Поведение субъекта образовательной деятельности в высшей школе является актуальной проблемой и требует исследовать личностные факторы речевого поступка, определяющие профиль поведения такого субъекта. Цель статьи – на основе результатов эмпирического
исследования описать паттерны речевого поведения субъекта образовательной деятельности, обусловленные влиянием личностных факторов, репрезентированные в речевом поступке. В работе использовались методики, позволяющие исследовать психофизиологический, психологический и социальный аспекты речевого поступка: методики оценки самодостаточности и саморегуляции компьютеризированной системы «АКорД», Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98»; статистические процедуры: описательные статистики, кластерный и корреляционный анализ. В исследовании принимали участие 333 студента первого курса вузов Екатеринбурга (N=333; M=19,71). Результаты значимой корреляции для отдельных комбинаций шкал самодостаточности и саморегуляции в кластерах, статистически значимое распределение Я-реального/Я-идеального по типам коммуникации, распределения шкал субсистемы в кластерах на операциональном уровне, предпочитаемых ролей в сопряженности Я-реального/Я-идеального и типа коммуникации в каждом кластере позволили описать паттерны речевого поведения, обусловленные личностными факторами, и связанные с ними пять профилей возможного поведения субъекта в условиях образовательной деятельности. Описанные профили поведения могут быть использованы для прогнозирования поведения субъекта образовательной деятельности, в проектировании педагогических технологий в методологическом, содержательном и организационном аспектах. Новизна и практическая значимость исследования заключается в исследовании личностных факторов речевого поступка и описании профилей прогнозируемого поведения субъекта образовательной деятельности.