Пандемия Covid-19 еще далека от завершения, но нет сомнений в том, что исследователи
в области образования будут анализировать изменения, произошедшие в преподавании и
обучении, в течение многих последующих лет. Никто не может быть уверен, что новые вол-
ны и модификации заболевания не заставят человечество кардинально изменить образова-
тельные технологии. В связи с этим представляется необходимым, чтобы все мероприятия
по трансформации образования были научно задокументированы и проанализированы, что
позволит сформировать базу данных, необходимых для дальнейшей работы. Важно также,
чтобы эта работа осуществлялась в контексте территориально близких стран, исторически
связанных друг с другом, но по-разному реагировавших на пандемию, что обусловлено эко-
номическими, социальными, культурными и географическими факторами. Перспективным
в этом отношении является исследование образовательных процессов в постсоциалистиче-
ских странах Центральной и Восточной Европы, имевших во второй половине ХХ века во
многом схожие принципы построения национальных образовательных систем, но серьезно
изменившихся под влиянием реформ последних тридцати лет. Сопоставление кейсов пяти
университетов России, Германии, Болгарии, Чехии и Приднестровья позволило не только
выявить общие проблемы, но и оценить эффективность мероприятий по реорганизации
высшего образования в период пандемии COVID-19 с целью сохранения и повышения каче-
ства подготовки учителей.