В статье представлены направления и содержание научно-методического обеспечения про-
цесса воспитания в школе.
В качестве методов исследования выбраны анализ, изучение массового и передового опыта
школ в сфере воспитания, экспертиза, обобщение, сравнение, интерпретация и систематиза-
ция. Их выбор обусловлен задачами исследования, которые носят в основном теоретический
характер. Определение направлений научно-методического обеспечения процесса воспита-
ния в школе потребовало изучить массовый и передовой опыт школ в сфере воспитания,
проанализировать его, провести экспертизу, обобщить и систематизировать. Содержание
каждого направления данного обеспечения было выявлено на основании анализа и теорети-
ческого обобщения полученных данных в ходе изучения массового и передового опыта школ,
вузов, системы повышения квалификации педагогов как воспитателей.
Научно-методическое обеспечение процесса воспитания может развиваться по нескольким
направлениям и на разных уровнях. На государственном уровне оно связано, в частности,
с программным обеспечением (примером может служить «Примерная программа воспита-
ния»); на уровне высшего образования – с определением теоретических основ подготовки
будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего образования, с разра-
боткой обновленного содержания учебников и пособий по теории и методике воспитания;
на уровне системы повышения квалификации – с разработкой ее принципов, новых про-
грамм и поиском интерактивных форм обучения педагогов.
Новизна проведенного исследования состоит в определении основных направлений и содер-
жания научно-методического обеспечения процесса воспитания в школе.
Полученные результаты позволяют обоснованно формировать научно-методическое обеспе-
чение процесса воспитания в школе на разных уровнях. Это даст возможность с опорой на
основные положения научной школы академика РАО Л. И. Новиковой «Системный подход
к воспитанию и социализации детей и молодежи» провести необходимые изменения в сфере
воспитания с учетом современных общественных вызовов.