Вопросы обучения и развития находятся в центре внимания журнала «Обра-
зование и саморазвитие». В эпоху компьютеризации необходимо пересмотреть
контексты и пространства обучения. На раннем этапе ребенок действует в ограни-
ченной среде, взаимодействуя с родителями и с объектами человеческой деятель-
ности. Ребенок учится посредством человеческих прикосновений, невербального
общения, а также через знакомство с окружающим его материальным миром. Вза-
имодействие в этой среде дает ребенку возможность учиться и развиваться соци-
ально. В постцифровую эпоху среда включает физическую и цифровую реальность.
Распространение цифровых технологий влияет на социализацию, восприятие ре-
альности (материальность физических, цифровых и трансмедийных практик) и де-
ятельность. То, как происходит взаимодействие с использованием набора средств
массовой информации, влияет на саморазвитие и самооценку ребенка. Окружаю-
щая среда формируется социальными практиками, которые в постцифровую эпоху
стирают границу между физическим и цифровым миром. При определении гра-
мотности вводятся понятия онлайн и офлайн деятельности (Sefton-Green, Marsh,
Erstad, & Flewitt, 2016). Границы между физическим и виртуальным стираются
(Marsh, 2010; Plowman, 2016).