Исследуемая проблема обусловлена предъявляемыми цифровой экономикой и новым тех-
нологическим укладом требованиями к совокупности компетенций человека, среди которых
особое место занимают междисциплинарные компетенции. Сложившаяся система образо-
вания ориентирована на предметную форму организации образовательного процесса. Более
актуальное межпредметное обучение требует проработки организационно-методических
основ. Особая потребность в них имеется для формирования функциональной грамотно-
сти, предполагающей способности личности адаптироваться и непрерывно развиваться
в динамичном и сложном мире, инициировать и реализовывать инновации с использова-
нием знаний разных отраслей. Цель исследования — разработать и внедрить систему организационно-методических средств межпредметного обучения в качестве средства развития
функциональной грамотности детей и подростков в общеобразовательных организациях
субъектов России для их успешной адаптации к условиям цифровой экономики. Методами
исследования избраны анализ современных теоретико-методологических подходов и пра-
ктик к организации межпредметного обучения в образовательных организациях, методы
включенного наблюдения, фокус групп и эксперимента. Рассмотренное в работе понятие
математической грамотности является частью функциональной грамотности. Для проведе-
ния исследования, а также написания межпредметных заданий, математическая грамотность
анализируется через выделение математического содержания и мыследеятельности. Описы-
вается опыт авторов по разработке межпредметных заданий для формирования исследова-
тельской компетентности, мотивации к познанию и личностному развитию, математической
грамотности учеников 5-9 классов, аналогичной модели исследования PISA-2021. Выполнено
описание методики составления компетентностно-ориентированных межпредметных зада-
ний. Исследование развивает методологические и организационно-методические основы
формирования функциональной грамотности, добавляя их конкретными и апробированны-
ми авторским коллективом инструментами для повышения результативности межпредмет-
ного обучения и, далее, для создания среды и условий формирования личности, способной
мыслить креативно, используя компетенции межпредметного комплекса. Материал статьи
будет интересен широкой аудитории специалистов в области образовательной политикой
и практики.
Ключевые слова : PISA
Непрерывное образование учителя математики и качество по PISA: от профессиональной компетентности к математической грамотности школьников
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что качество образования является системообразующим фактором в социальном развитии личности, общества, госу- дарства. Данная статья направлена на теоретическое осмысление понятия «качество образо- вания» в контексте международного сравнительного исследования PISA и обоснование не- прерывного образования учителей математики, как условия формирования математической грамотности школьников.
Диагностические методы опроса и анкетирования учителей, учащихся и родителей позволи- ли выявить проблемы в преподавании математики. Ведущим методом исследования избран контекстный анализ деятельности Центра повышения профессионального мастерства педа- гогов ГГТУ. Представленные в статье Программа повышения квалификации «Формирование практической математической грамотности школьников» и авторское учебно-методическое пособие «Жизнь как математический сюжет» демонстрируют их практическую направлен- ность на формирование профессиональной предметной компетентности учителя математи- ки, развитие математической грамотности школьников и, как следствие, повышение качест- ва общего образования по результатам PISA.