Имплементация инклюзии выдвигает принципиально новые требования к профессиональ-
ным компетенциям педагогов, вследствие чего актуализируется запрос на эмпирически фун-
дированную компетентностную модель педагога инклюзивной образовательной организации.
В качестве эмпирической базы выступил комплекс вузовских программ подготовки педаго-
гов с заявленными в них профессиональными компетенциями, которые связаны с работой
в условиях инклюзии и которыми должен овладеть выпускник. Такая исследовательская
логика до настоящего времени не реализовалась, на восполнение данного пробела и было
направлено предпринятое исследование. Цель исследования заключалась в том, чтобы на
основе анализа номенклатуры и сущностных характеристик инклюзивных компетенций,
представленных в образовательных программах вузов, ведущих подготовку кадров для ра-
боты с лицами с ОВЗ, построить структурно-содержательную модель педагога инклюзивной
образовательной организации. В рамках исследования с помощью метода контент-анализа
были изучены тексты 59 Примерных основных образовательных программ. Также прово-
дился частотный и факторный анализ матрицы представленности индикаторов компетенций
в образовательных программах.
Установлено, что смысловое ядро инклюзивной компетенции педагога отражает необходи-
мость учета в образовательном процессе особого психолого-педагогического статуса таких
детей в аспектах их субъектной позиции в обучении, своеобразия их развития, состояния
здоровья и специфики образовательных потребностей.
Интегральными компетенциями педагога, своей совокупностью определяющими его инклю-
зивную компетентность, выступают готовность к организации инклюзивного образователь-
ного процесса в целом; готовность к организации индивидуально-ориентированного обра-
зовательного маршрута обучающегося с ОВЗ; готовность к индивидуальной/коллективной
поддержке обучающихся с ОВЗ; готовность к организации психолого-педагогической под-
держки обучающихся с ОВЗ; содержательные/инструментальные знания, касающиеся рабо-
ты с обучающимися с ОВЗ.
При этом компетентностные профили педагогов, задаваемые вузовскими образовательны-
ми программами, не в полной мере согласуются и с имеющимися теоретическими моделями
компетентностей инклюзивного педагога, и с условиями реализации инклюзии на практике.
Новизна результатов исследования определяется формированием представлений о пяти-
компонентной структуре инклюзивной компетентности педагога, практическая значимость
– выяснением сущности противоречий в программном обеспечении вузовской подготов-
ки педагогов для работы в условиях инклюзивного образования, устранение которых при
проектировании основных образовательных программ и их дальнейшей реализации будет
способствовать повышению качества кадрового обеспечения системы инклюзивного обра-
зования.