Целью статьи является попытка прорыва в вопросе о методах исследования в теории воспи-
тания, что весьма актуально для развития современной педагогики. Представлен анализ фе-
номена «системный подход в воспитании», проведенный в рамках научной школы академика
РАО Л. И. Новиковой, рассмотрены дифференцированные показатели, определяющие иссле-
дование любой социально-педагогической системы: целостность, структурность, динамизм.
Подчеркивается, что в настоящее время важно находить пути интеграции методов исследо-
вания (теоретических и эмпирических, количественных и качественных), сочетания методов
исследования педагогических и смежных наук, пользоваться их взаимодополняющим потен-
циалом, учитывая специфику изучаемого объекта. Отмечается, что особое внимание следует
уделять качественным методам исследования, которые ориентированы на понимание инди-
видуальных смыслов, лежащих за тем или иным действием воспитанника. Из качественных
методов исследования особую ценность представляют метод включенного наблюдения и ме-
тод естественных ситуаций. Обозначена проблема использования в области теории воспита-
ния разнообразных методов исследования мягких систем – методов, которые ориентированы
на многосторонний анализ возникших проблем, точную их проработку и идентификацию.
Сделан акцент на том, что системный подход чрезвычайно важен в теории коллективного
воспитания, когда в качестве системообразующего элемента в центре внимания оказываются
воспитательный коллектив и детско-взрослая общность.