Изучены факторы, влияющие на выбор стратегии адаптации – копинга – студентов к экза- менационному стрессу, а именно, пол, физиология, тревожность, занятия спортом. В ис- следовании принимали участие 139 здоровых добровольцев юношей и девушек, атлетов и неатлетов, студентов 1 и 2 курса в возрасте 18–22 года. Исследование проводилось во время экзаменов на основе информированного согласия в соответствии с протоколом 6.26.06.2018, утвержденным Локальным этическим комитетом.
Выявлены устойчивые взаимосвязи между тревожностью и рядом физиологических параме- тров организма: биохимией крови, гормонами и функциональным состоянием дыхательной системы. Показано, что регулярные физические нагрузки (спорт), равно как и физиологиче- ские параметры, не влияют на выбор копинг-стратегии в стрессовой ситуации экзамена и не связаны с личностной тревожностью. В то же время, обнаружены статистически значимые отличия у юношей и девушек в степени выраженности реактивной и личностной тревожно- сти, а также в использовании ряда стратегий совладающего поведения: «бегство-избегание», «принятие ответственности» и «поиск социальной поддержки». Показаны корреляционные зависимости между тревогой и физиологическими параметрами и тревогой и копинг-страте- гиями. Феномен тревоги при экзаменационном стрессе является, по-видимому, связующим звеном между физиологическими параметрами и поведением.