• 16+
  • English
  • Русский
 Образование и Саморазвитие
  Menu
Skip to content
  • Главная
  • Текущий номер
  • Архив
  • Тематика
  • Pедакторы
    • Главный редактор
    • Редакционный совет
    • Редакционная коллегия
  • Этическая политика
  • Hовости
  • Рецензенты
  • Подать рукопись

Проектно-исследовательское обучение как технология развития методологической культуры магистрантов

  Загрузить PDF
  Цифровой идентификатор объекта (ЦИО): 10.26907/esd.16.3.26
  Количество Объем: 16 | Номер выпуска: 3 | Страницы: 310 - 321
  Дата издания: Сентябрь 2021
  Ключевые слова: дидактические условия, исследовательская компетент- ность, методологическая культура магистрантов, проектно-исследовательская деятельность
  Автор(ы) - Алфавитный порядок: Гасангусейн И. Ибрагимов
  B закладки

В соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ выпускники магистратуры по направлению
«Педагогическое образование» должны быть готовы к решению научно-исследовательских
задач в сфере профессиональной деятельности, что предполагает формирование у обучаю-
щихся соответствующей методологической культуры посредством их вовлечения в само-
стоятельную проектно-исследовательскую деятельность. Однако анализ реальной практики
подготовки магистрантов в области образования показывает, что в ней по-прежнему до-
минируют технологии обучения, ориентирующие обучающихся на исполнительскую и ре-
продуктивную деятельность, способствующую формированию привычки получать знания
в готовом виде. В результате обостряется противоречие между объективной потребностью
формирования у магистрантов методологической культуры с одной стороны – и недоста-
точным уровнем ее сформированности у значительной части выпускников магистратуры
по направлению «Педагогическое образование» с другой. Цель исследования – выявить
и обосновать дидактические условия реализации проектно-исследовательского обучения
как технологии эффективного развития методологической культуры магистрантов. Методы
исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирические
(педагогический эксперимент, тестирование для выявления уровня сформированности ис-
следовательской компетентности), математической обработки данных.
Результаты исследования. Развитие методологической культуры магистрантов объективно
предполагает поиск и реализацию дидактических средств и условий, обеспечивающих моти-
вированное включение обучающихся в исследовательскую деятельность. В образовательной
программе подготовки магистрантов по направлению «Педагогическое образование» основу
развития методологической культуры выполняет дисциплина «Методология и методы пе-
дагогического исследования». Эффективность развития методологической культуры маги-
странтов повышается, если: а) структура и содержание дисциплины проектируются на ос-
нове конвергенции традиционного и исследовательского подходов; б) освоение содержания
дисциплины происходит с применением проектно-исследовательской технологии обучения,
предполагающей выполнение сквозных (рассчитанных на срок изучения дисциплины) твор-
ческих проектов и вариативность (сочетание индивидуальных и командных форм самосто-
ятельной деятельности; «перевернутое обучение»; междисциплинарный, проблемный и ин-
терактивный характер обучения; рефлексия в конце каждого занятия; проведение экзамена
в форме защиты проекта и др.). Результаты исследования могут быть использованы при раз-
работке учебно-методического обеспечения исследовательски ориентированного обучения
в процессе теоретической и практической подготовки будущих бакалавров, магистров, аспи-
рантов, а также в системе дополнительного профессионального образования.

След

  От проблем к возможностям: реорганизация педагогического образования в период пандемии COVID-19 в постсоциалистических странах
Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки  

Поиск по сайту

Информация о журнале

Издатель

Казанский федеральный университет
https://kpfu.ru/glavnaya

Адрес

г. Казань 420021
ул. М. Межлаука
д.1

   843 2213475
  samorazvitie@mail.ru

ISSN

1991-7740

Периодичность издания

Журнал издается ежеквартально

Импакт-фактор

Журнал только что был включен в БД Scopus. В данный момент мы подаем заявку на включение в БД Web of Science. В связи с этим журнал пока что не имеет импакт-фактора, но как только он появится, мы опубликуем его на сайте.
Импакт-фактор РИНЦ – 0,347

Свидетельство о регистрации средства массовой информации: ПИ № ФС 77-55321 (04.09.2013).
ISSN 1991-7740
Подписной индекс - 36625.
Информация о подписке размещена в каталоге "Роспечать"

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук (педагогика и психология).

Открытый доступ

Образование и Саморазвитие – открытый электронный журнал, который не взимает платы за публикацию. Журнал подписывает Будапештскую инициативу открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative) и стремится обеспечить, чтобы все статьи, которые мы публикуем, были доступны бесплатно. Журнал публикуется за счет средств Казанского Федерального Университета.

Тематика журнала

Доступна здесь…

Ключевые слова

Учителя будущий учитель внутренняя мотивация воспитание высшее образование дистанционное образование дистанционное обучение дошкольный возраст идентичность инклюзивное образование иностранный язык качество качество образования компетентностный подход компетентность компетенции компетенция креативность критическое мышление личность модель мотивация непрерывное образование образование образовательный стандарт обучение оценка педагог педагогика педагогическое образование подготовка учителей профессиональное развитие профессиональные компетенции профориентация психологическая безопасность рефлексия самооценка саморазвитие смешанное обучение стратегия студенты учитель ценности цифровизация образования эмоциональный интеллект

Авторы статей

Агзам А. Валеев Айдар М. Калимуллин Александр Н. Веракса Алена Гашкова Альбина Р. Дроздикова-Зарипова Анастасия О. Лучинина Андреа Истенич Анна И. Ахметзянова Балвант Сингх Бранка Радулович Валерьян Ф. Габдулхаков Валерьян Фаритович Габдулхаков Венера Г. Закирова Вера К. Власова Вера Ю. Хотинец Виолета Розанда Владимир И. Горбунов Галина И. Симонова Гасангусейн И. Ибрагимов Дарья С. Медведева Динара К. Бисимбаева Евгения О. Шишова Зденка Гадушова Ильшат Р. Гафуров Инна И. Голованова Ирина А. Нигматуллина Ирина Д. Демакова Лера А. Камалова Лилия А. Латыпова Любовь А. Кочемасова Любовь Г. Пак Людмила В. Байбородова Муса Нуши Надежда А. Иванищева Надежда Ю. Костюнина Наталья Н. Калацкая Ник Рашби Оксана В. Кожевникова Ольга К. Евдокимова Ольга Ф. Шихова Роза А. Валеева Руслан Н. Хакимзянов Шамиль Ф. Шеймарданов Юлия О. Новгородова Юрий А. Шихов

Подписка на обновления

Подпишитесь, чтобы получать новости о E&SD

кликните сюда (откроется в новом окне)

© 2025 Образование и Саморазвитие | Все права защищены

Разработано Philip K Meadows по заказу на базе платформы WordPress