На раздельное обучение мальчиков и девочек в Польше приходится небольшой процент
альтернативных школ. Дебаты вокруг таких учебных заведений вызваны социальным функ-
ционированием студентов и вопросами эффективности труда в контексте академических
достижений. Большинство исследований обучения детей в однополых школах основано
на позитивистской парадигме и использует количественные методы. Монографических
описаний, учитывающих интерпретативную парадигму, нет. Нами проведено исследование
культуры школы для девочек с использованием качественных методов – тематическое иссле-
дование, основанное на этнографии. Целью исследования было изучение работы выбранного
учреждения и описание его культуры с использованием антропологических методов. Нас ин-
тересовало, как складывается образ учреждения на основе индивидуальных интерпретаций
его членов.
Цель исследования. Основные вопросы исследования касались специфики функционирова-
ния объекта, в частности его взаимосвязей и ключевых программных допущений. Необхо-
димо было выяснить, какие цели декларируются членами школьного сообщества, а какие
реально преследуются. Важно было также понять социальные отношения и стиль работы
персонала. Ещё одна задача – проанализировать и интерпретировать значения, которые мои
собеседники придают отдельным аспектам работы школы. Предпринятые действия можно
определить как построение и реконструкцию модели изучаемой реальности. Основная цель
работы – определение значений, которые участники придают повседневной жизни в школе.
Методы исследования. Основной процедурой для сбора данных были интервью, частично
структурированные и углубленные, а также наблюдения за различными школьными ситуа-
циями (как формальными, так и неформальными). Были опрошены родители, учителя, пред-
ставители совета и другие школьные сотрудники, проведены интервью с учениками в фокус-
группах (FGI), изучена работа директора школы (shadowing), проанализированы документы.
Программа Atlas.ti использовалась для анализа данных, что облегчило присвоение и класси-
фикацию кодов, а также объединение их в более широкие категории.
Выводы и рекомендации. Исследования показали, что взрослые респонденты одинаково ин-
терпретируют школьную реальность. И родители, и сотрудники школы подчеркнули важ-
ность ценностей в построении стиля работы школы и уникальный климат семей, связанных
со школой. Женский характер школы проявился в таких сферах, как социальные отношения
и сопутствующие им эмоции. Здесь возникало немало проблем, которые были вызваны спе-
цификой образовательного учреждения и требовали постоянного внимания в повседневной
работе. В меньшей степени это отразилось на стиле работы с обучающимися. Результаты
исследования применимы к конкретному случаю изученной школы. Методика может быть
многократно использована применительно к любому учреждению подобного типа.