Целью статьи является обобщение творческой эколого-педагогической деятельности на примере твор-ческого союза коллектива сельской малокомплектной школы - учреждений повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин. Образование для устойчивого развития требует обо-гащения опыта творческой деятельности учителя ключевыми компетенциями, формирование которых рассматривается на примере экологической тропы в условиях сельской школы. Концептуально исследо-вание строилось на отработке корпоративной культуры учителей в рамках одного коллектива, разреше-нии проблем разорванности предметного усвоения знаний и умений, обобщении знаний с целью фор-мирования единой научной картины мира, формировании непрерывного экологического образования. Международные исследования состояния биосферы земли; Конференция ООН по окружающей среде свидетельствуют том, что решение глобальных экологических проблем должно начинаться с локально-го уровня. Многолетний опыт работы по данной проблеме позволяет обобщить теории, иерархии (в на-шем случае учреждения среднего, высшего и постдипломного образования) в рамках теоретической концепции творческой педагогической системы. Проблема образования для устойчивого развития тре-бует обогащения опыта творческой деятельности учителя естественно-географических дисциплин клю-чевыми компетенциями. Проблема включения экологии в структуру и содержание российского школь-ного образования не решена. Актуальной является разработка методики экологического образования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, вклю-чѐнной в систему непрерывного экологического образования. В основу исследования положен интерес к знаниям, имеющимся в предметных и смежных областях; изучение теоретических и методологиче-ских основ эколого-педагогических знаний; владение аналитико-оценочными методами педагогической работы; знание основных психолого-педагогических закономерностей воспитания и обучения и умение их применять. Рассмотрены историко-педагогические предпосылки развития экологического образования, как в учениях великих педагогов-просветителей, так и в образовательных системах; системно-структурный анализ содержания экологического образования; взаимодействие образовательных структур с использо-ванием экологической тропы; педагогические условия повышения качества экологической образованно-сти детей школьного возраста; организация взаимодействия школьников с природой как условие эколо-гического воспитания; структура компетенций учителя естественно-географических дисциплин; реали-зация преемственности в условиях учебной и внеаудиторной деятельности в общеобразовательных и постпрофессиональных учебных заведениях; проблемы научного обобщения сельской среды как педаго-гического условия формирования экологической культуры школьников; развитие исследовательских учений и навыков в процессе выполнения эколого-ориентированных работ на экологической тропе, ра-ционализация учебного времени, овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навы-ками по оптимизации воздействия на природную и преобразованную среду. Разделяем точку зрения Л.В.Поповой о том. что творческая деятельность в профессиональном экологическом образовании, это спланированная научно-исследовательская работа, опирающаяся на комплекс изученных дисциплин и направленная на изучение нового знания. Организационно-деятельностные компетенции учителя про-явились на этапе создания экологической тропы: соблюдение организационно-методических требова-ний к собственно тропе, нормативно-правовому поведению участников, эмоциональной насыщенности и информационной ѐмкость маршрута, развитию коммуникативной культуры, адресности тропы. Кон-структивно-методические компетенции учителя концептуально рассматривались с точки зрения уни-версальности и междисциплинарности экологических проблем; возможности разрешения проблем разо-рванности предметного усвоения знаний, возможности формирования универсальных, обобщенных знаний и умений с целью формирования единой научной картины мира, перевода режима обучения с пассивного на интерактивное.
Конструктивно-методические компетенции учителя по организации учебного процесса в «природ-ном» кабинете потребовали разработку новых форм содержательного и пространственного перестраи- вания учебного процесса. В общей иерархии рассмотренных компетенций учителя проектно-исследова-тельские компетенции являются кумулятивными, представляя отработку корпоративной культуры учи-телей в рамках одного коллектива, попытку разрушить традиционную изоляцию учителей, способность к сотрудничеству в процессе решения ими профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. В ходе исследования в программу повышения квалификации учителей естест-венно-географических дисциплин включен спецкурс «Методика создания и использования авторской программы».
Выявлены барьеры по использованию экологической тропы в образовательном процессе, а также условия полноценного формирования и функционирования творческой эколого-педагогической дея-тельности с использованием экологической тропы.