Вопросы сверхразнообразия языков и культур, множественность идентичности и вариа-
тивность культурных практик, многоязычие, изучение языков и мультикультурность, меж-
культурное взаимодействие в группах дошкольных учреждений и в начальной школе имеют
принципиальное значение для понимания и оценки современной ситуации существования
русского языка за рубежом. Учителям приходится принимать во внимание лингвистические
и художественные ресурсы и обзаводиться особым методологическим репертуаром. Целью
исследования является показать, какие основные темы затрагиваются родителями и педа-
гогами многоязычных детей при обсуждении трудностей, возникающих при организации
многоязычного образования, какие пути они предлагают для их преодоления. В исследова-
нии, проводившемся в разных странах (Германия, Россия, Финляндия, Франция), родители
и педагоги отвечали на анкету по поводу их установок по отношению к двуязычному обра-
зованию дошкольников и младших школьников. Характеризовались семьи и образователь-
ные учреждения. Дополнительно анализировались интернет-дискуссии на международных
платформах на русском языке. Существующие практики демонстрируют, что разнообразие
подходов к раннему двуязычному воспитанию ограничено материальными и человеческими
ресурсами и потенциалом детского развития. Лучшие результаты требуют большего инпута,
преданных делу родителей и педагогов, большего финансирования, жестких правил языко-
вого употребления и подлинной преемственности двуязычного образования в качестве цели
на всех этапах детского развития. Неодинаковые результаты при разных педагогических под-
ходах связаны не только с языком самим по себе, но и с политическими и экономическими
обстоятельствами и когнитивными способностями детей.