• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Психологические барьеры принятия цифровой образовательной среды студентами российских университетов

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd.18.4.11
  Количество Объем: 19 | Номер выпуска: 4 | Страницы: 141 - 156
  Дата издания: Декабрь 2023
  Ключевые слова: личностные черты, переживание в деятельности, психологические барьеры, самоактивация, стиль саморегуляции поведения, студенты вуза, цифровая образовательная среда, шкала оценки ЦОС университета
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Дмитрий Н. Чернов, Екатерина Н. Полянская, Марина Г. Сорокова, Мария А. Одинцова, Наталия В. Ходякова, Наталия Н. Васягина, Наталия П. Радчикова
  B закладки

Внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в высшее образование – сложный и многоплановый процесс, нередко сопровождающийся сопротивлением, которое может объясняться разными причинами, в том числе и психологическими барьерами. Среди психологических барьеров выделяют: негативные переживания в учебной деятельности, некоторые личностные черты, препятствующие принятию ЦОС, недостаточный уровень культуры саморегуляции поведения. Выделение таких барьеров принятия ЦОС студентами российских университетов и было целью настоящего исследования. На выборке студентов Российской Федерации (N=1059, возраст 22,3 ± 7,1 года) измерены следующие показатели: отношение к учебной деятельности (методика диагностики переживаний в деятельности); ресурсы саморегуляции (методики самоактивации личности и стиля саморегуляции поведения); личностные черты (Пятифакторный опросник личности); определено отношение к обучению в ЦОС (Шкала оценки ЦОС университета). С помощью кластерного анализа (метод k-средних) выделены контрастные группы респондентов, различающиеся по оценкам принятия цифровой образовательной среды университета: «принимающие» и «сопротивляющиеся». Выделенные группы различаются по доброжелательности и добросовестности, причем оба этих качества выше в группе принимающих обучение в ЦОС. «Принимающие» обладают также более высоким уровнем самоактивации и саморегуляции поведения: лучше планируют цели, программируют свои действия и моделируют значимые условия достижения целей. Студенты, принимающие и не принимающие ЦОС, различаются по паттернам переживаний в учебной деятельности: «сопротивляющиеся» прилагают больше усилий в учебной деятельности при меньшем удовольствии, для них характерны такие переживания, как бессмысленность и пустота. Вместе с тем, психологические барьеры имеют преходящий характер, и студенты с течением времени способны их преодолеть при соответствующей поддержке.

След

  Проблема разработки методов измерения точности репрезентации количества на всем протяжении школьного обучения
Феномен самообразования: обзор мировых исследовательских контекстов  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress