Цель статьи показать вклад Махмутова в теорию обучения. В результате анализа научной литературы и передового педагогического опыта показано, что М.И.Махмутов сформулировал типы обучения от дог-матического, объяснительно-иллюстративного до проблемного и показал диалектику перехода количе-ства усвоенных знаний учащихся в качество их осознания, он показал их диалектическую взаимосвязь, он доказал: учащегося как субъекта учения надо готовить. М.И.Махмутову принадлежит идея различе-ния мастерства учителя по степени освоения им системы методов проблемного обучения. Казань и республика в целом стали основным плацдармом перехода к проблемному типу обучения. Это очень существенно отразилось на результатах образования. Об этом свидетельствовали призовые места учащихся в Татарии и Советском Союзе. Научная школа Махмутова имела продолжение в работе учителей-практиков. Поэтому многие учителя до сих пор используют методы проблемно-развивающего обучения. Они считают эти методы обязательным атрибутом качественного образования.