В статье представлено научное описание коллективного речевого портрета учащихся основной школы в процессе обучения математике в сельских образовательных организациях, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Материалом для научного описания коллективного речевого портрета в контексте двуязычия послужили результаты исследований, проведенных в 4-х регионах России: в Республике
Саха (Якутия), Республике Бурятия, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе − Югра. Всего исследованием были охвачены 165 респондентов
(учащиеся, учителя и родители).
В ходе исследования были проанализированы научная литература и статистические данные
по исследуемым регионам. Имели место такие методы исследования как наблюдение, беседа,
интервью, анкетирование, транскрибация аудиозаписей, количественный и качественный
анализ устных и письменных работ.
Теоретико-методологической базой исследования явились работы ученых, посвященные
проблемам языковой личности, речевого портрета, формирования и развития математической речи.
При создании речевого портрета были учтены социокультурные, социолингвистические,
психолого-педагогические, этнолингвистические факторы, влияющие на развитие устной и
письменной математической речи. Проанализированы аудиозаписи устной речи и письменные проверочные работы учащихся.
Результаты исследования могут оказать методическую помощь при организации образовательной деятельности по развитию математической речи.