Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким обучающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, помощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпускников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из 16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х классов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили желание принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации: Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Оренбургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Рекомендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста.