Целью исследования является выявление и обоснование на основе трансдисциплинарно-
го подхода путей повышения учебной мотивации у студентов высших учебных заведений с
техническими направлениями подготовки. В образовательном процессе, где обязателен ак-
цент на самостоятельность и творчество, сложность познавательной деятельности нередко
превосходит интеллектуальные и личностные возможности обучаемых. В результате у них
снижается мотивация к учебной деятельности. А между тем в педагогике фактор мотива-
ции считается более важным, чем уровень способностей. Возникает проблема: как повы-
сить мотивацию студентов технических направлений подготовки в условиях усложнения
учебного материала, как заменить мотивацию избегания неудач (пассивное поведение) по-
ложительной мотивацией достижения (поисковой активностью) в сочетании с раскрытием
потенциала творческой, эвристической деятельности? Обеспечению мотивации обучаемых,
развитию их поисковой активности способствует создание условий для прогнозирования
субъектом обучения результатов своей деятельности и для проявления самостоятельности и
творчества. Для реализации этих условий мы предлагаем трансдисциплинарность в образо-
вательном процессе, интеграцию всех форм организации учебного процесса, установление
более тесных контактов (формальных и неформальных) между преподавателями, напри-
мер, посредством совместной учебно-методической и научной работы. Такая интеграция
основана на идеях целостности, диалектичности законов природы, общества и психической
деятельности. Мы видим её роль в объединении разнородных знаний по содержанию (обу-
чение) и методам (развитие) в сочетании с повышением качества организационно-педаго-
гического сопровождения учебных занятий (воспитание). При трансдисциплинарной ин-
теграции компонентов образовательного процесса мотивация избегания неудач заменяется
мотивацией достижения благодаря взаимосвязи содержания дисциплин, взаимопроникно-
вению разнородных методов познания, совершенствованию форм обучения на основе IT.
Разнородные по своей сути гуманитарные и технические знания воспринимаются целостно,
без лоскутного деления на отдельные дисциплины. Благодаря взаимообогащению методов,
присущих техническим и гуманитарным предметам, совершенствуются умения поисковой
деятельности. Более эффективное изучение содержания разнородных дисциплин, развитие
эвристических способностей, эмоционально-волевой сферы способствуют формированию
перекрёстных компетенций, общих для группы дисциплин, навыков совместной работы,
что позволяет обучаемому выбирать более трудные, но социально значимые цели, связан-
ные с получением профессии.