Статья посвящена актуальным проблемам реформирования высшего педагогического образования (в контексте задач реализации САЕ). Направленность образовательного процесса на развитие личностной зрелости, конкурентоспособности, успешности специалиста обусловлена рядом причин, среди которых наиболее весомыми следует считать: готовность к профессиональной деятельности педагога в новых экономических социокультурных условиях, конкурентной среде; ориентацию учебной деятельности на профессиональный и инновационный поиски; стимулирование интереса к саморазвитию, самореализации. В статье предлагается взгляд на построение целостной педагогической системы развития личностной зрелости, конкурентоспособности педагога. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе проведенного анализа дать по возможности простые и понятные ответы на часто задаваемые вопросы, направленные на совершенствование качества педагогического образования.
Структура личностной зрелости педагога как составляющей конкурентоспособности, характеризуется следующими компонентами: мотивационно-ценностный компонент содержательно включает в себя высокую мотивацию педагога к профессиональной деятельности, ценностные ориентации, познавательные интересы, направленные на различные виды социально значимой деятельности, а также способствует саморазвитию, самоактуализации, самоутверждению, что является важной стороной для конкурентоспособного учителя. Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает педагогам осознание и оценку у них потенциала, реальный уровень конкурентоспособности, осуществить прогнозирование и проектирование дальнейшего профессионального роста. Деятельностный компонент заключается в осуществлении педагогической деятельности, в реализации умений и навыков познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера.
Для исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости педагога был использован вербальный фрустрационный тест Собчик. Предлагаемая методика позволяет выявить наиболее значимые ценности в ситуации фрустрированности. Для оценки рефлексивно-оценочного компонента применялась методика Е.Е. Рукавишниковой, направленная на определение уровня рефлексивности педагогов, обеспечивающей стабилизацию их эмоционального мира, мобилизацию волевого потенциала, гибкое управление им. Для изучения самоактуализации педагога использовался тест. разработанный Э.Шостром.
Для выявления уровня развития компонентов использовались психолого-педагогические методики, тесты, наблюдения.
Доказана зависимость конкурентоспособности педагога от уровня его личностного развития. Выявлена взаимосвязь между снижением профессиональной успешности педагога и уровнем развития компонентов личностной зрелости педагога.
Приводится подробный анализ недостатков развития личностных качеств педагога, препятствующих профессиональному самовыражению, профессиональному самосовершенствованию и успешности.
Полагается, что именно формирование личностной зрелости педагога обеспечивает не только стремление к самообразованию педагога, но и способствует развитию его конкурентоспособности, созданию профессиональной конкурентной среды.
По итогам проведенного исследования формулируются выводы, касающиеся развития личностной зрелости как компонента конкурентоспособности педагога.