статье проводится анализ результатов исследования практики частных вспомогательных
занятий с сельскими школьниками. Актуальность исследования данной проблемы обуслов-
лена высокой популярностью занятий с частными педагогами среди современных школьни-
ков. В Российской Федерации более половины школ находятся в сельской местности. Пос-
кольку сельские образовательные организации существенно отличается от городских рядом
характеристик, то исследования педагогических явлений целесообразно проводить не только
в городских, но и в сельских школах.
Цель исследования – выделить основные черты вспомогательных занятий с обучающими-
ся в сельской местности. Ведущим методом исследования является анкетирование. В опросе
приняли участие 210 педагогов сельских школ из шести регионов Российской Федерации.
Также применялись методы: беседы, наблюдения, анализ литературы и Интернет-ресурсов,
интервьюирование, контент-анализ и метод анализа случая.
В результате исследования выявлены причины, по которым данные занятия практикуются на
селе меньше, чем в городе. Определено отношение педагогов сельских школ к частным вспо-
могательным занятиям. Результаты исследования отражают уверенность педагогов сельской
школы в том, что практика репетиторских занятий по предметам школьной программы сти-
мулирует саморазвитие обучающихся. Сделан вывод о том, что педагоги сельских школ вы-
ражают положительное отношение к практике репетиторства, в том числе применительно к
своим детям. Проведено сравнение популярных направлений частных вспомогательных за-
нятий с сельскими и городскими школьниками. Выводы авторов в статье подкреплены ком-
ментариями педагогов, участвующих в опросе, выражающих личное отношение к проблеме
частных вспомогательных занятий.
Данное исследование позволило установить, что практика частных вспомогательных заня-
тий по предметам школьной программы распространена не только в городских школах, но
и в сельской местности, а значит, не является частным случаем. Основные задачи, решаемые
частными педагогами, не зависят от места проживания и обучения.