Цель статьи – показать место проблемного обучения в современной теории образования. Создателем целостной концепции проблемного обучения в 60-80-е годы ХХ века был академик Мирза Исмаилович Махмутов. По М.И.Махмутову, проблемное обучение представляет собой дидактическую систему. Эта система основана на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включает определенное сочетание приемов и методов преподавания и учения. Приемы и методы напоминают научный поиск.
М.И.Махмутов выделял проблемное преподавание и проблемное учение. Проблемное преподавание определяется как деятельность преподавателя по обеспечению условий проблемного учения путем преднамеренного создания системы последовательных проблемных ситуаций и управления процессом их разрешения самими обучаемыми. Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности анализа проблемных ситуаций, формулировке проблем и их решению посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказатель-ства, а также путем проверки правильности решения. Создание системы проблемных ситуаций и управ-ление деятельностью обучаемых по самостоятельному решению учебных, а иногда и научных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения. Основным понятием теории проблемного обуче-ния является проблемная ситуация. Условием возникновения такой ситуации являются противоречия между фактами, явлениями в науке, жизни или между знанием и незнанием обучаемых.
Современные теории образования (дошкольного, школьного, высшего) учитывают теоретический и практический опыт реализации проблемного обучения. Это обнаруживается и в технологиях развития дошкольного детства, и в технологиях модульного, концентрированного обучения, развития критиче-ского мышления и в современных технологиях дистанционного обучения, и в разнообразных формах учебного сетевого взаимодействия, и в общих направлениях развития цифровой педагогики. Теория проблемного обучения М.И.Махмутова – это теория перспективного развития современного образова-ния.