Статья посвящена изучению взаимосвязей стратегий родительского участия в образовании и проявлений способности к проактивному поведению (агентности) у школьников, позволяющему, как показывают результаты исследования, более успешно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Источником данных для проведения исследования стал интернет-опрос обучающихся по программам дополнительного образования, проведённый в период перехода на дистанционный режим работы, связанного с пандемией COVID-19. С целью углубленного понимания различий между респондентами по вопросу об изменениях характера взаимодействия с родителями был применён анализ латентных профилей. Установлено, что совместная деятельность детей и родителей может быть связана с формированием особого типа агентности, которую предложено называть «кооперативной агентностью», в то время как предоставление родителями детям свободы, с оказанием фасилитирующей поддержки, связано с иными поведенческими характеристиками ребенка – «автономной агентностью». При этом отсутствие взаимодействия с родителями, как и проявление родителями жёсткого контроля, не способствует успешной адаптации к условиям кризиса, в том числе через проактивное поведение ребенка. Также показано, что обсуждение с родителями перспектив участия в учебных проектах и исследованиях имеет решающее значение и с точки зрения формирования проактивного поведения, и для восприятия ребенком его возможностей в новых условиях.