• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

«Распаковка» агентности в школьном проекте: перспективы участвующего подхода

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd.19.2.10
  Количество Объем: 19 | Номер выпуска: 2 | Страницы: 139 - 154
  Дата издания: Июнь 2024
  Ключевые слова: агентность ребенка, детство, креативность, проектная деятельность в школе, социология детства, уважительное отношение к ребенку, участвующий подход, учащийся
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Александра Г. Филипова, Маргарита Р. Хуснутдинова
  B закладки

Проектная работа стала неотъемлемым атрибутом школьной повседневности. Она обладает большим потенциалом для развития агентности учащихся. Несмотря на декларацию значимости прав ребенка в отношении действий в своих интересах, малоизученно как именно они воплощаются. В статье исследованы возможности участвующего подхода социологии детства в раскрытии агентности участников проектной деятельности в школе.
Агентность понимается как составляющая социальных отношений, посредством которой субъекты достигают поставленной цели в рамках существующих структур, трансформируют эти структуры и создают новые социальные нормы, культурные практики. Исследовательская модель сформирована на основе принципов участвующей методологии и концепции интерпретирующего воспроизводства У. Корсаро. Выделены три группы переменных: субъектность ребенка, баланс власти между ребенком и взрослым, совместное творчество участников.
Эмпирической основой является кейс «Зеленая школа», реализованный онлайн с участием пяти школьников и одного учителя из Хабаровского края. Использован подход монографического анализа «случая» (case-study), применена стратегия смешивания методов: наблюдение, интервью, фокус-группа, анализ текстов.
Раскрытие агентности ребенка возможно в пространстве «равного участия», где учащийся и учитель являются соучастниками, соисследователями. Ребенок максимально проявляет себя в свободном выборе, получает личный опыт в процессе принятых решений. Ответственность возникает не как «должное», а как мотивация к познанию: «как можно сделать, чтобы получилось лучше».
Результаты работы могут быть использованы педагогами в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с применением социологических методов, адаптированных к исследованию детей.

След

  Образование и Саморазвитие Том 19 Выпуск 1 Март 2024
Разработка и апробация методики диагностики способности студентов к инновационной предпринимательской деятельности «СИНПРЕД»  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress