Основой успешной социализации детей с РАС является достаточная для оптимального функционирования в социуме степень овладения навыками социально-бытового поведения. Процесс овладения такими детьми навыками социально-бытового поведения отличается длительностью и постепенностью, а его эффективность во многом зависит от воспитывающих ребенка взрослых, и прежде всего от родителей. Для уменьшения возможного негативизма по отношению к обучающей ситуации детям с РАС необходимо разъяснение важности задания и требований, что будет иметь больший эффект, если это будет исходить от близкого ребенку взрослого. Для постепенного овладения элементарными навыками социально-бытового поведения необходима постоянная ежедневная тренировка, которая может быть обеспечена только в условиях семейного воспитания. По степени эффективности лучшим способом обучения социально-бытовому поведению детей с РАС признано оперантное обучение, оптимальные условия для реализации которого складываются в условиях семьи.
Таким образом, центром нашего внимания становится семья и её коррекционное воздействие на ребёнка с РАС. Родительский тип отношения составляет необходимое условие для эффективного развития детей с аутизмом. При правильно выстроенных отношениях ребенку с РАС уделяется в семье значительное время, которое позволяет родителям в условиях семейного воспитания вести коррекционно-развивающую работу. В этом случае родители поощряют проявления ребенком инициативы, активности и самостоятельности. Исходя из вышесказанного, целью исследования стал анализ влияния типа родительских отношений на общий уровень развития социально-бытового поведения в целом и конкретные навыки, его составляющие.
В работе представлены результаты собственного экспериментального исследования, содержащие качественный анализ эмпирических данных. Показано, что дети с РАС, воспитывающиеся в семьях с родительскими отношениями по типу «кооперация», демонстрируют более высокие показатели по всем составляющим социально-бытового поведения, в то же время тип «принятие» обеспечивает значимый уровень социальной несостоятельности и инфантильности ребенка при способности взаимодействовать с близким взрослым. Отношения по типу «симбиоз» обуславливают риск возникновения стойкой зависимости ребенка с РАС от родителей, приводящей к социальной дезадаптации. Самый дезорганизующий тип родительского отношения – «маленький неудачник», провоцирующий ребенка с расстройством аутистического спектра быть максимально зависимым от родительской помощи во всех нюансах социально-бытовой жизни.
Полученные результаты можно использовать в качестве основы для целенаправленной, комплексной и систематической коррекционно-развивающей работы с семьями, имеющими детей с РАС, по формированию и развитию социально-бытового поведения.
Статьи журнала
Становление профессионализма будущих социальных педагогов в системе подготовки в России и Казахстане (сравнительный аспект)
Социальные педагоги – представители одной из помогающих профессий, которая остается востребованной и требует высокого профессионализма от специалистов данного профиля. Подготовка высококвалифицированных социальных педагогов является актуальной потребностью общества для решения вопросов социализации подрастающего поколения в современных сложных социально-экономических и политических условиях. Профессиональное развитие будущих социальных педагогов происходит в результате освоения профессии через осознание своего профессионального уровня, мотивирующего движение карьеры. Формирование профессионализма начинается на ступени получения профессионального образования.
Изучение особенностей становления профессионализма будущих социальных педагогов в системе подготовки в России и Казахстане является целью исследования авторов настоящей статьи. Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, синтез, историко-педагогическая реконструкция.
В статье представлены результаты сравнительного аналитического обзора специфики становления профессионализма в национальных системах образования России и Казахстана.
Обнаруженные в результате сравнения особенности становления профессионализма демонстрируют общий характер проблем подготовки социальных педагогов, детерминированный историческим прошлым, схожестью социально-экономических факторов развития системы образования. Выявленные различия направляют на исследование способов совершенствования подготовки будущих социальных педагогов. Проведенный анализ свидетельствует о том, что профессиональная успешность социальных педагогов обусловлена ориентацией в процессе подготовки на развитие социальной компетентности и социальной ответственности. Организация подготовки специалистов, основанная на методологических принципах аксиологического подхода, по мнению авторов, способствует становлению осознанного отношения будущих социальных педагогов к своему образованию, совершенствованию своего профессионализма.
Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Правильный выбор профессии содействует уменьшению текучести кадров и увеличению производительности труда. Эта истина имеет непосредственное отношение к педагогической профессии. Проблема мотивации профессиональной учительской карьеры, как и проблема мотивации поведения и деятельности человека вообще, является одной из наиболее сложных и мало разработанных. Практически отсутствуют исследования, выявляющие взаимосвязь мотивов выбора педагогической карьеры и мотивации педагогической деятельности у студентов на начальном этапе обучения.
Цель исследования: выявить предпочтения карьерных ориентаций студентов-первокурсников, будущих учителей из различных университетов, реализующих программы педагогического образования: столичного педагогического университета, федерального университета, классического университета, регионального многопрофильного университета в национальном регионе, регионального педагогического университета и регионального гуманитарно-технологического университета.
В качестве метода исследования выбрана методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер). На вопросы опросника отвечали студенты 1 курса шести российских университетов, поступивших на обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование».
В исследовании представлены карьерные ориентации студентов — будущих педагогов по следующим шкалам: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Представлены диспозиции, ценностные ориентации и социальные установки студентов, оказывающие влияние на их карьерные ориентации.
Развитие интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного обучения
В статье говорится о необходимости содействовать оперативному развитию интегративных качеств учителей начальных классов, попавших в условия удаленной организации образовательного процесса. Авторы предлагают рассмотреть и обсудить механизм сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного и гибридного обучения.
Анализ научной литературы, детализация структуры интегративных качеств учителя, проектирование процесса их удаленного формирования в современных условиях обусловили возможность успешного развития интегративных качеств учителей начальных классов с применением выверенного механизма сопровождения их профессиональной подготовки в условиях дистанционного и смешанного обучения.
Формирование и развитие у учителей интегративных качеств, обеспечивающих успешную реализацию современной образовательной доктрины, становится необходимой задачей образования и развития педагога и ключевой компонентой его педагогического мастерства. Профессиональная деятельность педагога предъявляет особые требования к скорости ее выполнения и реакции на происходящие процессы. Как и любая другая деятельность, выполняемая ежедневно, деятельность педагога включает установленные действия, определяемые необходимыми интегративными качествами учителя. Особенности профессиональной деятельности педагога основываются на неопределенности и динамике процесса обучения, который не может быть чем-то застывшим и неизменным. Образовательный процесс, как живой организм, может постоянно трансформироваться, благодаря чему сохраняет жизнеспособность.
Целью настоящего исследования явилось выявление и теоретическое обоснование механизма сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителей начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения. Нами была предпринята попытка решения ряда вопросов с помощью таких методов исследования, как анкетирование, полуструктурированное интервью, сопоставительный анализ, педагогическое моделирование.
В статье представлены результаты анкетирования и интервью учителей начальной школы сельских населенных пунктов, поселков городского типа и городов Республики Татарстан. На основе интерпретации результатов исследования:
— выявлены компоненты механизма сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителя начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения: организационный (структурный) компонент, содержательно-процессуальный компонент, информационно-образовательный компонент и аналитико-результативный (рефлексивный) компонент;
— определены функции данного механизма и условия его успешного функционирования;
— приведены некоторые интересные факты и наблюдения из опыта дистанционной работы учителей начальной школы.
Цифровая образовательная среда и онлайн-формат обучения глазами студентов: За и против
Современная трансформация всех сфер жизни связана со стремительным технологическим и цифровым прогрессом. Образовательная сфера, ориентируясь на внешние запросы, планомерно внедряет технологические и цифровые решения в процессы функционирования педагогических систем, ориентируясь на расширение образовательного пространства, на повышение доступности образовательных услуг. Чтобы создать комфортную, эффективную цифровую среду в вузе, важно учитывать не только уровень развития цифровых компетенций студентов и преподавателей, но и их запросы и потребности в этой сфере. Цель исследования – с позиции обучающихся выявить наиболее успешные цифровые решения, применяемые в университетском образовании, и рассмотреть факторы, тормозящие эти процессы. Для решения этих задач использовались методы теоретического анализа и эмпирической обработки данных. В качестве основного метода выступил опрос студентов с использованием разработанных авторами анкет «Цифровая образовательная среда и онлайн-формат обучения» и «Качество цифрового образовательного ресурса и организационные аспекты электронного обучения». В опросе приняли участие более тысячи студентов российских университетов. Результаты опроса показали, какие из средств коммуникации при онлайн-обучении студенты считают наиболее эффективными, какие средства увеличения производительности и какие средства организации и поддержки при онлайн-обучении им наиболее полезны. Детально рассматривались платформы и системы обучения для понимания важных для студентов характеристик этих сервисов. Проведенный анализ позволил выделить основные зоны в цифровой трансформации образовательной среды, на которые необходимо направить усилия с целью их совершенствованию.
Личностные детерминанты селфизма у юношей и девушек
Современная молодежь живет в динамично меняющемся мире, в условиях постоянных изменений в сфере общественной жизни и, особенно в личностном плане, в ситуациях резкой смены привычных стереотипов. Специфика возрастных аспектов и психологических особенностей в юношеском возрасте способствует расширению круга аддиктов. Именно стремление самоутвердиться, больше познать себя, формирование мировоззренческих и нравственных убеждений иногда способствуют утрате чувства безопасности, возникновению страха перед действительностью, искажению представлений образа «Я». Увлечение селфи среди молодежи приобрело характер «глобальной катастрофы». Сегодня сложно найти молодого человека, который не фотографировал бы самого себя и не размещал бы фотографии в различных социальных сетях, чатах. И молодому человеку очень важно получить обратную связь от друзей, увидевших публикацию. В связи с этим в науке актуализируются вопросы изучения психологических характеристик лиц, страдающих различными формами аддиктивных расстройств, так как именно наличие зависимости обусловлено характерными особенностями личности и сопутствующими негативными эмоциями (безответственностью, неуверенностью, тревожностью), ее окружением и взаимодействием с людьми. Вместе с тем в научной литературе практически не представлено научных работ по изучению характерных особенностей личности, склонной к селфизму, большинство работ носит лишь
косвенный, фрагментарный характер.
В данной статье авторами проанализированы различные подходы, этиология, механизмы, симптомы развития и факторы риска формирования селфи-зависимости у старшеклассников, представлены результаты изучения личностных детерминант юношей и девушек, склонных к селфизму.
Целью исследования является изучение личностных особенностей юношей и девушек, склонных к зависимости от селфи.
Методы исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение опыта; эмпирические: эксперимент, тестирование, опросно-диагностические методы, наблюдение; методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
В исследовании был использован диагностический инструментарий с учетом компонентов структуры антиаддиктивной установки к селфи, определяющих личностные детерминанты проявления селфизма.
В эксперименте приняло участие 172 учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан (Россия), из которых девушек – 93, юношей – 79. Возраст испытуемых – 16-18 лет.
В результате проведенного исследования выявлено, что 37,2 % респондентов имеют признаки зависимого от селфи поведения, при этом девушки наиболее склонны к аддиктивному поведению. Гендерные различия у потенциальных аддиктов в проявлении склонности к селфизму обнаружены в оценке осмысленности жизни, удовлетворенности своими личностными характеристиками, самоуважении, самооценке, в уровне знаний о селфи-зависимости.
Результаты исследования, авторские методики на выявление уровня сформированности селфи-зависимости и подбор диагностического инструментария для изучения антиаддиктивной установки могут быть успешно использованы в практике коррекционно-профилактической работы педагогов и психологов общеобразовательных и социальных учреждений.
Механизмы общения студентов-медиков с пациентами в телездравоохранении в условиях пандемии COVID-19
В условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 от медицинского персонала требуется использование в лечебной практике коммуникативных навыков нового плана: хорошей дикции, умения вести интервью с пациентом, навыка активного слушания, резюмирования, эмпатии, основ актерского мастерства.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность механизмов коммуникативного общения студентов-медиков с пациентами при телездравоохранении. в условиях пандемии COVID-19.
Ведущий метод исследования: Тест «Оценка коммуникативных умений» А.А. Карелина (Karelin, 2001); Тест «Способность к эмпатии» И.М. Юсупова (Ilyin, 2011); Онлайн-тренажеры «Формирование коммуникативных компетенций врача» (Kamalova & Gaifullina, 2022).
Исследование доказало, что эффективным механизмом общения в системе «врач-пациент» является пациент-центрированный подход. Для решения проблемы коммуникативной компетентности медиков нами разработан спецкурс «Коммуникативная компетентность будущих врачей» для студентов медицинского вуза по направлению «Лечебное дело» и онлайн-тренажеры по оценке сформированности пациент-центрированного подхода в общении с пациентами, размещенные на платформе Online Test Pad. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза по профилю «Лечебное дело».
Исследование социально-психологических факторов, способствующих и препятствующих удержанию учителя в профессии
Профессия педагога в современной России связана с рядом как положительных моментов, так и профессиональных трудностей. Ведущие педагоги называют такие актуальные проблемы: постоянная трансформация системы образования и меняющиеся в связи с этим административные требования; конфликт сложившихся педагогических традиций и внедряющихся в практику инноваций; перегрузка отчетной документацией; требование постоянного личностного роста и самореализации в профессии под угрозой эмоционального выгорания; многозадачность деятельности учителя, которая включает психологическое, педагогическое воздействие на обучающихся, рефлексию своей деятельности и многое другое; слабая социально-правовая защищенность педагога от произвола администрации учебного заведения и агрессивных действий со стороны учащихся и их родителей. На сегодняшний день факт существования кадровой проблемы и высокая степень ее остроты признаны официально: о нехватке учителей, об их перегруженности, в том числе бюрократической работой, о совмещении в их деятельности чрезмерного количества целей говорится открыто. Исходя из вышесказанного, целью исследования является анализ причин ухода учителей из профессии, определение социально-психологических факторов, способных удержать педагогов в профессии.
Учитель – проводник или барьер к изучению математики: кейс-стади в России, Киргизии и Казахстане
Математика является важным предметом для изучения на протяжении всего учебного процесса. Но наличие математическо-гендерных стереотипов влияет на самовосприятие математических способностей как у мальчиков, так и у девочек, что в дальнейшем может быть связано с выбором образовательной и карьерной траектории. Учитель выступает транслятором, или проводником, в формировании представлений и мотивации к предмету. Среди факторов воздействия учителя на эти процессы можно выделить: удовольствие учителей от преподавания математики, их убеждения и представления относительно математики, уверенность в своих возможностях и др. При этом роль учителя может меняться в зависимости от структуры образовательного процесса. В данной статье на примере трех стран (Россия, Киргизия и Казахстан) рассмотрено, насколько учитель в образовательной среде важен при выборе образовательной траектории, как он развивает интерес к предмету и мотивацию к дальнейшему обучению. Методология исследования представляет собой исследовательскую стратегию кейс-стади: исследование I – изучение отношения и мотивация школьников к изучению математики, роль учителя в ее изучении; исследование II – оценка эффективности раздельного обучения на основе мнения учителей. В нашем исследовании было показано, что основными мотивационными факторами являются содержание образования, формирующее набор знаний о разных типах карьер, и индивидуальные особенности педагогов, знакомящих школьников с разными предметными областями. Раздельное обучение – это альтернативная стратегия для достижения гендерного равенства.
Система комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт
В статье рассматривается проблема организации и реализации системы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации. Цель работы – выявить особенности, тенденции, направления, риски и преимущества реализации успешных региональных практик комплексного сопровождения детей с РАС, основанных на действующей в России модели сопровождения детей с РАС, разработанной Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ. Авторами проведен анализ современных отечественных и зарубежных исследований, результатов мониторинга, сделан вывод об эффективности реализуемых региональных моделей «университет (институт) – организации, занимающиеся вопросами сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра», методов и форм работы. Выявлены трудности и риски, даны рекомендации по дальнейшей реализации системы.
Особенности развития когнитивной регуляции в связи с коммуникативной компетентностью детей-монолингвов и сбалансированных билингвов
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для овладения языками в силу ряда психологических факторов – это возраст потенциальных детских возможностей, период интенсивного развития языковых способностей. Поэтому непременным педагогическим условием развития раннего двуязычия является создание благоприятной образовательной среды для обучающихся. Целью исследования является изучение развития когнитивной регуляции в связи с коммуникативной компетентностью сбалансированных билингвов (татарский / русский языки) и монолингвов (русский язык), социализация которых осуществляется в разных развивающих предметно-пространственных средах. Методология исследования строится на социокультурных концепциях о «средовых» влияниях на психическое развитие растущего человека (Выготский, 1962; Бронфенбреннер, 1999). В эмпирическом исследовании участвовали 60 детей в возрасте от 5 до 7 лет, среди них 30 сбалансированных билингвов, социализирующихся в билингвальной (татарский / русский) среде, и 30 монолингвов – в русскоязычной лингвистической среде. Для диагностики развития когнитивной регуляции детей использовались детские субтесты нейропсихологической батареи NEPSY-II: «Повторение предложений», «Память на конструирование», «Торможение», «Сортировка карт по изменяемому признаку»; коммуникативной компетентности в общении – методики «Картинки» Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, «Особенности межличностных отношений для детей» Г. Р. Хузеевой; уровня общего интеллекта – детская версия методики «Тест Равена». Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием непараметрического критерий U-Манна-Уитни, корреляционного анализа по Спирмену. Установлено, что сбалансированные билингвы в старшем дошкольном возрасте в сравнении с монолингвами обладают преимуществами в когнитивной регуляции, в частности в актуализации невербальной информации в лингвистическом контексте целевого языка (зрительная рабочая память), блокировании и подавлении нерелевантной вербальной и невербальной информации (ингибирующий контроль). Билингвы-дошкольники более активны в общении, но менее склонны к лидерству и доминированию в группе сверстников, тогда как дети-монолингвы с готовностью принимают ведущую роль со стремлением к высокому социальному положению в группе сверстников. Выявлены различия в конвергенции показателей в группах дошкольников, в частности в группе детей-монолингвов показатели когнитивной регуляции значимо связаны с показателями коммуникативной компетенции, тогда как в группе сбалансированных билингвов – с показателями общего интеллекта как способности использования мыслительных операций при решении когнитивных задач. Допускаем, что содержание образовательной программы для старшей группы монолингвов в ДОУ ориентируется прежде всего на социально-коммуникативное развитие, тогда как для билингвов – на познавательное и речевое развитие.
Образование и Саморазвитие Том 17 Выпуск 2 Июнь 2022
Содержание
Динара Бисимбаева
От редактора: Как выбрать название для научной статьи 7
Нитин Джозеф, Шарада Рай, Виджай Пратап Сингх, Шрикант Д. Карнад, Кишан Касур
Изучение влияния онлайн-семинара по viva voce на профессиональное развитие преподавателей медицинских дисциплин в Мангалоре, Индия 9
Сибель Челик, Тюлюн Малкоч, Хакан Багчи
Изучение представлений студентов консерватории о ценностях с точки зрения различных переменных 26
Ромеро Парра Росарио Мирейя, Ллонтоп Кастильо Мария дель Кармен, Мас Вивес Оскар Эдуардо
Развитие креативности с помощью гимнастики мозга с точки зрения метода Pro.Seso Creativo 3.0 39
Всеволод В. Андреев, Борис М. Гильденберг, Владимир И. Горбунов, Ольга К. Евдокимова, Ираида Г. Трофимова
Принципы реализации игровых технологий в условиях смешанного обучения в техническом ВУЗе 51
Ева Страновска, Зденка Гадушова
Развитие понимания смысла прочитанного на втором иностранном языке с учетом жанра и формы текста 63
Мирослав Шебо, Алена Гашкова
Влияние двух волн коронавируса на высшее образование: Сопоставительное исследование 75
Молуд Мохаммади, Арефе Амини Фасходи
Моделирование динамики системы контроля знаний в образовательных учреждениях: системно-динамический подход 86
Оксана В. Полякова, Ламия Камел, Диляна Д. Сунгатуллина, Юлия Н. Горелова
EMI в высшем образовании: как извлечь выгоду из его внедрения в образовательный процесс 105
Ольга Ю. Светлакова
Формирование инклюзивной культуры у педагогов воспитательно-оздоровительных учреждений образования 115
Жамиля Т. Махамбетова, Акмарал С. Магауова
Профессиональные компетенции будущих социальных педагогов: контекст инклюзивного образования 129
Берикханова Айман, Ибраимова Жанар, Ибраева Магрипа
Актуальность создания коллаборативной учебной среды в профессиональной подготовке будущих учителей 144
Анатолий Б. Кондратенко, Ирина Н. Симаева, Борис А. Кондратенко
Эмоциональный интеллект в период стажировки на кораблях как предиктор профессиональной деятельности будущих морских офицеров 157
Анатолий Г. Каспржак, Анна А. Кобцева, Марина А. Цатрян
Модели управления образовательным процессом в современной школе 172
Марина А. Тихомирова, Нина В. Бордовская, Елена А. Кошкина
Профессионально-личностные детерминанты психологического благополучия педагогов 188
Илья А. Коршунов, Наталия Н. Ширкова
Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования 203
Владимир Н. Панферов, Анастасия В. Микляева, Светлана А. Безгодова
Классификация наук и систематизация знаний для проектирования контента общего и профессионального интегративного образования 219
Снежанка Д. Георгиева, Ирина В. Хаирова
Текст как цель и результат в обучении родному языку на этапе начального общего образования (сравнительный анализ Россия – Болгария) 231
Юрий В. Синягин
Личностно-профессиональные особенности руководителей социальной сферы с различным отношением к пандемии и её последствиям 246
Анна А. Алмазова, Алевтина В. Кроткова
Проектирование новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 256
Надежда А. Иванищева, Любовь Г. Пак, Любовь А. Кочемасова
Новый формат педагогического краеведения в профессиональном росте учителя будущего: от осмысления к трансляции 270
От редактора: Как выбрать название для научной статьи
Данная редакторская статья была написана по результатам участия в конфе-
ренции для научных редакторов и издателей. Участники мероприятия затронули
актуальные и содержательные вопросы. Среди них было качество рецензирова-
ния, взаимоотношения авторов и редакции, этические вопросы и множество дру-
гих тем. Особый интерес вызвала у меня презентация о том, как выбрать название
для научной статьи. На примере статей из химической области докладчик проде-
монстрировал примеры заглавий. Комментарии были довольно общими, поэтому
я хочу поделиться этой информацией с читателями и потенциальными авторами
журнала «Образование и саморазвитие».
Изучение влияния онлайн-семинара по viva voce на профессиональное развитие преподавателей медицинских дисциплин в Мангалоре, Индия
Введение: Устный экзамен широко используется для оценки когнитивных способностей
и коммуникативных навыков студентов. Однако роль традиционных устных экзаменов при
проведении квалификационной аттестации всегда ставилась под сомнение из-за низкой над-
ежности оценки. Крайне важно обучить преподавателей правильным процедурам и методам
оценки на экзаменах viva voce. Учитывая проблемы, вызванные пандемией COVID-19, про-
грамма обучения преподавателей была реализована в онлайн формате.
Цель: Оценить эффективность онлайн-программы повышения квалификации преподавате-
лей с целью расширения знаний о передовой практике проведения устного экзамена viva voce.
Методы: Исследование было проведено среди 32 преподавателей, которые стали участниками
онлайн-семинара по viva voce. Исследование было проведено в частном медицинском коллед-
же в ноябре 2020 года. Знания участников до и после семинара оценивались с помощью вопро-
сов, разработанных в Google Doc. В ходе анализа использовались парные и непарные t-тесты.
Результаты: Большинство участников были преподавателями клинических дисциплин
[17 (53,1%)]. Их средний стаж преподавания составил 12,5 лет (4, 25.7). Половина участни-
ков прослушали семинар, чтобы ознакомиться с рекомендуемой процедурой проведения viva
voce. Средний балл до тестирования среди участников составил 6,3±2,2, а средний балл после
тестирования составил 8,8±2,7 (t=4,381, p<0,001). Большинство участников дали положитель-
ные отзывы о семинаре.
Выводы: Онлайн-семинар позволил преподавателям познакомиться с передовым опытом
проведения viva voce. Обучение педагогов правильному проведению устного экзамена может
быть эффективно реализовано с использованием онлайн-платформ, что подтверждается ре-
зультатами данного исследования.
Изучение представлений студентов консерватории о ценностях с точки зрения различных переменных
Существует различные факторы, которые влияют на восприятие, отношение и поведение
людей. Одним из таких факторов являются ценности. Понятие «человеческие ценности»
широко используется во многих дисциплинах. Целью исследования является изучение
ценностей студентов консерватории. В исследовании приняли участие 204 студентов Го-
сударственной консерватории при университете Дикле и Консерватории турецкой музыки
при Газиантипском университете. Сбор данных осуществлялся с помощью анкеты персо-
нальных данных и Шкалы человеческих ценностей, разработанной Dilmaç, Arıcak и Cesur
(2014). Анализ данных проводился в программе SPSS 22. Для обработки количественных
данных использовались описательный анализ, t-тест для независимых переменных, одно-
факторный дисперсионный анализ (ANOVA) и коэффициент корреляции Пирсона. По ре-
зультатам t-теста существенной гендерной разницы в ценностях студентов консерватории
не было обнаружено. Согласно полученным данным, наиболее важными ценностями для
студентов являются человеческое достоинство, социальная ответственность, свобода и му-
жество. Наименьшую ценность для участников исследования имеют материальные вещи.
Значительных различий в ценностях студентов с учетом их возраста и факультета обуче-
ния не было выявлено. Между подшкалами прослеживается статистически значимая вза-
имосвязь, за исключением взаимосвязи между подшкалами «человеческое достоинство»
и «романтические отношения», а также между материальными ценностями и мужеством.
Авторы пришли к выводу, что человеческие ценности студентов консерватории находятся
на высоком уровне.
Развитие креативности с помощью гимнастики мозга с точки зрения метода Pro.Seso Creativo 3.0
Цель исследования – продемонстрировать эффекты гимнастики мозга как стратегии разви-
тия креативности у студентов с помощью метода Pro.Seso Creativo 3.0. Дизайн настоящего ис-
следования квазиэкспериментальный. Объем выборки составил 120 человек. Результаты ис-
следования показали, что гимнастика мозга положительно влияет на развитие креативности
у студентов Университета наук и искусств Латинской Америки (UCAL) в учебном периоде
II-2020. Гипотеза исследования была подтверждена, а нулевая гипотеза отвергнута, посколь-
ку при расчете t-критерия Стьюдента значение P было равно 0,000, что меньше установлен-
ного уровня значимости (α = 0,05). Гимнастика мозга становится очень актуальным аспектом,
поскольку она позволяет развивать и усиливать творческий процесс людей, а именно через
творчество можно создавать идеи или концепции, вырабатывать альтернативные решения
возникающих трудностей.
Принципы реализации игровых технологий в условиях смешанного обучения в техническом ВУЗе
На основе обобщения описанных в литературе игровых приёмов в обучении мы сформули-
ровали семь авторских принципов реализации учебных игровых технологий в техническом
ВУЗе. В качестве примера их реализации приведена автоматизированная учебная установка
(АУУ) для изучения устройства, программирования и отладки аппаратных и программных
средств микроконтроллеров. Соответствие АУУ сформулированным принципам оценено
количественно с помощью метода экспертных оценок (учебная технология – 43%, методика –
32%, резерв совершенствования – 25%). Соподчинение принципов между собой рассмотрено
по критерию «важности» для качества игровой модели и по критерию системного влияния на
обучаемого. Отмечено, что без целеполагания как осознанной цели участие субъекта в игре
превращается в формальность. Также без обеспечения условий психологического комфорта,
в первую очередь, без снижения уровня тревожности личности девальвируются последующие
усилия по повышению мотивации к учёбе. Важное место мы отводим потребности в значимо-
сти – осознаваемому и нерефлексируемому учёту игроком-обучаемым неизбежности публич-
ной оценки успехов и неудач и связанных с этим самооценки, мотивации (гордость или стыд)
и, как следствие, – качества последующей самоподготовки. Эти три принципа определяют
степень вовлечённости субъекта в игру. Дальнейшее усиление вовлечённости определяется,
во-первых, эффективностью обратной связи как «эмоциональным подкреплением» очеред-
ного шага обучаемого по сценарию игры, а во-вторых, эффективностью внешнего управле-
ния как дозированной рациональной помощи в продвижении игрока. Вышеперечисленные
принципы обеспечивают условия для освоения учебного материала посредством разрешения
игровых проблемных ситуаций. Сделан вывод об эффективности методики, опирающейся на
предлагаемые нами принципы: повышается роль эмоциональной составляющей в учебном
процессе, активизируется самостоятельная работа обучаемых, повышается качество обуче-
ния, преподаватель освобождается от рутинных контролирующих операций.
Развитие понимания смысла прочитанного на втором иностранном языке с учетом жанра и формы текста
Часто в процессе обучения иностранному языку самостоятельное обучение пониманию про-
читанного на втором иностранном языке отрабатывается в незначительной степени. При
обучении второму иностранному (немецкому) языку преподаватель в основном акценти-
рует внимание на обучении базовым правилам грамматики и словарному запасу. Развитие
навыка понимания смысла прочитанного на втором иностранном языке с учетом жанра и
формы текста обеспечивает новое направление саморазвития, поскольку способствует глав-
ным образом метакогнитивным процессам, и, следовательно, развитию самоэффективности
и достижению успеха в понимании текста на иностранном языке.
В представленном исследовании была поставлена цель – выявить связь между успехами
студентов в понимании прочитанного с учетом различных категорий жанров текста (при-
ключенческая литература, исторические романы, сказки, стихотворения, легенды, научная
фантастика и др.) и форм текста (печатных – журналы, газеты, книги, учебники или электрон-
ных – электронные книги, сайты, электронные учебники и др.). В ходе исследования особое
внимание уделялось тому, способствует ли конкретный жанр или форма текста успешному
пониманию смысла текста на втором иностранном языке, способствует ли чтение текста лю-
бого жанра или формы успешному пониманию смысла текста на втором иностранном языке.
Исследование проводилось в школах среднего профессионального образования и гимназиях
Словакии, в исследовании приняли участие 126 респондентов. Обнаружены статистически
значимые корреляции между конкретными жанрами и формами текстов и успешностью в
понимании смысла прочитанного. Обнаружено, что короткие истории, легенды и рассказы о
природе обеспечивают более глубокое понимание смысла текстов на немецком языке, а чте-
ние печатных книг и журналов способствует успешному пониманию смысла прочитанного
на втором иностранном языке.
Влияние двух волн коронавируса на высшее образование: Сопоставительное исследование
Первая волна пандемии коронавируса привела к сильнейшему в истории человечества раз-
рыву в системе образования. Все образовательные учреждения были вынуждены перевести
свои образовательные процессы из очного в дистанционный формат. При этом некоторые
из них располагали более благоприятными условиями и более опытным персоналом для
осуществления этого перехода, другим пришлось начать создание соответствующих усло-
вий, причём как со стороны преподавателей, так и со стороны учащихся. В настоящее время
проводится множество исследований и анализов влияния пандемии коронавируса на об-
разование. В настоящей статье рассматривается конкретный исследовательский вопрос ис-
пользования школами и образовательными учреждениями опыта первой волны пандемии
коронавируса для обеспечения устойчивого качественного образования в условиях панде-
мии. Авторы представляют в своей работе результаты сравнительного исследования, осно-
ванного на результатах двух опросов в форме анкеты, проведенных в конце первой волны
пандемии коронавируса и во время второй волны. В ходе исследования рассматривались три
области: качество проведения дистанционного учебного процесса, техническое оснащение,
используемое студентами, мнение и опыт студентов о дистанционном обучении, а также вли-
яние домашнего обучения (атмосфера дома) на обучение студентов. Авторы статьи предста-
вили и более детально рассмотрели первую из этих трех областей, в частности, проанализи-
ровали, как опыт первой волны пандемии был применен в образовательном учреждении, в
котором они работают, для предотвращения негативного влияния пандемии на образование
и сохранения надлежащего качества образования, которое учреждение предоставляет своим
студентам.
Моделирование динамики системы контроля знаний в образовательных учреждениях: системно-динамический подход
Исследуемая проблема. Проблема формирования организационных знаний сотрудниками
в образовательных центрах и учреждениях чрезвычайно актуальна в современном мире, по-
скольку именно организационные знания представляют собой наиболее важный ресурс и ос-
новной капитал организации. Значимость капитала отчетливо видна в том случае, когда он
приводит к успеху, обнародованию новостей об успехе и, как следствие, к удовлетворенности
сотрудников, студентов и, в конечном итоге, к увеличению научного, человеческого и фи-
нансового ресурсов. Как утверждает Afrazeh (2005), организация знаний – это процесс об-
наружения, приобретения, развития и создания, обмена, поддержки, оценки и применения
в надлежащее время нужных знаний нужным индивидом в организации на основе создания
связи между человеческими ресурсами, информационными технологиями и коммуникаци-
ями. Это приводит к формированию структуры, подходящей для достижения целей орга-
низации. Как полагают Hoffman и др. (2005), управление знаниями – это процесс создания
и передачи знаний в организации с целью их эффективного использования. В образователь-
ных учреждениях управление знаниями также представляет собой систематический и орга-
низованный процесс создания и распространения информации, отбора, уточнения и распро-
странения эксплицитных и имплицитных знаний, с целью создания уникальных ценностей,
которые могут быть использованы для совершенствования условий обучения и преподава-
ния (Gonzalez & Martins, 2017). На основании изученной литературы можно заключить, что
во многих исследованиях (например, Jashpara, 2004; Messa & Testa, 2004, Newman & Conrad,
1999) управление знаниями состоит из четырех основных процессов: создание знаний, сохра-
нение знаний, обмен знаниями и применение знаний. Цель исследования: В рамках данного
исследования на основе методики системной динамики была предложена модель выявления
результативных показателей процесса управления знаниями в образовательном учреждении.
Далее осуществлялось моделирование эффективности выявленных факторов в динамике
и наблюдение за изменениями в функционировании учреждения, обусловленные измене-
ниями в поведении сотрудников, а также изменения возможностей и тенденций. В данном
исследовании предпринята попытка определить наиболее значимые факторы, оказывающие
влияние на процесс управления знаниями, на основе представленной динамической модели,
а также на основе факторов и механизмов воздействия предложить надлежащие меры для
воздействия на данные факторы. Методы исследования: Настоящее исследование является
прикладным и основано на использовании системно-динамического подхода, разработанно-
го Sterman (2000). Такой подход предназначен для моделирования текущего состояния сис-
темы и ее будущих изменений. Данный подход базируется на следующих этапах: определение
и проблематизация проблемы на основе изучения соответствующих работ и опроса двадцати
восьми экспертов этой области методом полуструктурированного опроса; выдвижение ги-
потез и построение диаграмм причинно-следственных связей и графиков; создание модели
с помощью программы Vensim; анализ чувствительности. Результаты исследования показа-
ли, что внедрение процесса управления знаниями в образовательном учреждении привело
к s-образному росту его эффективности, а именно эффективности работы преподавательско-
го состава, к экспоненциальному повышению квалификации и росту удовлетворенности уча-
щихся и их семей, что, в свою очередь, привело к развитию организации. В ходе исследования
также были представлены и проанализированы две предложенные стратегии.