Статья посвящена тому, как философско-литературные истории влияют на развитие самостоятельного мышления обучающихся. Данная методика представляет собой особое направление программы «Философия для детей», воздействие которой на критическое и творческое мышление охарактеризовано в теоретической части исследования. Философско-литературный рассказ является жанром художественной литературы. Он содержит философские категории, но характеризуется простотой тематики, содержания и языка. Роль подобных текстов
заключается в мотивации к последующему философскому обсуждению в группе, называемой
исследовательским сообществом. В интерпретации такого текста ученики демонстрируют
владение приемами критического мышления. Авторы рассматривают подобную деятельность как специфическую модель развития критического мышления.
Ключевые слова : критическое мышление
Влияние некоторых переменных на уровень критического мышления студентов: предварительные результаты исследования
Критическое мышление необходимо не только для успешного освоения материала академических дисциплин, но и для эффективного осуществления любой профессиональной деятельности. Цель исследования – выявить уровень критического мышления у студентов и определить, что и как влияет на критические способности учащихся. В качестве переменных выступили пол, возраст, использование СМИ, потребность в СМИ, актуальная информация, актуальная информация из профессиональной области, интернет-информация по медицине. В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте от 21 до 36 лет, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры. Для достижения поставленной цели была выбрана количественная методология с использованием теста по измерению критического мышления (CTTUS – Тест по измерению критического мышления студентов) в качестве исследовательского инструмента. Для анализа данных применялась описательная, индуктивная и многомерная статистика. Было выявлено, что информационная грамотность, возраст и пол являются важными факторами, так как имеют существенное влияние на уровень критического мышления. В заключении представлены ограничения исследования.
Инструментарий оценки универсальных компетенций (soft skills) у студентов педагогического вуза
В условиях стремительного развития науки и технологий и, как следствие, в связи с быстрой
девальвацией знаний вуз должен не только давать студентам предметные, узкопрофессио-
нальные знания и умения, но и формировать у них универсальные компетенции (мягкие/
гибкие навыки, soft skills), к которым относят способность к самообучению и саморазвитию,
к коммуникации и кооперации, креативность, критическое мышление и другие. Именно это
становится сегодня и будет в дальнейшем решающим условием личностной и профессио-
нальной успешности молодого специалиста, востребованного работодателем.
Ввиду отсутствия в настоящее время унифицированных и валидизированных методик ди-
агностики универсальных компетенций, а также в силу существующей неопределенности
и несогласованности позиций ученых и практиков относительно базового набора мягких на-
выков, необходимых молодому специалисту на старте его профессиональной карьеры, в выс-
шей школе возникают трудности в организации образовательного процесса, направленного
на формирование как предметных (hard skills), так и мягких (soft skills) навыков.
Цель исследования состояла в разработке и апробации инструментария для оценки и мони-
торинга уровня сформированности универсальных компетенций у студентов педагогическо-
го вуза.
Предложенный инструментарий был апробирован в Институте естествознания и спортив-
ных технологий Московского городского педагогического университета и выявил сильные
и слабые стороны образовательного процесса, выступив в роли средства, позволяющего вы-
брать более эффективную стратегию обучения.
Предлагаемый подход является универсальным и может быть использован для обучения по
разным направлениям.
Восприятие учителями критического мышления и работа с ним в процессе обучения чтению
В настоящем исследовании изучается восприятие иранскими учителями важности критиче-
ского мышления и то, как их убеждения отражаются на практической деятельности; кроме
того, исследование направлено на выявление возможных препятствий в формировании кри-
тического мышления на уроках чтения. Данные были собраны путем анкетирования, собесе-
дований и аудиторных наблюдений в 4 университетах и нескольких институтах английско-
го языка. В исследовании приняли участие 50 человек. Анкета с шестнадцатью закрытыми
и двумя открытыми вопросами использовалась для сбора данных об убеждениях учителей.
На следующем этапе один из 10 учителей, показавших наиболее значительные результаты,
был выбран для наблюдения в классе и собеседования. Результаты одного выборочного
Т-теста и независимого выборочного Т-теста показали, что учителя считали критическое
мышление важным и что в отношении к критическому мышлению значительной разницы
между мужчинами и женщинами нет. Качественный анализ данных показал, что, несмотря
на твердое убеждение учителей в необходимости критического мышления, они недостаточно
использовали его в своей практике. В заключение дан анализ препятствий и последствий,
сопровождающих данный процесс.
Непредубежденность в терминологической системе современной философии образования: интерпретации и проблемы
В статье рассматриваются основные аспекты дискуссии о понятии непредубежденности (openmindedness)
в современной англоязычной философии образования. Подчеркивается актуаль-
ность темы для отечественной педагогики, находящейся сегодня в ситуации сложного диалога
с мировыми традициями осмысления образовательного процесса. Непредубежденность пред-
ставлена в статье в качестве элемента обширной терминологической системы. Показано, что
необходимость прояснения смысла понятия связана с его ролью в определении критериев раз-
граничения образования и индоктринации. В статье представлены наиболее значимые опре-
деления непредубежденности. Указывается, что внешняя очевидность понятия контрастирует
с трудностью нахождения его непротиворечивой дефиниции. Выявлено, что ключевой осо-
бенностью состоявшегося опыта интерпретации непредубежденности является расширение
требований, предъявляемых к субъекту образования. В статье суммированы основные воз-
ражения, выдвигавшиеся по отношению к различным аспектам теоретического осмысления
понятия. Автор считает закономерным отказ от попыток реализовать в практике обучения
идеал абсолютной рациональной непредубежденности. В целом, дискурс о непредубежденно-
сти демонстрирует невозможность уклониться от обсуждения формирования субъекта при
любой попытке определения смысла образования. Перспективы исследования автор видит
в переосмыслении роли рациональности в процессе образования человека и мира.
О структуре многомерного мышления
Актуальность работы обусловлена тем, что в современных условиях необходимо у студентов высших учебных заведений развивать такое мышление, которое будет способствовать становлению личности, готовой в короткие сроки находить эффективные и разнообразные способы решения профессиональных и жизненных задач. Цель статьи заключается в характеристике особенностей многомерного мышления, а также раскрытии его структуры.
В статье представлены современные условия, в рамках которых проходит процесс развития и ста-новления профессиональной личности, даны определения понятий: «критическое мышление», «рефлек-сивное мышление», «творческое мышление», «прогностическое мышление», «системное мышление». Далее из указанных понятий сформировано определение «многомерное мышление» и структура. Пред-ставлены результаты исследования среди аспирантов первого года обучения, которое заключалось в выявлении различных видов мышления, а также разработке приемов и методов их развития.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Важнейшей целью современного образования становится развитие интеллектуальной сферы личности, в частно-сти, критического мышления. Выпускник вуза должен уметь критически оценивать, систематизировать информацию, принимать самостоятельные решения. Развитие критического мышления в вузах западных стран – теоретически обосно-ванный, планомерный, управляемый процесс. Западный опыт может быть проанализирован, адаптирован к требованиям российского общества, применен в отечественном профессиональном образовании.