Актуальность исследования парадигмы высшего образования обусловлена динамичными из-
менениями в глобальном образовательном пространстве высшей школы, вызванными миро-
выми тенденциями, которые требуют использования информационно-коммуникационных,
цифровых и инновационных технологий и подходов к обучению. Целью статьи стало рас-
крытие современной парадигмы и определение модернизационных компонентов высшего
образования. В ходе данного исследования использовались сравнительный анализ, методы
синтеза, обобщения и систематизации различных научных подходов и графический метод.
В статье рассмотрены модели высшего образования в зарубежных странах в контексте их
адаптации к использованию в России. Раскрыты характерные черты традиционного и мо-
дернизированного высшего образования. Особое внимание уделяется роли учреждений выс-
шего образования в подготовке специалистов, соответствующих современным требованиям
рынка труда, формирующих их самостоятельность в выборе направлений, курсов, программ,
внедряющих прогрессивные формы, методики и технологии образовательного процесса.
Авторами показано, что цифровизация глубоко проникает в управленческую среду высшего
образования, в то же время определены проблемы и перспективы внедрения в России сов-
ременных средств электронного обучения, индивидуальных образовательных траекторий,
дистанционных образовательных технологий.
Авторами обоснована необходимость обновления современной парадигмы высшего образо-
вания, его модернизации по всем основным компонентам (управленческой, методической,
знаниевой, инновационной, институциональной). Определены ключевые фокусы и стратеги-
ческие задачи развития высшего образования, что может стать полезным в образовательной
практике современного университета.