Учителям приходится сталкиваться в школе с различными стрессовыми ситуациями. В этой
связи проведено много исследований, направленных на изучение потенциальных факторов
стресса, присутствующих в школьной среде. Как правило, подготовка учителей не подразуме-
вает развитие компетенций по разрешению стрессовых ситуаций на уроке. Однако, как толь-
ко учителя начинают свою профессиональную карьеру, в список их навыков и умений авто-
матически включается и данная компетенция. Цель настоящего исследования – определить
самые распространенные факторы стресса, с которыми сталкиваются учителя начальной
и средней школы в своей повседневной преподавательской деятельности. Для сбора данных
были использованы два метода: полуструктурированное интервью и наблюдения учителей во
время их занятий. На основе данных, полученных в ходе интервью, были определены девять
наиболее распространенных и серьезных факторов стресса: трудные ученики, несоответствие
между требованиями к успеваемости учащихся и их способностями, деструктивное поведе-
ние учеников, недостаточное внимание учащихся, социальные и эмоциональные факторы
среды, в которой живут учащиеся, использование мобильных телефонов во время занятий,
чрезмерная нагрузка и усталость учителей, недостаточное материально-техническое обеспе-
чение и отсутствие учебно-методических материалов, конфликты между учениками (указано
в иерархическом порядке). Наблюдение было проведено с целью подтвердить на практике
типы стрессоров, выявленных в ходе интервью. Анализ записей наблюдения подтвердил не-
которые стрессоры, выявленные ранее, а также определил новые факторы стресса.