• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Трансдисциплинарный подход к повышению учебной мотивации студентов технических направлений подготовки ВУЗо

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd15.1.03
  Количество Объем: 15 | Номер выпуска: 1 | Страницы: 21 - 37
  Дата издания: Март 2020
  Ключевые слова: мотивация достижения, пассивное поведение, поисковая деятельность, технический бакалавриат, трансдисциплинарная интеграция
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Владимир И. Горбунов, Всеволод В. Андреев, Джорджия Римонди, Ольга К. Евдокимова
  B закладки

Целью исследования является выявление и обоснование на основе трансдисциплинарно-
го подхода путей повышения учебной мотивации у студентов высших учебных заведений с
техническими направлениями подготовки. В образовательном процессе, где обязателен ак-
цент на самостоятельность и творчество, сложность познавательной деятельности нередко
превосходит интеллектуальные и личностные возможности обучаемых. В результате у них
снижается мотивация к учебной деятельности. А между тем в педагогике фактор мотива-
ции считается более важным, чем уровень способностей. Возникает проблема: как повы-
сить мотивацию студентов технических направлений подготовки в условиях усложнения
учебного материала, как заменить мотивацию избегания неудач (пассивное поведение) по-
ложительной мотивацией достижения (поисковой активностью) в сочетании с раскрытием
потенциала творческой, эвристической деятельности? Обеспечению мотивации обучаемых,
развитию их поисковой активности способствует создание условий для прогнозирования
субъектом обучения результатов своей деятельности и для проявления самостоятельности и
творчества. Для реализации этих условий мы предлагаем трансдисциплинарность в образо-
вательном процессе, интеграцию всех форм организации учебного процесса, установление
более тесных контактов (формальных и неформальных) между преподавателями, напри-
мер, посредством совместной учебно-методической и научной работы. Такая интеграция
основана на идеях целостности, диалектичности законов природы, общества и психической
деятельности. Мы видим её роль в объединении разнородных знаний по содержанию (обу-
чение) и методам (развитие) в сочетании с повышением качества организационно-педаго-
гического сопровождения учебных занятий (воспитание). При трансдисциплинарной ин-
теграции компонентов образовательного процесса мотивация избегания неудач заменяется
мотивацией достижения благодаря взаимосвязи содержания дисциплин, взаимопроникно-
вению разнородных методов познания, совершенствованию форм обучения на основе IT.
Разнородные по своей сути гуманитарные и технические знания воспринимаются целостно,
без лоскутного деления на отдельные дисциплины. Благодаря взаимообогащению методов,
присущих техническим и гуманитарным предметам, совершенствуются умения поисковой
деятельности. Более эффективное изучение содержания разнородных дисциплин, развитие
эвристических способностей, эмоционально-волевой сферы способствуют формированию
перекрёстных компетенций, общих для группы дисциплин, навыков совместной работы,
что позволяет обучаемому выбирать более трудные, но социально значимые цели, связан-
ные с получением профессии.

След

  Шкала культурной интернализации: измерение внутренних и внешних причин для одобрения своей культурной идентичности
Исследование личностной идентичности в юношеском возрасте при интеллектуальной и спортивной одаренности  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress