• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Творческая эколого-педагогическая деятельность в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): ESD
  Количество Объем: 11 | Номер выпуска: 47 | Страницы: 41 - 46
  Дата издания: Март 2016
  Ключевые слова: компетенции, творческая педагогическая деятельность, экологическая тропа, экологическое образование
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Галина Савельевна Самигуллина
  B закладки

Целью статьи является обобщение творческой эколого-педагогической деятельности на примере твор-ческого союза коллектива сельской малокомплектной школы - учреждений повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин. Образование для устойчивого развития требует обо-гащения опыта творческой деятельности учителя ключевыми компетенциями, формирование которых рассматривается на примере экологической тропы в условиях сельской школы. Концептуально исследо-вание строилось на отработке корпоративной культуры учителей в рамках одного коллектива, разреше-нии проблем разорванности предметного усвоения знаний и умений, обобщении знаний с целью фор-мирования единой научной картины мира, формировании непрерывного экологического образования. Международные исследования состояния биосферы земли; Конференция ООН по окружающей среде свидетельствуют том, что решение глобальных экологических проблем должно начинаться с локально-го уровня. Многолетний опыт работы по данной проблеме позволяет обобщить теории, иерархии (в на-шем случае учреждения среднего, высшего и постдипломного образования) в рамках теоретической концепции творческой педагогической системы. Проблема образования для устойчивого развития тре-бует обогащения опыта творческой деятельности учителя естественно-географических дисциплин клю-чевыми компетенциями. Проблема включения экологии в структуру и содержание российского школь-ного образования не решена. Актуальной является разработка методики экологического образования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, вклю-чѐнной в систему непрерывного экологического образования. В основу исследования положен интерес к знаниям, имеющимся в предметных и смежных областях; изучение теоретических и методологиче-ских основ эколого-педагогических знаний; владение аналитико-оценочными методами педагогической работы; знание основных психолого-педагогических закономерностей воспитания и обучения и умение их применять. Рассмотрены историко-педагогические предпосылки развития экологического образования, как в учениях великих педагогов-просветителей, так и в образовательных системах; системно-структурный анализ содержания экологического образования; взаимодействие образовательных структур с использо-ванием экологической тропы; педагогические условия повышения качества экологической образованно-сти детей школьного возраста; организация взаимодействия школьников с природой как условие эколо-гического воспитания; структура компетенций учителя естественно-географических дисциплин; реали-зация преемственности в условиях учебной и внеаудиторной деятельности в общеобразовательных и постпрофессиональных учебных заведениях; проблемы научного обобщения сельской среды как педаго-гического условия формирования экологической культуры школьников; развитие исследовательских учений и навыков в процессе выполнения эколого-ориентированных работ на экологической тропе, ра-ционализация учебного времени, овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навы-ками по оптимизации воздействия на природную и преобразованную среду. Разделяем точку зрения Л.В.Поповой о том. что творческая деятельность в профессиональном экологическом образовании, это спланированная научно-исследовательская работа, опирающаяся на комплекс изученных дисциплин и направленная на изучение нового знания. Организационно-деятельностные компетенции учителя про-явились на этапе создания экологической тропы: соблюдение организационно-методических требова-ний к собственно тропе, нормативно-правовому поведению участников, эмоциональной насыщенности и информационной ѐмкость маршрута, развитию коммуникативной культуры, адресности тропы. Кон-структивно-методические компетенции учителя концептуально рассматривались с точки зрения уни-версальности и междисциплинарности экологических проблем; возможности разрешения проблем разо-рванности предметного усвоения знаний, возможности формирования универсальных, обобщенных знаний и умений с целью формирования единой научной картины мира, перевода режима обучения с пассивного на интерактивное.
Конструктивно-методические компетенции учителя по организации учебного процесса в «природ-ном» кабинете потребовали разработку новых форм содержательного и пространственного перестраи- вания учебного процесса. В общей иерархии рассмотренных компетенций учителя проектно-исследова-тельские компетенции являются кумулятивными, представляя отработку корпоративной культуры учи-телей в рамках одного коллектива, попытку разрушить традиционную изоляцию учителей, способность к сотрудничеству в процессе решения ими профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. В ходе исследования в программу повышения квалификации учителей естест-венно-географических дисциплин включен спецкурс «Методика создания и использования авторской программы».
Выявлены барьеры по использованию экологической тропы в образовательном процессе, а также условия полноценного формирования и функционирования творческой эколого-педагогической дея-тельности с использованием экологической тропы.

След

  Особенности развития профессиональной, билингвально-коммуникативной компетенции учителя
Организация процесса обучения студентов высших учебных заведений физкультурно-спортивной направленности в США  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress