадигмы образования.
В результате определена формула и ряд отличительных признаков образовательной парадиг-
мы ближайшего будущего. В центр доказательства положены идеи о трансформации целей
образования и инварианта его функции. Статья адресована разработчикам образовательных
систем, сред и программ для студентов вузов и дополнительного профессионального обра-
зования, субъектам самообразования. Развернутые в ней положения позволят преодолеть
редукционный подход к образованию, не ориентированному на опережающее овладение бу-
дущим, в котором стремительно устаревают образовательные стандарты.
Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования
Актуальность исследования парадигмы высшего образования обусловлена динамичными из-
менениями в глобальном образовательном пространстве высшей школы, вызванными миро-
выми тенденциями, которые требуют использования информационно-коммуникационных,
цифровых и инновационных технологий и подходов к обучению. Целью статьи стало рас-
крытие современной парадигмы и определение модернизационных компонентов высшего
образования. В ходе данного исследования использовались сравнительный анализ, методы
синтеза, обобщения и систематизации различных научных подходов и графический метод.
В статье рассмотрены модели высшего образования в зарубежных странах в контексте их
адаптации к использованию в России. Раскрыты характерные черты традиционного и мо-
дернизированного высшего образования. Особое внимание уделяется роли учреждений выс-
шего образования в подготовке специалистов, соответствующих современным требованиям
рынка труда, формирующих их самостоятельность в выборе направлений, курсов, программ,
внедряющих прогрессивные формы, методики и технологии образовательного процесса.
Авторами показано, что цифровизация глубоко проникает в управленческую среду высшего
образования, в то же время определены проблемы и перспективы внедрения в России сов-
ременных средств электронного обучения, индивидуальных образовательных траекторий,
дистанционных образовательных технологий.
Авторами обоснована необходимость обновления современной парадигмы высшего образо-
вания, его модернизации по всем основным компонентам (управленческой, методической,
знаниевой, инновационной, институциональной). Определены ключевые фокусы и стратеги-
ческие задачи развития высшего образования, что может стать полезным в образовательной
практике современного университета.
Психологические механизмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов
Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной надежности бу-
дущих педагогов обусловлена социальным заказом на подготовку в вузе педагогических ра-
ботников с новыми профессиональными качествами. Необходимость выполнения данного
социального заказа определяет социокультурную и научную значимость исследований, по-
священных поиску способов развития у будущих педагогов таких качеств.
Данная статья выполнена в рамках авторского докторского диссертационного исследования,
подготовленного к защите.
Цель исследования состояла в выявлении психологических механизмов профессиональной
надежности будущих педагогов.
Методологическую базу исследования составили субъектный и личностно развивающий под-
ходы.
Ведущими методами исследования являлись: психологическое тестирование, экспертное
оценивание и педагогический эксперимент. Были использованы: методика диагностики
идентичности (Schneider, 2007), методика диагностики рефлексивности (Karpov, 2003), карта
диагностики профессиональной надежности будущих педагогов (Osadchuk, 2007). Проведен-
ный педагогический эксперимент являлся естественным экспериментом, т. к. осуществлялся
в условиях, привычных для обучающихся. Этот эксперимент был проведен в Омском госу-
дарственном педагогическом университете (Россия), в нем приняли участие 75 студентов и 4
преподавателя.
Результаты. В статье приведены экспериментальные данные, показывающие существование
связей между показателями профессиональной надёжности, идентичности и рефлексивно-
сти будущих педагогов.
Вывод. Гипотеза исследования подтвердилась: психологическими механизмами формирова-
ния профессиональной надежности будущих педагогов выступали механизмы идентифика-
ции и рефлексии.
Новизна. Впервые представлен разработанный и апробированный в опытно-эксперимен-
тальной работе комплекс педагогических средств, актуализирующих психологические меха-
низмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов. Данный комплекс
составили: типы самостоятельных работ, приемы мотивирования, методы обучения, тактики
педагогической поддержки.
Статья содержит разработанную автором карту диагностики профессиональной надежности
будущих педагогов, которая может выступать одним из инструментов мониторинга качества
образования в педагогических вузах.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их ис-
пользования при проектировании образовательных программ, методической документации,
а также мероприятий, связанных с обновлением педагогического образования.