В соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ выпускники магистратуры по направлению
«Педагогическое образование» должны быть готовы к решению научно-исследовательских
задач в сфере профессиональной деятельности, что предполагает формирование у обучаю-
щихся соответствующей методологической культуры посредством их вовлечения в само-
стоятельную проектно-исследовательскую деятельность. Однако анализ реальной практики
подготовки магистрантов в области образования показывает, что в ней по-прежнему до-
минируют технологии обучения, ориентирующие обучающихся на исполнительскую и ре-
продуктивную деятельность, способствующую формированию привычки получать знания
в готовом виде. В результате обостряется противоречие между объективной потребностью
формирования у магистрантов методологической культуры с одной стороны – и недоста-
точным уровнем ее сформированности у значительной части выпускников магистратуры
по направлению «Педагогическое образование» с другой. Цель исследования – выявить
и обосновать дидактические условия реализации проектно-исследовательского обучения
как технологии эффективного развития методологической культуры магистрантов. Методы
исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирические
(педагогический эксперимент, тестирование для выявления уровня сформированности ис-
следовательской компетентности), математической обработки данных.
Результаты исследования. Развитие методологической культуры магистрантов объективно
предполагает поиск и реализацию дидактических средств и условий, обеспечивающих моти-
вированное включение обучающихся в исследовательскую деятельность. В образовательной
программе подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» основу
развития методологической культуры выполняет дисциплина «Методология и методы пе-
дагогического исследования». Эффективность развития методологической культуры маги-
странтов повышается, если: а) структура и содержание дисциплины проектируются на ос-
нове конвергенции традиционного и исследовательского подходов; б) освоение содержания
дисциплины происходит с применением проектно-исследовательской технологии обучения,
предполагающей выполнение сквозных (рассчитанных на срок изучения дисциплины) твор-
ческих проектов и вариативность (сочетание индивидуальных и командных форм самосто-
ятельной деятельности; «перевернутое обучение»; междисциплинарный, проблемный и ин-
терактивный характер обучения; рефлексия в конце каждого занятия; проведение экзамена
в форме защиты проекта и др.). Результаты исследования могут быть использованы при раз-
работке учебно-методического обеспечения исследовательски ориентированного обучения
в процессе теоретической и практической подготовки будущих бакалавров, магистров, аспи-
рантов, а также в системе дополнительного профессионального образования.