Данное исследование направлено на изучение мотивации будущих учителей и её связи с на-
мерением студентов остаться в педагогической профессии. Качественное исследование было
проведено на кафедре английского языка педагогического факультета в Индонезии. В ин-
тервью приняли участие 14 студентов в возрасте от 20 до 23 лет. Результаты исследования
показали, что большинство студентов выбрали программы педагогической подготовки из-за
внешних мотивационных факторов (не смогли поступить на желаемый факультет или сде-
лали свой выбор по рекомендации родителей). Кроме того, повлияли и факторы внутренней
мотивации: одной из распространенных причин, по которой студенты выбирают английское
отделение, является интерес к английскому языку. Знание английского языка рассматрива-
ется как передаваемый навык, который может пригодиться в дальнейшем при трудоустрой-
стве. Анализ данных показал, что лишь небольшая часть участников хочет работать по спе-
циальности. Полученные результаты опровергают утверждение о том, что выбор программ
педагогической подготовки объясняется желанием работать в школе. Хотя это и справедливо
в некоторой степени, необходимо учитывать и другие аспекты мотивации студентов, осо-
бенно когда поступить на педагогические факультеты относительно легко, поскольку здесь
отсутствует тестирование с высокими ставками, а преподавание воспринимается как непо-
пулярный вид деятельности. Данное исследование свидетельствует: поскольку мотивация
изменчива, педагогические институты упускают такое направление работы, как мотивация
студентов, что в долгосрочной перспективе может привести к более серьезным проблемам,
связанным с качеством выпускников.
Статьи журнала
Метод измерения результатов образовательного процесса в вузе: теория и практика
В статье рассмотрены пути сближения результатов выпуска специалистов с заданием по их
подготовке (термин «выпуск» понимается как конечный результат подготовки специалиста).
Установлена необходимость совершенствования управления образовательным процессом на
основе данных о подготовке и выпуске специалистов. Цель исследования – изучение одно-
го из методов измерения результатов образовательного процесса. Показано, что результаты
подготовки специалистов необходимо регулярно измерять и соотносить с заданными пара-
метрами. Для этого правомерно использовать теорему умножения вероятностей зависимых
событий. Полученные данные показывают масштаб подготовки и выпуска специалистов от-
носительно задания по их подготовке и служат информационной базой для принятия субъ-
ектами адекватных управленческих решений, ориентированных на сближение результатов
выпускников с заданием по их подготовке. Исследование позволило расширить возможно-
сти по управлению образовательным процессом, что представляет практическую и научную
значимость для учреждений профессионального образования в вопросах разработки управ-
ленческих решений по подготовке специалистов, а также для аспирантов и научных работни-
ков, занимающихся вопросами исследования эффективности управления образовательным
процессом.
Обоснование признаков образовательной парадигмы ближайшего будущего. Культурологический контекст
В статье обосновывается идея исчерпания продуктивного ресурса существующей парадигмы
образования, проводится анализ закономерной динамики парадигм образования и обосно-
вывается облик образования ближайшего будущего. Исследование содержит определение
закономерностей исторической смены образовательных парадигм и анализ актуального со-
стояния развития образования, осмысление основных тенденций в образовании и критику
его существующей парадигмы, выявление объективных преград на пути повышения качества
образования и поиск подходов к их преодолению, а также конструирование предположений
по признакам новой парадигмы образования.
В результате определена формула и ряд отличительных признаков образовательной парадиг-
мы ближайшего будущего. В центр доказательства положены идеи о трансформации целей
образования и инварианта его функции. Статья адресована разработчикам образовательных
систем, сред и программ для студентов вузов и дополнительного профессионального обра-
зования, субъектам самообразования. Развернутые в ней положения позволят преодолеть
редукционный подход к образованию, не ориентированному на опережающее овладение бу-
дущим, в котором стремительно устаревают образовательные стандарты.
Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования
Актуальность исследования парадигмы высшего образования обусловлена динамичными из-
менениями в глобальном образовательном пространстве высшей школы, вызванными миро-
выми тенденциями, которые требуют использования информационно-коммуникационных,
цифровых и инновационных технологий и подходов к обучению. Целью статьи стало рас-
крытие современной парадигмы и определение модернизационных компонентов высшего
образования. В ходе данного исследования использовались сравнительный анализ, методы
синтеза, обобщения и систематизации различных научных подходов и графический метод.
В статье рассмотрены модели высшего образования в зарубежных странах в контексте их
адаптации к использованию в России. Раскрыты характерные черты традиционного и мо-
дернизированного высшего образования. Особое внимание уделяется роли учреждений выс-
шего образования в подготовке специалистов, соответствующих современным требованиям
рынка труда, формирующих их самостоятельность в выборе направлений, курсов, программ,
внедряющих прогрессивные формы, методики и технологии образовательного процесса.
Авторами показано, что цифровизация глубоко проникает в управленческую среду высшего
образования, в то же время определены проблемы и перспективы внедрения в России сов-
ременных средств электронного обучения, индивидуальных образовательных траекторий,
дистанционных образовательных технологий.
Авторами обоснована необходимость обновления современной парадигмы высшего образо-
вания, его модернизации по всем основным компонентам (управленческой, методической,
знаниевой, инновационной, институциональной). Определены ключевые фокусы и стратеги-
ческие задачи развития высшего образования, что может стать полезным в образовательной
практике современного университета.
Психологические механизмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов
Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной надежности бу-
дущих педагогов обусловлена социальным заказом на подготовку в вузе педагогических ра-
ботников с новыми профессиональными качествами. Необходимость выполнения данного
социального заказа определяет социокультурную и научную значимость исследований, по-
священных поиску способов развития у будущих педагогов таких качеств.
Данная статья выполнена в рамках авторского докторского диссертационного исследования,
подготовленного к защите.
Цель исследования состояла в выявлении психологических механизмов профессиональной
надежности будущих педагогов.
Методологическую базу исследования составили субъектный и личностно развивающий под-
ходы.
Ведущими методами исследования являлись: психологическое тестирование, экспертное
оценивание и педагогический эксперимент. Были использованы: методика диагностики
идентичности (Schneider, 2007), методика диагностики рефлексивности (Karpov, 2003), карта
диагностики профессиональной надежности будущих педагогов (Osadchuk, 2007). Проведен-
ный педагогический эксперимент являлся естественным экспериментом, т. к. осуществлялся
в условиях, привычных для обучающихся. Этот эксперимент был проведен в Омском госу-
дарственном педагогическом университете (Россия), в нем приняли участие 75 студентов и 4
преподавателя.
Результаты. В статье приведены экспериментальные данные, показывающие существование
связей между показателями профессиональной надёжности, идентичности и рефлексивно-
сти будущих педагогов.
Вывод. Гипотеза исследования подтвердилась: психологическими механизмами формирова-
ния профессиональной надежности будущих педагогов выступали механизмы идентифика-
ции и рефлексии.
Новизна. Впервые представлен разработанный и апробированный в опытно-эксперимен-
тальной работе комплекс педагогических средств, актуализирующих психологические меха-
низмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов. Данный комплекс
составили: типы самостоятельных работ, приемы мотивирования, методы обучения, тактики
педагогической поддержки.
Статья содержит разработанную автором карту диагностики профессиональной надежности
будущих педагогов, которая может выступать одним из инструментов мониторинга качества
образования в педагогических вузах.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их ис-
пользования при проектировании образовательных программ, методической документации,
а также мероприятий, связанных с обновлением педагогического образования.
Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении студентов
В экстремальный период мировых пандемических локдаунов обострилась проблема нагляд-
ности в гибридном обучении при сочетании очных практических занятий и дистанционных
лекций. Реализация гибридного обучения проявила комплекс образовательных рисков. Вы-
явлено снижение внимания к содержанию профессионально ориентированных текстов и ин-
фографике презентаций. Установлено ослабление ассоциативных связей учебного материала
с реальностью профессии. Отмечается неконкретность визуального представления объектов
производства. Студенты не получают адекватного представления о скорости и динамике из-
учаемых производственных процессов. Для снижения негативных эффектов гибридного об-
учения педагогический опыт ориентирует на развивающий потенциал технологий визуализа-
ции. Целью исследования является выявление и экспериментальная проверка развивающего
эффекта технологий визуализации контента профессионально ориентированных учебных
дисциплин в условиях гибридного обучения на уровне бакалавриата. Теоретический метод
исследования – анализ развивающего потенциала педагогических технологий визуализации
в отечественных и зарубежных вузах. Экспериментальные методы – реализация модернизи-
рованных педагогических технологий, таких как кейс-визуализация, Flickr-иллюстрирование
презентаций, прототипирование, статико-динамическая анимация, видео-квалиметрические
работы. Диагностические методы – анализ результатов анкетирования студентов, продуктов
обучения и результатов учебной успеваемости. В исследовании приняли участие 103 студента
2-3 курсов бакалавриата. Доказана востребованность и продуктивность технологий визуали-
зации в гибридном обучении на уровне бакалавриата. Большинство студентов достаточно
высоко оценили использованные технологии и получили оценки учебной успеваемости выше
среднего уровня. Показано, что кейс-визуализация обеспечивает реалистичность представле-
ния профессионально ориентированных ситуаций. Отмечен эффект развития абстрактного
мышления, наблюдательности, повышения концентрации внимания, профессиональной за-
интересованности студентов. Flickr-иллюстрирование презентаций студентами обеспечивало
развитие навыка командной работы в территориально распределенном удаленном формате.
Видео-квалиметрические работы стимулировали более глубокое изучение производственных
процессов. Студенты получали возможность просмотра видеозаписей в удобное для них вре-
мя, а также их повтора, приобретали умения визуальных наблюдений и квалиметрических
действий с типовыми мерительными приборами. Таким образом, технологии визуализации
в современном цифровом варианте обеспечивают повышение качества профессионального
образования как в очном, так и в удаленном формате проведения занятий в вузах. Результа-
ты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов на платформах
MOODLE, а также в иных цифровых образовательных средах, реализуемых в рамках высшего
образования.
От редактора: Современная миссия крупных университетских комплексов в педагогическом образовании
Роль педагогического образования в повышении качества образовательных
систем постоянно повышается. Показательно, что именно этот сегмент находился
в последние годы в фокусе образовательной политики многих стран мира (Tatto
& Menter, 2020). На педагогическое образование сегодня возлагается особая ответ-
ственность, так как его основной задачей является подготовка нового поколения
учителей, способных работать в условиях современных вызовов, быстро и адек-
ватно реагировать на любые внешние воздействия (Teacher Education in a Time of
Change, 2016). Это требует не только кардинальной трансформации технологий
и коммуникации при передаче знаний в процессе обучения, формирования нового
понимания безопасной среды, но и серьезного обновления философии и теории
образования. Это неизбежно повлечет за собой появление новых или модерниза-
цию существующих образовательных концепций, а также моделей и технологий
подготовки учителя (Preston, 2017).
Исследования в области педагогического образования: ценностно-ориентированное планирование в неопределенном мире
Педагогическое образование никогда не было столь значимым, как сегодня. В мире, где миг-
рация, изменение климата, вирусная пандемия, политическая борьба наблюдаются во многих
регионах, правительства и ученые все чаще задумываются о том, какую роль система обра-
зования может сыграть в обеспечении стабильности и устойчивого экономического разви-
тия. Растет осознание того, что качество образования тесно связано с качеством подготовки
учителей, и педагогическое образование стало ключевым стратегическим пунктом в между-
народных дискуссиях и дебатах. Это утверждение верно как для стран Юга и Востока, так
и для северного и западного миров. Перед преподавателями, политиками и учеными стоит
множество моральных вызовов.
Систематический обзор эффективности обучения на месте работы. Предварительный сравнительный анализ используемых терминов
Профессиональное развитие учителей оказывает влияние на совершенствование всей си-
стемы образования (OECD-TALIS, 2014; Darling-Hammond, 2017), по этой причине основ-
ные международные организации, ОЭСР (2013) и Европейская комиссия (2012), обратились
к странам с просьбой разработать процедуры обратной связи и отчетности для обучения на
месте работы. Под обучением на месте работы понимается «процесс, в ходе которого учите-
ля получают дополнительное образование или обучение с целью усовершенствования своих
знаний и навыков в процессе трудовой деятельности (UNESCO, 2019). Согласно результатам
исследований, для реализации обучения без отрыва от производства необходимо учитывать
множество факторов: тип и качество обучения, школьный климат, навыки учащихся, область
знаний и т. д. (Lipowsky & Rzejak, 2015). После краткого описания систематических обзоров
по этой теме (Filges, 2019; Egert, 2018; Kalinowski et al., 2019) статья представляет результаты
исследования, направленного на изучение терминов и конструктов, используемых в контек-
сте рассматриваемой проблемы: преподаватель, непрерывное профессиональное обучение,
влияние/эффект, программы/обучение. Собранные данные позволили провести сравни-
тельный анализ (Esser & Hanitzsch, 2012), основанный на систематических обзорах (Polanin
et al., 2019) и метаанализе, необходимый для организации дальнейших метааналитических
исследований по теме, особенно с точки зрения устранения неоднозначности терминов и су-
жения области исследования. Хотя повышение квалификации учителей во многих странах
стало обязательным и задумывалось как возможность роста и профессионального развития
для всего школьного сообщества в стратегической и функциональной логике повышения
качества школьной системы (Perla, 2020), министерства образования пока не имеют одноз-
начной модели и общих процедур, способных описать и проанализировать влияние, которое
оказывает обучение (EU-Strategic Partnership, 2020): краткосрочных результат – результаты,
достигнутые немедленно; долгосрочный результат – более существенные преимущества для
вовлеченных учителей (совершенствование методов преподавания учителей, участвующих
в обучении); характер охвата и информационного продвижения – влияние на институцио-
нальный и социальный контекст школы, в которой учителя проходят обучение.
Использование и изучение русского языка в различных международных контекстах
Глобальное распространение русского языка происходило в последнее время не из-за иде-
ологических, а из-за экономических и практических причин. В качестве лингва франка его
можно обнаружить в разных регионах мира. Преподавание русского языка в новых условиях
требует альтернативных стратегий и реновации. Русский все еще интенсивно используется
в городах Таджикистана и Узбекистана, оставаясь первым языком для некоторых из их гра-
ждан. Россия продолжает притягивать трудовых иммигрантов из этих стран, что является
стимулом для изучения языка. Хотя качество преподавания русского в этих странах значи-
тельно упало, как замечают некоторые наблюдатели, он продолжает использоваться в пу-
бличной сфере, особенно в СМИ, на улицах и в рекламе. Многоязычие – неотъемлемая часть
жизни большинства населения Узбекистана и Таджикистана. Мы попытаемся посмотреть на
современное состояние вечной проблемы некоторой напряженности при соприкосновении
Востока и Юга некоторых азиатских стран, соседствующих с Россией, фокусируясь на ис-
пользовании русского языка в качестве мягкой силы и инструмента построения и поддержа-
ния отношений.
Исследование факторов стресса, с которыми сталкиваются школьные учителя
Учителям приходится сталкиваться в школе с различными стрессовыми ситуациями. В этой
связи проведено много исследований, направленных на изучение потенциальных факторов
стресса, присутствующих в школьной среде. Как правило, подготовка учителей не подразуме-
вает развитие компетенций по разрешению стрессовых ситуаций на уроке. Однако, как толь-
ко учителя начинают свою профессиональную карьеру, в список их навыков и умений авто-
матически включается и данная компетенция. Цель настоящего исследования – определить
самые распространенные факторы стресса, с которыми сталкиваются учителя начальной
и средней школы в своей повседневной преподавательской деятельности. Для сбора данных
были использованы два метода: полуструктурированное интервью и наблюдения учителей во
время их занятий. На основе данных, полученных в ходе интервью, были определены девять
наиболее распространенных и серьезных факторов стресса: трудные ученики, несоответствие
между требованиями к успеваемости учащихся и их способностями, деструктивное поведе-
ние учеников, недостаточное внимание учащихся, социальные и эмоциональные факторы
среды, в которой живут учащиеся, использование мобильных телефонов во время занятий,
чрезмерная нагрузка и усталость учителей, недостаточное материально-техническое обеспе-
чение и отсутствие учебно-методических материалов, конфликты между учениками (указано
в иерархическом порядке). Наблюдение было проведено с целью подтвердить на практике
типы стрессоров, выявленных в ходе интервью. Анализ записей наблюдения подтвердил не-
которые стрессоры, выявленные ранее, а также определил новые факторы стресса.
Педагогика переживаний – педагогическая альтернатива?
Целью настоящего исследовательского проекта является изучение возможностей педагоги-
ки переживаний (Erlebnispädagogik) в отношении компенсаторной поддержки во время за-
нятий. В статье описывается практический опыт средних школ Германии. Основная задача
состояла в том, чтобы использовать идеи педагогики переживаний для развития навыков
общения у учащихся, которые проявляют девиантное поведение в школе и по отношению
к другим людям. В работе представлены результаты краткой теоретической рефлексии о кон-
цепции. Также следует описание исследовательского проекта и обсуждение предваритель-
ных результатов.
В рамках своей образовательной и воспитательной миссии школы борются со множеством
проблем. В ходе поиска подходящих концепций для решения распространенных проблем об-
учения и поведения педагогика переживаний приобрела наиболее важное значение. Эта кон-
цепция ставит во главу угла опыт. Практико-ориентированный подход к учебным ситуациям
рассматривается как основа компенсаторной поддержки обучающихся с поведенческими,
социальными и коммуникативными проблемами.
Предварительные результаты, полученные в ходе наблюдений, интервью и исследования
в действии, показали, что педагогика переживаний помогает детям с проблемным поведени-
ем, а также с особыми образовательными потребностями, изменить отношение к себе, окру-
жающим людям и требованиям, предъявляемым на уроках, благодаря специальным действи-
ям и заданиям. Учителя, принявшие участие в исследовании, сообщили о явных изменениях
в поведении детей и положительном влиянии на течение занятий.
Развитие социальной и межкультурной компетенции у студентов посредством метода взаимного оценивания
В статье представлены результаты исследования по развитию социальной и межкультур-
ной компетенции у студентов педагогических направлений подготовки с помощью метода
взаимного оценивания. Цель исследования – определить, как взаимное оценивание влияет
на развитие компетенций, разработать рекомендации для интеграции данного метода в об-
учение студентов. На первом этапе был проведен теоретический анализ на основе обзора
научной литературе по проблематике. Затем автором был проведен количественный и ка-
чественный анализ. В исследовании приняли участие 25 студентов педагогического факуль-
тета Софийского университета им. Святого Климента Охридского. Участникам необходимо
было написать эссе о межкультурной компетенции и оценить три письменные работы своих
сокурсников. Результаты исследования подтверждают, что предоставление обратной связи
способствует развитию социальной и межкультурной компетенции в двух направлениях:
у студентов формируются навыки предоставления обратной связи и конструктивной кри-
тики; студенты учатся принимать обратную связь, анализируя свои слабые и сильные сторо-
ны, что побуждает к самосовершенствованию. Автор также приходит к выводу, что деталь-
ные инструкции до проведения взаимного оценивания, а также последующая дискуссия и
рефлексия помогают студентам гораздо легче оценивать работы сверстников и предлагать
конструктивную критику. При этом они уважительно воспринимают идеи других людей и
принимают разные точки зрения. Результаты исследования подтверждают, что взаимное
оценивание способствует развитию социальной и межкультурной компетенции.
Современные образовательные программы подготовки педагогов дошкольного образования: опыт реализации и оценки образовательных результатов
В статье описаны стратегии изменений подготовки педагогов дошкольного образования
в России. Выделены особенности проектирования и реализации образовательных программ
подготовки бакалавров и магистров для системы дошкольного образования. В качестве веду-
щего направления модернизации образовательных программ выделена профессионализация
подготовки кадров для системы дошкольного образования. Обсуждаются пути изменение
образовательных программ: модульный принцип проектирования программы, увеличение
объема практической подготовки студентов, процесс оценки образовательных результа-
тов. Представлены методы оценки профессиональных компетенций будущих педагогов до-
школьного образования. Решение педагогических ситуаций (профессиональных кейсов) рас-
сматривается как ведущий метод оценки в рамках представленной концепции. Приводятся
примеры заданий и индикаторы оценки компетенций. Представлены данные по результатам
оценки сформированности компетенций. Выявлена разница в результатах формирования
различных компетенций. В статье описаны программы подготовки педагогов дошкольного
образования, реализуемые в институте детства РГПУ им. А.И. Герцена. В качестве основного
вывода отмечается ведущая роль создания концептуальной компетентностной модели обра-
зовательной программы.
Научно-методическое обеспечение процесса воспитания в школе
В статье представлены направления и содержание научно-методического обеспечения про-
цесса воспитания в школе.
В качестве методов исследования выбраны анализ, изучение массового и передового опыта
школ в сфере воспитания, экспертиза, обобщение, сравнение, интерпретация и систематиза-
ция. Их выбор обусловлен задачами исследования, которые носят в основном теоретический
характер. Определение направлений научно-методического обеспечения процесса воспита-
ния в школе потребовало изучить массовый и передовой опыт школ в сфере воспитания,
проанализировать его, провести экспертизу, обобщить и систематизировать. Содержание
каждого направления данного обеспечения было выявлено на основании анализа и теорети-
ческого обобщения полученных данных в ходе изучения массового и передового опыта школ,
вузов, системы повышения квалификации педагогов как воспитателей.
Научно-методическое обеспечение процесса воспитания может развиваться по нескольким
направлениям и на разных уровнях. На государственном уровне оно связано, в частности,
с программным обеспечением (примером может служить «Примерная программа воспита-
ния»); на уровне высшего образования – с определением теоретических основ подготовки
будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего образования, с разра-
боткой обновленного содержания учебников и пособий по теории и методике воспитания;
на уровне системы повышения квалификации – с разработкой ее принципов, новых про-
грамм и поиском интерактивных форм обучения педагогов.
Новизна проведенного исследования состоит в определении основных направлений и содер-
жания научно-методического обеспечения процесса воспитания в школе.
Полученные результаты позволяют обоснованно формировать научно-методическое обеспе-
чение процесса воспитания в школе на разных уровнях. Это даст возможность с опорой на
основные положения научной школы академика РАО Л. И. Новиковой «Системный подход
к воспитанию и социализации детей и молодежи» провести необходимые изменения в сфере
воспитания с учетом современных общественных вызовов.
Системный подход как условие эффективного применения исследовательских методов в теории воспитания
Целью статьи является попытка прорыва в вопросе о методах исследования в теории воспи-
тания, что весьма актуально для развития современной педагогики. Представлен анализ фе-
номена «системный подход в воспитании», проведенный в рамках научной школы академика
РАО Л. И. Новиковой, рассмотрены дифференцированные показатели, определяющие иссле-
дование любой социально-педагогической системы: целостность, структурность, динамизм.
Подчеркивается, что в настоящее время важно находить пути интеграции методов исследо-
вания (теоретических и эмпирических, количественных и качественных), сочетания методов
исследования педагогических и смежных наук, пользоваться их взаимодополняющим потен-
циалом, учитывая специфику изучаемого объекта. Отмечается, что особое внимание следует
уделять качественным методам исследования, которые ориентированы на понимание инди-
видуальных смыслов, лежащих за тем или иным действием воспитанника. Из качественных
методов исследования особую ценность представляют метод включенного наблюдения и ме-
тод естественных ситуаций. Обозначена проблема использования в области теории воспита-
ния разнообразных методов исследования мягких систем – методов, которые ориентированы
на многосторонний анализ возникших проблем, точную их проработку и идентификацию.
Сделан акцент на том, что системный подход чрезвычайно важен в теории коллективного
воспитания, когда в качестве системообразующего элемента в центре внимания оказываются
воспитательный коллектив и детско-взрослая общность.
Гигиеническая оценка в теории и практике воспитания
Актуальность проблемы исследования определяется усилением потенциальных и реаль-
ных рисков социализации подрастающего поколения в цифровом пространстве. Транс-
формация образовательного процесса в направлении вынужденного увеличения доли ди-
станционных форматов, связанная с влиянием пандемии COVID-19, обострила проблему
взаимодействия педагогов и обучающихся в решении воспитательных задач, о чем свиде-
тельствуют актуальные международные и отечественные исследования. Обсуждение каче-
ства образовательной среды с точки зрения ее безопасности неизбежно стимулирует поиск
инструментов ее оценивания.
Цель статьи – на основе систематизации результатов теоретических и эмпирических исследо-
ваний гигиенической оценки воспитания осуществить теоретико-методологическое обосно-
вание ее целесообразности и возможности осуществления в современных условиях.
Методологическими основаниями исследования стали: междисциплинарный подход для
обоснования безопасности воспитания как сложного многофакторного феномена на осно-
ве интеграции естественно-научного и социально-гуманитарного знания; кросс-культурный
анализ эмпирических данных отечественных и зарубежных исследований в разработке стра-
тегий гигиенической оценки в образовании с учетом ее культурной вариативности; положе-
ния сетевой теории о роли отношений как сущностной характеристики сети для определения
ресурсов формирования готовности педагогов к осуществлению гигиенической оценки без-
опасности воспитательной деятельности в условиях цифровых и сетевых форматов взаимо-
действия.
Результаты исследования. Определена сущность воспитательного контекста безопасности
как процесса обеспечения средств и мер, направленных на продуктивную самореализацию
детей в различных сферах жизнедеятельности воспитательной организации на основе оцен-
ки реальных и потенциальных угроз, возникающих в процессе социализации. Раскрыты
принципы безопасности (социально-биологической сбалансированности, благополучия,
интеграции, когнитивности), содержание и показатели гигиенической оценки данного про-
цесса (физиологический, социальный, личностный, психологический). Охарактеризованы
сетевые форматы формирования готовности педагога к оценке безопасности воспитания на
основе неиерархического ценностно-ресурсного взаимодействия в воспитательной деятель-
ности, оценки её безопасности и гигиенического потенциала. Полученные результаты будут
способствовать расширению и совершенствованию теоретических представлений о гигиени-
ческой экспертизе в педагогических процессах, раскрытию и уточнению понятия «гигиени-
ческая оценка в воспитании», обогащать теоретические положения и эффективные практики
воспитания в условиях дистанционных форматов образования.
Использование педагогом социальных сетей в воспитании школьников
Статья посвящена потенциальным возможностям использования социальных сетей для рас-
ширения воспитательного пространства образовательной организации, для решения задач
социализации подрастающего поколения. Актуальность проблемы обусловлена противоре-
чием между общественной потребностью в гармоничном развитии ребенка и недостатком
научного знания об организации воспитательной деятельности в интернет-среде, в том числе
в социальных сетях. Цель статьи – выявить опыт успешного интернет-взаимодействия пе-
дагогов и обучающихся, формы воспитательной деятельности и организации событийных
ситуаций в социальных сетях.
Исследование проведено в феврале-октябре 2020 г. на основе анализа документов образова-
тельных организаций и контента открытых официальных аккаунтов образовательных орга-
низаций в социальных сетях «ВКонтакте» и «Инстаграм». Комплексное использование таких
методов, как наблюдение, количественная обработка данных, экспертная оценка, было на-
правлено на выявление форм воспитательной деятельности, перспективных для реализации
в социальных сетях в режиме онлайн.
Выявлено, что, несмотря на разнообразие тематики и стилистики, контент официальных
аккаунтов школ в основном носит «мероприятийный характер»: аккаунты имеют вид но-
востной ленты, не содержат материалов, которые могли бы вызвать у детей яркие эмоции и
ощущения, стать источником переживаний, ценностных установок, опыта взаимодействия
с людьми, не предоставляют детям возможностей для самопознания, самоопределения, са-
мореализации, не поддерживают их инициативы, то есть не становятся местом обретения
социального опыта. Для развития воспитательной системы образовательной организации
необходимо расширять практики организации сетевых образовательных событий, что пред-
полагает создание разновозрастных детско-взрослых коллективов для совместного плани-
рования, организации, проведения, подведения итогов творческих дел. В качестве примера
реализации принципов успешного субъект-субъектного взаимодействия между педагогом-
воспитателем и обучающимися в социальных сетях рассмотрено ведение тематического
инстаграм-аккаунта школы. Анализ и обобщение практического опыта позволили выявить
закономерности создания детско-взрослых общностей в социальных сетях с учетом специ-
фических, отличных от традиционных, правил сетевой коммуникации.
Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки
Имплементация инклюзии выдвигает принципиально новые требования к профессиональ-
ным компетенциям педагогов, вследствие чего актуализируется запрос на эмпирически фун-
дированную компетентностную модель педагога инклюзивной образовательной организации.
В качестве эмпирической базы выступил комплекс вузовских программ подготовки педаго-
гов с заявленными в них профессиональными компетенциями, которые связаны с работой
в условиях инклюзии и которыми должен овладеть выпускник. Такая исследовательская
логика до настоящего времени не реализовалась, на восполнение данного пробела и было
направлено предпринятое исследование. Цель исследования заключалась в том, чтобы на
основе анализа номенклатуры и сущностных характеристик инклюзивных компетенций,
представленных в образовательных программах вузов, ведущих подготовку кадров для ра-
боты с лицами с ОВЗ, построить структурно-содержательную модель педагога инклюзивной
образовательной организации. В рамках исследования с помощью метода контент-анализа
были изучены тексты 59 Примерных основных образовательных программ. Также прово-
дился частотный и факторный анализ матрицы представленности индикаторов компетенций
в образовательных программах.
Установлено, что смысловое ядро инклюзивной компетенции педагога отражает необходи-
мость учета в образовательном процессе особого психолого-педагогического статуса таких
детей в аспектах их субъектной позиции в обучении, своеобразия их развития, состояния
здоровья и специфики образовательных потребностей.
Интегральными компетенциями педагога, своей совокупностью определяющими его инклю-
зивную компетентность, выступают готовность к организации инклюзивного образователь-
ного процесса в целом; готовность к организации индивидуально-ориентированного обра-
зовательного маршрута обучающегося с ОВЗ; готовность к индивидуальной/коллективной
поддержке обучающихся с ОВЗ; готовность к организации психолого-педагогической под-
держки обучающихся с ОВЗ; содержательные/инструментальные знания, касающиеся рабо-
ты с обучающимися с ОВЗ.
При этом компетентностные профили педагогов, задаваемые вузовскими образовательны-
ми программами, не в полной мере согласуются и с имеющимися теоретическими моделями
компетентностей инклюзивного педагога, и с условиями реализации инклюзии на практике.
Новизна результатов исследования определяется формированием представлений о пяти-
компонентной структуре инклюзивной компетентности педагога, практическая значимость
– выяснением сущности противоречий в программном обеспечении вузовской подготов-
ки педагогов для работы в условиях инклюзивного образования, устранение которых при
проектировании основных образовательных программ и их дальнейшей реализации будет
способствовать повышению качества кадрового обеспечения системы инклюзивного обра-
зования.
Проектно-исследовательское обучение как технология развития методологической культуры магистрантов
В соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ выпускники магистратуры по направлению
«Педагогическое образование» должны быть готовы к решению научно-исследовательских
задач в сфере профессиональной деятельности, что предполагает формирование у обучаю-
щихся соответствующей методологической культуры посредством их вовлечения в само-
стоятельную проектно-исследовательскую деятельность. Однако анализ реальной практики
подготовки магистрантов в области образования показывает, что в ней по-прежнему до-
минируют технологии обучения, ориентирующие обучающихся на исполнительскую и ре-
продуктивную деятельность, способствующую формированию привычки получать знания
в готовом виде. В результате обостряется противоречие между объективной потребностью
формирования у магистрантов методологической культуры с одной стороны – и недоста-
точным уровнем ее сформированности у значительной части выпускников магистратуры
по направлению «Педагогическое образование» с другой. Цель исследования – выявить
и обосновать дидактические условия реализации проектно-исследовательского обучения
как технологии эффективного развития методологической культуры магистрантов. Методы
исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирические
(педагогический эксперимент, тестирование для выявления уровня сформированности ис-
следовательской компетентности), математической обработки данных.
Результаты исследования. Развитие методологической культуры магистрантов объективно
предполагает поиск и реализацию дидактических средств и условий, обеспечивающих моти-
вированное включение обучающихся в исследовательскую деятельность. В образовательной
программе подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» основу
развития методологической культуры выполняет дисциплина «Методология и методы пе-
дагогического исследования». Эффективность развития методологической культуры маги-
странтов повышается, если: а) структура и содержание дисциплины проектируются на ос-
нове конвергенции традиционного и исследовательского подходов; б) освоение содержания
дисциплины происходит с применением проектно-исследовательской технологии обучения,
предполагающей выполнение сквозных (рассчитанных на срок изучения дисциплины) твор-
ческих проектов и вариативность (сочетание индивидуальных и командных форм самосто-
ятельной деятельности; «перевернутое обучение»; междисциплинарный, проблемный и ин-
терактивный характер обучения; рефлексия в конце каждого занятия; проведение экзамена
в форме защиты проекта и др.). Результаты исследования могут быть использованы при раз-
работке учебно-методического обеспечения исследовательски ориентированного обучения
в процессе теоретической и практической подготовки будущих бакалавров, магистров, аспи-
рантов, а также в системе дополнительного профессионального образования.