Большое количество исследований о ценности и способах развития понимания ребёнком эмоций привело к появлению целого ряда программ, направленных на это. Программы имеют разное, иногда взаимоисключающее содержание. Поэтому целью исследования стало выявление возможностей и ограничений содержания программ, направленных на развитие у детей понимания эмоций. Методом в данном исследовании выступил сравнительный анализ программ в аспекте использования компонентов понимания эмоций, представленных в модели Ф. Понса и П. Л. Харриса. Было выбрано 8 образовательных программ развития понимания дошкольниками эмоций, представленных в рецензируемых изданиях. В результате проведенного исследования были выявлены возможности, предоставляемые содержанием этих программ, базирующихся на различных подходах к пониманию ребенком эмоции, и ограничения, определяемые такими подходами. Также были выделены особенности темы понимания эмоций, позволяющие при проектировании программ углубить их содержание.
Ключевые слова : дошкольный возраст
Компетенции специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, в системе непрерывного образования
В данной статье выявлены компетенции специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), с использованием модульного компетентностного подхода в системе непрерывного образования. В рамках исследования было организовано дополнительное обучение специалистов в Татарстане и проведен онлайн-опрос 104 участников, прошедших повышение квалификации. Исследование выявило неравномерность формирования компетенций у специалистов: учителя и воспитатели оказались менее подготовлены к взаимодействию с детьми с расстройствами аутистического спектра, чем логопеды и психологи. Недостатки были выявлены во всех группах компетенций, особенно в диагностике и применении технологий. Для специалистов системы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра разработана модель дополнительного образования, которую необходимо расширить, включив в нее учителей и воспитателей инклюзивного образования.
Диагностика учебной мотивации в дошкольном детстве: тестирование психометрических свойств русскоязычной версии Child Behaviour Motivation Scale
Цель данной работы заключалась в оценке психометрических свойств русскоязычной версии инструмента «Child Behaviour Motivation Scale» (CBeMO), предназначенного для диагностики учебной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 59 воспитателей, которые заполнили шкалы CBeMO индивидуально по каждому воспитаннику старших групп, с которыми они работают на протяжении не менее 4 месяцев. Общую выборку составили 754 ребенка в возрасте 5-6 лет. Анализ внутренней согласованности шкал указал на высокий уровень одномерности всех шкал инструмента («Ориентация на задачу», «Избегание задач» и «Социальная ориентация»). Конфирматорный анализ подтвердил соответствие эмпирических данных теоретической модели опросника. Фактическая структура данных, полученных на российской выборке, определенная с помощью факторного анализа, за исключением одного пункта идентична оригинальной конфигурации шкал. Таким образом, для дальнейшего использования русскоязычной версии опросника не требуется дополнительных процедур по улучшению перевода на русский язык и мер по культурной адаптации. Кроме оценки психометрических свойств был проведен анализ, направленный на определение роли возраста, пола, интеллекта и языковой среды в учебной мотивации детей. В статье представлены результаты анализа, предложения по их интерпретации и перспективные направления дальнейших исследований.
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей
Уровень образования родителей существенным образом отражается на результатах пси-
хического развития детей и является значимым предиктором формирования взглядов
и представлений о воспитании, которыми они руководствуются во взаимодействии с деть-
ми. Однако исследований, которые были бы направлены на изучение роли уровня образо-
вания российских родителей в формировании их взглядов на вопросы воспитания детей,
практически нет. По этой причине в настоящей работе была поставлена цель изучить роль
уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий вос-
питания с учетом возраста и пола ребенка и регионов, где проживают семьи. Интуитив-
ные теории воспитания российских родителей изучались с помощью пунктов опросника
Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ). Выборку составили 995 родителей детей от
1 до 7 лет, проживающих в г. Москве, Республике Саха (Якутия) и Республике Северная
Осетия. Выявлены два профиля во взглядах родителей на воспитание детей в зависимости
от уровня образования. Определены различия и сходства в представлениях о воспитании
детей с точки зрения географии проживания семей при контроле уровня образования ро-
дителей. Результаты исследования освещают вопросы современного родительства в трех
регионах страны и могут быть полезны для понимания профиля современного родителя,
а также для разработки просветительских программ, направленных на саморазвитие и по-
вышение компетентности российских родителей.
Клиника психического развития ребенка и технология подготовки педагогов к работе в поликультурной среде
Изъятие статьи (Ретракция)
Статья «КЛИНИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ» (2016). E&SD, 11(1), С. 27-35. (Авторы: Валерьян Фаритович Габдулхаков, Алла Ибрагимовна Рафф, Евгения Александровна Сунцова) отзывается главным редактором журнала и издательством Казанского Федерального Университета в виду того, что в ней были обнаружены существенные некорректные заимствования (плагиат) из диссертации Тютюнник В.И.
Ссылки
Валерьян Фаритович Габдулхаков, Алла Ибрагимовна Рафф, Евгения Александровна Сунцова (2016) КЛИНИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. E&SD 11(1), С. 27-35.
Тютюнник В.И. (2004) Психология труда (Tyutyunnik V.I. Labor psychology)
Тютюнник В.И. (2008) Основы психологических исследований: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология».
Проблема исследования заключается в противоречии, которое обнаруживается, с одной стороны, в на-личии многочисленых клинических диагностик психического развития ребенка, а также технологий подготовки педагогов к работе с детьми, а с другой стороны, в отсутствии корреляции (зависимости) между закономерностями психического развития детей и технологиями, в которых эти закономерности детерминируют содержание и систему подготовки педагогов в поликультурной среде. Неготовность пе-дагогов учитывать клинику ведет к развитию у детей самых разнообразных патологий. В поликультур-ной среде эти патологии приобретают осложненный характер. На основе анализа данных 456 испытуемых показаны закономерности психического развития детей от 1 года до 7 лет, доказано, что каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом ста-новления. У детей 1-2 лет речь, память и мышление являются одним целым, в то время как с возрастом эти три функции локализуются. Эта тенденция является одной из основных в процессе развития цен-тральной нервной системы. Одновременно происходит становление символизации и ассоциации. Для того чтобы объединить все функции в единое целое педагог должен инициировать участие более глу-бинных нервных образований, которые рассредоточены в разных структурах. Например, в первые меся-цы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируют-ся предметные действия. Соответственно технология подготовки педагогов для работы с детьми до-школьного возраста должна предусматривать пропедевтику вербально-семантического характера, по-зволяющую устанавливать контакт с ребенком на его родном языке общения, а также рефлексивный компонент, ориентированный на поддержку чувственных, а позднее предметных действий. На следую-щем этапе выделяется антиципационный компонент, который помогает прогнозировать у ребенка взаи-модействие восприятия, памяти, мышления, поведения, возможные проявления психопатии: память вы-деляется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью. На третьем этапе выделяется когнитивный компонент: познавательные процессы у ребенка, пройдя период дифферен-циации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком уровне и в определенной степени нейтрализуют возможные проявления психопатии. Было доказано, что учет взаимосвязи памяти с речью и мышлением помогают педагогам обеспечить интеллектуализацию этой взаимосвязи. В результате проведения срезов и математической обработки данных было установлено, что технология обеспечива-ет достаточно высокую готовность педагогов к работе с клиническими особенностями детей дошколь-ного возраста.